Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Зигле Л.А., Микшина Е.П. Концепция региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Сегодня инклюзивное образование чаще всего рассматривается как процесс, реализующий право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования в равных условиях с их нормально развивающимися сверстниками. Однако и педагогам, и родителям необходимо с пониманием относиться к тому, что инклюзивное образование — это не только открытая дверь в общеобразовательную школу или детский сад, но это еще и ответственность за результат образования. Его качество напрямую зависит от того, насколько предоставляемые образовательные услуги соответствуют образовательным потребностям детей с ОВЗ. Для того чтобы образовательные учреждения могли адекватно на них реагировать, необходимо искать эффективные образовательные стратегии, моделировать и описывать их для дальнейшего внедрения в практику.
Полный текст
Сегодня инклюзивное образование чаще всего рассматривается как процесс, реализующий право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования в равных условиях с их нормально развивающимися сверстниками. Однако и педагогам, и родителям необходимо с пониманием относиться к тому, что инклюзивное образование — это не только открытая дверь в общеобразовательную школу или детский сад, но это еще и ответственность за результат образования. Его качество напрямую зависит от того, насколько предоставляемые образовательные услуги соответствуют образовательным потребностям детей с ОВЗ. Для того чтобы образовательные учреждения могли адекватно на них реагировать, необходимо искать эффективные образовательные стратегии, моделировать и описывать их для дальнейшего внедрения в практику.
Целью городского опытно-экспериментального проекта «Технологии инклюзивного образования для детей с нарушением слуха в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга» (2008—2011) являлось улучшение качества обслуживания детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста и разработка проекта региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
На начало реализации экспериментального проекта в городе уже имелся определенный стихийный опыт по интеграции детей с нарушением слуха в группы общеразвивающей направленности и в группы для детей с нарушением речи компенсирующей направленности. В реализации данного проекта принимало участие четыре дошкольных образовательных учреждения, соответствующих следующим критериям: наличие опыта работы с детьми с нарушением слуха; наличие у персонала практики интегрированного образования данной категории воспитанников; наличие в структуре учреждения разных организационных условий обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и слышащих детей.
Для детей с нарушением слуха в данных дошкольных образовательных учреждениях организационные условия позволили выделить 6 образовательных маршрутов: 1) группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста; 2) служба ранней помощи для детей от рождения до 3 лет; 3) включение ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательную группу; 4) включение ребенка с нарушенным слухом в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; 5) включение ребенка с нарушенным слухом в группу компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха, 6) включение ребенка с нарушенным слухом в группу комбинированной направленности (интегративного воспитания).
По результатам опытно-экспериментальной работы был разработан проект региональной модели совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При его разработке учитывался накопленный региональный научно-практический опыт интегрированного образования в группах компенсирующей направленности и организации в дошкольных образовательных учреждениях раннего психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (далее — ранняя помощь), а также экспериментальный опыт совместного воспитания детей с отдельными проблемами в развитии и нормально развивающихся сверстников.
Базовым элементом региональной модели является служба ранней помощи, в которую могут обратиться семьи, воспитывающие детей младенческого и раннего возраста. Реализация программ раннего вмешательства в службе ранней помощи может осуществляться до достижения ребенком 3-летнего возраста.
На вопрос, где эффективнее всего могут создаваться такие службы, в каких организационных формах, разработчики предлагают использовать уже имеющийся потенциал учреждений компенсирующего вида, в первую очередь, наличие кадров и уже созданные материально-технические условия. Конечно же, специалисты, работающие в этих службах, должны будут пройти определенную профессиональную переподготовку.
Службы ранней помощи, организованные в каждом административном районе, должны стать первичным звеном региональной модели по формированию базы данных о детях с ОВЗ. На последнем этапе обслуживания в программах раннего вмешательства специалисты службы ранней помощи осуществляют планирование дальнейшего образовательного маршрута малыша и информируют ближайшие к месту жительства ребенка образовательные учреждения о детях — кандидатах на поступление в дошкольные группы. Это позволит руководителям образовательных учреждений заранее осуществлять перспективное планирование состава групп, думать о ресурсном обеспечении особых образовательных потребностей будущих воспитанников. У педагогических коллективов появится временной резерв на подготовку себя с профессиональной точки зрения, подготовку детских коллективов и родительского сообщества к встрече с новой семьей.
