Реализация гуманитарных технологий в образовательном процессе высшей школы

Аннотация

The article is aimed at studying the problems of the educational model based on the humanitarian and anthropological approach. The specific of training the humanitarian competence of a teacher is shown.

Общая информация

Ключевые слова: гуманитарно-антропологический подход, гуманитарные технологии, профессиональное образование

Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бобрышева И.В. Реализация гуманитарных технологий в образовательном процессе высшей школы // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Сегодня педагогическое сообщество сознает, что гуманитарные и социальные дисциплины не могут преподаваться и усваиваться теми же методами, что и дисциплины естественнонаучные, что дисбаланс логически организованной, рационализированной информации в ущерб гуманитар­ным формам познания в современной системе высшего профессионального образования приводит к формированию предметно-компетентного, но бездуховного индивида. В связи с этим гуманита­ризацию высшего психолого-педагогического образования необходимо рассматривать, прежде все­го, как реакцию на узкосциентистский, технократический подход в образовании.

Гуманитарные образовательные технологии (психотехнологии, антропопрактика) – это тех­нологии творческого сотрудничества преподавателя и студентов. Такое сотрудничество базирует­ся на принципах гуманитарной психологической практики (Б.С. Братусь, И.В. Вачков, Л.И. Воро­бьева, В.И. Слободчиков, Т.В. Черникова и др.), среди которых принцип обращенности к реальной жизненной ситуации студента – осознания ситуации «здесь и теперь», конгруэнтного присутствия в ней; ценностно-смыслового равенства – равного права преподавателя и студента на проявление личностной позиции в условиях смыслопоискового диалога; вопрошаемости – единства вопроса и ответа, понимания своего «запроса» к образовательной ситуации, «собственного спрашивания»; субъектности – фактора образовательного процесса, показателя деятельностно-преобразующего способа бытия личности в образовательном процессе; субъективности – признания непосредствен­ности самобытия человека; авторства и адресности – наличия и инициирования субъектной по­зиции личности в образовании; соавторства – совместного участия преподавателя и студента в организации образовательного процесса; контекстности – понимания и предъявления контекста возникновения субъективного «текста» (контекста жизненной ситуации, прежнего опыта, сужде­ния, действия, поступка); со-бытийности – совместного проживания и переживания событий, от­крываемых в содержании текста; суверенности – недопустимости принудительно-монологического вмешательства во внутреннюю сферу личности как действия, нарушающего нормы этики и педа­гогической целесообразности; конструктивности – принятия конфликта (противоречия) как нор­мы человеческой жизни и как образовательной задачи; незавершенности – признания случайного, неопределенного и незавершенного в качестве объективного фактора смысложизненного диалога и образовательного процесса в целом [1, с. 124].

Прежде чем описывать реализуемые нами в практике психотехнологии, обозначим свои по­зиции относительно возможности их использования в системе высшего психолого-педагогического образования. Мы придерживаемся концепции универсальности высшего профессионального об­разования как пространства, которое в силу своей неравновесности создает точки бифуркации в процессе личностного и профессионального роста, напряженность во внутреннем мире будущего педагога-психолога, в процессе актуализации и выявления противоречий личностного и профес­сионального саморазвития, тем самым вызывая внутренние переживания, эмоции, чувства. Разре­шение данных противоречий способствует изменениям как в личностном, так и профессиональном плане и основано на следующих идеях: каждая личность индивидуальна, самоценна и способна к саморазвитию; каждый человек обладает значительным творческим потенциалом, задача высшего профессионального образования – помочь будущему педагогу-психологу узнать собственные воз­можности (как личностные, так и профессиональные), развить до более высокого уровня и исполь­зовать их адекватно человеческой природе (в контексте гуманитарно-антропологического подхода); личностное развитие существенно обусловливает успешность будущей профессиональной дея­тельности студента; готовность к реализации гуманитарной модели образования и гуманитарная компетентность (как высший уровень готовности) педагога рассматриваются как более значимый результат, нежели любые формально усвоенные знания, умения и навыки; пребывание в активной образовательной дивергентной среде обусловливает формирование данной готовности будущего педагога и стимулирует его переход на более зрелые стадии психо-социодуховного развития; ак­тивная гуманитарная профессионально-ориентированная образовательная среда предполагает ра­боту в режиме погружения, постоянное расширение гуманитарного содержания образования как результат самостоятельной работы студентов, нарастающее разнообразие организационных форм взаимодействия, постоянная поддержка и развитие любой образовательной активности участников.

