Ресурсные возможности школы для инклюзивного образования
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе
Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Олтаржевская Л.Е. Ресурсные возможности школы для инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Качественное полноценное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) реально лишь в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику учебной деятельности различных категорий детей с ОВЗ, а также их возможности передвижения, общения, социального поведения. В связи с этим наиболее важным является готовность нашей школы меняться и поиск ресурсных, не столько внешних, сколько внутренних возможностей, которые, актуализируясь в определенных условиях, способны обеспечить достижение поставленных целей.
Полный текст
Качественное полноценное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) реально лишь в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику учебной деятельности различных категорий детей с ОВЗ, а также их возможности передвижения, общения, социального поведения. В связи с этим наиболее важным является готовность нашей школы меняться и поиск ресурсных, не столько внешних, сколько внутренних возможностей, которые, актуализируясь в определенных условиях, способны обеспечить достижение поставленных целей.
В условиях общеобразовательной школы несомненным ресурсом является возможность организации социально-педагогического сопровождения всех участников процесса инклюзивного образования. В литературе сопровождение рассматривается как системная интегративная технология помощи человеку [1]. Многие исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов в состоянии личности. Успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще не доступна — «зону ближайшего развития» [2]. Сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для преодоления депривации, вызванной нарушениями психофизического развития, и перехода, сопровождаемого от помощи к самопомощи.
Опыт применения парадигмы сопровождения в практике образовательной деятельности показывает, что на сегодня сопровождение — особая форма осуществления пролонгированной социальной психолого-педагогической помощи-патронажа, поскольку оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития сопровождаемого, опору на его собственные возможности и создание на этой основе условий для восстановления связей с миром людей [3]. Сопровождение, обусловленное целями, задачами и спецификой инклюзивного образования, включает следующие основные направления: учебно-методическое, диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее и социально-реабилитационное.
Несомненно, что процесс создания инклюзивной среды должен строиться на инновационной проектной основе. Современное движение за качественное обновление школы не только предполагает, но и научно доказывает необходимость использования образовательного проектирования как инновационного процесса в области педагогики. Инновационный процесс представляет собой совокупность отдельных стадий на пути от создания нового знания до реальных изменений в практике. А деятельность является инновационной, если осуществляется в полном своем объеме от научной разработки определенных идей до получения практического результата [4].
Проектирование в сфере образования — это идеальное построение и воплощение на практике того, что возможно и должно быть. Процесс проектирования принадлежит к особому виду деятельности, связанного с предвидением будущего, которое одновременно актуализирует потенциальные возможности научного познания и показывает пути формирования нового объекта, в данном случае, инклюзивной среды в общеобразовательной школе. Спроектировать инклюзивную среду позволяют внутренние ресурсы школы. Специально организованное резонансное образовательное пространство должно подчинять себе всю совокупность используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий обучения, развития, воспитания и социализации учащихся. Тогда будут обеспечиваться сформированность общих знаний у детей с особенностями в развитии, улучшаться социальные компетенции и навыки коммуникации у детей с инвалидностью, развиваться эмоциональная сфера обычных учеников, воспитываться толерантное отношение к сверстникам с ОВЗ. Из-за сложности, многофакторности, полифункциональности и специфичности инклюзивной среды необходимо поделить ее на ряд условных компонентов (когнитивно-креативный, коммуникативный, культурологический, здоровьесбе-регающий), что позволит применить процедуру проектирования наиболее эффективно.
Анализ литературы по проблеме социально-педагогического проектирования позволил охарактеризовать его как целенаправленный специально организованный процесс, способный изменять все сферы образования. Проектирование инклюзивной среды обеспечивает создание не только целостного представления о ней, но и условий ее перевода на качественно новый, более высокий уровень с решением ряда проблем «школьного риска» (несоответствие методик и технологий образования психофизическим возможностям учащихся, педагогические стрессовые ситуации, информационные перегрузки и др.).
Социально-педагогическое проектирование, на наш взгляд, необычайно важно, так как в нем изначально заложена функция управления педагогическими системами [4]. Оно позволяет максимально использовать усилия людей, действующих в интересах развития той системы, в которую они включены. Управленческий механизм проектирования не только определит исходное состояние конкретной педагогической системы (инклюзивной среды), но и укажет образ желаемого будущего состояния этой системы, а также состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Использование заложенной в проектировании технологии управления позволяет выбрать адекватную стратегию развития, обновления и увязать произошедшие изменения так, чтобы получить максимальный для этих возможностей результат. Поскольку переход к желаемому конечному результату (создание инклюзивной среды) — длительный процесс, необходимо зафиксировать промежуточные состояния, оценить их результативность, что и обеспечивает управленческая функция проектирования.
Литература
- Мардахаев Л. В. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия. — М., 2003.
- Мухина В. С., Горянина В. А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО// Воспитание и развитие личности: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В. А Горяниной .-М.: ИРЛ РАО, 1997. С. 4—12.
- Осухова Н. Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям // Профориентация и психологическая поддержка — новые возможности занятости: Тез. докл. межрегион. науч-практ. конф. — М.: Красная площадь, 1996. С. 103—105.
- Юсупов В. З. Социально-педагогические проектирование в региональных системах образования. Монография. — Киров: ВГПУ, 1998. 120 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3347
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 58
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0