Система повышения квалификации педагогов инклюзивного (интегрированного) образования в Самарской области

52

Общая информация

Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Фролова Е.Ю. Система повышения квалификации педагогов инклюзивного (интегрированного) образования в Самарской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Система повышения квалификации педагогических работников в сфере интегрированного образования де­тей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в Самарской области создавалась одновременно с формированием региональной политики, направленной на интеграцию (инклюзию) детей с особыми нуждами.

Развитие данного направления повышения квали­фикации было продиктовано необходимостью подго­товки новых кадров в сфере образования, способных высокопрофессионально осуществлять обучение и коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. До 2000 года неподготовленность педагогов мас­совых образовательных учреждений к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, была одним из глав­ных препятствий в формировании системы интегри­рованного обучения детей с ОВЗ.

Полный текст

Система повышения квалификации педагогических работников в сфере интегрированного образования де­тей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в Самарской области создавалась одновременно с формированием региональной политики, направленной на интеграцию (инклюзию) детей с особыми нуждами.

Развитие данного направления повышения квали­фикации было продиктовано необходимостью подго­товки новых кадров в сфере образования, способных высокопрофессионально осуществлять обучение и коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. До 2000 года неподготовленность педагогов мас­совых образовательных учреждений к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, была одним из глав­ных препятствий в формировании системы интегри­рованного обучения детей с ОВЗ.

Для реализации задач специального образования и интегрированного обучения детей с ОВЗ в 2002 году был создан Центр специального образования Самар­ской области (далее — Центр) как учреждение повы­шения квалификации.

За время существования Центра сформирована си­стема интегрированного образования детей с ОВЗ, а именно:

  • сформирована система ранней помощи ребенку с особыми потребностями;
  • нормативная база интегрированного образова­ния детей с ОВЗ;
  • разработаны методические материалы, позволя­ющие успешно включать определенные категории де­тей с ОВЗ в процесс обучения в массовых образова­тельных учреждениях;
  • подготовлен кадровый ресурс для внедрения ин­тегрированных форм обучения в образовательную практику.

В целях оптимизации деятельности Центра по по­вышению уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОВЗ, ежегодно проводятся мониторинговые исследования по следующим направлениям:

  • изучение взаимодействия специалистов до­школьных образовательных учреждений в процессе реализации индивидуального образовательного марш­рута ребенка с ОВЗ;
  • мониторинг условий обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в массовых школах;
  • изучение коррекционно-педагогического сопро­вождения учащихся с ОВЗ в условиях интегрирован­ного обучения в массовой школе;
  • анализ состояния системы организации образо­вания детей с ОВЗ в Самарской области.

По результатам анализа состояния интегрирован­ного образования детей с ОВЗ в Самарской области наблюдается следующая ситуация.

В сфере дошкольного образования. По данным 2010 года на территории Самарской области нахо­дится 816 образовательных учреждений, реализу­ющих программы дошкольного образования, в ко­торых обучаются 107 009 детей, из них 13 464 ре­бенка с ОВЗ (12,6 % от общего числа детей в ДОУ).

Обучение детей дошкольного возраста с ОВЗ в Са­марской области осуществляется в группах комбини­рованной направленности, группах компенсирующей направленности, группах кратковременного пребыва­ния, логопунктах.

По сравнению с 2009 годом в 2010 году число до­школьников с ОВЗ, обучающихся интегрированно, возросло с 1978 чел. до 2405 чел., т. е. на 21,6 %.

В сфере общего образования. В 2010—2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Самарской области обучаются 275 450 человек, из них 8434 школьника с ОВЗ, что составляет 3,1 % от обще­го числа школьников.

Обучение школьников с ОВЗ в массовых школах Самарской области осуществляется в следующих фор­мах: индивидуальное, в специальном (коррекцион-ном) классе, в интегрированном классе.

В 2010—2011 учебном году число детей с ОВЗ, обу­чающихся в интегрированных классах общеобразова­тельных школ, увеличилось на 7,3 % по сравнению с предыдущим учебным годом.

Таким образом, в Самарской области наблюдается явная тенденция в сторону расширения интегрирован­ного (инклюзивного) обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Это, в свою очередь, требует постоянного расшире­ния профессиональных компетенций педагогов, рабо­тающих с детьми с ОВЗ.

Система коррекционно-педагогического сопро­вождения детей с ОВЗ Самарской области включает в себя: территориальные агентства специального обра­зования, центры психолого-педагогического сопро­вождения детей с ОВЗ, службы специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с ограничен­ными возможностями здоровья и его семье (службы ранней помощи, СРП), дошкольные образовательные учреждения (компенсирующего и комбинированного вида), общеобразовательные учреждения (специаль­ные (коррекционные) и массовые школы).

Данной системой определяется и перечень катего­рий слушателей, нуждающихся в повышении квали­фикации по коррекционной педагогике.

На территории Самарской области Центр является основным учреждением, осуществляющим повыше­ние квалификации педагогов и специалистов, работа­ющих с детьми с ОВЗ. В Центре повышают свою про­фессиональную компетентность:

  • руководители и специалисты образовательных учреждений, территориальных агентств специального образования, центров психолого-педагогического со­провождения детей с ОВЗ;
  • педагоги и специалисты СРП;
  • педагоги и специалисты дошкольных образова­тельных учреждений комбинированного и компенси­рующего вида;
  • педагоги специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений;
  • педагоги общеобразовательных учреждений;
  • родители детей с ОВЗ.

