Аутизм и нарушения развития
2012. Том 10. № 1. С. 50–60
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Учебные компетенции на уроках окружающего мира при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Общая информация
Ключевые слова: аутизм, коррекционная помощь, окружающий мир, развитие учебных навыков
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Дмитриева О.М. Учебные компетенции на уроках окружающего мира при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2012. Том 10. № 1. С. 50–60.
Полный текст
Образование играет важнейшую роль в обществе. Цели, задачи и методы обучения меняются, ориентируясь на современные требования. Если раньше в результате успешного обучения ученик овладевал знаниями, навыками и умениями по программе, то современный ученик должен быть личностью, обладающей образовательными компетенциями, необходимыми для полноценной жизни в обществе.
Считается, что White R.W. (1959) ввёл в обращение термин «компетенция» для описания особенностей индивидуальности, которые связаны с «превосходным выполнением работы и высокой мотивацией». Он определил компетентность как эффективное взаимодействие человека с окружающей средой. D.M. Woodruff (1991) предлагает разделить компетентность как аспекты работы, которую человек может выполнить, и компетенцию как поведенческую характеристику, способствующую компетентному выполнению. Для школьного образования это означает, в первую очередь, что ребёнок должен уметь применить свои знания, умения и навыки на практике. Компе- тентностный подход в образовании, в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем эффективно решать задачи профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Как пишут Bowden и Morton: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».
Смысл обучения в школе заключается в развитии у учеников способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе социального и собственного опыта. Особенности детей с РАС проявляются в том, что часто навыки, освоенные в школе, не переносятся во внешнюю деятельность. Поэтому перед школой стоит задача научиться работать с такими детьми, корректировать особенности их поведения, развивать их возможности для получения полноценного образования. Чтобы ребёнок мог хорошо ориентироваться в различных ситуациях, образовывать общие понятия и использовать свои навыки не только в школе или кабинете психолога, требуется чёткая координация работы семьи и школы.
Давайте подробнее рассмотрим трудности, возникающие у таких детей на уроке. Мотивация к учебной деятельности у большинства аутистов может иметь специфическое направление: один ребёнок может быть «зациклен» на сведениях о природе, другой — на календарях, третий — бесконечно путешествует по схеме линий метрополитена. При аутизме дети имеют проблемы поведения, социальной адаптации, коммуникации. Задача учителя помочь такому ребёнку услышать вопрос и понять его, включиться в урок. Грамотно построенное занятие содержит конкретные указания и помощь ученику. Например, если сохранному ребёнку достаточно назвать страницу учебника, которую он должен открыть, и номер
рисунка, на который он должен посмотреть, то детям с РАС часто необходима помощь в нахождении страницы и рекомендация держать палец на рассматриваемом рисунке. На уроке должна быть задана программа действий: на слух (учитель произносит вопрос), зрительно (на доске написано, с какими страницами работать, прикреплены иллюстрации) и тактильно (применяется большое количество раздаточного материала, поясняющего ребёнку суть задания). В урок должны быть включены различные виды деятельности. Мотивация может быть повышена за счёт включения в урок сюжета, демонстрации отрывков интересных фильмов и мультфильмов по теме урока.
Часто наличие знаний у ребёнка с РАС не предполагает их применения на практике. Приведём конкретный пример. Мы с учениками вырастили рассаду цветов и весной сажали их на школьной клумбе. Дети уже заканчивали третий класс и были прекрасно осведомлены о строении и особенностях жизнедеятельности растений. Тем не менее один из учащихся целенаправленно отрывал у цветов только головки и пытался их посадить в землю. Ещё двое «укореняли» рассаду корнями вверх. Очень характерным примером также являются постоянные попытки укусить муляжи овощей и фруктов на уроке, несмотря на неоднократное предупреждение детей о том, что все они сделаны из пластмассы. Дети на уроке прекрасно отвечают цепи питания животных, а, придя в зоопарк, не знают, чем их угостить. Часто или совсем не поливают цветы в классе (потом искренне горюя, что они погибли) или, наоборот, поливают их несколько раз в день, пока вода не станет переливаться через край.
Таким образом, при обучении детей с расстройствами аутистического спектра задача формирования компетенций стоит особенно остро. Занятия на уроках окружающего мира являются самыми сложными, так как требуют понимания целостной картины мира, часто недоступной таким детям.
Предлагаемые в данной работе задания, разработанные как обучающие компетенции, позволяют проверить знания детей, приблизить их к использованию в реальной жизни. Подобные задания помогают формировать практические навыки и у детей с особенностями развития.
