Развитие психических функций ребенка в процессе игры

1270

Общая информация

Ключевые слова: игровая деятельность, расстройства аутистического спектра, проблемы школьной адаптации, инклюзивная образовательная среда

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Развитие психических функций ребенка в процессе игры // Аутизм и нарушения развития. 2012. Том 10. № 3. С. 43–58.

Полный текст

 

Модернизация системы образования связана с воплощением гуманистического и личност­но-ориентированного подхода к ребенку, где на первый план выступает качество образовательного процесса. Это значит, что должны быть созданы условия для самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом общественного развития и благополучия.

Этап приспособления к школе является специфическим для младшего школьного возраста и во многом определяет как динамику становления личности, так и общее психическое развитие. При поступлении в школу к ребенку предъявляется система внешне нормированных требований как к социальному индивиду, т.е. от него ожидают способностей, навыков, знаний, которые делают возможным его участие в учебной деятельности, общении с одноклассниками и учителями. Эти требования безлики, так как обращены ко всем детям и имеют специфические характеристики в каждый конкретный исторический период. Ребенок чувствует себя на уровне занимаемого положения тогда, когда для выполнения всех внешних требований у него имеются адекватные способности.

В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации, которая служит, с одной стороны, довольно точным индикатором различных дефицитов и отклонений в развитии, сформировавшихся у ребенка до школы, а с другой стороны, выступает в качестве условий, определяющих динамику дальнейшего психического развития и становления его личности в целом.

С усилением урбанизации и мобильности населения, усложнением материально-экономического положения в обществе, возрастающей занятостью родителей роль школы заметно расширилась. Возможно, пришло время признать, что плохое социальное окружение и отсутствие свободного пространства породили поколение ребятишек, социально обделенных, требующих поддержки.

Данные свидетельствуют, что дети из более низких социальных слоев уже в начальной школе обнаруживают трудности в обучении, и у них уже «на старте» имеется отставание. Это отставание увеличивается по мере прохождения начального образования. Они явно отстают в речевом развитии, их ближайшее окружение проявляет мало заботы, что плачевно сказывается на результатах их учебы. Желательно, чтобы обучение они начинали в малой группе, для того чтобы учитель «достучался» до каждого и поднял их до уровня, с которым другие дети поступают в школу. С этой целью школа может создавать классы компенсирующего развития, задача которых преодолеть недостатки, порожденные неблагоприятными условиями развития.

Невозможность реализовать себя в сложившихся условиях является психо­травмирующим фактором, это приводит к нарушениям поведения, снижению учебной активности, изменению эмоционального состояния. Школьники начинают демонстрировать поведение по типу внешней или внутренней агрессии, что является, по сути, психологической защитой и выражается, чаще всего, в виде активного протеста, ухода, в реакциях тревожности и неуверенности.

Низкий уровень школьных достижений связан с потерей мотивации и даже с отрицанием обучения. Не имея мотивации или ведя бессмысленную борьбу против учителей, ребенок терпит поражение в учебе, обрекая себя на неудачи в жизни и бесперспективное будущее. Поэтому сначала надо выявить причины, которые приводят школьников к негативным результатам в сфере образования, а уже затем выработать курс, направленный на их устранение. Для определения характера помощи каждому конкретному ребенку, а также способов, которыми можно ее наилучшим образом обеспечить, нужны серьезные усилия опытных профессионалов.

Климат класса складывается из многих разнообразных элементов, непредвиденных, реализованных или упущенных возможностей, формирующих человеческие связи. Учитель, поддерживающий дружбу между детьми в своем классе, очень быстро будет вознагражден за потраченное время: уменьшится количество дисциплинарных проступков, заметно поднимется уровень успеваемости, так как дети будут меньше беспокоиться, что останутся в одиночестве или будут подвергаться насмешкам со стороны сверстников.

Стремление формировать дружеские связи в начальных классах не является педагогическим изыском. Это необходимое условие обучения, так же как и воспитание чувства собственного достоинства. Это первая «линия обороны» в борьбе против хулиганства, надругательства над детьми, насилия. Чувство ответственности за себя и за других людей, которое формируется у детей в начальных классах, может стать хорошей преградой вандализму и жестокости. Если человек не смотрит на мир через призму любви и уважения к себе и другим, то у него остается, по существу, лишь два пути — конфронтация с обществом, выражающаяся зачастую в преступности, или уход в себя.

