Реализация гуманитарных технологий в образовательном процессе высшей школы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: гуманитарно-антропологический подход, гуманитарные технологии, профессиональное образование
Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бобрышева И.В. Реализация гуманитарных технологий в образовательном процессе высшей школы // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Сегодня педагогическое сообщество сознает, что гуманитарные и социальные дисциплины не могут преподаваться и усваиваться теми же методами, что и дисциплины естественнонаучные, что дисбаланс логически организованной, рационализированной информации в ущерб гуманитарным формам познания в современной системе высшего профессионального образования приводит к формированию предметно-компетентного, но бездуховного индивида. В связи с этим гуманитаризацию высшего психолого-педагогического образования необходимо рассматривать, прежде всего, как реакцию на узкосциентистский, технократический подход в образовании.
Гуманитарные образовательные технологии (психотехнологии, антропопрактика) – это технологии творческого сотрудничества преподавателя и студентов. Такое сотрудничество базируется на принципах гуманитарной психологической практики (Б.С. Братусь, И.В. Вачков, Л.И. Воробьева, В.И. Слободчиков, Т.В. Черникова и др.), среди которых принцип обращенности к реальной жизненной ситуации студента – осознания ситуации «здесь и теперь», конгруэнтного присутствия в ней; ценностно-смыслового равенства – равного права преподавателя и студента на проявление личностной позиции в условиях смыслопоискового диалога; вопрошаемости – единства вопроса и ответа, понимания своего «запроса» к образовательной ситуации, «собственного спрашивания»; субъектности – фактора образовательного процесса, показателя деятельностно-преобразующего способа бытия личности в образовательном процессе; субъективности – признания непосредственности самобытия человека; авторства и адресности – наличия и инициирования субъектной позиции личности в образовании; соавторства – совместного участия преподавателя и студента в организации образовательного процесса; контекстности – понимания и предъявления контекста возникновения субъективного «текста» (контекста жизненной ситуации, прежнего опыта, суждения, действия, поступка); со-бытийности – совместного проживания и переживания событий, открываемых в содержании текста; суверенности – недопустимости принудительно-монологического вмешательства во внутреннюю сферу личности как действия, нарушающего нормы этики и педагогической целесообразности; конструктивности – принятия конфликта (противоречия) как нормы человеческой жизни и как образовательной задачи; незавершенности – признания случайного, неопределенного и незавершенного в качестве объективного фактора смысложизненного диалога и образовательного процесса в целом [1, с. 124].
Прежде чем описывать реализуемые нами в практике психотехнологии, обозначим свои позиции относительно возможности их использования в системе высшего психолого-педагогического образования. Мы придерживаемся концепции универсальности высшего профессионального образования как пространства, которое в силу своей неравновесности создает точки бифуркации в процессе личностного и профессионального роста, напряженность во внутреннем мире будущего педагога-психолога, в процессе актуализации и выявления противоречий личностного и профессионального саморазвития, тем самым вызывая внутренние переживания, эмоции, чувства. Разрешение данных противоречий способствует изменениям как в личностном, так и профессиональном плане и основано на следующих идеях: каждая личность индивидуальна, самоценна и способна к саморазвитию; каждый человек обладает значительным творческим потенциалом, задача высшего профессионального образования – помочь будущему педагогу-психологу узнать собственные возможности (как личностные, так и профессиональные), развить до более высокого уровня и использовать их адекватно человеческой природе (в контексте гуманитарно-антропологического подхода); личностное развитие существенно обусловливает успешность будущей профессиональной деятельности студента; готовность к реализации гуманитарной модели образования и гуманитарная компетентность (как высший уровень готовности) педагога рассматриваются как более значимый результат, нежели любые формально усвоенные знания, умения и навыки; пребывание в активной образовательной дивергентной среде обусловливает формирование данной готовности будущего педагога и стимулирует его переход на более зрелые стадии психо-социодуховного развития; активная гуманитарная профессионально-ориентированная образовательная среда предполагает работу в режиме погружения, постоянное расширение гуманитарного содержания образования как результат самостоятельной работы студентов, нарастающее разнообразие организационных форм взаимодействия, постоянная поддержка и развитие любой образовательной активности участников.
Психотехнические и антропотехнические методы, также как и активные методы обучения, направлены прежде всего на развитие психологической культуры будущего педагога-психолога, которая выступает как «внутреннее видение» (К. Юнг) и возможна на основе человеческой целостности. Существуют практики, обращающиеся к «целостному» человеку, в число которых должна входить, на наш взгляд, и педагогика. Не только психологу, но и учителю-предметнику важно уметь «понимать», что происходит «здесь – и – теперь» с ребенком и помогать ему самому понять это.
В ходе опытно-экспериментальной работы (2007–2010 гг.) в Волгоградском государственном педагогическом университете нами были реализованы следующие антропотехнические приемы: интерпретация неявного или скрытого значения некоторых аспектов переживания или поведения ребенка, психологических механизмов высказываний в конфликтных ситуациях; установление «помогающих отношений» (по К. Роджерсу); рефлексивное и эмпатическое слушание; психогимнастика; различные методы и приемы рефлексии, саморефлексии, диалогического взаимодействия и сотворчества. В практической деятельности на учебных занятиях с будущими психологами и педагогами мы неоднократно апробировали психотехнологию картирования мышления (Mind Mapping) [3], которая незаменима для ведения записей во время психолого-педагогических обследований, консультаций и т. д., а в ходе выполнения самостоятельной работы позволяет будущему педагогу-психологу создать свой персональный банк знаний, используя интеллект-карты для систематизации прочитанного и услышанного.
Специфическим видом обучающего тренинга, обмена опытом и психологической поддержки профессионалов при анализе конфликтов, трудных, а порой и неудачных случаев из их практики стали во всем мире так называемые балинтовские группы, получившие широкое распространение, причем не только среди врачей, психотерапевтов и психологов, но и педагогов, специалистов по социальной работе, работников правоохранительных органов, менеджеров и др. Наш опыт проведения в Волгоградском государственном педагогическом университете балинтовских групп как варианта супервизии и наставничества со стороны более опытных профессионалов, преподавателей, руководителей учебных и производственных практик наглядно демонстрирует, что эта технология уникальна в системе подготовки будущих педагогов-психологов как настоящая гуманитарная технология [2].
В результате реализации описанных выше психотехнологий в образовательном процессе высшей школы мы имеем возможность получить поистине гуманитарное, «живое» знание, т. е. знание о способах эффективной реализации субъектного, деятельностного начала в человеке, о способах преодоления им самим возникающих жизненных проблем, где источником и предметом этого знания является субъективный мир, мир самоосознающего человека (субъекта) в его отношениях с реальностью.
Литература
- Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. М. : АПКиППРО, 2006.
- Бобрышева И.В. Проведение консультаций в ходе педагогической практики в форме занятий балинтовской группы (анализ трудных случаев) // Гуманитарные технологии преподавателя в высшей школе: учеб.-метод. пособие / под ред.Т.В. Черниковой. М.: Планета,2010. С. 398–402.
- Бруннер Е.Ю. Применение технологии mind map в учебном процессе / Е.Ю. Бруннер // Розвиток мiжнародного співробітнивцтва в галузі освіти у контексті Болонського процессу: матеріали міжнародної наук.-практ. конф., м. Ялта (5–6 березня 2008 р.). Ялта: РВВКГУ, 2008. Вип.19. Ч. 1.С. 50–53.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2353
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3