Методика представляет собой набор тестовых заданий на основе программы массовой школы по окружающему миру с тремя вариантами ответов. Включает в себя четыре части для 1-4-х классов соответственно. Ребёнку после прохождения соответствующей темы выдаётся карточка с заданием и предлагается представить, что он оказался в описываемой ситуации. Необходимо плюсом отметить правильный ответ.
1-й КЛАСС
1. Какой камень ты выберешь, чтобы высечь искру:
О лёгкий белый
0 коричневый с острыми краями
О тяжёлый с розовыми и чёрными крапинками
2. Какой предмет ты возьмёшь, чтобы показать форму Земли своей младшей сестре:
О тарелку
О грушу
0 мяч
3. Откуда лучше наблюдать звёзды:
О с крыши дома
О с башни
0 с высокой горы
4. Когда ты будешь сажать цветы возле дома: О зимой
0 весной
О осенью
5. Ты собираешь коллекцию насекомых и пересчитываешь:
О крылышки
0 лапки
О усики
6. Какую рыбу ты выпустишь в реку:
0 щуку
О акулу
О камбалу
7. Во дворе держали кур. Что ты найдёшь на земле:
О чешую
0 перья
О шерсть
8. Чем ты покормишь новорожденного котёнка:
О мясом
О овощами
0 молоком
9. Какой фломастер тебе не нужен, чтобы нарисовать радугу:
О красный
О фиолетовый
0 белый
10. Сейчас воскресенье, через сколько дней снова будут выходные:
О через 7 дней
0 через 5 дней
О через 3
11. Наступил новый учебный год. Какое сегодня число:
О 31 декабря
О 1 января
0 1 сентября
12. С какой части растения ты сорвёшь плод у огурца:
О с корня
0 со стебля
О с листа
13. На какой свет светофора ты будешь переходить улицу:
0 зелёный
О жёлтый
О красный
14. В какую сторону нужно посмотреть при переходе улицы без светофора:
0 налево, потом направо
О прямо и налево
О направо и назад
15. Какой переход более безопасный:
О наземный переход «зебра»
0 подземный переход
О надземный переход-мост
16. Знак «Осторожно, дети» сделан для:
О пешеходов
0 водителей
О школьников
17. Какой транспорт ты выберешь для быстрого путешествия:
0 самолёт
О поезд
О машину
18. Как ты узнаешь, есть ли в снежке грязь:
О внимательно рассмотришь
О попробуешь на вкус
0 растопишь в стакане
19. Ты весной выйдешь на полянку, где цветёт много ландышей. Что ты сделаешь:
О сорвешь один цветок
О нарвешь букет
0 сфотографируешь
20. На прогулке ты увидел гнездо птицы. Что ты сделаешь:
О возьмешь его
О возьмешь одно яйцо
0 тихо отойдешь
2-й КЛАСС
1. В энциклопедии ты будешь искать Землю как:
О звезду
0 планету
О спутник
2. У мамы на паспорте нарисован двуглавый орёл. Это герб:
О города Москва
О вашего района
0 страны Россия
3. Ты пишешь доклад о живой природе. Что ты выберешь:
О Солнце, воздух и воду
0 лису, зайца и растения
О ручей, луну и дерево
4. Младший брат попросил тебя объяснить, что такое «изделия». Ты приведёшь в пример:
О тела природы
0 то, что сделано руками человека
О будешь показывать всё вокруг
5. Недавно летом был твой день рождения. Какие времена года должны пройти до следующего:
0 осень, зима, весна
О зима, весна, лето
О весна, зима, осень
6. Сейчас наступает зима. Что ты скоро увидишь:
О грозу
О цветение трав
0 метель
7. Весной ты будешь наблюдать:
0 цветение ландыша
О отлёт перелётных птиц
О с ильные морозы и толстый слой льда
8. Летом ты увидишь:
О листопад
0 окукливание бабочки
О гололедицу
9. Осенью ты услышишь:
О писк птенцов в гнёздах птиц
О скрип снега на морозе
0 шум дождя
10. Ты держишь в руках термометр. Что им измеряют:
О влажность воздуха
0 температуру
О скорость ветра
11. По народным приметам будет дождь.