В школьной практике мотивацию у детей часто стимулируют, используя довольно суровые методы принуждения. И хотя они никогда не срабатывают, школа, пытаясь решить наболевшие проблемы, вводит новые ограничения. Только там, где между учителями и учениками сложились дружеские отношения, когда те и другие заинтересованы в успехе учебного процесса в равной степени, когда они сообща решают проблемы, образование процветает.

В какой бы среде ребенок ни рос, он с оптимизмом смотрит в будущее. Дети надеются добиться признания в школе и рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма — самая серьезная проблема начального образования. Необходимо искать пути к достижению успеха школьников, все меры могут быть хороши: увеличение штата учителей, строительство улучшенных зданий, повышение качества профессиональной педагогической подготовки, привлечение большего числа специалистов, значительное пополнение школьного бюджета или меньшая наполняемость классов. Кроме того, мы должны предусмотреть в учебном плане занятия, направленные на адаптацию детей к школе, и сделать их обязательными. Если мы стремимся воспитать поколение, способное сотрудничать с другими людьми, личностно и социально полноценное, то мы должны рассматривать эти задачи как первостепенные.

ПЕРВИЧНАЯ ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ

Каждый период детского развития начинается с ориентации в сфере человеческих отношений. Любая деятельность не может развиваться, если она не встроена в новую систему отношений ребенка с обществом. Поэтому начальный этап обучения детей в школе с неизбежностью диктует повышение уровня социального функционирования, формирование доверия к окружающему миру через ситуацию успеха как в основной деятельности, так и в общении со сверстниками и учителями.

Программа «Развитие психических функций ребенка в процессе игры» проводится в игровой форме и включает методики, стимулирующие развитие детей как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность учит ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе раздвигает границы видения ребенком своих возможностей и ограничений через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка к самоактуализации и более эффективному усвоению получаемых знаний. Заниматься с детьми по программе могут не только школьный психолог, но и учитель, и социальный педагог.

Занятия с детьми ориентированы не только на совершенствование коммуникативных навыков, но и способствуют развитию основных психических функций ребенка. К ним относятся: внимание, пространственная ориентация, произвольность, мышление и речь.

Наиболее слабым звеном у младших школьников является речь: им трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь. Тренировка спонтанной речи способствует формированию мыслительных операций, логических умозаключений.

Система работы, направленная на преодоление выявляемых нарушений у детей младшего школьного возраста, была разделена на четыре основных блока.

1.    Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

а)     формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

б)     развитие способности работать в группе;

с) развитие умения владеть средствами общения;

д)     формирование позитивного «образа Я», способности выражать собственное мнение, повышение самооценки;

е)     накопление опыта взаимодействия друг с другом.

2.    Развитие речевой и мыслительной деятельности:

а)     расширение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

б)     формирование развернутой монологической и диалогической речи, умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

в)     расширение словарного запаса (знакомство с определениями, синонимами, антонимами).

3.    Развитие произвольности психической деятельности:

а)     умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией;

б)      умение планировать предстоящую работу, определять пути и средства достижения учебной цели;

в)     овладение навыками контроля за своей деятельностью;

г)     умение подчинить свою деятельность времени.

4.     Развитие пространственных представлений:

а)     формирование умения ориентироваться в пространстве тетради и помещения с помощью простой схемы, а также самостоятельное ее создание;

б)     усвоение таких характеристик пространства как расстояние и направление, правильное использование понятий, обозначающих эти характеристики;

в)     совершенствование координации движений в пространстве;

г)     формирование умения манипулировать с образами, развитие способности ребенка «действовать» в уме.

Программа рассчитана на 45 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 40—45 минут.

Предложенные занятия дают возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствуют формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулируют их активность.

Большое количество игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышают заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и положительно влияют на усиление учебной мотивации и учебный процесс. С этой же целью ряд занятий можно объединять в единую сюжетную линию, например, «Школа разведчиков», и т.п. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока.

Оптимальной формой работы является игровое занятие в малой группе детей (7—10 учащихся).

Проблема адаптации к школе является ведущей для первоклассника, поэтому мы уделили особое внимание играм на сплочение и доверие детей друг к другу, которыми наполнены занятия первого полугодия. Большинство детей, испытывающих трудности в школе, имеют недоразвитие произвольной деятельности и часто демонстрируют инфантильные способы поведения. Именно поэтому игры и упражнения, направленные на формирование социально приемлемых форм поведения, повышение уверенности в себе, являются обязательным элементом занятий.

