Музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии

1114

Общая информация

Ключевые слова: коррекционная помощь, коррекционно-развивающая работа, расстройства аутистического спектра, музыкотерапия

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Фомина Н.Е. Музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии // Аутизм и нарушения развития. 2010. Том 8. № 2. С. 17–28.

Полный текст

 
 

Приобщение к музыкальным занятием детей, имеющих различные нарушения, является одним из важнейших путей коррекционного воздействия. Доказана эффективность влияния музыкально-ритмических занятий, слушания музыки на развитие речевых функций, моторики, слухового внимания, на умение ориентироваться в пространстве, согласовывать движения с музыкой. Известны случаи, когда неговорящие дети сначала начинали петь, что помогало им научиться говорить.

Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства обусловлены тем, что оно является источником позитивных переживаний, рождает творческие потребности, содействует развитию коммуникации. Музыкальные занятия имеют воспитательное, образовательное, социальное значение. Приобщение детей к музыкальному искусству не только дает определенный объем знаний и умений, но, самое главное, помогает заинтересовать занятиями даже детей с крайне неустойчивым вниманием, гипер­активных.

Музыкальные занятия, которые я веду в ЦПМССДиП, — это действо, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом. На занятиях разными видами деятельности, выстроенными в определенной последовательности, прорабатываются многие проблемы детей: эмоциональные, двигательные, социальные, познавательные. Весь музыкальный материал подбирается по принципам возрастания сложности, поэтапности, преемственности. Учитываются также личные предпочтения ребенка, его музыкальные вкусы и пожелания. Поэтому на этапе знакомства с ребенком, в начале учебного года, а также и в конце года, я предлагаю родителям заполнить карту музыкальной диагностики. На основании беседы с родителями и результатов диагностики планируется дальнейшая коррекционно­музыкальная деятельность.

Различные формы музыкальной деятельности учат понимать особенности музыкального звучания, развивают музыкальный слух и певческий голос, формируют точность, ритмичность движений под музыку, дают навыки игры на шумовых и музыкальных инструментах.

 

Формы деятельности в сфере музыкального воспитания
детей с нарушениями развития

Формы деятельности

Коммуникативная группа

Г руппа подготовки к школе

Школа

Групповое пение (вокальная терапия)

Попевки: «Баю-баю». «Легкий ветерок». «Андрей-воробей».

Песенки-формулы: «Я хороший». «Добрые слова». «Смелый язычок».

Песенки-формулы: «Я спокойно сижу». «Нужно дружить». «Хорошо учиться в школе».

Импровизация голосом

-    Медведь рычит.

-    Птичка поет.

-    Дятел стучит.

Сочинение простейших попевок от заданной мелодии

Исполнение голосом различного настроения,звуков природы, животных, сочинение мелодии. Продолжить сочиненную соседом мелодию.

Импровизация на инструментах

Сыграй на инструментах:

-    быструю музыку,

-    медленную музыку,

-    (как заяц, как медведь)

-    Придумай ритм на заданную тему («дождь идет», «поезд едет»).

-    Сыграй на инструменте сердитое или веселое настроение.

-    Сочини тему, исполни на инструментах:

-    групповая импровизация,

-    продолжи заданную муз. тему, закончи муз. фразу

Двигательная импровизация

-    Изобрази животное: зайца, медведя, лису.

-    Притопы ногами,

-    хлопки руками, марш, бег.

-    изобрази животное: зайца, медведя, лису;

-    исполни танцевальные движения («кружение», «пружинка»).

-    Исполнение танцевальных движений на заданную мелодию (полька, вальс),

-    творческая пляска

Рисование под музыку

-    Зайчик прыгает.

-    Слон идет.

-    Дождик.

И т. п.

Нарисуй мелодию:

-    осеннюю,

-    праздничную,

-    сказочную

-    Дай название произведению.

-    Нарисуй пейзаж в соответствии с характером музыки

Игровая деятельность

Игры с пением

-    Игра с мячом.

