Использование структурно-индивидуальной диагностики для оценки качества образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, оценка качества образования, структурно-индивидуальная диагностика, психологическая структура учебной деятельности
Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Нижегородцева Н.В. Использование структурно-индивидуальной диагностики для оценки качества образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Целевые установки новых образовательных стандартов, определяя сущность и специфику происходящих в образовании инновационных процессов, способствуют переходу от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, созданию условий для личностного и интеллектуального развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества.
Особое внимание в новых образовательных стандартах уделяется требованиям к результатам освоения основной образовательной программы и оценке качества образования. Очевидно, что в контексте новых требований к качеству образования традиционных способов оценки результата обучения как уровня усвоения знаний и умений не достаточно. Ориентация на оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и формирование универсальных учебных действий по необходимости требует разработки и внедрения в образовательную практику технологий и методов структурно-индивидуальной диагностики и оценки изменений психического развития учащегося под влиянием обучения. Для организации учебного процесса, обеспечивающего индивидуальное развитие учащегося, необходима оценка уровня развития учебно важных качеств (УВК), психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) в целом и готовности к обучению. В связи с этим остро встает вопрос о методологически выверенных, теоретически обоснованных стандартизированных технологиях и методах структурной диагностики индивидуально-психологических особенностей учащихся на разных уровнях образования.
По сути современные методы диагностики, используемые психологами образования, представляют симптоматическую диагностику (по Л.С. Выготскому), когда диагноз ограничивается констатацией уровня развития того или иного психического качества без указания на его причины и место в структуре индивидуальности. Переход от симптоматической диагностики к каузальнодинамической (этиологической) становится возможным в случае, когда диагностическое средство позволяет раскрыть внутреннюю структуру субъекта, установить реально существующие взаимосвязи диагностируемых качеств и их функциональное значение в структуре конкретной индивидуальности. Это, в свою очередь, позволяет устанавливать не только уровень развития диагностируемых качеств и наличие определенных симптомов, но и причины их возникновения.
Практическая реализация структурно-индивидуальной диагностики сталкивается с трудностями методологического и методического характера, которые и обусловливают слабое развитие этого направления в современной психодиагностике. Можно отметить две из них: 1) необходимость проведения достаточно трудоемких теоретико-экспериментальных исследований структурнофункциональных и динамических характеристик предмета диагностики; построения вероятностных моделей исследуемой реальности и разработки методики с высокой содержательной валидностью, отвечающей требованиям современной психодиагностики; 2) разработка методических приемов и средств, позволяющих перейти от вероятностной модели исследуемой области психического к анализу индивидуальной структуры, т.е. установлению своеобразия взаимосвязей и функционального значения компонентов исследуемой структуры у конкретного субъекта. Если первая задача уже нашла свое решение в целом ряде исследований в рамках концепции системогенеза деятельности [6], то вторая до сих пор остается одной из наименее изученных областей психодиагностики.
Один из путей разработки структурно-индивидуальной диагностики в психологии принятия управленческих решений предложен А.В. Карповым [2]. В основу его методики «индивидуальной кореллограммы» положены два общепринятых в психометрике правила: правило сигмы и правило унифицирования и стандартизации результатов политестового обследования. Это позволило автору разработать алгоритм перевода результатов политестовой диагностики в форму индивидуализированной кореллограммы, получить, таким образом, возможность структурного анализа результатов индивидуального обследования. Наибольшую ценность для дальнейшей разработки методов структурной диагностики, в частности в области психологии учебной деятельности и готовности к обучению, представляет сформулированный и экспериментально подтвержденный автором вывод о том, что уровень развития компонента индивидуальной структуры качеств соответствует функциональному весу этого компонента в данной структуре.
Технология структурно-индивидуальной диагностики была использована нами в исследованиях учебной деятельности и готовности к обучению на разных уровнях образования (дошкольном, школьном, вузовском).
В рамках системогенетического подхода мы определяем готовность к обучению как интегральное (системное) свойство индивидуальности человека, присущее ему (в норме) на протяжении всей жизни и проявляющееся на всех этапах обучения и освоения новых видов деятельности. В отношении учащегося как субъекта деятельности готовность к обучению выступает как «готовность к учебной деятельности». Психологическую основу готовности учащегося к обучению составляет психологическая структура учебно важных качеств, побуждающих, программирующих, регулирующих и реализующих учебную деятельность, т. е. психологическая структура учебной деятельности. Теоретически обосновано и эмпирически доказано, что структурная организация ПСДу идентична на всех уровнях образования (дошкольном, школьном, профессиональном) и соответствует общей архитектуре деятельности [5].
В наших исследованиях учебной деятельности и готовности к обучению учащихся начальной школы [4] установлено, что у школьников, испытывающих трудности в обучении, показатели сформированности психологической структуры учебной деятельности значимо отличаются от аналогичных показателей «успешных» учащихся. Для психологической структуры «неуспешных» школьников характерны избыточность компонентного состава ПСДу (в процесс выполнения деятельности включаются не значимые для достижения цели психологические ресурсы); избыточность «сильных» связей компонентов структуры (УВК), что затрудняет ее перестройку в соответствии с задачами обучения, снижает темпы развития УВК в процессе обучения; несоответствие структурной организации ПСДу нормативным требованиям к выполнению учебных задач (при выполнении учебных действий учащиеся используют опыт, приобретенный во внеучебных видах деятельности и неправильно сформированные в дошкольном возрасте навыки учебной работы). При этом установлены значимые различия в уровнях развития учебно важных качеств «успешных» и «неуспешных» школьников. Психологическая структура учебной деятельности «успешных» учащихся характеризуется оптимальностью компонентного состава и структурной организации. Она достаточно мобильна и настроена на достижение учебных целей, в процессе обучения активно перестраивается (оптимизируется в соответствии с целью деятельности) и приобретает свойства системы. Уровень сформированности психологической структуры учебной деятельности определяет степень готовности учащегося к обучению: успешность усвоения образовательной программы и индивидуального развития.
В работе Т.В. Ледовской показаны возможность и необходимость использования структурных показателей индивидуального развития для оценки успешности обучения студентов в вузе [3].
Литература
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956.
- Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений / под ред. В.Д. Шадрикова. М. : Юристъ, 1998.
- Ледовская Т.В. Успешность учебной деятельности студентов с различными индивидуальнотипологическими особенностями // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2010. № 2.
- Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. Ярославль: Аверс Пресс, 2004.
- Нижегородцева Н.В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования // Проблемы системогенеза учебной деятельности: моногр. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М. : Логос, 1994.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2477
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6