Роль театральной деятельности в формировании инклюзивной социокультурной среды
Общая информация
Ключевые слова: создание включающей среды
Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Попова Н.Т. Роль театральной деятельности в формировании инклюзивной социокультурной среды // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Несмотря на широкое распространение идей инклюзии и интеграции в современном обществе, значительную работу, осуществляемую многочисленными институтами, конкретными школами, учителями, родителями — людьми, от которых зависит продвижение этих идей, — существует ряд тем, редко затрагиваемых при обсуждении, но имеющих значение для практики инклюзии. Совершенно очевидно, что каждый участник инклюзии нуждается в создании условий для его развития и образования. Но в настоящее время в связи с возникшими проблемами в отношении тех, кто включен в инклюзию, возникает явная поляризация. Участники этого процесса делятся на два лагеря. По отношению к ним ставятся главным образом следующие задачи:
-
здоровые дети должны научиться принимать детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
-
для детей с ОВЗ должны быть созданы специальные условия их развития и образования в инклюзивной среде.
Полный текст
Несмотря на широкое распространение идей инклюзии и интеграции в современном обществе, значительную работу, осуществляемую многочисленными институтами, конкретными школами, учителями, родителями — людьми, от которых зависит продвижение этих идей, — существует ряд тем, редко затрагиваемых при обсуждении, но имеющих значение для практики инклюзии. Совершенно очевидно, что каждый участник инклюзии нуждается в создании условий для его развития и образования. Но в настоящее время в связи с возникшими проблемами в отношении тех, кто включен в инклюзию, возникает явная поляризация. Участники этого процесса делятся на два лагеря. По отношению к ним ставятся главным образом следующие задачи:
-
здоровые дети должны научиться принимать детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
-
для детей с ОВЗ должны быть созданы специальные условия их развития и образования в инклюзивной среде.
Такая поляризация свидетельствует, что мы заранее закладываем в основание инклюзивного процесса представление о существенном различии его участников. Совершенно очевидно, что разные участники инклюзии имеют разные образовательные потребности, но это не мешает нам посмотреть на их культурные потребности как на общие. В противном случае они будут находиться в одном образовательном пространстве, но не вместе.
Наш 22-летний (с 1989 г.) опыт реализации интег-ративных программ в системе дополнительного образования показывает, что в реальной ситуации инклюзии остро встают следующие проблемы. Одна из них — это создание социокультурной общности участников процесса инклюзии.
Мы предлагаем посмотреть на ситуацию инклюзии таким образом, чтобы увидеть, как общие культурные потребности могут возникать у участников инклюзивного процесса и объединять их в социокультурную общность.
Чтобы такая общность могла возникнуть, необходимо создать условия для вызревания общих культурных ценностей, формирования общей картины мира, освоения/возникновения языка общения, разнообразных форм рефлексии. С нашей точки зрения, одним из условий возникновения культурной общности всех участников инклюзии является создание творческих социокультурных сред, включающих и объединяющих всех участников и тем самым содействующих развитию процессов инклюзии и интеграции.
В данной статье мы рассмотрим театральную деятельность как структурное ядро социокультурной среды — социокультурного комплекса. Основанием этого, с нашей точки зрения, выступают такие особенности театральной деятельности, которые могут быть использованы в качестве средств иерархизации социокультурной среды, способствующие ее структурированию, позволяющие осуществлять ее дальнейшую корректировку и моделирование.
Театральная деятельность в силу своего синтетического характера аккумулируя разные виды творческой активности, способствует созданию целостной среды развития. В организации «Круг» социокультурный комплекс образуют: творческие мастерские, комплекс программ «Особая школа», индивидуальные занятия для детей с глубокими нарушениями.
Работа в рамках комплекса программ «Особая школа» выстраивается так, чтобы вокруг детей с ОВЗ возникала целостная система жизни — совершенно особый мир со своими иерархиями, связями, способами взаимодействия и т. д. Это и организация системы праздников, системы отношений, регулируемых правилами, нормами, запретами, заключающими в себе особую систему ценностей. Мир творчества, фантазии, развития воображения — не роскошь для данной категории детей, а практически единственная возможность для них войти в мир культуры, социум. Конечно же, и трудовая деятельность, и, как следствие, развитие практикоориентированного мышления будут способствовать общему развитию ребенка с интеллектуальной недостаточностью, но только в том случае, если эта деятельность будет пронизана собственными творческими импульсами ребенка. В процессе занятий творческими видами деятельности педагогические усилия маскируются и оказывают на ребенка косвенное, деликатное, опосредованное воздействие средствами самой культуры.
