Аутизм и нарушения развития
2010. Том 8. № 1. С. 11–20
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Обучение детей с аутизмом социально-бытовой ориентировке
Общая информация
Ключевые слова: социализация, расстройства аутистического спектра, дети с РАС, обучение социально-бытовой ориентировке
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Соломахина Е.А., Острейкова И.А. Обучение детей с аутизмом социально-бытовой ориентировке // Аутизм и нарушения развития. 2010. Том 8. № 1. С. 11–20.
Полный текст
Задача социально-бытовой адаптации детей является одной из важнейших в сфере специального коррекционного образования. Как нам представляется, особо остро она стоит для детей с синдромом детского аутизма, поскольку эти дети наименее адаптированы к социуму. Им трудно приспособиться к окружающему, усвоить общепринятые нормы и правила поведения.
Сложность в обучении социально-бытовой ориентировке состоит в том, что для детей с аутизмом характерно:
• своеобразие общения (навязчивое или слишком дистанцированное);
• эгоцентризм;
• трудности словесно-логического мышления;
• трудности в различении важной и второстепенной информации.
• нарушение конкретного понимания и использования речи.
С ЧЕГО И КАК НАЧАТЬ?
Работа по развитию социально-бытовой ориентировки включает в себя следующие шаги:
• работу с родителями;
• определение основных целей и задач;
• работу с детьми;
• работу с окружением.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Опыт показывает, что очень часто, обращаясь к специалистам за помощью, родители ориентированы на получение ребёнком образования. Безусловно, это очень важный момент, но не меньшее значение имеет получение опыта ориентировки в социально-бытовом мире, который значительным образом влияет на течение дальнейшей жизни детей.
Когда ребёнок поступает на обучение в ЦПМССДиП, очень часто педагоги сталкиваются с тем, что он не приспособлен к жизни в социуме: дома за него часто выполняют всё родители (они сами признаются в том, что им проще и быстрее всё сделать самим, чем объяснять или тем более учить тому или иному навыку). Зачастую работа родителей тем и ограничивается, что ребёнку привиты только навыки самообслуживания (умывание, одевание/раздевание, самостоятельный приём пищи), а в остальном он остаётся либо беспомощным, либо несостоятельным. Родители охотнее будут ездить на личном транспорте, уклоняться от посещения общественных и культурных учреждений, чем подвергаться вероятности испытать чувство неловкости и стыда перед окружающими за поведение своего ребенка. Но мы хорошо понимаем, что это — не выход из положения, и задача педагогов состоит не только в обучении и привитии социальных навыков и умений, но и в разъяснении родителям, насколько важно не только в школе, но и дома их развивать. Для этого в центре проводятся родительские собрания, консультации, даются открытые уроки, организуются семейные выставки, и родители активно подключаются к проведению творческих акций и художественных мероприятий.
Педагог должен находиться в постоянном контакте и взаимодействии с родителями, так как они являются не только источником информации о ребенке, но и главными фигурами в привитии ему социально-бытовых навыков. Также мы рекомендуем привлекать к этому процессу и других родственников (братьев, сестёр, бабушек и дедушек).
Для получения более точной информации о запросе со стороны родителей нами были составлены опросник и специальная анкета. Целью опроса стало выявление знаний, умений и навыков, которые, по мнению родителей, наиболее важны для
детей. В первой графе опросника указаны проставить количество баллов (1 балл — темы, которые предполагается изучать на считаю не важным; 2 балла — считаю ма- уроках по социально-бытовой ориенти- ловажным; 3 балла — считаю важным; ровке, во второй графе родители должны 4 балла — считаю очень важным).
ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Определите степень важности
социально-бытовых навыков и умений для вашего ребёнка
Социально-бытовые навыки и умения |
Баллы |
Правила личной гигиены в течение дня (предметы и средства личной гигиены, уход за полостью рта, уход за ушами и др.) |
|
Правила охраны зрения |
|
Уход за волосами |
|
Правила поведения в общественных местах (музее, библиотеке, кинотеатре, театре и т.д.) |
|
Виды жилых помещений (квартира, дом, гостиница и т.д.) |
|
Виды и назначение помещений в жилых домах |
|
Почтовый адрес школы, дома (а также написание адреса на почтовой открытке) |
|
Гигиенические требования к жилому помещению (правила вытирания пыли, подметания пола, инвентарь и приспособления для уборки, последовательность уборки детской комнаты) |
|
Значение продуктов питания для здоровья человека |
|
Кухонная посуда, приборы, приспособления, техника и их назначение |
|
Правила мытья и чистки посуды |
|
Сервировка стола |
|
Правила заваривания чая |
|
Правила поведения за столом |
|
Правила приёма пищи |
|
Виды городского транспорта |
|
Правила оплаты проезда |
|
Правила поведения в транспорте, на улице |
|
Проезд в школу (если возможно, дорога пешком) |
|
Правила дорожного движения |
|
Основные виды магазинов и их назначение |
|
Правила поведения в магазине |
|
Виды отделов в магазинах и правила покупки товаров |
|
Порядок покупки товара в продовольственном магазине |
|
Приготовление бутербродов |
|
Приготовление блюд из яиц |
|
Приготовление салата |
|
Виды одежды и головных уборов, их назначение |
|
Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению |
|
Виды обуви и их назначение |
|
Повседневный уход за обувью из кожи |
|
Уход за мокрой обувью |
|
Подготовка обуви к хранению |
|
Программа предлагает большой спектр тем, но они не все и не всегда, по мнению родителей, актуальны для детей с аутизмом. Как показал опрос, широко востребованы со стороны родителей обучение правилам поведения в общественных местах (в магазине, в транспорте, на улице и т.д.), на втором месте - правила приготовления пищи и пользования предметами бытового назначения.
Для получения информации об уровне развития социально-бытовых навыков детей используется специальная анкета для родителей.
АНКЕТА
для определения уровня сформированности социально-бытовых умений и навыков
Анкета разработана
Е.А. Соломахиной, И.А. Острейковой Заполнена: педагогом родителями
Ф.И.О. заполняющего:
Дата заполнения:______________________
Навык / умение |
Уровень помощи |
||
с помощью |
самостоятельно |
||
Действует по инструкции |
Дозированная помощь |
||
I. Правила личной гигиены в течение дня |
|||
Умывается |
|
|
|
Чистит зубы |
|
|
|
Причёсывается |
|
|
|
Моет руки перед едой |
|
|
|
Моет руки после туалета |
|
|
|
Принимает душ на ночь |
|
|
|
Меняет нижнее бельё |
|
|
|
II. Использование предметов и средств личной гигиены |
|||
Полотенце для рук |
|
|
|
Полотенце для ног |
|
|
|
Банное полотенце |
|
|
|
Мочалка |
|
|
|
Зубная щётка |
|
|
|
Расчёска |
|
|
|
Носовой платок |
|
|
|
(Для девочек) заколки, ободки |
|
|
|
Туалетное мыло |
|
|
|
Банное мыло / гель для душа |
|
|
|
Зубная паста |
|
|
|
Шампунь |
|
|
|
Крем |
|
|
|
Туалетная бумага |
|
|
|
Ватные палочки |
|
|
|
III. Инвентарь и приспособления для уборки |
|||
Ведро для мытья пола |
|
|
|
Веник |
|
|
|
Швабра с тканой насадкой |
|
|
|
Ведро для мусора |
|
|
|
Тряпочка для протирания пыли |
|
|
|
Тряпка для пола |
|
|
|
Совок |
|
|
|
Средства для мытья посуды |
|
|
|
Губка для мытья посуды |
|
|
|
Пылесос |
|
|
|
IV. Использование кухонной посуды, приборов, приспособлений, техники |
|||
Кастрюля |
|
|
|
Сковорода |
|
|
|
Ковш/сотейник |
|
|
|
Чайник |
|
|
|
Ложка столовая |
|
|
|
Ложка чайная |
|
|
|
Вилка |
|
|
|
Нож |
|
|
|
Тарелка глубокая |
|
|
|
Тарелка мелкая |
|
|
|
Блюдце |
|
|
|
Чашка |
|
|
|
Стакан |
|
|
|
Кухонная плита |
|
|
|
Микроволновая печь |
|
|
|
Миксер |
|
|
|
Тёрка |
|
|
|
Половник |
|
|
|
Венчик |
|
|
|
Подставки под горячее |
|
|
|
Разделочная доска |
|
|
|
Рукавицы/полотенце |
|
|
|
V. Навыки опрятности |
|||
Следит за чистотой одежды |
|
|
|
Следит за чистотой обуви |
|
|
|
Вытирает рот после еды |
|
|
|
При посещении туалета снимает и надевает одежду только в туалете |
|
|
