Современная зарубежная психология
2024. Том 13. № 1. С. 69–77
doi:10.17759/jmfp.2024130106
ISSN: 2304-4977 (online)
Особенности интеллектуального развития при расстройстве аутистического спектра (РАС)
Аннотация
Статья представляет собой обзор современных представлений об особенностях интеллектуального развитии детей и взрослых с расстройством аутистического спектра (РАС). Обзор исследований указывает на широкую гетерогенность уровней интеллектуального развития при РАС (от выраженной интеллектуальной недостаточности до одаренности), а также демонстрирует отсутствие специфических когнитивных и интеллектуальных профилей. На первый план выходит оценка «сильных» и «слабых» сторон в отдельных когнитивных способностях и/или субтестах методик. При этом совместная встречаемость РАС и интеллектуальных нарушений выше, чем в общей популяции (от 33% до 70% в приведенных в статье исследованиях), что указывает на коморбидность данных состояний. Данные показатели варьируются в зависимости от методологических особенностей исследований, в особенности от типа используемых данных (административные, медицинские, образовательные и т. д.) и инструментов оценки интеллектуальных способностей. Так, тесты Векслера способны занижать результаты оценки у детей и взрослых с РАС из-за большого количества вербальных инструкций, представляющих трудности для людей с выраженными коммуникативными трудностями. Наиболее подходящими методиками являются комплексные невербальные тесты интеллекта (например, Leiter-3 или UNIT-2). Оценка уровня интеллектуальных способностей у людей с РАС в России осложнена существующим дефицитом методов, устранение, которого является важной задачей, стоящей перед исследователями.
Общая информация
Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, интеллектуальные нарушения, интеллект, IQ
Рубрика издания: Психология специального и инклюзивного образования
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130106
Финансирование. Работа выполнена при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Соглашение № 075-10-2021-093; Проект COG-RND-2105).
Получена: 31.01.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Романова Р.С., Таланцева О.И. Особенности интеллектуального развития при расстройстве аутистического спектра (РАС) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 1. С. 69–77. DOI: 10.17759/jmfp.2024130106
Подкаст
Полный текст
Введение
Профили интеллектуального развития при РАС
Коморбидность РАС и интеллектуальных нарушений
Методики и инструменты оценки интеллекта при РАС
Заключение
Литература
- Базыльчик С.В. Пригодность русифицированных версий детского теста Векслера (WISC) для диагностики умственной отсталости [Электронный ресурс] // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2016. Том 24. № 2. С. 156—164. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26140287 (дата обращения: 19.03.2024).
- Ребенок с аутизмом на психологическом диагностическом тестировании [Электронный ресурс] / Под ред. А. Портновой, Н. Устиновой, Л. Кисельниковой. М.: Ассоциация психиатров и психологов за научно обоснованную практику, 2020. 26 с. URL: http://docs.autism.help/pdf/doctor05/doctor05.pdf (дата обращения: 19.03.2024).
- A comparison of measures for assessing the level and nature of intelligence in verbal children and adults with autism spectrum disorder / K.E. Bodner, D.L. Williams, C.R. Engelhardt, N.J. Minshew // Research in Autism Spectrum Disorders. 2014. Vol. 8. № 11. P. 1434—1442. DOI:10.1016/j.rasd.2014.07.015
- Baron-Cohen S. Theory of mind in normal development and autism [Электронный ресурс] // Prisme. 2001. Vol. 34. P. 174—183. URL: https://www.researchgate.net/publication/238603356_Theory_of_Mind_in_normal_development_and_autism (дата обращения: 19.03.2024).
