Подготовка кадров для психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Общая информация
Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ряписов Н.А., Ряписова А.Г., Чепель Т.Л. Подготовка кадров для психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Одним из перспективных направлений развития инклюзивного образования детей-инвалидов является применение дистанционных образовательных технологий. В 2010 году Новосибирский государственный педагогический университет выиграл федеральный грант для выполнения проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов Новосибирской области». К участию в нем были приглашены региональный ресурсный центр дистанционного обучения при ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования» и ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования».
В рамках выполнения проекта были организованы курсы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений Новосибирской области по программе «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в очной и дистанционной формах с использованием интернет-технологий». Объем программы составил 72 часа, срок обучения — 2 месяца. Адресной аудиторией курсов повышения квалификации стали сетевые учителя (101 человек) и тьюторы дистанционного обучения (96 человек). Обучение проводилось в очно-дистанционной форме. Дистанционное обучение осуществлялось без отрыва слушателей от производства через образовательный ресурс, предоставленный Институтом открытого дистанционного образования Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ). После успешного освоения программ дополнительного профессионального образования участникам курсов повышения квалификации были выданы документы государственного образца, программ дополнительного образования — сертификат НГПУ.
Полный текст
Одним из перспективных направлений развития инклюзивного образования детей-инвалидов является применение дистанционных образовательных технологий. В 2010 году Новосибирский государственный педагогический университет выиграл федеральный грант для выполнения проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов Новосибирской области». К участию в нем были приглашены региональный ресурсный центр дистанционного обучения при ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования» и ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования».
В рамках выполнения проекта были организованы курсы повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений Новосибирской области по программе «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в очной и дистанционной формах с использованием интернет-технологий». Объем программы составил 72 часа, срок обучения — 2 месяца. Адресной аудиторией курсов повышения квалификации стали сетевые учителя (101 человек) и тьюторы дистанционного обучения (96 человек). Обучение проводилось в очно-дистанционной форме. Дистанционное обучение осуществлялось без отрыва слушателей от производства через образовательный ресурс, предоставленный Институтом открытого дистанционного образования Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ). После успешного освоения программ дополнительного профессионального образования участникам курсов повышения квалификации были выданы документы государственного образца, программ дополнительного образования — сертификат НГПУ.
Программа курсов включала восемь модулей различного содержания. Остановимся более подробно на характеристике подпрограммы «Организация психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Ее цель — повышение психолого-педагогической компетентности специалистов образования по вопросам организации обучения и психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования детей с ОВЗ.
Образовательные задачи:
-
Выявить сущность и специфику надомного (индивидуального) обучения и технологии дистанционного обучения, проблемы, перспективы, целесообразность и ограничения дистанционного образования.
-
Сформировать представления об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.
-
Определить условия психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования, исходя из реальных возможностей ОУ.
-
Сформировать умение проектирования индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной траектории, индивидуально-ориентированной рабочей программы.
Ожидается, что в результате освоения программы:
-
педагоги будут уметь проектировать индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальную образовательную траекторию, индивидуальную образовательную программу;
-
будут владеть умениями осуществлять деятельность по технологии школьного консилимума (ПМПк) в аспекте психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения;
-
освоят теоретические основы дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов: общедидактические, специальные педагогические, психолого-педагогические, социально-психологические подходы.
В основе методологии преподавания данного учебного модуля лежат теоретические и практические разработки в области компетентностного образования, рефлексивно-деятельностного подхода к обучению, принципы сотрудничества со слушателями и субъект-субъектного подхода. Используются методы организации коллективной проектной деятельности, коллективного решения творческих задач, активного освоения знаний.
Содержание программы представлено в восьми темах.
Тема 1. История, состояние и перспективы развития образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России
-
Основные этапы развития образования детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями в истории мировой и российской педагогики.
-
Организация обучения детей с ОВЗ в современной России: 8 видов специальных (коррекционных программ), их краткая характеристика.
-
Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классы ККО и КРО.
-
Инклюзивное образование как современный образовательный проект обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Тема 2. Особенности организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ на дому в технологии дистанционного обучения: нормативно-правовое и организационно-педагогическое обеспечение нового образовательного проекта
-
Обучение на дому как одна из законодательно закрепленных форм обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в РФ: нормативно-правовые основы организации.
-
Недостатки и ограничения надомного (индивидуального) обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
-
Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ как один из компонентов приоритетного национального проекта «Образование» в современной России: нормативно-правовое обеспечение, стратегия, перспективы, задачи, проблемы.
Тема 3. Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ как путь повышения качества и доступности их общего образования
-
Понятие о дистанционном обучении как одной из современных образовательных технологий в системе непрерывного образования и школьного обучения детей-инвалидов.
-
Плюсы и минусы дистанционного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
-
Система организации дистанционного обучения как пути индивидуализации образовательного маршрута «особенного» ребенка.
Тема 4. Психолого-педагогические, организационно-педагогические и методические аспекты дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
-
Психологическое сопровождение дистанционного обучения детей с особыми потребностями.
-
Педагогические аспекты сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Методические аспекты организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Просветительская и консультативная деятельность как условие качественного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема 5. Возрастные и индивидуально-типологические психофизиологические особенности детей-инвалидов и детей с ОВЗ
-
Определение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья», дети-инвалиды.
-
Проявление общих закономерностей психического развития при различных нарушениях.
-
Специфика социальной ситуации развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ как важнейшего фактора их психического развития.
-
Основные типологические группы детей-инвалидов и детей с ОВЗ в системе дистанционного обучения.
-
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей-инвалидов и детей с ОВЗ, имеющих возможность обучаться дистанционно.
-
Определение возможностей дистанционного образования детей с ОВЗ (психологическая, педагогическая, медицинская диагностика).
Тема 6. Определение специфики организации и осуществления дистанционного обучения детей с ОВЗ, их учет при разработке индивидуальной образовательной программы
-
Приемы обучения учащихся целеполаганию.
-
Рекомендации учителю по отбору содержания учебных пособий для дистанционного обучения школьников.
-
Самостоятельная работа как форма организации учебно-познавательной деятельности школьников.
-
Активные методы в системе дистанционного обучения.
Тема 7. Составляющие педагогической технологии дистанционного обучения детей с ОВЗ
-
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.
-
Психолого-педагогические условия применения наглядных и технических дидактических средств в технологии дистанционного обучения.
-
Современные подходы к диагностике результатов обучения.
-
Дидактические принципы реализации технологии дистанционного обучения.
Тема 8. Осуществление психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ в условиях надомного образования с использованием дистанционных технологий обучения
-
Организация работы школьного ПМПк в условиях дистанционного обучения.
-
Роль ПМПк, ППМС-центров и лечебно-профилактических учреждений в сопровождении ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
-
Взаимодействие с родителями детей, обучающихся дистанционно: просветительская и консультативная помощь со стороны педагогов и специалистов системы ППМС-сопровождения.
Для реализации программы курсов повышения квалификации сетевых учителей и тьюторов был создан специальный сайт, на котором зарегистрированным пользователям доступны все учебные материалы. Учебно-методическое обеспечение модуля «Организация психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» включало теоретические материалы (конспекты лекций, тексты научных и методических статей), нормативные документы в области обучения детей с ОВЗ, инклюзивного и дистанционного обучения, учебные и методические фильмы, слайдовые презентации.
Основным результатом проведенной работы можно считать тот важный факт, что сетевые учителя и тьюторы овладели технологией сопровождения детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения, разработав и внедрив соответствующие учебные курсы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4312
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 64
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1