При планировании и проведении занятий с детьми младшего школьного возраста с трудностями адаптации необходимо учитывать некоторые принципы организации развивающего процесса.

Усложнение предъявляемых заданий: от совместного выполнения задания с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ, где школьникам предлагается разработать или придумать подобное задание.

Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе. Это позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока.

Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент. Для детей игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе ведут к формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволяет избавиться от страха перед возможными неудачами, а групповые соревновательные задания и упражнения дают возможность учащимся с завышенной самооценкой получить обратную связь о своих возможностях. Примером может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».

Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом — «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался и т.д.). В конце каждого месяца можно подсчитывать количество «звездочек».

Чередование «подвижных» и «малоподвижных» заданий и упражнений, письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает им возможность оптимально распределить свою энергию, помогает снять усталость и повышает работоспособность.


Упражнения на проверку внимания проводятся для организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал, покажите большой палец» или контрольные карточки: «Внимание!», «Тишина!», где изображены различные символы, обозначающие данные требования. К подобным приемам относятся:

употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, а педагог отмечает самых стойких «разведчиков»; проведение минуты молчания (дети «держат себя в руках» и не двигаются с места) и т.д. Подобные упражнения должны использоваться на занятиях не эпизодически, а регулярно.

Для развития умения действовать точно в соответствии с инструкцией необходимо, предлагая ребенку задания, пройти 4 этапа:

1.     Ребенок, прослушав инструкцию, повторяет ее вслух перед началом работы;

2.               Молча следует указаниям;

3.     Сам командует по готовой инструкции;

4.     Самостоятельно составляет задание с инструкцией.

Очень важно развивать умение детей работать в определенном темпе. Для этого полезно ограничивать время выполнения заданий и засекать время, необходимое для его выполнения, поощряя способность быстро и сосредоточенно работать.

Опыт групповой работы с детьми показывает, что при планировании занятия необходимо соблюдать некоторую общую структуру его построения.

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия, которое не только помогает сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие. Ритуал приветствия может быть любой: хлопанье в ладоши, пожатие рук и т.п.

Упражнение «Новости» — обмен информацией о происшедших событиях, когда можно вспомнить и рассказать содержание прошлого занятия тем, кто отсутствовал, оценить свое настроение.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводится для повышения энергетического ресурса группы, формирования эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Коммуникативные игры, используемые в начале и в конце занятия, имеют некоторое специфическое отличие. Условно мы могли бы назвать их как «игра—энергизатор» (на начальном этапе) и «игра-оптимизатор» (в заключительной части занятия), они применяются для формирования доверия в группе, развития рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний. Каждый участник перед прощанием должен получить «поглаживание» либо от одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижная. Основная ее задача — получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного «образа Я», независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности.

Основной этап занятия носит развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, пространственных представлений, речи и мышления.

Упражнения по развитию произвольности и пространственных представлений иногда проводятся в письменной форме, поэтому у каждого ребенка обязательно должна быть тетрадь в клетку, простой карандаш, цветные фломастеры. Это самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут.

Завершает основной этап процедура домашнего задания. Чаще всего это — небольшие творческие работы. Например, после занятия, посвященного умению ориентироваться в помещении по плану, ребятам предлагается нарисовать план своей комнаты, а на следующем занятии дается возможность рассказать о ней. Домашнее задание помогает не только закрепить полученные знания, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает проведение либо подвижной тематической игры, согласующейся с основной задачей данного занятия и нацеленной на отработку одной из познавательных функций, либо коммуникативной «игры-оптимизатора». И та, и другая игра способствуют расслаблению детей в конце работы и формируют положительное отношение к занятию в целом. Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми.

Наш опыт показывает, что четкое следование программе, разработанной каким-либо автором, оказывается практически невозможным, так как в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности группы, классификацию существующих трудностей детей и динамику протекания коррекционного процесса.

Некоторые из предложенных нами игр являются авторскими, остальные описаны в различных литературных источниках, приведенных в конце пособия.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

Цель занятий - сплочение коллектива, формирование установки на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам, развитие способности работать в группе и совершенствование коммуникативных навыков, формирование позитивного «образа Я», повышение самооценки, снижение тревожности, развитие способности к самоуправлению и самоконтролю.

Первая четверть

Занятие 1

1.    Приветствие. Объяснение детям цели занятий, обсуждение режима встреч.

