Технологическая модель реализации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе
Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Наумов А.А. Технологическая модель реализации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Поэтому нами рассматривается инклюзивный класс в общеобразовательной школе как форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к интегрированному классу и индивидуальному обучению.
Полный текст
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. Поэтому нами рассматривается инклюзивный класс в общеобразовательной школе как форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к интегрированному классу и индивидуальному обучению.
Предлагаемая нами модель предполагает организацию системы обучения и комплексного сопровождения в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях общеобразовательной школы. Исходя из вышесказанного, целью такого образовательного учреждения будет создание системы инклюзивного образования; системы программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации; развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех учащихся.
Зачисление в класс инклюзивного обучения производится только с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления, а для детей с ОВЗ необходима рекомендация ГПМПК.
Для работы инклюзивных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-раз-вивающей работы. Предельная наполняемость класса 25 человек. Число детей с отклонениями в развитии в инклюзивном классе не должно превышать 4 человек. При комплектовании инклюзивных классов необходимо, по возможности, объединять в одном классе детей с отклонениями в развитии, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же общеобразовательной программе.
На основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей), разрабатывается и утверждается ПМПк общеобразовательного учреждения индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП). Он может разрабатываться на учебный год, на полгода либо на каждую четверть. ПМПк вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов ГПМПк. Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развива-ющих занятий для детей с ООП и введении дополнительных образовательных услуг для детей со стандартными образовательными потребностями.
Для учащихся с ОВЗ в учебном плане необходимо предусмотреть:
-
3 часа занятий с дефектологом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;
-
2 часа занятий с логопедом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;
-
1 час ЛФК;
-
1 час коррекционной ритмики.
В содержание образования необходимо ввести индивидуальные листы обучения. Суть метода в том, что учащиеся до изучения темы получают так называемые индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых напечатаны вопросы по теме (параграфу учебника) и оставлены места для ответов. Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. На уроке задания обсуждаются, ликвидируются пробелы в знаниях.
Педагог, работающий в инклюзивном классе, должен обладать специальной профессиональной подготовкой, личностной готовностью к работе в инклюзивном классе. В его функционал входят контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов, разработка и ведение обучения по индивидуальным листам обучения (ИЛО), применение ассистив-ных технологий в обучении, оценивание достижений учащихся на основе полученных знаний и сформиро-ванности общеучебных навыков, мониторинг результатов обучения.
Для сопровождения ребенка-инвалида в штат вводится ставка тьютора. Обязательно обеспечивается комплексное сопровождение учащихся инклюзивного класса (клиническое, логопедическое, педагогическое, психологическое); тесное взаимодействие в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов; педагогически обоснованное совмещение образовательных программ и участие во внеклассных мероприятиях инклюзивного класса. Здесь необходимо подчеркивать индивидуальность и самостоятельность каждого ребенка, «вписывая» его в образовательный процесс.
Исходя из рекомендаций по организации образовательного процесса в классе инклюзивного обучения нами предлагается следующая концепция психологического сопровождения учащихся.
В основе данной концепции лежит субъектный подход, определяемый рядом исследователей как новая схема анализа, обращенного к «изучению реальной личности и созданию таких моделей, в которых воплощались бы особенности данного общества в данный период времени» (С .Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыферова и др.). Поскольку в классе инклюзивного обучения одной из основных форм является самостоятельная работа, необходимо добиваться, чтобы учебная деятельность стала личност-но-значимой для ребенка. Поэтому требуется развитие субъектности у учащихся инклюзивного класса в учебной деятельности.
В определении механизмов субъектности О. А. Ко-нопкиным выделяются:
-
принятая субъектом цель деятельности. То есть учащийся должен осознать и принять цель как свою личную. Отсюда необходимо будет в качестве формирования общеучебных навыков работать над развитием таких компонентов, как целепринятие и целеудер-жание;
-
субъективная модель значимых условий. Здесь необходимо формирование у ребенка ориентировочной основы деятельности. при выполнении учебных заданий;
-
программа исполнительских действий. Данный этап развития субъектности предполагает развитие у ребенка функций планирования. Этого можно достигать комментированием действий, устным планированием или раскладыванием по порядку пиктограмм, символизирующих этапы выполнения действий;
-
система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности). Данный этап очень важен. В ходе деятельности у ребенка необходимо уточнять, к какой цели он идет, как эта цель воплотится и какой будет шаг дальше. Все это способствует целеудержанию;
-
контроль и оценка реальных результатов. На основе принятой цели ребенок проводит сравнение планируемого и достигнутого в ходе деятельности, благодаря чему и происходит оценка собственной деятельности;
-
решения о коррекции системы саморегулирования. Специфика реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное ребенком по ходу деятельности в любое другое звено регуля-торного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности
-
и др.
Также следует особо сказать о роли администрации школы, которая является организатором всей работы, в частности, необходимо найти нормативно-правовое обоснование происходящих в образовательном учреждении процессов и наладить сотрудничество с научными учреждениями для сопровождения экспериментальной работы в школе и сотрудничество с различными учреждениями микрорайона.
Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе:
-
компонент академической компетенции — ребенок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУНы для личного и социального развития;
-
компонент жизненной компетенции — развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окружением, расширение социальных контактов.
Таким образом, нами выявлены следующие преимущества инклюзивной школы:
-
получение статуса экспериментальной площадки;
-
возможность проводить курсы повышения квалификации;
-
сотрудничество с различными научными и общественными организациями;
-
формирование у учащихся субъектной позиции в образовательном процессе, что, в свою очередь, будет основой для дальнейшего успешного обучения в старших классах и вузах;
-
дополнительное финансирование школы и со-финансирование отдельных мероприятий школы;
-
интерес массовой школы к процессам, проводимым в коррекционной школе.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 12614
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 91
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1