Социальная поддержка родителей детей с ОВЗ
Общая информация
Ключевые слова: диалог родителей и специалистов
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Силантьева Т.А. Социальная поддержка родителей детей с ОВЗ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Проблема. При обсуждении трудностей детей с ОВЗ необходимо говорить о семье, в которой они развиваются, поскольку семья является единицей анализа трудной ситуации детей. На данный момент в России родители детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую оказываются в одиночестве при решении вопросов воспитания и адаптации своих детей. Поэтому есть смысл обратиться к зарубежному опыту создания и реализации программ поддержки семей, в которых есть дети-инвалиды.
Полный текст
Проблема. При обсуждении трудностей детей с ОВЗ необходимо говорить о семье, в которой они развиваются, поскольку семья является единицей анализа трудной ситуации детей. На данный момент в России родители детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую оказываются в одиночестве при решении вопросов воспитания и адаптации своих детей. Поэтому есть смысл обратиться к зарубежному опыту создания и реализации программ поддержки семей, в которых есть дети-инвалиды.
Программы помощи. В Европе и Америке практикуется создание сетей профессиональной поддержки, в которые входят структуры соцзащиты, образования, медицины и административные ресурсы. Все программы помощи семьям делятся на три категории: профилактики психологических проблем семьи, помощи в кризисных ситуациях и программ долговременной помощи. Имеет большое значение при создании программ помощи учитывать влияние и ресурсы социальной сети семей: социального сообщества в целом, круга общения семьи, семейные и дружеские связи, помощь соседей. При этом необходимо и проведение диагностических процедур по выявлению особенностей взаимодействия в данном конкретном местном сообществе, включая изучение принятых обязательных и возможных форм оказания помощи родственниками и посторонними людьми. Конечной целью, которая должна быть достигнута при реализации программ помощи, является возможность решения семьей своих повседневных трудностей и задач развития при доступности социальных ресурсов. Результаты проведенных исследований говорят о том, что уровень жизнестойкости семьи определяется наличием взаимопонимания члена семьи, нуждающегося в поддержке, с другими родственниками, а также установленного порядка выполнения домашних дел [2].
Программы бывают разных типов.
-
Программы развития ставят целью укрепление сильных сторон родителей и детей в совладании с трудностями общения в семье и социуме. К этой группе программ можно отнести создание групп общения и обмена опытом для родителей, тренинги развития личностного потенциала для детей и образовательные модули по социализации детей для родителей. Эти программы должны быть сосредоточены на усилении позитивных тенденций, развитии и быть открытыми для всех семей.
-
Программы поддержки семей в трудной ситуации — вторая группа программ — учитывает негативные влияния на семью. Они включают в себя психологическую помощь детям и родителям, обучение в специализированных и инклюзивных образовательных учреждениях. Сюда же относятся образовательные программы для инклюзивных программ по предотвращению риска стигматизации и повышению толерантности к особым детям и семьям.
-
Третья группа программ включает формирование эффективных совладающих навыков при возможных будущих трудностях и проблемах.
Координация родителей и профессионалов. Особо следует остановиться на взаимодействии служб поддержки (психологов, социальных работников) с родителями. В исследовании Davidson-Arad [1] было показано, что представители социальных служб и родители по-разному оценивают качество жизни и потребности детей группы риска. Родители склонны к более позитивной оценке состояния детей. Часто получатели поддержки не готовы мириться с пассивной функцией и включать в семейные отношения специалистов. В этом случае требуется более тесное сотрудничество специалистов с родителями и обучение их профессиональным навыкам и знаниям, т. е. трансформацию родителей в домашних профессионалов.
Социальная поддержка. Одним из показателей, изменяющихся в процессе оказания профессиональной помощи, психологической или иной, является улучшение качества жизни и социальной поддержки [3].
Социальная поддержка определяется как способ предоставления непрофессионалами как психологических, так и материальных ресурсов нуждающемуся в них при желании помочь ему справиться с трудностями. Люди, уверенные, что им будет оказана поддержка, лучше справляются с трудной ситуацией, чем те, кто менее убежден в возможности получения поддержки. Как это ни парадоксально, сильное ощущение поддержки вселяет в людей веру, что они смогут справиться с трудностями без привлечения сетевых ресурсов. Следовательно, воспринятая поддержка — это вера в то, что от членов сети можно получить поддержку, тогда как фактическая поддержка — это процесс ее предоставления. Принятие поддержки характеризует социальную поддержку в качестве когнитивного осознания социальных контактов. Иными словами, это принятие или вера в то, что другой человек может проявить заботу, участие, уважение и другими будут поняты потребности определенного человека. Это наиболее часто используемое в исследованиях определение поддержки.
Измерение принятой социальной поддержки включает в себя два параметра: поддержка может быть оказана и что это будет необходимая поддержка. Идеально, если соединяется ожидание того, что будет оказана запрашиваемая или возможная необходимая поддержка и окружающая среда воспринимается как помогающая или отзывчивая. Чтобы определить, подходит ли данный поддерживающий контакт, нужно оценить количество контактов в социальной сети и частоту контактов с членами социальной сети. Некоторые методики направлены исключительно на измерение нужности поддержки или, в качестве альтернативного индикатора принятой поддержки, удовлетворенности ею. Хотя субъективная оценка важна, удовлетворенность поддержкой в ограниченной степени представляет нам конструкт оценки оказанной помощи.
Литература
-
DavidsonArad B., Kaznelson H. Comparison of parents' and social workers' assessments of the quality of life of children at risk / Bilha Davidson-Arad, Hagith Kaznelson // Children and Youth Services Review. 2010. Vol. 32. P. 711—719.
-
Ghate D., Hazel N. Parenting in Poor Environments: Stress, Support and Coping. 2002.
-
Sarafino E. P. Self-Management: Using Behavioral and Cognitive Principles to Manage Your Life. 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2855
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 81
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5