На определенных этапах развития для ребенка с ОВЗ более органичны коллективные формы усвоения информации, познания мира. Будучи целиком поглощен коллективным действием и коллективным переживанием, он может воспринимать и перерабатывать информацию прежде всего в составе группы и при ее поддержке. Ему легче выражать «коллективную мысль» после совместного коллективного действия. И скорее всего эта мысль будет только частью «общего знания», во всяком случае, на первых этапах работы. В этом случае особая смысловая нагрузка ложится на формы социального взаимодействия (выраженные в пространстве и времени). То есть информация воспринимается благодаря группе, коллективу, поскольку индивид вне группы не в состоянии ее осмыслить, ему просто не хватает «когнитивного тонуса».
Всего реализуются 32 программы дополнительного образования, включающие детей с ОВЗ. Приемы и методы театральной педагогики используются во всех этих программах, добавляя им своеобразия и способствуя осмыслению различных видов творческой деятельности. Существуют также четыре театральные студии, две из которых ведут гастрольную деятельность как в России, так и за рубежом.
Уникальность театральной деятельности состоит в том, что она интегрирует поведение человека и при правильной ее организации может быть направлена на развитие рефлексивного типа поведения. В процессе культурно-исторического развития театр и возник как один из социальных институтов рефлексии. Театр способствует развитию процессов рефлексии всех членов интегрированной группы, создавая глубокие основания для их взаимодействия. В театральной деятельности решение частных проблем развития, коррекция психических, двигательных функций, развитие речи может происходить в процессе решения более значимой задачи выработки рефлексивного типа поведения у ребенка. Эта задача актуальна для любого ребенка. Мы используем различные формы театра, с учетом их возникновения в процессе культурно-исторического развития. Это, с нашей точки зрения, позволяет более продуктивно организовать работу средствами театральной деятельности. В этом случае данная деятельность начинает соответствовать законам развития человека, культуры, общества, и в ее процессе могут быть созданы достойные образцы культуры и искусства.
В основе развития рефлексивных форм поведения — освоение телесно-аффективной и эмоциональной саморегуляции, развитие различных видов восприятия, языка коммуникации. В процессе театральной деятельности эти процессы развиваются самым глубоким непосредственным образом.
В ходе работы устраняется напряженность в отношении инаковости участников инклюзии, снимаются жесткие запреты на аффективные проявления, в том числе и на «плохие» эмоции. Члены театральной группы способны принять эмоциональные состояния друг друга. Возможность проявлять свои чувства создает основу для умения владеть ими, находить особый язык для их выражения, помогает ребенку осваивать свою аффективность, а значит, интегрировать свое поведение.
Театр непосредственно работает с аффектом (искусство, в том числе и театральное, предполагает измененное отношение к аффектам). В повседневной жизни человек старается избегать аффективных состояний. На аффективные проявления, как правило, налагается социальный запрет. Театр же демонстрирует аффективные состояния: гнев, страсть, страх, скорбь. Зритель специально приходит в театр посмотреть на них, а актер работает над их выражением.
Способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, понимать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с людьми, мотивировать себя влияет на успешность приспособления человека к среде и на возможность творческого ее изменения.
В процессе становления социальной группы большую роль играет развитие восприятия — его «воспитание». Мы и становимся культурной или субкультурной группой только в том случае, если внутри этой группы формируется общая для нее картина мира, возникает общий перцептивный стиль, «взгляд на мир» [4]. В ранних своих формах театр ставил своей целью воспитание зрительного (в данном случае оно же и зрительское) восприятия [2]. Театр демонстрировал приемы сенсорной интеграции. В театральном действии происходила интеграция всех видов восприятия, создавалась основа для формирования общей картины мира. В ранних формах театра акт зрения дублировался словом, что способствовало переходу от зрения к видению — пониманию увиденного. Так одновременно «воспитывался», научался зритель — зреть, а автор — показывать и рассказывать, возникал и развивался «внутренний зритель», формировался «внутренний план сознания» [1]. Выведение вовне «внутреннего зрителя» и превращение его в зрителя, способного отстраненно смотреть на происходящее действие, характеризует исторический процесс развития сознания, который наглядно прослеживается в истории театра. В театральной деятельности создается общий телесно-экспрессивный эмоциональный код, развивается чувствительность к телесным выражениям другого человека, формируются общие ценности для данной группы, язык коммуникации. Участвуя в совместных тренингах, этюдах, постановках, члены театрального коллектива начинают понимать друг друга без слов, возникает особый язык коммуникации. Он возникает на основе телесно-экспрессивного кода, вырабатываемого в совместной деятельности.