2.    Знакомство детей с помощью мяча. Дети и психолог встают в круг, мяч в руках взрослого, который первым представляет себя группе. Далее по часовой стрелке мяч передается каждому ребенку; получив мяч, он называет свое имя. Второй круг проводится с повторением трех имен: имени соседа справа, своего имени и имени соседа слева.

3.    Игра «Дракон кусает свой хвост». Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга или за пояс. Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот постоянно увиливает от нее. «Тело» дракона неразрывно. Исполнителей главных ролей можно менять.

После выполнения этого упражнения психолог вводит правила группы. Правила зарисовываются на листе А3. Психолог говорит, например: «Целый год мы с вами будем учиться чему-нибудь новому, радоваться, узнавать и помогать друг другу. Правило № 1. «Мы — одна команда». Правила работы группы вводятся постепенно.

Последним упражнением в каждом занятии является коммуникативная игра- оптимизатор, повышающая настроение детей, придающая им уверенности в себе. Ее задача — получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия.

4.    Игра-оптимизатор «Цепочки». Выбирается ведущий, остальные дети держатся за руки. Ведущий берет первого участника за руку и начинает двигаться по комнате. Остальная группа, держась за руки, идет за ним. Ведущий может ходить зигзагами, проходить под руками остальных участников. В конце ведущий может закрутить всю группу в спираль (так называемое групповое объятие).

5.    Заключительный этап — пожелания и прощание. В качестве примера ритуала прощания мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.

Занятие 2

1.    Приветствие. В качестве примера мы можем предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, встречаясь друг с другом, улыбаются и произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя хлопки, пожатие рук, объятия. Другой вариант: все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и проговаривая по слогам «Здрав-ствуй- те», делают на каждый слог шаг вперед и встречаются в центре круга.

Следующее обязательное упражнение, обозначенное нами как «Новости». Оно включает в себя ряд очень важных моментов: во-первых, дети имеют возможность обменяться информацией о событиях, которые произошли с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания, вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, поделиться своим настроением (например, детям предлагается оценить в баллах свое настроение, показав его на пальцах). Данный этап занятия должен стать традиционным для группы. При обсуждении новостей рассказывает только тот, у кого в руках мяч, который передается по кругу.

2.    Игра «Паровозик». Выбирается ведущий, который является «паровозиком», он должен из детей—«вагончиков» составить поезд. «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени дети могут придумывать для себя хорошие слова, например:

- Я веселый паровозик Саша, а ты кто?

- А я красивый вагончик Лена.

- Поехали дальше вместе.

Дети едут за следующим вагончиком, и так до тех пор, пока не соберется весь поезд.

3.    Упражнение «Ладошка». Инструкция: «Каждый из вас складывает пополам лист бумаги, который я вам дам, как поздравительную открытку, кладет на внешнюю сторону «открытки» свою ладонь и обводит ее карандашом. Внутри «открытки» рисует свой рисунок и рассказывает всем о нем (портрет, любимый предмет, самый счастливый день)». Рука является символом открытости и доброжелательности. Эти «руки» можно разместить на доске. После того как все дети в группе представили свои открытки, обсуждается правило № 2 — «Дружные руки». Педагог: «Наши руки нужны нам для того, чтобы что-то мастерить, помогать другим, утешать». «Ладошки» необходимо сохранить для выполнения последующих заданий. Можно нарисовать или подобрать картинки, символизирующие правила, или воспользоваться другими картинками на эту тему. В процессе каждого занятия картинки, отображающие вводимые правила, должны находиться на видном месте, чтобы была возможность обращать на них внимание детей. Картинки, символизирующие правила, можно по желанию ведущего менять.

Вводится запрет на драчливые руки.

4.    «Давайте похлопаем». Дети располагаются по кругу. Ведущий задает играющим различные вопросы (можно и шуточные). Например: «Кто дома делал мороженое?», «Кто хотя бы раз в жизни сам зашивал себе дырку на одежде?», «Кто однажды заснул со жвачкой, а когда проснулся, снова начал ее жевать?»; «Кто видел в лесу какого-нибудь зверя?»; «Кто забирался на дерево, чтобы спасти кошку?»; «Кто плакал, когда смотрел фильм?»; «Кто ходил слушать оперу?»; «Кто-нибудь проводил целый день, не разговаривая?»; «Кто не ел целый день?»; «Кто ломал свои кости?»; «Кто доил козу или корову?»; «Кто умеет играть на музыкальном инструменте?»; «У кого есть черепаха?»; «Кто любит готовить?» и др. Дети, которые отвечают на предложенный вопрос утвердительно, встают, а остальные громко им аплодируют. Необходимо, чтобы каждый ребенок встал хотя бы один раз. В дальнейшем можно предложить детям самим придумывать вопросы. Игра помогает детям лучше узнать друг друга, в малознакомой группе почувствовать себя увереннее и комфортнее.

