Система повышения квалификации педагогов инклюзивного (интегрированного) образования в Самарской области
Общая информация
Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Фролова Е.Ю. Система повышения квалификации педагогов инклюзивного (интегрированного) образования в Самарской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Система повышения квалификации педагогических работников в сфере интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в Самарской области создавалась одновременно с формированием региональной политики, направленной на интеграцию (инклюзию) детей с особыми нуждами.
Развитие данного направления повышения квалификации было продиктовано необходимостью подготовки новых кадров в сфере образования, способных высокопрофессионально осуществлять обучение и коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. До 2000 года неподготовленность педагогов массовых образовательных учреждений к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, была одним из главных препятствий в формировании системы интегрированного обучения детей с ОВЗ.
Полный текст
Система повышения квалификации педагогических работников в сфере интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в Самарской области создавалась одновременно с формированием региональной политики, направленной на интеграцию (инклюзию) детей с особыми нуждами.
Развитие данного направления повышения квалификации было продиктовано необходимостью подготовки новых кадров в сфере образования, способных высокопрофессионально осуществлять обучение и коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. До 2000 года неподготовленность педагогов массовых образовательных учреждений к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, была одним из главных препятствий в формировании системы интегрированного обучения детей с ОВЗ.
Для реализации задач специального образования и интегрированного обучения детей с ОВЗ в 2002 году был создан Центр специального образования Самарской области (далее — Центр) как учреждение повышения квалификации.
За время существования Центра сформирована система интегрированного образования детей с ОВЗ, а именно:
-
сформирована система ранней помощи ребенку с особыми потребностями;
-
нормативная база интегрированного образования детей с ОВЗ;
-
разработаны методические материалы, позволяющие успешно включать определенные категории детей с ОВЗ в процесс обучения в массовых образовательных учреждениях;
-
подготовлен кадровый ресурс для внедрения интегрированных форм обучения в образовательную практику.
В целях оптимизации деятельности Центра по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОВЗ, ежегодно проводятся мониторинговые исследования по следующим направлениям:
-
изучение взаимодействия специалистов дошкольных образовательных учреждений в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
-
мониторинг условий обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в массовых школах;
-
изучение коррекционно-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного обучения в массовой школе;
-
анализ состояния системы организации образования детей с ОВЗ в Самарской области.
По результатам анализа состояния интегрированного образования детей с ОВЗ в Самарской области наблюдается следующая ситуация.
В сфере дошкольного образования. По данным 2010 года на территории Самарской области находится 816 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в которых обучаются 107 009 детей, из них 13 464 ребенка с ОВЗ (12,6 % от общего числа детей в ДОУ).
Обучение детей дошкольного возраста с ОВЗ в Самарской области осуществляется в группах комбинированной направленности, группах компенсирующей направленности, группах кратковременного пребывания, логопунктах.
По сравнению с 2009 годом в 2010 году число дошкольников с ОВЗ, обучающихся интегрированно, возросло с 1978 чел. до 2405 чел., т. е. на 21,6 %.
В сфере общего образования. В 2010—2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Самарской области обучаются 275 450 человек, из них 8434 школьника с ОВЗ, что составляет 3,1 % от общего числа школьников.
Обучение школьников с ОВЗ в массовых школах Самарской области осуществляется в следующих формах: индивидуальное, в специальном (коррекцион-ном) классе, в интегрированном классе.
В 2010—2011 учебном году число детей с ОВЗ, обучающихся в интегрированных классах общеобразовательных школ, увеличилось на 7,3 % по сравнению с предыдущим учебным годом.
Таким образом, в Самарской области наблюдается явная тенденция в сторону расширения интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Это, в свою очередь, требует постоянного расширения профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Система коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Самарской области включает в себя: территориальные агентства специального образования, центры психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, службы специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и его семье (службы ранней помощи, СРП), дошкольные образовательные учреждения (компенсирующего и комбинированного вида), общеобразовательные учреждения (специальные (коррекционные) и массовые школы).
Данной системой определяется и перечень категорий слушателей, нуждающихся в повышении квалификации по коррекционной педагогике.
На территории Самарской области Центр является основным учреждением, осуществляющим повышение квалификации педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. В Центре повышают свою профессиональную компетентность:
-
руководители и специалисты образовательных учреждений, территориальных агентств специального образования, центров психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
-
педагоги и специалисты СРП;
-
педагоги и специалисты дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида;
-
педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
-
педагоги общеобразовательных учреждений;
-
родители детей с ОВЗ.
