Проблемы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ворошнина О.Р., Наумов А.А. Проблемы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Спецификой российской интеграции, в отличие от западной, является то, что интеграция декларируется как необходимость гуманного отношения к инвалидам в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и социальных групп населения, национальных конфликтов. Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции: через раннюю коррекцию; через обязательную коррекци-онную помощь каждому ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.
Существующие модели интеграции определяются с учетом уровня развития каждого ребенка, который дозирует доступную и полезную для него «долю интеграции». В Перми представлены все модели интеграции.
Полный текст
Спецификой российской интеграции, в отличие от западной, является то, что интеграция декларируется как необходимость гуманного отношения к инвалидам в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и социальных групп населения, национальных конфликтов. Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции: через раннюю коррекцию; через обязательную коррекци-онную помощь каждому ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.
Существующие модели интеграции определяются с учетом уровня развития каждого ребенка, который дозирует доступную и полезную для него «долю интеграции». В Перми представлены все модели интеграции.
Полная и комбинированная интеграция представлена в МДОУ «Детский сад № 396», где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются слабослышащие, имплантированные и слышащие дошкольники. Модель полной и комбинированной интеграции характерна также для детей, получающих логопедическую помощь.
Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.
Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Частичная и временная интеграции реализуются в абсолютном большинстве дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида Перми.
Интеграция — процесс, который имеет определенные ограничения с точки зрения возможности и эффективности его реализации. Такими ограничениями являются условия интеграции — внешние и внутренние. К внешним относятся:
-
раннее выявление нарушений и проведение кор-рекционной работы с первых месяцев жизни;
-
желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения;
-
наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;
-
создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
К внутренним условиям отнесены:
-
уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
-
возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки;
-
психологическая готовность к интегрированному обучению.
Проанализируем проблемы, связанные с возможностью реализации внешних условий интеграции.
Первое условие — раннее выявление отклонений — требует создания и законодательного оформления системы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного командного подхода к работе специалистов. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического профиля.
Второе условие связано с недостаточной информированностью, а также готовностью мотивационного, когнитивного и практического планов родителей детей с ОВЗ, для которых не всегда открыт доступ к информации о возможностях интегрированного образования, условиях и формах его реализации.
Третье условие связано как с нехваткой специалистов, так и с неготовностью и нежеланием педагогов массовых образовательных учреждений работать с особыми детьми. По данным Б. В. Белявского, число педагогов со специальным дефектологическим образованием, не превышает 15 % общего числа педагогов специальных (коррекционных) учреждений. Поэтому чрезвычайно важна подготовка кадров, ориентированных на интеграцию, информированных в вопросах сопровождения детей с ОВЗ в массовых группах. С 1997 г. факультет педагогики и психологии детства (дошкольной педагогики и психологии) ведет подготовку кадров дефектологического профиля, что позволяет решать проблемы сопровождения детей с ОВЗ. Вместе с тем, говоря об интеграционных процессах, нельзя не учитывать важность специальных знаний об особом ребенке и для педагогов массовых образовательных учреждений. Необходимо расширение содержания курсов «специальная педагогика» и «специальная психология», введение курсов по выбору и факультативов.
Пятым внешним условием является создание вариативных моделей интегрированного обучения, предполагающее разработку программ, технологий, организационных форм и условий, обеспечивающих эффективную реализацию интеграции ребенка с ОВЗ в пространство общего образования.
Признавая важность и значимость интеграции как инновационного процесса в системе образования, считаем важным отметить те негативные тенденции, которые связаны с невозможностью интеграции всех детей в широкое социокультурное пространство.
Прежде всего, это «уровень психофизического и речевого развития, близкий возрастной норме». Очевидно, что данное условие является сегрегирующим, то есть делающим невозможным объединение всех детей с ОВЗ. Другим непреодолимым препятствием интеграции являются темповые характеристики образовательного процесса. Очевидно, что время далеко не всегда является главным критерием успешности ребенка. Даже самый «нормальный» ребенок может иметь темпы усвоения материала, отличные от других типично развивающихся сверстников.
Говоря о «психологической готовности к интеграции» самого воспитанника, мы понимаем, что имеется в виду и мотивационная, и личностная и, возможно, некая специальная готовность. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет утверждать, что из системы интегрированого образования будут вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и др.
Очевидно, что интеграция как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Вместе с тем, понятно, что ограничения данного явления вновь делают систему помощи ориентированной на особые категории детей.
Снять эти ограничения позволяют процессы инклюзии, достаточно широко представленные на Западе и начинающие появляться в России. Перечислим преобразования, которые должно претерпеть образовательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования для всех:
-
изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей;
-
изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды;
-
уменьшение размеров групп;
-
улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями;
-
создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка;
-
реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия — это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся функционирующая сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ. Поэтому сегодня уместно говорить о взаимообогащающем развитии и функционировании всех видов образования лиц с ОВЗ:
-
традиционного, реализуемого в сети компенсирующих и комбинированных ДОУ;
-
интегрированного;
-
инклюзивного.
Думается, что наиболее корректно иметь в виду возможность выбора из трех возможных вариантов. Реализация разных подходов к дошкольному образованию является мощным стимулом для его развития и модернизации.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 16451
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 217
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0