Психотехнические и антропотехнические методы, также как и активные методы обучения, направлены прежде всего на развитие психологической культуры будущего педагога-психолога, ко­торая выступает как «внутреннее видение» (К. Юнг) и возможна на основе человеческой целост­ности. Существуют практики, обращающиеся к «целостному» человеку, в число которых должна входить, на наш взгляд, и педагогика. Не только психологу, но и учителю-предметнику важно уметь «понимать», что происходит «здесь – и – теперь» с ребенком и помогать ему самому понять это.

В ходе опытно-экспериментальной работы (2007–2010 гг.) в Волгоградском государствен­ном педагогическом университете нами были реализованы следующие антропотехнические при­емы: интерпретация неявного или скрытого значения некоторых аспектов переживания или пове­дения ребенка, психологических механизмов высказываний в конфликтных ситуациях; установле­ние «помогающих отношений» (по К. Роджерсу); рефлексивное и эмпатическое слушание; психо­гимнастика; различные методы и приемы рефлексии, саморефлексии, диалогического взаимодей­ствия и сотворчества. В практической деятельности на учебных занятиях с будущими психолога­ми и педагогами мы неоднократно апробировали психотехнологию картирования мышления (Mind Mapping) [3], которая незаменима для ведения записей во время психолого-педагогических обсле­дований, консультаций и т. д., а в ходе выполнения самостоятельной работы позволяет будущему педагогу-психологу создать свой персональный банк знаний, используя интеллект-карты для си­стематизации прочитанного и услышанного.

Специфическим видом обучающего тренинга, обмена опытом и психологической поддерж­ки профессионалов при анализе конфликтов, трудных, а порой и неудачных случаев из их практи­ки стали во всем мире так называемые балинтовские группы, получившие широкое распростране­ние, причем не только среди врачей, психотерапевтов и психологов, но и педагогов, специалистов по социальной работе, работников правоохранительных органов, менеджеров и др. Наш опыт про­ведения в Волгоградском государственном педагогическом университете балинтовских групп как варианта супервизии и наставничества со стороны более опытных профессионалов, преподавате­лей, руководителей учебных и производственных практик наглядно демонстрирует, что эта техно­логия уникальна в системе подготовки будущих педагогов-психологов как настоящая гуманитар­ная технология [2].

В результате реализации описанных выше психотехнологий в образовательном процессе выс­шей школы мы имеем возможность получить поистине гуманитарное, «живое» знание, т. е. зна­ние о способах эффективной реализации субъектного, деятельностного начала в человеке, о спо­собах преодоления им самим возникающих жизненных проблем, где источником и предметом это­го знания является субъективный мир, мир самоосознающего человека (субъекта) в его отношени­ях с реальностью.

Литература

  1. Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. М. : АПКиППРО, 2006.
  2. Бобрышева И.В. Проведение консультаций в ходе педагогической практики в форме занятий ба­линтовской группы (анализ трудных случаев) // Гуманитарные технологии преподавателя в высшей школе: учеб.-метод. пособие / под ред.Т.В. Черниковой. М.: Планета,2010. С. 398–402.
  3. Бруннер Е.Ю. Применение технологии mind map в учебном процессе / Е.Ю. Бруннер // Розвиток мiжнародного співробітнивцтва в галузі освіти у контексті Болонського процессу: матеріали міжнародної наук.-практ. конф., м. Ялта (5–6 березня 2008 р.). Ялта: РВВКГУ, 2008. Вип.19. Ч. 1.С. 50–53.

Информация об авторах

Бобрышева Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования ФГБОУ «ВГСПУ», e-mail: bobrinna@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2353
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3