- Brief report: Autism spectrum disorder diagnostic persistence in a 10-year longitudinal study / S. Orm, P.N. Andersen, I.N. Fossum, M.G. Øie, E.W. Skogli // Research in Autism Spectrum Disorders. 2022. Vol. 97. Article ID 102007. 6 p. DOI:10.1016/j.rasd.2022.102007
- Brief report: IQ split predicts social symptoms and communication abilities in high-functioning children with autism spectrum disorders / D.O. Black, G.L. Wallace, J.L. Sokoloff, L. Kenworthy // Journal of autism and developmental disorders. 2009. Vol. 39. P. 1613—1619. DOI:10.1007/s10803-009-0795-3
- Brief report: Relationship between non-verbal IQ and gender in autism / R. Banach, A. Thompson, P. Szatmari, J. Goldberg, L. Tuff, L. Zwaigenbaum, W. Mahoney // Journal of autism and developmental disorders. 2009. Vol. 39. P. 188—193. DOI:10.1007/s10803-008-0612-4
- Coexisting disorders and problems in preschool children with autism spectrum disorders / H.L. Carlsson, F. Norrelgen, L. Kjellmer, J. Westerlund, C. Gillberg, E. Fernell // The Scientific World Journal. 2013. Article ID 213979. 7 p. DOI:10.1155/2013/213979
- Cognitive and language skills in adults with autism: a 40‐year follow‐up / P. Howlin, S. Savage, P. Moss, A. Tempier, M. Rutter // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2014. Vol. 55. № 1. P. 49—58. DOI:10.1111/jcpp.12115
- Conducting research with minimally verbal participants with autism spectrum disorder / H. Tager-Flusberg, D.P. Skwerer, R.M. Joseph, B. Brukilacchio, J. Decker, B. Eggleston, S. Meyer, A. Yoder // Autism. 2017. Vol. 21. № 7. P. 852—861. DOI:10.1177/1362361316654605
- Diagnostic and statistical manual of mental disorders / The American Psychiatric Association. Washington: The American Psychiatric Association, 2013. 1142 p. DOI:10.1176/appi.books.9780890425596
- Differences in verbal and nonverbal IQ test scores in children with autism spectrum disorder / S.N. Grondhuis, L. Lecavalier, L.E. Arnold, B.L. Handend, L. Scahill, C.J. McDougle, M.G. Aman // Research in Autism Spectrum Disorders. 2018. Vol. 49. P. 47—55. DOI:10.1016/j.rasd.2018.02.001
- Do individuals with high functioning autism have the IQ profile associated with nonverbal learning disability? / D.L. Williams, G. Goldstein, N. Kojkowski, N.J. Minshew // Research in Autism Spectrum Disorders. 2008. Vol. 2. № 2. P. 353—361. DOI:10.1016/j.rasd.2007.08.005
- Does WISC-IV underestimate the intelligence of autistic children? / A.M. Nader, V. Courchesne, M. Dawson, I. Soulières // Journal of autism and developmental disorders. 2016. Vol. 46. P. 1582—1589. DOI:10.1007/s10803-014-2270-z
- Evidence for latent classes of IQ in young children with autism spectrum disorder / J. Munson, G. Dawson, L. Sterling [et al.] // American Journal on Mental Retardation. 2008. Vol. 113. № 6. P. 439—452. DOI:10.1352/2008.113:439-452
- Exploring the cognitive features in children with autism spectrum disorder, their co‐twins, and typically developing children within a population‐based sample / V.E.A. Brunsdon, E. Colvert, C. Ames [et al.] // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015. Vol. 56. № 8. P. 893—902. DOI:10.1111/jcpp.12362
- Fombonne E. Epidemiology of autistic disorder and other pervasive developmental disorders [Электронный ресурс] // Journal of clinical psychiatry. 2005. Vol. 66. № 10. P. 3—8. URL: https://www.psychiatrist.com/jcp/epidemiology-autistic-disorder-pervasive-developmental/ (дата обращения: 19.03.2024).
- Geurts H.M., Corbett B., Solomon M. The paradox of cognitive flexibility in autism // Trends in cognitive sciences. 2009. Vol. 13. № 2. P. 74—82. DOI:10.1016/j.tics.2008.11.006
- Ghaziuddin M., Mountain-Kimchi K. Defining the intellectual profile of Asperger syndrome: Comparison with high-functioning autism // Journal of autism and developmental disorders. 2004. Vol. 34. № 3. P. 279—284. DOI:10.1023/b:jadd.0000029550.19098.77
- Gignac G.E. Raven's is not a pure measure of general intelligence: Implications for g factor theory and the brief measurement of g // Intelligence. 2015. Vol. 52. P. 71—79. DOI:10.1016/j.intell.2015.07.006
- Handbook of nonverbal assessment / Ed. R.S. McCallum. New York: Springer, 2003. 320 p. DOI:10.1007/978-1-4615-0153-4
- ICD-11. International Classification of Diseases 11th Revis [Электронный ресурс] / World Healts Organization. URL: https://icd.who.int (дата обращения: 19.03.2024).