Понимая, что в настоящий момент не в полной мере ясен механизм подушевого финансирования, когда деньги, следуя за ребенком, будут полностью обеспечивать его образовательные потребности, разработчики региональной модели предлагают на переходном этапе максимально использовать существующую в Санкт-Петербурге уникальную систему дошкольных учреждений компенсирующего вида. Это позволит уже сегодня реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей с различными образовательными потребностями, в том числе и при совместном воспитании и обучении разных категорий детей, обеспечить им специальное сопровождение. Это положительно скажется на оптимизации уже существующей сети специализированных дошкольных учреждений, разнообразит предоставляемые ими образовательные услуги за счет расширения контингента обслуживаемых детей, в том числе за счет детей условной нормы развития. Учреждения компенсирующего вида преобразуются в дошкольные образовательные учреждения интегративного (совместного) образования, и появится мостик перехода к инклюзивному образованию.
Положение о деятельности дошкольного образовательного учреждения региональной модели совместного образования детей дошкольного возраста, по мнению разработчиков, должно иметь инвариантную часть и вариативную.
Содержание инвариантной части определяется уставом образовательного учреждения и его локальными актами, в которых законодательно закреплены обязанность учреждения предоставлять образовательные услуги всем детям; условия реализации совместного образования; алгоритм действий образовательного учреждения по созданию условий для получения образования в соответствии с образовательными потребностями воспитанников. Одним из положений предмета договора с родителями является совместное обучение и воспитание.
Содержание вариативной части отражается в разделе «Коррекционная работа» образовательной программы дошкольного образования, которую разрабатывает каждое дошкольное образовательное учреждение в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это должно быть описанием условий психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в различных видах интеграции (интернальной и экстернальной, временной, полной и т. д.).
Как показывает практика, основная проблема организации совместного обучения и воспитания связана с тем, что контингент детей с ОВЗ может изменяться каждый год. Учредителям и заведующим необходимо за год до поступления ребенка через деятельность службы ранней помощи, знать особые образовательные потребности ребенка, поступающего в образовательное учреждение. На основе этих данных психолого-педагогический консилиум учреждения компенсирующего вида или же педагогический совет детского сада общеразвивающего вида определяет условия, необходимые для удовлетворения особых образовательных потребностей, затем обращается в ГМПК с целью разработки индивидуально-ориентированных (дифференцированных) рекомендаций, которые предоставляются в медико-социальную экспертизу (МСЭ) и в районную или городскую администрацию. При отсутствии в образовательном учреждении необходимых для ребенка специалистов ГМПК изыскивает возможности для оказания специализированной помощи детям:
-
решает вопрос о виде интеграции и особенностях требуемого сопровождения (длительное; кратковременное; периодическое);
-
об открытии новой штатной единицы в конкретном образовательном учреждении или прикреплении соответствующего специалиста из другого образовательного учреждения к обслуживанию ребенка для оказания специализированной помощи с учетом действующей Санкт-Петербургской методики расчета штатного расписания;
-
о привлечении сотрудника соцзащиты в качестве ассистента для ребенка с ОВЗ.
Сведения об эффективности помощи, оказываемой в образовательном учреждении, предоставляются в ГМПК ежегодно, и при необходимости в разработанные ранее рекомендации вносятся коррективы.
Таким образом, говоря о разработке региональной модели совместного обучения и воспитания в системе дошкольного образования, необходимо, чтобы в центре внимания оказались следующие аспекты:
-
создание районных служб ранней помощи на базе коррекционных дошкольных учреждений, что способствует эффективному использованию имеющегося кадрового потенциала;
-
разработка путей оптимизации деятельности существующих учреждений компенсирующего вида через расширение спектра образовательных услуг и контингента обслуживаемых детей, в том числе за счет условной нормы;
-
формирование механизма обеспечения специализированной индивидуальной помощи детям с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях общераз-вивающего вида, для чего учитываются:
—методика расчета штатного расписания, действующая в Санкт-Петербурге;
—необходимость организации межведомственного взаимодействия для реализации содержания индивидуальной программы реабилитации (ИПР) через разработку ГМПК индивидуально-ориентированных (дифференцированных) рекомендаций, которые предоставляются в МСЭ;
—имеющийся опыт и предложения общественных объединений родителей детей-инвалидов;
-
решение вопроса профессиональной подготовки кадров для работы в группах совместного воспитания и обучения в условиях практикоориентированных программ повышения квалификации.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2403
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 46
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0