Проблемы организации межведомственного сопровождения семей с детьми раннего возраста
Общая информация
Ключевые слова: диалог родителей и специалистов
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Аверина И.Е. Проблемы организации межведомственного сопровождения семей с детьми раннего возраста // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Существует множество исследований и работ, в которых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Так, для первого года жизни характерен ряд особенностей, которые не встречаются в более старшем возрасте, а именно: быстрый темп и взаимодействие физического и нервно-психического развития, высокая потребность в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, большая зависимость развития ребенка от матери (родителей).
Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Развитие и становление системы поддержки детей раннего возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельности, получившее название Earlyintervention (раннее вмешательство), приобрело характер крупнейшего социального проекта, целью которого являлось спасение детей, имеющих проблемы развития.
Полный текст
Существует множество исследований и работ, в которых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Так, для первого года жизни характерен ряд особенностей, которые не встречаются в более старшем возрасте, а именно: быстрый темп и взаимодействие физического и нервно-психического развития, высокая потребность в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, большая зависимость развития ребенка от матери (родителей).
Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Развитие и становление системы поддержки детей раннего возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельности, получившее название Earlyintervention (раннее вмешательство), приобрело характер крупнейшего социального проекта, целью которого являлось спасение детей, имеющих проблемы развития.
По данным статистики, более 85 % детей уже на момент рождения попадают в «зону риска». Дети этой группы относятся к условной норме и зачастую не получают должного внимания со стороны специалистов, что, в свою очередь, приводит к формированию различных вторичных нарушений (трудности поведения, проблемы обучения, проблемы социальной адаптации). Поэтому нам видится очень важной комплексная работа с семьями, имеющими нормативных детей младенческого и раннего возраста. Особое место в этой работе должны занимать групповые формы. Групповая работа может стать эффективным средством для понимания родителями как своего ребенка, так и самих себя. Групповые занятия позволяют снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании малыша, получить обратную связь о своих действиях со стороны специалиста и других родителей. Они также создают возможность взглянуть «глазами других» на свой опыт воспитания ребенка, проанализировать и другие точки зрения, понять свои стереотипы, избавиться от заблуждений, навязанных ближайшим окружением, средствами массовой коммуникации и информации, и, конечно же, обрести некоторый круг общения.
Наиболее благоприятным временем для начала процесса инклюзии является ранний возраст. Поэтому существуют следующие преимущества использования интегративной системы воспитания в раннем возрасте.
Каждого ребенка в интегративной среде принимают независимо от его нарушений. Общаясь с «обычными» детьми и их родителями, ребенок с особенностями развития лучше усваивает нормы и правила жизни в обществе, развивается «ближе к норме», чем в специализированных учреждениях. Это также поддерживает семью в ее желании воспитывать ребенка дома. Для большинства семей это становится первым опытом позитивного отношения к своему ребенку, имеющему нарушения развития, помогает семье разрушить формирующийся стереотип инвалидизации. Это также уменьшает риск отказа от ребенка.
Большое количество «обычных» семей вовлекается в проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, за счет чего происходит заметное воздействие на общественное мнение. Включать детей с ОВЗ в систему школьного образования поздно. Толерантную среду необходимо готовить заранее.
Возможность получить квалифицированную помощь по возникающим вопросам, касающимся здоровья ребенка, его воспитания, адаптации в обществе, дает родителям определенную уверенность и спокойствие. И то, что специалисты постоянно подчеркивают значение семейного воспитания, роль родителей, советуются с ними по всем вопросам развития и жизни ребенка, повышает самооценку и уровень компетентности семьи.
Условия, созданные для общения родителей, взаимодействия семей, позволяют семье, воспитывающей особенного ребенка, преодолеть тенденцию к социальной изоляции, вызванную отличиями ребенка от сверстников. В раннем возрасте, как правило, отставание в развитии не так выражено, как в более старшем дошкольном и школьном возрастах, в связи с чем родителям легче принять особенности своего проблемного ребенка. При этом формируется активная жизненная позиция у ребенка и семьи в целом.
Повышаются адаптационные возможности детской психики за счет работы с детско-родительскими группами в раннем возрасте. Адаптационный стресс, испытываемый при вхождении в новую среду (в ДОУ), проходит значительно мягче у всех категорий детей.
Говоря о службах ранней помощи, мы должны говорить о работе специалистов разных ведомств: медицинских работников, психолого-педагогического сопровождения и социальной службы. Служба ранней помощи по сути своей — междисциплинарная структура, в которой должны работать представители разных профессий. Проблема обеспечения статуса, прав, льгот и гарантий специалистов разных профессий в службе ранней помощи может быть решена только во взаимодействии трех ведомств. Необходимо вывести работу на междисциплинарный и межведомственный уровень.
Ранняя помощь тем эффективнее, чем раньше она предоставлена ребенку. Создание и организация выполнения обязательной для всех детей процедуры диагностического скрининга возможна лишь при активной заинтересованности Министерства здравоохранения, а также органов управления здравоохранением. Для своевременного включения детей в программы ранней помощи необходимо взаимодействие учреждений здравоохранения, проводящих скрининговые обследования, и служб ранней помощи.
К сожалению, большой проблемой является раннее выявление детей с нарушениями психологического развития. Так, большинство детей с расстройствами аутистического спектра попадает в поле зрения специалистов после 4—5 лет! Необходима система скрининга детей раннего возраста, позволяющая отслеживать проблемы в детской популяции.
Существует некоторое разнообразие в работе с детьми раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья: лекотеки, службы ранней помощи, консультативные пункты.
Работа с детьми, имеющими условно нормативное развитие раннего возраста в ДОУ, не охватывает большинство семей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ясельные группы и адаптационные группы в ДОУ).
Предлагаемые частные услуги, связанные с ранним обучением, способны нанести непоправимый вред психологическому здоровью детей раннего возраста, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста приводит к негативным последствиям.
Интегративный (инклюзивный) подход в отношении к детям раннего возраста позволяет формировать толерантное самосознание в будущей образовательной среде. Организация системы служб ранней помощи подразумевает обеспечение этих служб высококвалифицированными специалистами. Сотрудник такой службы должен обладать не только общеспециальной подготовкой, но и специализацией в области работы с детьми младенческого и раннего возраста. Кроме того, работа в службе ранней помощи требует от профессионалов умения работать в междисциплинарной команде. В России существует традиционно сильная школа подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими те или иные проблемы здоровья и развития. Тем не менее, существуют специальности, обучение по которым в российской системе подготовки кадров не организовано. Для работы с детьми раннего возраста необходимы такие специалисты, как специальный педагог, психолог (клинический психолог), физический терапевт. Все эти специалисты должны пройти специализацию для работы с детьми младенческого и раннего возраста.
Анализ современного состояния дел в области сопровождения семей с детьми раннего возраста показывает необходимость создания инклюзивных межведомственных служб ранней помощи, где родители с помощью врачей, психологов, специалистов социальной службы будут решать все основные вопросы семьи с маленькими детьми и закладывать фундамент психологического, физического и социального здоровья нации.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2722
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 73
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1