Проблемы организации межведомственного сопровождения семей с детьми раннего возраста

87

Общая информация

Ключевые слова: диалог родителей и специалистов

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Аверина И.Е. Проблемы организации межведомственного сопровождения семей с детьми раннего возраста // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Существует множество исследований и работ, в ко­торых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Так, для первого года жизни характерен ряд особенно­стей, которые не встречаются в более старшем возрас­те, а именно: быстрый темп и взаимодействие физиче­ского и нервно-психического развития, высокая по­требность в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, большая зависимость развития ребенка от матери (родителей).

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здра­воохранения, образования, социальной защиты. Раз­витие и становление системы поддержки детей ранне­го возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельнос­ти, получившее название Earlyintervention (раннее вмешательство), приобрело характер крупнейшего со­циального проекта, целью которого являлось спасение детей, имеющих проблемы развития.

Полный текст

Существует множество исследований и работ, в ко­торых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Так, для первого года жизни характерен ряд особенно­стей, которые не встречаются в более старшем возрас­те, а именно: быстрый темп и взаимодействие физиче­ского и нервно-психического развития, высокая по­требность в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, большая зависимость развития ребенка от матери (родителей).

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здра­воохранения, образования, социальной защиты. Раз­витие и становление системы поддержки детей ранне­го возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельнос­ти, получившее название Earlyintervention (раннее вмешательство), приобрело характер крупнейшего со­циального проекта, целью которого являлось спасение детей, имеющих проблемы развития.

По данным статистики, более 85 % детей уже на момент рождения попадают в «зону риска». Дети этой группы относятся к условной норме и зачастую не получают должного внимания со стороны специа­листов, что, в свою очередь, приводит к формирова­нию различных вторичных нарушений (трудности поведения, проблемы обучения, проблемы социаль­ной адаптации). Поэтому нам видится очень важной комплексная работа с семьями, имеющими норма­тивных детей младенческого и раннего возраста. Осо­бое место в этой работе должны занимать групповые формы. Групповая работа может стать эффективным средством для понимания родителями как своего ре­бенка, так и самих себя. Групповые занятия позволя­ют снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании малыша, по­лучить обратную связь о своих действиях со стороны специалиста и других родителей. Они также создают возможность взглянуть «глазами других» на свой опыт воспитания ребенка, проанализировать и дру­гие точки зрения, понять свои стереотипы, избавить­ся от заблуждений, навязанных ближайшим окруже­нием, средствами массовой коммуникации и инфор­мации, и, конечно же, обрести некоторый круг обще­ния.

Наиболее благоприятным временем для начала про­цесса инклюзии является ранний возраст. Поэтому су­ществуют следующие преимущества использования интегративной системы воспитания в раннем возрасте.

Каждого ребенка в интегративной среде принима­ют независимо от его нарушений. Общаясь с «обычны­ми» детьми и их родителями, ребенок с особенностями развития лучше усваивает нормы и правила жизни в обществе, развивается «ближе к норме», чем в специа­лизированных учреждениях. Это также поддерживает семью в ее желании воспитывать ребенка дома. Для большинства семей это становится первым опытом по­зитивного отношения к своему ребенку, имеющему нарушения развития, помогает семье разрушить фор­мирующийся стереотип инвалидизации. Это также уменьшает риск отказа от ребенка.

Большое количество «обычных» семей вовлекается в проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, за счет чего происходит заметное воздейст­вие на общественное мнение. Включать детей с ОВЗ в систему школьного образования поздно. Толерантную среду необходимо готовить заранее.

Возможность получить квалифицированную помощь по возникающим вопросам, касающимся здоровья ре­бенка, его воспитания, адаптации в обществе, дает роди­телям определенную уверенность и спокойствие. И то, что специалисты постоянно подчеркивают значение се­мейного воспитания, роль родителей, советуются с ни­ми по всем вопросам развития и жизни ребенка, повы­шает самооценку и уровень компетентности семьи.

