Ранняя специальная помощь в инклюзивном образовательном процессе

81

Общая информация

Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Антонова Е.А. Ранняя специальная помощь в инклюзивном образовательном процессе // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Опыт зарубежных и российских специалистов по­казывает, что грамотно организованная ранняя диа­гностика, комплексная коррекция и реабилитация от­крывают для значительной части детей возможности включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития. Комплексная реа­билитация в раннем возрасте способна предупредить появление новых специальных образовательных по­требностей, обеспечить максимальную реализацию ре­абилитационного потенциала ребенка. Система ран­ней помощи обеспечивает максимально возможный охват детей с нарушениями в развитии на ранних эта­пах онтогенеза, формируя базу для своевременной профилактики вторичных по своей природе наруше­ний взаимодействия ребенка с окружающим миром и для оптимального включения родителей в коррекци-онную работу.

Полный текст

Опыт зарубежных и российских специалистов по­казывает, что грамотно организованная ранняя диа­гностика, комплексная коррекция и реабилитация от­крывают для значительной части детей возможности включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития. Комплексная реа­билитация в раннем возрасте способна предупредить появление новых специальных образовательных по­требностей, обеспечить максимальную реализацию ре­абилитационного потенциала ребенка. Система ран­ней помощи обеспечивает максимально возможный охват детей с нарушениями в развитии на ранних эта­пах онтогенеза, формируя базу для своевременной профилактики вторичных по своей природе наруше­ний взаимодействия ребенка с окружающим миром и для оптимального включения родителей в коррекци-онную работу.

Создание, развитие и совершенствование системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии позволяет минимизировать в дошкольной по­пуляции долю детей, которые к моменту обучения в на­чальной школе испытывают трудности, не позволяю­щие им обучаться в массовой школе или в условиях ин­теграции. При этом обеспечиваются условия для выбо­ра адекватного для них образовательного маршрута, и компетентность родителей в преддверии обучения ре­бенка в начальной школе качественно повышается.

Для оказания помощи детям с ограниченными воз­можностями здоровья (ОВЗ) раннего возраста и их се­мьям в России создана система ранней психолого-пе­дагогической помощи детям и их семьям. В Самарской области система ранней специальной помощи начала свое формирование в 2002 году. В настоящий момент она включает областную лабораторию специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста, кото­рая находится в центре специального образования Са­марской области, и 14 территориальных служб.

Службы ранней помощи детям с ОВЗ помогают родителям получить знания и умения, необходимые для выявления и развития способностей ребенка и предупреждения возможных осложнений, а также ока­зывают практическую помощь детям и семьям.

Основные задачи служб.

  • выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи;
  • своевременная коррекция и профилактика откло­нений в развитии ребенка раннего возраста;
  • квалифицированная помощь семье ребенка с ОВЗ раннего возраста;
  • методическая помощь педагогам МДОУ в вопро­сах организации и проведения образовательной рабо­ты с детьми раннего возраста, имеющими ОВЗ.

В территориальных округах комплексное углуб­ленное изучение общего развития ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особеннос­тей и потенциальных способностей в процессе разви­тия осуществляется различными способами:

  • скрининг-диагностика детей до трех лет в ясель­ных группах ДОУ (г. о. Новокуйбышевск);
  • диагностика развития детей по индивидуальному запросу родителей и направлениям медицинских ра­ботников в СРД, в консультационном пункте детской поликлиники и в выездных консультационных пунк­тах по округу (г. о. Чапаевск);
  • мотивирование родителей на оказание помощи детям в преодолении отставания в развитии (г. о. То­льятти);
  • выявление, обследование детей с подозрением на снижение слуха (г. о. Новокуйбышевск);
  • сопровождение семьи, имеющей ребенка с синдро­мом Дауна с первого месяца жизни ребенка (г. о. Самара).

Комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, осуществ­ляемое на основе совместной деятельности психоло­гов, дефектологов, социальных педагогов, медицин­ских работников, родителей, основывается на разра­ботке и реализации развивающих и коррекционных программ.

По данному направлению во всех службах осуще­ствляются следующие виды работ:

  • составление индивидуальных программ развития ребенка для реализации в семье и в ДОУ;
  • проведение подгрупповых и индивидуальных за­нятий с детьми;
  • проведение групповых занятий;
  • домашнее визитирование;
  • обучение родителей практическим коррекцион-ным приемам на занятиях с детьми.