|
При посещении туалета закрывает дверь |
|
|
|
VI. Навыки самообслуживания |
|||
Одевается |
|
|
|
Раздевается |
|
|
|
Расстилает кровать |
|
|
|
Застилает кровать |
|
|
|
Может приготовить себе еду, напиток |
|
|
|
Готовит домашние задания |
|
|
|
Собирает портфель |
|
|
|
Готовит одежду на следующий день |
|
|
|
Одевается и обувается по сезону / по погоде |
|
|
|
VII. Гигиена жилого помещения |
|||
Вытирает ноги перед входом |
|
|
|
Снимает верхнюю одежду |
|
|
|
Оставляет после себя раковину чистой |
|
|
|
Оставляет после себя унитаз чистым (использует ёршик) |
|
|
|
Пользуется освежителем воздуха |
|
|
|
Вытирает пыль |
|
|
|
Поддерживает порядок на рабочем месте |
|
|
|
Убирает вещи и игрушки по местам |
|
|
|
Моет полы |
|
|
|
Подметает полы |
|
|
|
Пылесосит |
|
|
|
Вытирает обеденный стол |
|
|
|
Убирает посуду со стола |
|
|
|
Моет посуду |
|
|
|
Выбрасывает мусор в ведро |
|
|
|
Выносит мусор |
|
|
|
Ухаживает за домашними животными и растениями |
|
|
|
VIII. Уход за одеждой и обувью |
|||
Моет обувь |
|
|
|
Протирает обувь тряпочкой |
|
|
|
Ставит обувь на батарею для просушки |
|
|
|
Чистит обувь кремом |
|
|
|
Чистит одежду щёткой |
|
|
|
Убирает вещи на полку в шкаф |
|
|
|
Вешает одежду на плечики |
|
|
|
Стирает (носовой платок, трусы) |
|
|
|
Гладит (носовой платок, трусы) |
|
|
|
IX. Навыки приготовления еды |
|||
Нарезает |
|
|
|
Намазывает |
|
|
|
Чистит, очищает |
|
|
|
Размешивает, перемешивает |
|
|
|
Готовит по рецепту |
|
|
|
Соблюдает правила техники безопасности |
|
|
|
X. Навыки поведения в общественных местах |
|||
Ориентируется в отделах магазина |
|
|
|
Составляет список покупок |
|
|
|
Следует списку покупок |
|
|
|
Пользуется тележкой |
|
|
|
Берёт продукты с полок |
|
|
|
Оплачивает покупки |
|
|
|
Оплачивает проезд в городском транспорте |
|
|
|
Ориентируется в маршруте |
|
|
|
Пользуется гардеробом (в театре, музее и т.д.) |
|
|
|
Занимает место согласно номеру, указанному на билете |
|
|
|
Пояснения:
• Если умение / навык отсутствуют, то во всех графах поставьте прочерк.
• «Дозированная помощь» - ребёнок владеет умением / навыком, но в какой-то момент ему необходима ваша помощь (например: Что потом? Как сделать дальше? И т.д.)
Таким образом, получив данные опроса и анкеты, можно определить цели и задачи, которые будут решаться в процессе обучения, и составить план работы.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Целью уроков по социально-бытовой ориентировке является максимально возможная в условиях образовательного учреждения практическая подготовка детей с аутизмом к самостоятельной жизни и деятельности.
Задачей в работе по данному направлению является формирование социально-бытовых навыков и умений у детей для дальнейшего интегрирования в общество.
Педагог должен показывать детям, как надо поступать в реальной ситуации. Для этого в ходе практических работ, экскурсий, игр, бесед, упражнений-тренингов, дидактических игр моделируются и обсуждаются реальные жизненные ситуации.
При работе педагогами используются различные виды помощи:
1. показ;
2. совместное действие «рука в руке»;
3. действие по инструкции;
4. действие с использованием схем и сценариев.
Эффективность обучения во многом определяется методами работы, которыми пользуется педагог. Отмечено, что при обучении детей с аутизмом весь учебный материал следует визуализировать, что в значительной степени помогает ускорить процесс усвоения программного материала.
В работе используются следующие формы подачи материала:
1. беседа;
2. экскурсии, наблюдения;
3. дидактические игры;
4. просмотр кино- и видеофильмов;
5. составление планов, схем и сценариев;
6. ведение тематических альбомов;
7. использование компьютерных игр;
8. моделирование ситуаций;
9. тестирование, кроссворды;
10. упражнения, тренинги.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Дети в классе по-разному выдерживают ситуацию активного взаимодействия со взрослыми: некоторые способны поддерживать контакт очень короткий промежуток времени и сами дозируют его продолжительность и интенсивность; есть и такие, которые не могут самостоятельно определить «лимит» взаимодействия, и в этой ситуации педагог должен определять степень и продолжительность общения, опираясь на состояние ребёнка.