Условия, созданные для общения родителей, взаимо­действия семей, позволяют семье, воспитывающей особенного ребенка, преодолеть тенденцию к социаль­ной изоляции, вызванную отличиями ребенка от свер­стников. В раннем возрасте, как правило, отставание в развитии не так выражено, как в более старшем до­школьном и школьном возрастах, в связи с чем роди­телям легче принять особенности своего проблемного ребенка. При этом формируется активная жизненная позиция у ребенка и семьи в целом.

Повышаются адаптационные возможности детской психики за счет работы с детско-родительскими группа­ми в раннем возрасте. Адаптационный стресс, испыты­ваемый при вхождении в новую среду (в ДОУ), прохо­дит значительно мягче у всех категорий детей.

Говоря о службах ранней помощи, мы должны го­ворить о работе специалистов разных ведомств: меди­цинских работников, психолого-педагогического со­провождения и социальной службы. Служба ранней помощи по сути своей — междисциплинарная струк­тура, в которой должны работать представители раз­ных профессий. Проблема обеспечения статуса, прав, льгот и гарантий специалистов разных профессий в службе ранней помощи может быть решена только во взаимодействии трех ведомств. Необходимо вывести работу на междисциплинарный и межведомственный уровень.

Ранняя помощь тем эффективнее, чем раньше она предоставлена ребенку. Создание и организация вы­полнения обязательной для всех детей процедуры ди­агностического скрининга возможна лишь при актив­ной заинтересованности Министерства здравоохране­ния, а также органов управления здравоохранением. Для своевременного включения детей в программы ранней помощи необходимо взаимодействие учрежде­ний здравоохранения, проводящих скрининговые об­следования, и служб ранней помощи.

К сожалению, большой проблемой является раннее выявление детей с нарушениями психологического развития. Так, большинство детей с расстройствами аутистического спектра попадает в поле зрения специ­алистов после 4—5 лет! Необходима система скринин­га детей раннего возраста, позволяющая отслеживать проблемы в детской популяции.

Существует некоторое разнообразие в работе с де­тьми раннего возраста, имеющими ограниченные воз­можности здоровья: лекотеки, службы ранней помо­щи, консультативные пункты.

Работа с детьми, имеющими условно нормативное развитие раннего возраста в ДОУ, не охватывает боль­шинство семей, нуждающихся в психолого-педагоги­ческой и медико-социальной помощи (ясельные груп­пы и адаптационные группы в ДОУ).

Предлагаемые частные услуги, связанные с ранним обучением, способны нанести непоправимый вред психологическому здоровью детей раннего возраста, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста приводит к негатив­ным последствиям.

Интегративный (инклюзивный) подход в отноше­нии к детям раннего возраста позволяет формировать толерантное самосознание в будущей образователь­ной среде. Организация системы служб ранней помо­щи подразумевает обеспечение этих служб высококва­лифицированными специалистами. Сотрудник такой службы должен обладать не только общеспециальной подготовкой, но и специализацией в области работы с детьми младенческого и раннего возраста. Кроме того, работа в службе ранней помощи требует от професси­оналов умения работать в междисциплинарной коман­де. В России существует традиционно сильная школа подготовки специалистов для работы с детьми, имею­щими те или иные проблемы здоровья и развития. Тем не менее, существуют специальности, обучение по ко­торым в российской системе подготовки кадров не ор­ганизовано. Для работы с детьми раннего возраста не­обходимы такие специалисты, как специальный педа­гог, психолог (клинический психолог), физический терапевт. Все эти специалисты должны пройти специ­ализацию для работы с детьми младенческого и ранне­го возраста.

Анализ современного состояния дел в области со­провождения семей с детьми раннего возраста показы­вает необходимость создания инклюзивных межведом­ственных служб ранней помощи, где родители с помо­щью врачей, психологов, специалистов социальной службы будут решать все основные вопросы семьи с ма­ленькими детьми и закладывать фундамент психологи­ческого, физического и социального здоровья нации.

Информация об авторах

Аверина Ирина Евгеньевна, научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, Москва, Российская Федерация

Метрики

 Просмотров web

За все время: 2765
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 87
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 2852
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 3

!
Портрет читателя
Пройти опрос