5.             Прощание.

Занятие 3

1.    Традиционное приветствие и обсуждение новостей.

2.    «Будь внимателен». Дети произвольно двигаются по комнате. Ведущий дает команды, дети их выполняют. «Зайчики» — дети прыгают; «лошадки» — ударяют ногой об пол; «лягушки» — приседают, прыгают и квакают; «птицы» — бегают, взмахивая руками; «раки» — пятятся спинами; «курочки» — ходят по комнате и произносят «ко-ко-ко», «коровки» — встают на четвереньки и произносят «му- у», «собачки» — сгибают руки и лают и т.д.

3.    Упражнение «Ножка». Инструкция: «Каждый из вас складывает лист бумаги пополам, как поздравительную открытку, ставит на внешнюю сторону «открытки» свою ногу и обводит ее карандашом. Внутри «открытки» рисует свой рисунок (любимое дело, игра, любимое место, мечта) и рассказывает всем о своем рисунке». Правило № 3. «Ноги нужные и дружные». «Ноги помогают нам крепко стоять на земле и не падать, быть ловкими, выносливыми, участвовать в интересных играх».

Вводится запрет на «драчливые» ноги.

4.    Игра «Кто какой?». Сидя в кругу, ребята бросают мяч одному из участников и дают ему определения. Например: «Я бросаю мяч Саше. Он веселый», «Я бросаю мяч Оле. Она всем помогает». Правило № 4. «Умные, добрые слова». «Важно, чтобы наши слова были добрыми и умными. Давайте говорить по очереди и ни в коем случае не будем перебивать друг друга».

Запрет на обидные слова.

5.             Прощание.

Занятие 4

1.    Приветствие и обсуждение новостей.

2.  Игра «Хип-хоп». Психолог говорит «Хип», указывая на одного из детей, после чего он должен назвать имя соседа справа. Когда психолог говорит «Хоп» — надо произнести имя соседа слева. Тот, кто ошибся, становится ведущим. Для лучшей ориентировки в пространстве можно предложить детям сжать правую руку в кулачок.

3.  «Узнай по голосу». В центре круга находится один ребенок с завязанными глазами. Остальные дети двигаются по команде психолога (по часовой стрелке, против часовой стрелки, шагают с правой ноги, с левой ноги) вокруг этого ребенка. По сигналу «стоп» все останавливаются. Психолог молча указывает рукой на одного из ребят, а тот, обращаясь по имени к водящему, говорит: «Узнай, кто я». Если его узнали, то он становится в центр круга. Можно повторить игру несколько раз.

Правило № 5. «Чуткие уши». «Нужно внимательно слушать то, что говорят друзья и взрослые, а также выделять то, чему учат. Это помогает быть успешным».

4.  «Ласковое имя». Дети становятся в круг. Каждому ребенку придумывается новое имя, начинающееся с первой буквы настоящего имени. Например, Лена — ласковая, любознательная и т.д.

5.     Прощание.

Занятие 5

1)    Приветствие и обсуждение новостей.

«На прошлых занятиях вы познакомились с правилами — помощниками. Их пять:

2)    «Мы — одна команда».

3)     «Дружные руки».

4)     «Ноги нужные и дружные».

5)     «Умные и добрые слова».

6)     «Чуткие уши».

Выполнять их непросто, но сделать это необходимо. Сегодня и на следующих двух занятиях вас ждут испытания, которые вы сможете пройти, только выполняя правила. Каждый раз, когда одно из них будет нарушено, я позвоню в колокольчик и начислю штрафное очко. Вам нужно очень постараться и набрать не более 5 штрафных баллов. Поддерживайте друг друга и тогда вы станете самой дружной командой».