Фундаментальная роль языка в создании субкультурной общности и развитии ее членов хорошо заметна в случае сообществ незрячих (язык Брайля) и не-слышащих (жестовый язык). Своеобразие языка не-слышащих и незрячих и необходимость его использования очевидны для всех. Именно появление языка способствовало развитию данных субкультур. Совсем иначе дело обстоит с признанием необходимости использовать особый язык в общении с людьми с аутизмом или интеллектуальной недостаточностью. Опыт зарубежных специалистов, осуществляющих поиск в развитии средств выражения ряда категорий лиц с ОВЗ, свидетельствует об успешности реабилитации в случае применения языковых аналогов — метода То-матис (метод аудиовокальных тренировок, способствующий развитию общих языковых способностей) и языка Макатон для занятия с детьми с аутизмом и/или с интеллектуальной недостаточностью [3]. Использование этих методов, способствующих развитию особых языков, повышает эффективность других методов реабилитации.
В качестве примера можно привести описание творческой деятельности интегрированной театральной группы RCC (RCC — Restless Dance Company) из Аделаиды. Автор описывает становление механизмов рефлексии и языка коммуникации исходя из важных для самих членов интегрированной группы представлений — таких как «культура интеллектуальной недостаточности», «обратная инклюзия», «танцевальный театр, питающийся силой недостаточности» (disability power). На основе этих представлений в группе строятся стили межличностных отношений, групповая динамика, язык общения, создаются разнообразные способы рефлексивного отношения к миру. Здоровые актеры усиливают творческие импульсы людей с интеллектуальной недостаточностью (disability power), видя в них носителей творческих идей, культурных смыслов. Возникает ситуация «обратной инклюзии» и условия для паритетного диалога.
Это необходимо для того, чтобы примерить позицию другого человека, расширить свои представления о другом, найти новые культурные ценности внутри интегрированного коллектива в процессе его творческой деятельности [5].
Именно в театральной деятельности может возникнуть образ «успешного инвалида» (или образ успешности для человека с ОВЗ), что важно и для самой субкультурной группы, и для культуры в целом. В этом случае гораздо успешнее идут процессы самоидентификации — в субкультуре возникает свой «культурный герой». Для человека с ограничениями жизнедеятельности и его семьи появляется реальная перспектива культурного развития. У специалистов появляются реальные, достижимые цели реабилитации. В окружающем социуме снижается напряженность в отношении отрицательного (скорее неизвестного) образа инвалида.
Интегрированный театральный коллектив — самобытное явление. Это не театр ограничений, а театр возможностей. В нем ведется поиск дополнительных ресурсов всех актеров в ситуации их паритетного взаимодействия. Режиссер такого театра, его педагоги, по сути, ведут работу с резервами человеческого тела, психики, интеллекта. Этот театр возвращает нас к истокам культуры.
На этом пути у человека современной культуры появляется возможность воспитать в себе способность к реальной инклюзии, а не только толерантное отношение к инаковости (в данном случае — к людям с ОВЗ).
Литература
-
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. С. 77.
-
Попова Н. Современная культура и «особое искусство» // Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура. М., 2008.
-
Сансон П. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. М., 2008.
-
Третьяков И. Социальная группа — субкультура — личность: некоторые аспекты взаимодействия // Сб. Системные исследования культуры/05. СПб.,
-
2006. С. 75—84.
-
Hickey-Moody A. «Turning away» from Intellectual Disability: Methods of Practice, Methods of Thought//Critical Studies in Education. 2003. Vol. 44. № 1. May. Рp. 1—22.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6191
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 200
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7