При обучении детей с аутизмом очень важное значение имеет правильная организация места, пространства и времени обучения. Это способствует снижению тревожности, упорядочению поведения, следовательно, работа будет более продуктивной.
Четко и полно должны быть сформулированы требования к кабинету, который необходимо оборудовать и разделить на зоны в соответствии с темами программы и правилами безопасности.
Следует обращать внимание на своевременную модернизацию кабинета, учитывая современные требования.
Перед началом обучения необходимо выяснить, насколько дети владеют соответствующим навыком. Это можно сделать различными способами, выбор которых определяется уровнем развития детей. Так например, при прохождении темы «Правила поведения в транспорте, на улице», можно использовать следующие варианты работы:
Вариант 1. Перед уроком учитель проводит беседу о поведении людей в транспорте с использованием иллюстраций.
Вариант 2. Для привлечения внимания к теме урока используется показ видеороликов с комментированием ситуаций.
Вариант 3. Проводится опрос:
• Где нужно ждать транспорт?
• Как оплатить проезд?
• Как узнать, на какой остановке выходить?
• Как нужно выйти из автобуса?
• Что делать, если ты проехал остановку?
• Что делать, если ты вышел не на той остановке?
• Что делать, если в автобусе ты встретил знакомого? И др.
Вариант 4. Проводится тестирование:
1. Где нужно ждать транспорт?
а) на остановке;
б) недалеко от остановки;
в) около светофора;
г) на пешеходном переходе.
2. Как оплатить проезд?
а) проезд не оплачивать;
б) купить билет или проездной;
в) попросить билет у водителя.
3. Что делать, если ты проехал свою остановку?
а) громко плакать;
б) попросить водителя остановиться;
в) выйти на следующей остановке и вернуться обратно.
Внешкольные мероприятия являются важными факторами социализации детей с нарушениями. И хотя перед каждым из них детям напоминают и спрашивают у них правила поведения в общественных местах, это не означает, что все пройдёт гладко. Но главное — такая ситуация является ещё одним способом социального развития.
Как указывалось, для формирования бытовых навыков удобно использовать наглядные схемы, где отражена последовательность необходимых действий. Ниже приведен пример такой схемы, которая используется для обучения приготовлению чая.
РАБОТА С СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
Главной целью в работе с социальным окружением детей является помощь в переносе полученных знаний, умений и навыков в реальную жизнь для облегчения социализации.
На наш взгляд, работа по данному направлению предполагает, прежде всего, выработку между педагогом и родителями (ближайшим социальным окружением) общей системы требований к ребенку. На занятиях и во время совместных мероприятий педагогом закрепляются новые знания и навыки, а требования доводятся до детей. Приемам, эффективным в случае с конкретным ребенком, педагоги обучают его родителей, а они закрепляют с ним дома или в других местах усвоенные навыки, постепенно сокращая свою помощь и вмешательство. Работа родителей может контролироваться педагогом, когда он проверяет, например, фотоотчет или письменный отчет о какой-то работе, мероприятии.
Важно соблюдать единообразие требований к ребенку: школьные требования должны предъявляться и дома. То, что требует один учитель, должны требовать и другие учителя, и работники школы (например, библиотекарь, медсестра и др.). При этом и в классе, и дома дети могут использовать одни и те же визуальные подсказки, например, блокноты с записанными правилами.
Очень часто круг общения детей ограничивается семьёй и классом. Поэтому в работу по социализации нужно включать и других взрослых: учителей, обслуживающий персонал, других учащихся. Служащим детского центра не следует бояться здороваться со знакомыми детьми, спрашивать, как у них дела. Ведь детям очень важно знать, что их замечают, что они интересны ещё кому-то.
С работниками тех культурно-образовательных и общественных учреждений (продавцами, экскурсоводами и др.), которые посещают наши дети, обязательно должны проводиться предварительные беседы о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться при встрече с учащимися. Это поможет избежать различных негативных эмоций с обеих сторон.
Литература
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие / Пер. с англ. О.В. Деряевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000.
- Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Пер. с англ. М.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3926
В прошлом месяце: 112
В текущем месяце: 92
Скачиваний
Всего: 6420
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 10