2.    Игра «Машинки». Инструкция: «Сейчас все вы превратитесь в легковые автомобили и начнете ездить друг за другом по комнате, а я буду управлять вашим движением с помощью переключения скоростей. Если я произнесу «первая скорость», вы должны медленно мелкими шагами идти вперед; «вторая» — идти обычным шагом; «третья» — передвигаться быстрым шагом, а «четвертая» — бежать. Когда вы услышите «стоп», то вы должны сразу же остановиться. Во время движения нельзя сталкиваться друг с другом. Автомобили, которые «попали в аварию» (столкнулись или перепутали скорости), выходят из игры». Игра направлена на развитие словесной регуляции движений и произвольности действий.

3.    Игра «Движения по команде» направлена на развитие пространственных представлений. Дети выстраиваются в линейку и выполняют команды: сделать два хлопка внизу, один вверху, два слева от себя, один справа, руками изобразить восьмерку в воздухе; повернуться налево, направо; повернуть голову влево, вправо и т.д. Тот, кто ошибается, становится ведущим. После окончания упражнения пусть дети громко-громко себе похлопают.

4.    «Копилка хороших поступков». Каждый ребенок вспоминает два-три хороших поступка, которые он совершил в течение недели. Он рассказывает о них, и дети ему аплодируют. Если кто-то не смог рассказать о своих хороших поступках, ему предлагается сделать это в следующий раз.

5.             Прощание.

Занятие 6

1.    Приветствие и обсуждение новостей.

2.    Игра «Дружный поезд». Упражнение способствует развитию сплоченности группы. Дети встают друг за другом и держат стоящего впереди ребенка за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия, о которых говорит психолог.

1.    Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

2.    Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

3.             Пробраться через «дремучий лес».

4.    Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. «Вагончики», которые не смогли удержаться, отправляются в депо и не участвуют в дальнейшем путешествии. Если машинист преодолел все препятствия и не потерял ни одного вагона, ему вручается «звездочка».

3.    Игра «Повтори звук». Все участники группы стоят в кругу, чувствуя плечо соседа. Игра начинается с того, что кто- то из детей или психолог издает звук. Через небольшое время он поворачивается к своему соседу, который подражает этому звуку и передает его дальше. Отдав звук соседу, игрок замолкает. Звук начинает движение по кругу. Можно играть иначе — передав звук, ребенок продолжает его издавать, тем самым звук нарастает с каждым новым участником, а когда весь круг пройден, все замолкают. Если упражнение окажется очень легким, то можно усложнить, добавляя количество звуков. Если дети захотят, то они могут сами предлагать какие-то звуки.

4.    «Копилка хороших поступков». Описание игры — в занятии № 5. Проводится до тех пор, пока все дети не расскажут о своих хороших поступках.

5.             Прощание.

Занятие 7

1.    Приветствие и обсуждение новостей.

2.    Упражнение «Разминка». Детям предлагается:

1)    походить как: младенец; глубокий старик; лев; балерина;

2)    посидеть как: пчела на цветке; наездник на лошади; пассажир в автомобиле;

3)            попрыгать как: кузнечик; кенгуру;

4)    нахмуриться как: осенняя туча; рассерженный учитель; разъяренный отец;

5)    улыбнуться как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; радостный ребенок; как будто ты увидел чудо;

6)    испугаться как — ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.

3.    Игра «Дружный поезд». Описание игры — в занятии № 6. Эта игра очень нравится детям, и каждый из них должен оказаться в роли машиниста.

4.    Игра «Птицы». Дети садятся в круг. Из них выбирается Птица-мама или Птица-папа, остальные становятся птенцами. Птица-родитель выходит из помещения. Птенцы опускают головы вниз, и среди них выбирается птенец, который будет подавать голос. Птица-мама приглашается обратно в класс. Выбранный птенец очень тонким голосом пищит; остальные дети сидят очень тихо. Птица-мама идет вдоль круга и пытается найти своего птенца. Когда она обнаружит его, она кладет руку ему на голову (гладит) и говорит: «Вот ты где, мой (любое хорошее слово)». В случае если Птица-родитель правильно обнаруживает птенца, они меняются ролями. При повторе можно обыгрывать других зверей, например, щенят, котят.

5.             Прощание.

Занятие 8

1.    Приветствие и обсуждение новостей.

2.    Игра «Дружный поезд». Описание игры — в занятии № 6. (Проводится до тех пор, пока все дети не окажутся в роли машиниста).