-    «Ладошки»

-    Прятки.

-    «Карусели».

-    «У медведя дом большой».

-    «Белые гуси».

-    «Медведи и ребята».

-    «Едем на трамвае»

-    «Заячий поход».

-    «Семеро козлят».

-    «На прогулке»

Игры- загадки

«Чей это голос?». «Какой инструмент звучит?»

-    Узнай песню.

-    Узнай инструмент.

-    Узнай инструменты в оркестре (тембр).

-    Узнай произведение, назови композитора

Инсценировки, музыкальные игры- сказки

-    Пальчиковый театр.

-    Настольный театр.

-    Штоковые куклы.

-    Куклы-прыгунки.

-    Варежковые куклы.

Инсценировка сказок с пропеванием основных ролей: «Репка», «Колобок», «Курочка-ряба» и т. д.

Инсценировка сказок с пропеванием основных ролей: «Волк и семеро козлят» «Скрипичный ключ и нотки». «Весна-красна» и т.д.

Игра на музыкальных инструментах

-    Играй, как я.

-    Играй «тихо - громко».

-    Играй «быстро - медленно».

-    Придумай свой ритм (импровизация)

-    Играем вместе.

-    Игра по показу дирижера.

-    Игра в шумовом оркестре (ксилофон, гусли, металлофон

и др.).

-    Исполнение музыкальных пьес и песен: «Мамин день», русских народных песен «Во саду ли, в огороде» и т.д.

Музыкально­дидактические игры. Изучение нотной грамоты в игровой форме

-    Игра «Птички - ноты».

-    Игра «Кто поёт?» (медведь - низкий голос, заяц - высокий, лиса - средний)

и т. д.

Изучение нотной грамоты в форме музыкальной сказки, знакомство со скрипичным ключом, нотами, ладами, регистрами.

-    Пение по нотам простых попевок (1-й класс).

-    Пение по нотам детских песен (2-4-й классы).

-    Сочинение детьми сказочного сюжета для музыкального диктанта

Танцевальная деятельность

Танцевальные движения:

-    марш

-    бег на носочках

-    «пружинка»

-    выставление ножки на пяточку.

Танец:

-    Полька «Пятка - носик».

-    Хоровод «Ой, как весело!».

-    Хоровод «Становись в кружок».

Танцевальные движения:

-    Хороводный шаг

-    Поскоки

-    Бег на носках

-    Ковырялочки

-    Боковой галоп

Танец:

-    Хоровод «Ходит Ваня»

-    Хоровод «Шире круг», «Веселый танец»

Танец:

-    хороводы,

-    парные пляски,

-    коммуникативные танцы,

-    творческие танцы.

 

Важное значение в работе с детьми с проблемами в развитии, особенно с аутичными детьми, имеет выстраивание определенной структуры занятия с четко фиксированным началом и завершением, что создает у детей ощущение безопасности, а на этапе знакомства помогает установлению доверительных отношений. В начальной школе в начале и в конце каждого урока учащиеся исполняют попевки «Начинается урок» и «Окончился урок». Привожу их текст.

 

 


 

 
 

Привожу также тексты коротких песенок на актуальные для школьников темы, которые дети с удовольствием исполняют на занятиях.

Не дерись!

1.

С Петей мы «разобрались» —

Поругались, подрались:

Он ужасный человек, И теперь мне враг навек.

Припев:

Не дерись, не дерись Лучше просто улыбнись!

2.

Улыбнулся Петя мне — И доволен я вполне.

Улыбнулся Пете я, —

И мы снова с ним друзья.

Нужно дружить!

1.

Мне Анюта не нужна:

Конопатая она.

Заикается Максим, Не хочу водиться с ним.

Припев:

Хороших нет ребят совсем, Я не могу дружить ни с кем.

2.

Но Андрюшка мне сказал:

«Сам ты разве идеал?

