Развитие инклюзивного высшего образования в Крымском регионе: этапы и перспективы

71

Аннотация

В статье раскрываются пять этапов развития высшего инклюзивного образования в Крымском регионе: мониторинговый, организационный, деятельностный, координационный и реновационный. В каждом этапе становления системы обучения и сопровождения студентов с инвалидностью определены ключевые направления работы, технологии и содержание. Авторами выделены перспективные векторы дальнейшего развития инклюзивного образования в университетах: создание целостной системы непрерывного образования детей и молодежи с инвалидностью в образовательных учреждениях; проведение мероприятий по развитию социальной активности студентов с инвалидностью; развитие академической мобильности обучающихся с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата из разных регионов Российской Федерации с учетом рекреационного потенциала Крыма. Представленный многолетний опыт ведущих ученых и специалистов позволяет транслировать имеющиеся научно-методические разработки в другие регионы Российской Федерации и зарубежья.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, обучение, сопровождение, университет, высшее образование

Рубрика издания: Вопросы развития психолого-педагогической теории и практики в области высшего инклюзивного образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Глузман Ю.В., Ярая Т.А., Рокотянская Л.О. Развитие инклюзивного высшего образования в Крымском регионе: этапы и перспективы // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. — М.: МГППУ, 2018. — (Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»).. С. 55–63.

Фрагмент статьи

Современные традиции развития российского образования ориентированы на обеспечение доступного и качественного образования для всех категорий населения, в том числе для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Трансляция эффективного опыта регионов российскими (Л.В. Горюнова, Л.А. Гутерман, В.А. Ки рик, Е.С. Ромашевская, Ю.В. Мельник, С.В. Панюкова, Г.Г. Саитгалиева, О.А. Серебрянникова, Л.О. Рокотянская, Т.А. Ярая, В.В. Рубцов, Л.Г. Васина, Л.С. Куравский, В.В. Соколов, Е.П. Тен) и зарубежными (П. Эскобедо (P. Escobedo), А. Салес (A. Sales), Дж. Травер (J. Traver), А. Морина (A. Moriña), К.-В. Долорес (C.-V. Dolores), В. Молина (V. Molina), Дж. Спратт (J. Spratt), Л. Флориан (L. Florian), М. Сукхай (M. Sukhai), Ч. Молер (Ch. Mohler)) учеными по созданию инклюзивной образовательной среды и взаимообмен технологиями, методиками обучения и сопровождения позволяет каждому обучающемуся, с учетом его нозологии, реализовать право на получение доступного образования.

Литература

  1. Богинская Ю.В. Этапы становления инклюзивного образования в Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского: опыт и перспективы // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2017. № 2 (38). С. 18—23.
  2. Горюнова Л.В., Гутерман Л.А., Кирик В.А., Ромашевская Е.С. Южный федеральный университет как центр развития инклюзивного образования в регионе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 106—118. doi:10.17759/pse.2017220113
  3. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016—2018 годы (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384 (дата обращения: 13.03.2018)
  4. Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 88—97. doi:10.17759/pse.2017220111
  5. Рокотянская Л.О., Ярая Т.А. Инклюзивные практики в России: аналитические исследования по федеральным округам // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 5 (80). С. 200—206.
  6. Рубцов В.В., Васина Л.Г., Куравский Л.С., Соколов В.В. Модельный образец специальных образовательных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью: опыт создания и применения // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 34—49. doi:10.17759/pse.2017220106
  7. Тен Е.П. История развития инклюзивного образования в республике Крым // Архонт. 2018. № 1 (4). С. 78—84.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 02.03.2018)
  9. Escobedo P., Sales A., Traver J. From Traditional Practices to Inclusive Teaching Practices // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 3327—3331. doi:10.1016/j.sbspro.2014.01.757
  10. Moriña A., Dolores C.-V. M., Molina V. What if we could imagine the ideal faculty? Proposals for improvement by university students with disabilities // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 52. P. 91—98. doi:10.1016/j.tate.2015.09.008
  11. Spratt J., Florian L. Inclusive pedagogy: From learning to action. Supporting each individual in the context of ‘everybody’ // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 49. P. 89—96. doi: 10.1016/j. tate.2015.03.006
  12. Sukhai Mahadeo A., Mohler Chelsea E. Faculty supervision of students with disabilities in the sciences // In Creating a Culture of Accessibility in the Sciences. Academic Press. 2017. P. 163—174. doi:10.1016/ B978-0-12-804037-9.00014-0

Информация об авторах

Глузман Юлия Валериевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, e-mail: yuliya7bog@gmail.com

Ярая Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, e-mail: tanua_yar@mail.ru

Рокотянская Леся Олеговна, старший преподаватель кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, e-mail: Lesya-19.05@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 658
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 71
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1