Основными направлениями повышения квалифи­кации педагогов в Центре являются:

  • коррекционно-педагогическая деятельность в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ;
  • применение специализированных компьютерных программ при обучении и воспитании детей с ОВЗ;
  • использование специального оборудования при работе с детьми с ОВЗ;
  • организация и содержание обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования;
  • психолого-медико-педагогическое сопровожде­ние детей с ОВЗ;
  • психологическое консультирование семей, име­ющих детей с ОВЗ;
  • особенности работы социальных педагогов с де­тьми с ОВЗ.

Развитие профессиональной компетентности про­исходит в форме курсов повышения квалификации, семинаров для педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, консультаций для педагогов, специа­листов, родителей детей с ОВЗ, тренинговых занятий с родителями детей с ОВЗ раннего и дошкольного воз­раста.

Ежегодно Центр разрабатывает программы повы­шения квалификации педагогических работников, осуществляющих интегрированное обучение и воспи­тание детей с ОВЗ. Так, в 2010 году разработаны про­граммы:

  • Коррекция неуспеваемости учащихся интегри­рованных классов;
  • Педагогическое сопровождение и коррекцион-ная работа учителя младших классов интегрирован­ной школы;
  • Педагогическое сопровождение и коррекцион-ная работа учителя 5—9 классов интегрированной школы;
  • Организационно-педагогическая деятельность заместителя директора по воспитательной работе ин­тегрированной школы;
  • Диагностическая и коррекционная работа при сопровождении детей младшего дошкольного и ранне­го возраста с ОВЗ;
  • Комплексный подход к изучению, воспитанию и коррекции развития детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна;
  • Комплексное сопровождение детей группы рис­ка старшего дошкольного возраста в дошкольном об­разовательном учреждении;
  • Дифференцированный подход к коррекционно-му обучению и воспитанию детей дошкольного возра­ста с ментальными нарушениями.

На настоящий момент реализуется около 50 собст­венных программ повышения квалификации педаго­гов инклюзивного образования и специалистов, рабо­тающих с детьми с ОВЗ.

Одной из основных форм расширения профессио­нальной компетентности педагогов на базе Центра яв­ляется повышение квалификации педагогических ра­ботников Самарской области с использованием имен­ного образовательного чека (далее — Чек).

Повышение квалификации на основе Чека предо­ставляется руководящим и педагогическим работни­кам государственных, находящихся в ведении Самар­ской области, и муниципальных образовательных уч­реждений. Чек подтверждает право работника образо­вания на гарантированное финансирование повыше­ния квалификации один раз в пять лет. Полный курс повышения квалификации в объеме 144,5 часов пре­дусматривает инвариантную и вариативные части, со­стоящие их двух учебных блоков по 36 часов каждый и итоговую аттестацию. Очередность прохождения учебных блоков, учреждение, формы и сроки прохож­дения повышения квалификации определяет владелец Чека. Чек действителен в течение пяти лет с момента его выдачи. Учебные программы повышения квали­фикации с использованием Чека утверждаются экс­пертным советом министерства образования и науки Самарской области. Финансирование повышения ква­лификации на основе Чека осуществляется министер­ством образования и науки Самарской области.

С 2005 по 2010 год по Чекам обучено 2215 педаго­гов. Всего с 2005 по 2010 год в Центре повысили про­фессиональную компетентность 6620 педагогов и спе­циалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Из них 3947 человек — на курсах повышения квалификации, 2673 человека — на семинарах.

Созданная в Самарской области система повышения квалификации педагогов и специалистов, осуществляю­щих интегрированное обучение детей с ОВЗ, отвечает поставленным задачам. Однако в ближайшее будущее предстоит решить ряд проблем в данном направлении.

Мониторинг условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, организо­ванный Центром в 2010 году в ряде сельских школ Са­марской области, выявил ряд проблем, в том числе не­достаточное число педагогов, осуществляющих обуче­ние и воспитание детей с ОВЗ, прошедших специаль­ную подготовку по вопросам коррекционной педаго­гики в необходимом объеме.

Ближайшими задачами в сфере повышения про­фессиональной компетентности педагогов, занятых интегрированным (инклюзивным) образованием де­тей с ОВЗ, являются:

  • разработка и внедрение программ повыше­ния квалификации учителей-предметников, интегри-рованно обучающих детей со сложной структурой де­фекта, педагогов ДОУ по работе с детьми со сложной (специфической) структурой дефекта;
  • разработка методических пособий, рекоменда­ций, сборников учебных материалов для учителей-предметников интегрированных школ, обучающих де­тей со сложной структурой дефекта;
  • разработка методических пособий, рекоменда­ций, сборников учебных материалов для педагогов ДОУ по работе с детьми со специфичной структурой дефекта.

Информация об авторах

Фролова Елена Юрьевна, заместитель директора по учебно;методической работе ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Центр специального образования Самарской области», Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4769
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0