- IQ in autism spectrum disorder: a population-based birth cohort study / M.Z. Katusic, S.M. Myers, A.L. Weaver, R.G. Voigt // Pediatrics. 2021. Vol. 148. № 6. Article ID e2020049899. 9 p. DOI:10.1542/peds.2020-049899
- IQ trajectories in autistic children through preadolescence / M. Solomon, A.C. Cho, A.M. Iosif, B. Heath, A. Srivastav, C. Wu Nordahl, E. Ferrer, D. Amaral // JCPP Advances. 2023. Vol. 3. № 1. Article ID e12127. 10 p. DOI:10.1002/jcv2.12127
- Joseph R.M., Tager‐Flusberg H., Lord C. Cognitive profiles and social‐communicative functioning in children with autism spectrum disorder // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2002. Vol. 43. № 6. P. 807—821. DOI:10.1111/1469-7610.00092
- Keehn B., Müller R.A., Townsend J. Atypical attentional networks and the emergence of autism // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2013. Vol. 37. № 2. P. 164—183. DOI:10.1016/j.neubiorev.2012.11.014
- Kirkovski M., Enticott P.G., Fitzgerald P.B. A review of the role of female gender in autism spectrum disorders // Journal of autism and developmental disorders. 2013. Vol. 43. P. 2584—2603. DOI:10.1007/s10803-013-1811-1
- Klinger L.G., Klinger M.R., Pohlig R.L. Implicit learning impairments in autism spectrum disorders [Электронный ресурс] // New developments in autism: The future is today / Eds. J.M. Pérez, P.M. González, M. Llorente Comí, C. Nieto. London—Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2007. P. 76—103. URL: https://books.google.co.ug/books?id=yLw6NIBQlCgC&printsec=frontcover&source=gbs_vpt_read#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 19.03.2024).
- Leiter-3 — международные шкалы продуктивности [Электронный ресурс] // Giunti Psychometrics / Giunti Psychometrics Rus. Москва, 2022. URL: https://giuntipsy.ru/product/leiter-3-mezhdunarodnye-shkaly-produktivnosti (дата обращения: 19.03.2024).
- Lincoln A., Hanzel E., Quirmbach L. Assessing intellectual abilities of children and adolescents with autism and related disorders // The Clinical Assessment of Children and Adolescents / Eds. S.R. Smith, L. Handler. New York: Routledge, 2014. P. 527—544. DOI:10.4324/9781315831473
- Longitudinal stability of intellectual functioning in autism spectrum disorder: From age 3 through mid-adulthood / M.B.D. Prigge, E.D. Bigler, N. Lange [et al.] // Journal of autism and developmental disorders. 2021. Vol. 52. P. 4490—4504. DOI:10.1007/s10803-021-05227-x
- Mandy W., Murin M., Skuse D. The cognitive profile in autism spectrum disorders // Autism spectrum disorders: Phenotypes, Mechanisms and Treatments. Vol. 180 / Eds. M. Leboyer, P. Chaste. Basel: Karger Publishers, 2015. P. 34—45. DOI:10.1159/000363565
- Matson J.L., Shoemaker M. Intellectual disability and its relationship to autism spectrum disorders // Research in Developmental Disabilities. 2009. Vol. 30. № 6. P. 1107—1114. DOI:10.1016/j.ridd.2009.06.003
- Mayes S.D., Calhoun S.L. Ability profiles in children with autism: Influence of age and IQ // Autism. 2003. Vol. 7. № 1. P. 65—80. DOI:10.1177/1362361303007001006
- Meilleur A.A.S., Jelenic P., Mottron L. Prevalence of clinically and empirically defined talents and strengths in autism // Journal of autism and developmental disorders. 2015. Vol. 45. P. 1354—1367. DOI:10.1007/s10803-014-2296-2
- Minshew N.J., Turner C.A., Goldstein G. The application of short forms of the Wechsler intelligence scales in adults and children with high functioning autism // Journal of autism and developmental disorders. 2005. Vol. 35. P. 45—52. DOI:10.1007/s10803-004-1030-x
- Nader A.M., Jelenic P., Soulières I. Discrepancy between WISC-III and WISC-IV cognitive profile in autism spectrum: what does it reveal about autistic cognition? // PloS ONE. 2015. Vol. 10. № 12. Article ID e0144645. 16 p. DOI:10.1371/journal.pone.0144645
- Nonverbal and verbal cognitive discrepancy profiles in autism spectrum disorders: Influence of age and gender / K. Ankenman, J. Elgin, K. Sullivan, L. Vincent, R. Bernier // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. 2014. Vol. 119. № 1. P. 84—99. DOI:10.1352/1944-7558-119.1.84
- Prevalence of autism spectrum disorder among children aged 8 years—autism and developmental disabilities monitoring network, 11 sites, United States, 2016 / M.J. Maenner, K.A. Shaw, J. Baio [et al.] // Morbidity and Mortality Weekly Report Surveillance summaries. 2020. Vol. 69. № 4. Article ID 503. 12 p. DOI:10.15585/mmwr.ss6904a1
- The intellectual profile of children with autism spectrum disorders may be underestimated: A comparison between two different batteries in an Italian sample / D. Giofrè, S. Provazza, D. Angioneb, A. Cinic, C. Menazzad, F. Oppic, C. Cornoldib // Research in Developmental Disabilities. 2019. Vol. 90. P. 72—79. DOI:10.1016/j.ridd.2019.04.009
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 541
В прошлом месяце: 82
В текущем месяце: 55
Скачиваний
Всего: 111
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 9