3.    Игра «Пары». Все участники группы разбиваются на пары. Каждой паре дается лист бумаги. Соприкасаясь с партнером верхней частью лба, нужно в произвольном направлении двигаться в помещении под музыку, оставаться без движения нельзя. Лист бумаги зажат между лбами. Задача: удержать этот лист во время движения без помощи рук. Руки должны быть заведены за спину, разговаривать не рекомендуется. Выбывает из игры та пара, которая не смогла удержать листок бумаги, и этот лист упал на пол. В этот момент партнеры замирают в тех позах, в которых они оказались при падении листка, и сохраняют их до конца игры. Выигрывают те пары, которые удержали листок, пока звучала музыка.

4.    «Комплименты». Дети садятся в круг вместе с психологом, который, первым взяв мяч, передает его рядом находящемуся ребенку и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «Спасибо» и в свою очередь повернуться к следующему ребенку и сказать ему что-то приятное. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то предмет, ставший традиционным, например, сердечко и др. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им надо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «веселое» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, скажите его сами.

5.     Прощание.

Занятие 9

1.    Приветствие и обсуждение новостей.

2.    «Узнайте друг друга». Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком, например: «Пересядьте все те, у кого дома есть домашние животные, у кого день рождения зимой» и т.п. Стоящий в центре ведущий старается опередить одного из детей и занять его место. Если ему это удастся, то оставшийся без места становится ведущим.

3.    «Не оступись». Выложить веревками (или начертить мелом) различные фигуры или буквы. Дети цепочкой идут по контуру написанной буквы или фигуры сначала с открытыми глазами, а затем с закрытыми. По заданию психолога любой ребенок из группы может изобразить какую-нибудь букву, а остальные должны ее угадать.

4.    Игра «Ручейки». Дети становятся парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх. Один ребенок пробегает по этому коридору, берет за руку кого-то из детей и ведет за собой. Они образуют новую пару и становятся впереди всех. Оставшийся без пары ребенок становится ведущим, он также пробегает под сцепленными руками всех пар, забирая с собой кого-то и образуя новую пару, и т.д. Игра проводится в быстром темпе.

5.     Прощание.

Занятие 10

1.    Приветствие и обсуждение новостей.

2.    Подвижная игра «Совушка». Ребята образуют круг. Один, находящийся в кругу, изображает сову, а осталь- ные—жучков, бабочек, птичек. По команде психолога: «День наступает — все оживает!» дети бегают по кругу; сова в это время спит, т.е. стоит в середине круга, закрыв глаза. Когда психолог командует: «Ночь наступает — все замирает!», все останавливаются и замирают, а сова выходит на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит их в середину круга. Игру можно повторять несколько раз, приглашая на роль «совы» других детей.

3.     «Не оступись». Психолог рисует на полу букву, дети цепочкой проходят по контуру нарисованной буквы. Затем, разбиваясь на пары, сами придумывают друг для друга буквы и по очереди изображают их, обозначая своими шагами контуры букв. После чего каждый сам придумывает букву, объявляет ее, изображает шагами контур буквы на полу и записывает ее на доске. Все остальные могут поаплодировать.

4.    «Клубок». Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувство самоценности. Дети сидят, передавая друг другу клубок ниток по кругу так, чтобы все, у кого был клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями детей. Тему высказываний задает психолог, они могут быть различными. Например, «Я люблю, когда...», «Меня беспокоит.», «Когда я злой.», «Когда меня обижают.», «Я боюсь.», «Лучше всего я умею.» и др. Когда клубок вернется к психологу, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое (например, животное, самолет, дерево и т.д.). Затем дети должны все вместе, не отпуская нить, обыграть этот образ. Главное, чтобы ниточка не порвалась.

5.     Прощание.

Занятие 11

1.    Приветствие и обсуждение новостей.

2.    Упражнение «Два паровозика». Дети разбиваются на 2 команды и встают друг за другом «паровозиком». «Голова» паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Психолог дотрагивается до последнего вагона, и он становится паровозом. В этом упражнении участники получают опыт ответственности, беспомощности, доверия другим. Этот опыт затем обсуждается в группе. Психологу важно следить за безопасностью участников.

3.    Игра «Пианино». Дети садятся в круг плотно друг к другу. Каждый играющий кладет руки на колени соседей: правую руку на ближайшее колено правого соседа, левую руку — на ближайшее колено левого соседа. Получается, что на каждом колене ребенка лежат руки соседей, сидящих рядом. Руки — это клавиши, а играющие — пианино. По команде дети начинают «играть на пианино»: поочередно хлопать руками по коленям, не сбиваясь и не пропуская ни одной руки. Игру можно сопровождать называнием нот или декламацией известного всем играющим четверостишия, сопровождая каждое слово легким постукиванием по колену соседа. Каждый раз начинать игру нужно с нового ребенка. Для усложнения игры можно изменить темп, постепенно его ускоряя. Перед игрой необходимо обратить внимание детей на правило № 2 «Дружные руки» и напомнить, что есть запрет на применение физической силы, поэтому хлопать по колену соседа нужно нежно.