Ты увидел как:
0 закрываются одуванчики
О улетают птицы
О шишки ели раскрываются
12. Осенью ты наблюдал отлёт птиц на зимовку:
О голубей, ворон, воробьёв
0 ласточек, уток, грачей
О дятла, совы, ястреба
13. Ночью ты вышел наблюдать звёзды и увидел созвездия:
О Два Коня
0 Большую и Малую Медведицу
О Мышь и Кошку
14. Ты нашёл на дороге гранит. В его состав входят:
О песок, глина и кварц
О малахит и кремень
0 слюда, кварц и полевой шпат
15. На улице летом тебе стало трудно дышать из-за:
0 выхлопных газов автомобилей
О того, что растения перестали выделять кислород
О нехватки углекислого газа
16. Вода в пруду вдруг изменила цвет и стала плохо пахнуть. Что ты сделаешь:
О буду плавать как обычно
О буду ловить рыбу для кота
0 позвоню в экологическую службу
17. Какие ты видел в парке жизненные формы растений:
О землянику и ель
0 деревья, кусты и травы
О мхи и лишайники
18. Какие группы животных ты видел в зоопарке:
0 насекомых, зверей, рептилий
О слонов, львов, крокодилов
О медведей, волков, фламинго
19. В ваш сад на даче прилетели божьи коровки. Что они едят:
О листочки
О нектар
0 тлю
20. Ты приехал к бабушке в деревню. Кого ты там увидел:
О льва и волка
0 коров и кур
О лошадь и оленя
21. Родители повели тебя в зоопарк. Каких животных из Красной книги ты там встретил:
0 зубра и стерха
О кабана и черепаху
О петуха и лису
3-й КЛАСС
1. Ты делаешь доклад о царстве растений. Какие примеры ты используешь:
0 мхи, папаротники и злаки
О ирис, берёза и кобылка
О водоросли, головастик и лактобактерия
2. Ты с родителями путешествуешь по другой стране. Какие символы государства ты там можешь увидеть:
О флаг, границы, бюджет
О гимн, флаг, численность населения
0 гимн, флаг, герб
3. Летом ты видел, как кошка поймала мышь. Какие экологические связи ты можешь проследить:
О между животными и растениями
0 между двумя животными
О между человеком и природой
4. Ты приехал на экскурсию в заповедник. Что там можно делать:
О потрогать животных
0 смотреть через ограждение
О покормить животных
5. Ты случайно пролил воду, и она разлилась по полу. Это доказывает, что вода:
О прозрачна
О превращается в пар
0 жидкая
6. Ты захотел проверить качество творога и капнул на него капельку йода. Творог посинел. Это доказывает, что:
О творог качественный
0 творог некачественный, содержит крахмал
О творог жирный
7. Зимой твоё окно с внутренней стороны запотело. Это доказывает, что в воздухе есть:
0 водяной пар
О загрязнения
О кислород
8. Весной лёд на подоконнике растаял, и обнаружился чёрный осадок. Это:
О остатки азота
0 нерастворившиеся вещества
О растворившиеся вещества
9. Летом ты наблюдал кучевые облака. Откуда они взялись:
О из подземных рек
О они всегда летают вокруг земли
0 э то вода испарилась с поверхности земли и океана
10. На поверхности воды и морском побережье ты видел тёмную плёнку и погибших животных. Откуда эти загрязнения:
0 т анкер с нефтью напоролся на скалы
О рыболовецкое судно затонуло
О в море цветут водоросли
12. На даче ты помогаешь копать грядки и видишь почвенных животных:
О трясогузку, дождевого червя
О мышь, корни растений
0 личинок жуков, медведку
13. Ты пишешь доклад о веществах, получаемых растениями из почвы:
О минеральных солях, сахарах
0 воде, минеральных солях
О углекислоте, перегное
14. Младший брат спросил тебя о водорослях. Ты рассказал о:
О хвоще
О можжевельнике
0 ламинарии
15. Ты хочешь подуть на одуванчик. Значит, его семена могут распространяться:
О по воде
О только птицами
0 по воздуху
16. Ты пишешь доклад о различных группах животных. Основным признаком группы насекомые является:
О полёт
0 6 ног
О членистое тело
17. По телевизору ты видел, как волк догнал и схватил оленя. Это значит, что волк животное:
О растительноядное
О всеядное
0 хищное
18. Ты увидел, как на огороде бабочка отложила яйца на капусту. Кто из них выйдет:
0 гусеницы
О новые бабочки
О куколки
19. В зоопарке ты увидел тигра. Это исчезающий вид, потому что:
О на них охотятся волки
0 их уничтожают браконьеры
О у них совсем не осталось пищи
20. В лесу ты нашёл грибы и рассмотрел, из чего состоит их тело:
О шляпка и ножка
0 шляпка, ножка и корни
О шляпка, ножка, грибница
21. У тебя заболел живот. Кишечник человека относится к:
0 пищеварительной системе
О дыхательной системе
О нервной системе