Основными направлениями повышения квалификации педагогов в Центре являются:
-
коррекционно-педагогическая деятельность в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ;
-
применение специализированных компьютерных программ при обучении и воспитании детей с ОВЗ;
-
использование специального оборудования при работе с детьми с ОВЗ;
-
организация и содержание обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования;
-
психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
-
психологическое консультирование семей, имеющих детей с ОВЗ;
-
особенности работы социальных педагогов с детьми с ОВЗ.
Развитие профессиональной компетентности происходит в форме курсов повышения квалификации, семинаров для педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, консультаций для педагогов, специалистов, родителей детей с ОВЗ, тренинговых занятий с родителями детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста.
Ежегодно Центр разрабатывает программы повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих интегрированное обучение и воспитание детей с ОВЗ. Так, в 2010 году разработаны программы:
-
Коррекция неуспеваемости учащихся интегрированных классов;
-
Педагогическое сопровождение и коррекцион-ная работа учителя младших классов интегрированной школы;
-
Педагогическое сопровождение и коррекцион-ная работа учителя 5—9 классов интегрированной школы;
-
Организационно-педагогическая деятельность заместителя директора по воспитательной работе интегрированной школы;
-
Диагностическая и коррекционная работа при сопровождении детей младшего дошкольного и раннего возраста с ОВЗ;
-
Комплексный подход к изучению, воспитанию и коррекции развития детей младенческого и раннего возраста с синдромом Дауна;
-
Комплексное сопровождение детей группы риска старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;
-
Дифференцированный подход к коррекционно-му обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями.
На настоящий момент реализуется около 50 собственных программ повышения квалификации педагогов инклюзивного образования и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.
Одной из основных форм расширения профессиональной компетентности педагогов на базе Центра является повышение квалификации педагогических работников Самарской области с использованием именного образовательного чека (далее — Чек).
Повышение квалификации на основе Чека предоставляется руководящим и педагогическим работникам государственных, находящихся в ведении Самарской области, и муниципальных образовательных учреждений. Чек подтверждает право работника образования на гарантированное финансирование повышения квалификации один раз в пять лет. Полный курс повышения квалификации в объеме 144,5 часов предусматривает инвариантную и вариативные части, состоящие их двух учебных блоков по 36 часов каждый и итоговую аттестацию. Очередность прохождения учебных блоков, учреждение, формы и сроки прохождения повышения квалификации определяет владелец Чека. Чек действителен в течение пяти лет с момента его выдачи. Учебные программы повышения квалификации с использованием Чека утверждаются экспертным советом министерства образования и науки Самарской области. Финансирование повышения квалификации на основе Чека осуществляется министерством образования и науки Самарской области.
С 2005 по 2010 год по Чекам обучено 2215 педагогов. Всего с 2005 по 2010 год в Центре повысили профессиональную компетентность 6620 педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Из них 3947 человек — на курсах повышения квалификации, 2673 человека — на семинарах.
Созданная в Самарской области система повышения квалификации педагогов и специалистов, осуществляющих интегрированное обучение детей с ОВЗ, отвечает поставленным задачам. Однако в ближайшее будущее предстоит решить ряд проблем в данном направлении.
Мониторинг условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, организованный Центром в 2010 году в ряде сельских школ Самарской области, выявил ряд проблем, в том числе недостаточное число педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОВЗ, прошедших специальную подготовку по вопросам коррекционной педагогики в необходимом объеме.
Ближайшими задачами в сфере повышения профессиональной компетентности педагогов, занятых интегрированным (инклюзивным) образованием детей с ОВЗ, являются:
-
разработка и внедрение программ повышения квалификации учителей-предметников, интегри-рованно обучающих детей со сложной структурой дефекта, педагогов ДОУ по работе с детьми со сложной (специфической) структурой дефекта;
-
разработка методических пособий, рекомендаций, сборников учебных материалов для учителей-предметников интегрированных школ, обучающих детей со сложной структурой дефекта;
-
разработка методических пособий, рекомендаций, сборников учебных материалов для педагогов ДОУ по работе с детьми со специфичной структурой дефекта.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4769
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 52
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0