4.    Игра «Найди свою пару». Девочки сидят на стульях, за ними стоят мальчики. Перед одним из мальчиков (ведущим) свободное место. Он должен подать сигнал (подмигнуть) девочке, которую хочет пригласить к себе. Стоящие за стульями ребята внимательно следят за игроком без пары, их задача удержать свою пару. Если партнер девочки не заметил сигнала и не удержал ее, она бежит и занимает свободное место. Оставшийся «одинокий» игрок становится ведущим. Затем мальчики и девочки меняются ролями.

5.     Прощание.

Занятие 12

1.    Приветствие и обсуждение новостей.

2.    Игра «Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки, они медведи.

Со словами «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого- нибудь из участников игры. Те, кого поймали, остаются в берлоге. Когда переловят всех, игра заканчивается. Игру можно повторять, меняя «медведей».

3.     «Запрещенное движение». Игра развивает моторную и зрительную память. Дети образуют круг. Психолог заранее договаривается с ними, какое движение нельзя делать, например: присесть, или захлопать в ладоши, или помахать руками. Затем под музыку ведущий показывает различные движения, которые играющие должны в точности повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра. Неожиданно ведущий показывает запрещенное движение. Тот, кто повторит его, должен будет спеть, сплясать, прочесть стихотворение и т.д. Можно усложнить игру, увеличивая количество запрещенных движений или заменяя запрещенные движения другими по договоренности, например, вместо запрещенного движения «поднять руки вверх», учащиеся должны присесть. До начала игры обязательна репетиция.

4.     Упражнение «Камень откровений». Психолог: «Сейчас мы будем рассказывать друг другу истории из собственной жизни. Каждый, кто хочет, может нам рассказать какую-нибудь историю. Если у кого-то из вас сегодня нет настроения рассказывать, то это ничего. Посмотрите на этот камень. Это — «камень откровений». Камень тяжелый, поэтому с ним можно рассказывать и то, что особенно тяжело рассказывать. Лишь тот, кто держит его в руках, может говорить. Все остальные очень тихо слушают».

5.     Прощание.

Занятие 13

1.    Приветствие и обсуждение новостей.

2.    Упражнение «Индейцы». По команде: «Индейцы в пустыне. День!» — дети издают гиканье, изображая индейцев, и бегают по комнате. Когда произносится: «Ночь. Индейцы идут в разведку!» — дети в тишине ползают по полу.

3.    «Только веселые слова». Играть лучше в кругу. Психолог определяет тему. Нужно назвать по очереди только веселые слова, передавая при этом мяч по кругу. Можно разделиться на две команды и перебрасывать мяч до тех пор, пока не иссякнут слова. Команда, назвавшая последнее слово, выигрывает. Можно сменить тему и называть только «зеленые» слова, только «круглые», только «колючие» и т.д.

4.    Упражнение «Камень откровений». Инструкция — в занятии 12. Необходимо, чтобы «камень откровений» побывал в руках у каждого ребенка.

5.     Прощание.

6.    Домашнее задание. Каждый ребенок получает домашнее задание — подготовить к следующей встрече одну игру. Он может выбрать какую-либо игру из тех, в которые играли на занятиях, или предложить свою игру, при этом объяснить правила.

Занятия 14 —15

1.    Приветствие и обсуждение новостей.

2.     «День желаний». «Сегодня каждый из вас может предложить игру, в которую он хотел бы поиграть. Давайте проведем жеребьевку, чтобы понять последовательность игроков. При этом каждый ребенок, предлагающий игру, объясняет группе свои правила». Далее устанавливается последовательность игроков путем жеребьевки. При проведении этого занятия очень важно вспомнить правила группы № 4, № 5: «Чуткие уши» и «Умные и добрые слова». Психолог также напоминает о необходимости сохранять молчание, когда кто-то из детей представляет свою игру. Нарушающие это правило автоматически переводятся в конец очереди. После этого согласно жеребьевке дети начинают играть в предложенные игры. После завершения каждой игры дети хлопают автору.

3.     Прощание. 

Окончание читайте в следующем номере.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 1216
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1270
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3