22. На обед ты съел суп из овощей и мясо с картофелем. Какие питательные вещества ты получил:
О белки и жиры
0 белки, жиры и углеводы
О только углеводы
4-й КЛАСС
1. Младший брат спросил, сколько планет в Солнечной системе. Ты ответил:
О 3
0 8
О 11
2. Наступило утро. Солнце встало. Это произошло, потому что:
О Земля вращается вокруг Луны
0 Земля вращается вокруг Солнца
О Солнце вращается вокруг Земли
3. На ночном небе ты пытаешься найти Полярную звезду. В каком она созвездии:
0 Малая медведица
О Большая медведица
О Орион
4. Вы с семьёй едете отдыхать на Чёрное море. В какой океан из него можно попасть:
О Тихий
О Индийский
0 Атлантический
5. Ты пишешь доклад по древней истории. Куда ты обратишься за древними документами:
О в магазин
0 в архив
О на выставку
6. Летом ты почувствовал запах гари. Это загорелся лес из-за:
О работы лесопилки
О скопления вредных веществ
0 небрежного обращения с огнём
7. Летом шли обильные дожди, и на краю поля возле твоего дачного участка образовался:
0 овраг
О балка
О карьер
8. Почему нельзя купаться в непроверенном месте? Чего надо опасаться на дне реки:
О хищников
О холодных ключей
0 брошенного строительного мусора
9. Возле твоего дома можно найти горные породы:
О золото
0 глину и песок
О каменный уголь
10. Если у тебя дома газовая плита, то какое полезное ископаемое там сгорает:
О углекислый газ
О кислород
0 природный газ
11. На какой почве лучше выращивать дома цветы:
О песчаной
0 чернозёмной
О глинистой
12. Ты пишешь доклад о жителях леса. Каких животных ты выберешь:
0 сову, кабана, жука-дровосека
О оленя, выдру, моржа
О лося, сайгака, ласку
13. Ты пишешь доклад о жителях луга. Каких животных ты выберешь:
О червя, тушканчика, сову
О сома, медведя, бабочку
0 шмеля, трясогузку, мышь
14. Ты пишешь доклад о жителях водоёма. Каких животных ты выберешь:
О утку, лисицу, щуку
0 жука-плавунца, бобра, утку
О рака, карася, белку
15. Ты поехал на экскурсию в хлебопекарню. Там выпекали чёрный хлеб из:
0 ржаной муки
О пшеничной муки
О кукурузной муки
16. На даче ты посадишь овощи:
О клубнику, лук, салат
О малину, свеклу, картофель
0 картофель, лук, перец
17. Младшая сестра спросила тебя, что такое рогатый скот. Ты привёл в пример:
0 коров, овец, коз
О коров и лошадей
О свиней, коз, овец
18. Ты приехал на Тверскую площадь в Москве и увидел памятник основателю города:
О Дмитрию Донскому
0 Юрию Долгорукому
О Ивану Грозному
19. В художественном музее ты увидел картину столичного пира князя Владимира. В каком городе это происходило:
О Москве
О Владимире
0 Киеве
20. Ты пишешь доклад о татаро-монголах. Как называлось их государство:
О Монголия
0 Золотая Орда
О Казанское ханство
21. На станции Китай-город ты видел остатки крепостной стены из красного кирпича. Это:
О Кремль
0 крепость Китай-город
О Земляной город
В 2011-2012 учебном году школьники ЦПМССДиП охотно выполняли приведенные задания, часто просили еще задать «интересные» вопросы, что говорит о высокой мотивации к данному виду работы на уроке.
В основном встречались ошибки на понимание текста задания, а также дети путались в общебиологических понятиях (группы животных), в последовательности времён года и т.д. Все ошибки проговаривались и разбирались на уроке.
Таким образом, можно рекомендовать использование подобных заданий в работе с детьми с особенностями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Эти задания позволяют учителю формировать у учащихся компетенции, включающие знания, умения, навыки и установки.
Данные разработки можно рекомендовать педагогам на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках дополнительного образования, а также для самоконтроля при занятиях детей с родителями.
Литература
- Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. – М., 2006.
- Ахутина Т.В, Горина И.С., Манелис Н.Г., Пылаева Н.Н. Диагностика и коррекция пространственных нарушений у детей. – М., 2000.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: Академия, 2003.
- Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебники 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2007.
- Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас 1-4 класс», экзамен. 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1057
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 968
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3