Мы должны не выбирать,

А друг друга принимать!»

Припев:

Хоть идеальных нет ребят, Дружить теперь я с каждым рад!

Ничего я не боюсь!

1.

Боюсь черных кошек, боюсь высоты.

Мышей и лягушек, боюсь темноты.

От страха все время коленки дрожат, За это насмешки терплю от ребят.

Припев:

Не бойся, не дрожи, А страху «нет» скажи. Смелее вдаль гляди, Бодрей вперед иди!

2.

Как будто лекарство мне эти слова, Свободна от страхов теперь голова. Болезни я места совсем не даю.

И смело играю, и песню пою.

Припев:

У ребенка с проблемами вследствие активной музыкальной деятельности: пения, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах формируется чувство прекрасного. Результаты работы с детьми в нашем центре вполне это подтверждают.

Исследования показали, что во время общения с музыкой ребенок уходит от страхов, тревожности, травмирующих ситуаций. Положительные результаты в работе с проблемными детьми дает привлечение ребенка к участию в активной форме музыкотерапии (вокал отерапии, инструментальной). Вокал отерапия на наших занятиях направлена, прежде всего, не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на выработку психологической устойчивости, расслабление, успокоение. Вокалотерапия помогает также развивать речь, артикуляцию, делать более четким звукопроизношение.

Большое значение в вокалотерапии на моих занятиях играют формулы психологической устойчивости. Это коротенькие песни-формулы, гармонизирующие внутренний мир ребенка, помогающие чувствовать себя более уверенно; они основаны на самовнушении положительных установок.

Формула для позитивного настроя на учебу

1.

Как хорошо учиться в школе,

Здесь можно многое узнать

Про буквы, цифры и про ноты, И даже можно рисовать.

2.

Слепить здесь можно бегемота,

Из круга вырезать цветы, И выучить здесь можно ноты. Здесь сбудутся твои мечты.

3.

Школа, школа — это просто здорово!

Весело, задорно, строго и серьезно, Это очень важно, нужно и полезно.

Что без школы мне нельзя,

Это всем известно!



Формула для гиперактивных школьников

(исполняется медленно)

Я спокойно сижу, Никому не мешаю.

Я в тетрадку гляжу

И задачки решаю.

Я мешать не хочу

Ни Сереже, ни Пете,

Я пятерку получу,

На вопросы я отвечу.

Я спокойно сижу..

Формула для улучшения дикции

1.

Язычок мой очень твердый — раз, два, три.

Язычок мой очень смелый —

раз, два, три.

Ну а если ты не веришь — раз, два, три.

То сейчас же на меня ты посмотри.

(Высовывает язык и под музыку «хвастается»).

2.

Как красиво говорю я — раз, два, три.

И как смело вам пою я — раз, два, три.

Волноваться я не буду никогда!

Лучше буду улыбаться я всегда!

Однажды ко мне обратились родители мальчика, который панически боялся грома, молнии, сильного дождя. Учитывая его интерес к пению, они попросили сочинить соответствующую песню. Так появилась песенка-формула «Тучки не боюсь».

В начале беседы при знакомстве я попросила мальчика нарисовать его состояние во время грозы. Вот его рисунок (рис. 1).

Через несколько месяцев музыкальных занятий, и когда мальчик привык исполнять песенку «Тучки не боюсь» во время плохой погоды, он нарисовал уже такой рисунок (рис. 2).

Таким образом, эффективность вокалотерапии определяется большими возможностями через музыкально-исполнительскую деятельность корректировать отклонения в психоэмоциональном развитии и решать проблемы в области коммуникативной сферы ребенка.

Все методы и приемы, используемые на музыкальных занятиях в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, и применяемые в игровой, доступной форме, помогают детям сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе со взрослыми преодолеть их и адаптироваться к окружающему миру.   

 

 

Информация об авторах

Фомина Наталия Евгеньевна, учитель музыки ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: natalifomina@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 999
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1114
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0