Оказание комплексной помощи родителям, имею­щим детей с ОВЗ раннего возраста, в вопросах воспита­ния и обучения ребенка осуществляется всеми специа­листами службы ранней помощи (СРП). Родители в хо­де коррекционной работы с ребенком под руководством специалистов осваивают основные элементы коррекци-онных занятий на определенный период, получая чет­кие и подробные инструкции для занятий с детьми на дому. Также специалисты работают над выстраиванием взаимоотношений взрослых с детьми, раскрывая осо­бенности развития в зависимости от диагноза и инди­видуальных особенностей самого ребенка.

Специалисты СРП для повышения педагогической компетентности родителей используют разнообраз­ные формы работы:

  • групповые консультации на темы: «Помогите ма­лышу заговорить»; «Кризис трех лет»; «Ознакомле­ние с окружающим детей с ЗПР раннего возраста» (г. о. Тольятти);
  • круглые столы для родителей и специалистов на темы: «Активизация речевого подражания у негово­рящих детей», «Коррекционная работа с детьми ран­него возраста с ДЦП» (г. о. Сызрань);
  • консультирование родителей через интернет: стра­ницы консультаций и рекомендаций (г. о. Сызрань и Новокуйбышевск).
  • практические психолого-педагогические тренинги по программам, разработанным специалистами СРП: «Игры для развития речевого дыхания», «Игры для развития речевого слуха» (г. о. Тольятти), «Тренинг родительской эффективности» (г. о. Чапаевск);
  • анкетирование: «Потребности родителей в образо­вательных услугах СРП», «Мой ребенок — кто он?» (г. о. Новокуйбышевск);
  • родительские клубы: «Аистенок» (г. о. Чапаевск), «Мамина школа» (г. о. Новокуйбышевск), «Сударуш­ка» (г. о. Тольятти), «Ступеньки к успеху» (г. о. По-хвистнево).

Специалисты СРП осуществляют взаимодействие со специалистами других ведомств по вопросам рабо­ты с детьми с ОВЗ. Ведется планомерная работа по взаимодействию с органами и учреждениями здравоо­хранения, социальной защиты, опеки и попечительст­ва, другими социальными партнерами. На основании договоров о взаимодействии СРП с учреждениями, ра­ботающими с детьми раннего возраста, выстроена сле­дующая работа со специалистами поликлиник, цент­ров диагностики и консультирования, центров соци­альной помощи семье и детям, реабилитационных центров:

  • консультирование воспитателей, психологов и логопедов ДОУ по вопросам развития детей раннего возраста (г. о. Тольятти);
  • проведение совместных семинаров с врачами-пе­диатрами, неонатологами (г. о. Новокуйбышевск);
  • участие в работе совещаний медицинских работ­ников детской поликлиники (г. о. Чапаевск);
  • проведение совещаний, курсовой подготовки, се­минаров-практикумов для специалистов (Центр спе­циального образования г. о. Самара).

Ведется работа с педагогическими работниками учреждений дошкольного образования во всех терри­ториальных образовательных округах Самарской об­ласти. Проводятся семинары и консультации для спе­циалистов учреждений, разработаны методические пособия по работе с детьми с ОВЗ, которые распрост­раняются в образовательных учреждениях.

По полученным данным на 31 мая 2010 года из СРП Самарской области было выпущено 690 детей, 200 семей продолжат посещать специалистов в 2010— 2011 учебном году.

356 (51,5 %) детей, получивших раннюю по­мощь, приобрели возможность посещать массовые дошкольные образовательные учреждения. Таким образом, либо были компенсированы полностью имеющиеся у них отклонения в развитии, либо име­ющиеся нарушения не помешали посещать интегри­рованную группу. Посещение специальных МДОУ было рекомендовано 32 (4,6 %) семьям исходя из уровня выраженности имеющихся у детей наруше­ний развития. 48 (6,9 %) семей были направлены в специальные группы комбинированных ДОУ. После выпуска из службы 226 (32,7 %) дети воспитывают­ся в семье.

Информация об авторах

Антонова Евгения Анатольевна, зав. лабораторией специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста ГОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов центр повышения квалификации «Центр специального образования Самарской области», Самара, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4137
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 81
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0