Организационное консультирование образовательных учреждений

Аннотация

The article presents the essential contradiction in the development of educational organization. The author considers the technology and methodology of consulting in the field of education.

Общая информация

Ключевые слова: организационное консультирование, экспертиза, моделирование, мониторинг, организационно-образовательная система, организационная культура, программа развития, качество образовательного учреждения, консалтинговый центр

Рубрика издания: Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ясвин В.А. Организационное консультирование образовательных учреждений // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Фрагмент статьи

Во многих случаях внедрение инноваций в образовательных учреждениях носит недоста­точно продуманный и плохо подготовленный характер, что не только не обеспечивает повыше­ние качества образования, но нередко приводит к обратному результату. Противоречия, как прави­ло, заключаются в несогласованности вводимых локальных изменений образовательного процес­са со всей организационно-образовательной системой, а также со сформировавшейся организаци­онной культурой образовательного учреждения. Организационно-образовательная система школы, как правило, формируется достаточно стихийно, слабо представляется администрацией и педаго­гическим коллективом, соответственно, попытки изменения отдельных ее элементов могут при­водить к новым рассогласованиям и усиливать существующие, но неосознаваемые противоречия.

При этом, в отличие от сферы бизнеса, в системе образования до сих пор, по существу, не сложилась практика организационного консультирования. Разработка и внедрение эффективных механизмов экспертно-консультативного сопровождения инновационного развития образователь­ных учреждений представляется одним из перспективных направлений психологии образования. В результате развития этого направления формируется новая функциональная позиция психолога как эксперта-консультанта в области развития образовательных систем, которая не тождественна по­зициям ни научного руководителя школы, ни экспертного совета, оценивающего перспективность и эффективность образовательных проектов.

Нами разработана и апробирована в течение десяти лет на базе нескольких десятков различ­ных образовательных учреждений технология их организационного консультирования [3]. Алго­ритм консультирования следующий: выявление и корректировка социальной миссии и стратеги­ческих целей развития школы – экспертиза-диагностика состояния организационной, образователь­ной и социальной подсистем – моделирование основных системных элементов – сопоставитель­ный анализ полученных моделей – проектирование нововведений – разработка программы разви­тия – консультирование руководителей и обучение сотрудников – рефлексия эффективности инно­ваций на основе мониторинга – коррекция программы развития.

Содержание экспертно-диагностической деятельности в образовательных учреждениях за­ключается в анализе согласованности между их образовательной, организационной и социальной подсистемами, а также в анализе соответствия каждой из этих подсистем заявленной миссии. Вы­деляются следующие содержательные блоки:

– анализ представлений директора и его заместителей о состоянии школы, а также о ее мис­сии и перспективах развития;

– определение реально сложившейся в школе организационно-педагогической модели;

– психолого-педагогический анализ развивающего потенциала содержания образователь­ной программы школы;

– психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды школы на различных уров­нях (микросреда, локальная среда, взаимоотношения с макросредой) на основе анализа восприя­тия школьной среды различными субъектами образовательного процесса (руководителями, педа­гогами, учащимися и родителями);

– определение характера организационной культуры педагогического коллектива;

– психологическая диагностика субъективного отношения к школе различных категорий субъектов образовательного процесса;

– анализ взаимной толерантности различных субъектов образовательного процесса. Результатом обработки экспертно-диагностических данных является моделирование основ­ных элементов школьных подсистем: организационной; образовательной и социальной.

 

Сопоставительный анализ полученных моделей позволяет выявлять точки рассогласований, во-первых, между стратегическими целями развития школы (в соответствии с миссией) и тенден­циями развития каждой из школьных подсистем; во-вторых, между организационной, образова­тельной и социальной подсистемами; в-третьих, между различными элементами внутри каждой из подсистем.

Программа развития образовательного учреждения разрабатывается на основе проектиро­вания целесообразных управленческо-организационных, психолого-педагогических и психолого­социальных изменений, необходимых для преодоления выявленных рассогласований. Реализация программы развития осуществляется на основе тесного сотрудничества администрации, педагоги­ческого коллектива и экспертов-консультантов.

Рефлексия эффективности инновационного процесса осуществляется на основе мониторин­га развития школы, который проводится с помощью экспертно-диагностического комплекса, мето­дически обеспечивающего возможность анализа согласованности школьных подсистем. В нашей практике консультирования такой комплекс включает методики: построения организационно­образовательных моделей школ [1]; векторного моделирования и психолого-педагогической экс­пертизы образовательной среды [4]; психолого-педагогического анализа развивающего потенциа­ла содержания образовательной программы школы [5]; анализа организационной культуры [2]; ди­агностики субъективного отношения к школе [5]; методику анализа взаимной толерантности чле­нов образовательного сообщества [5].

Для реализации экспертно-консультативного сопровождения инновационных процессов в си­стеме образования целесообразно создание соответствующих структур – независимых консалтинго­вых центров в муниципальных системах образования, а в школах – введение системно-проектных и организационно-диагностических функций в должностные обязанности одного из заместителей директора, который бы непосредственно отвечал за взаимодействие с экспертами-консультантами (во многих школах уже существуют должности заместителей директора по инновационной работе).

Целесообразно, используя обучение в форме мастер-классов, осуществлять подготовку экспертов-консультантов в области образования на психологических и психолого-педагогических факультетах вузов, а также на курсах для управленческого персонала системы образования. Важно осуществлять подготовку школьной администрации как грамотных «пользователей» экспертно­консультативных услуг.

Моделирование компонентов школьных систем на основе экспертно-диагностических про­цедур представляется перспективным механизмом комплексной оценки качества образовательных учреждений экспертными советами органов управления образованием, а также в процессе прове­дения конкурсов «Школа года», «Лучшие школы России» и т.п.

Полный текст

Во многих случаях внедрение инноваций в образовательных учреждениях носит недоста­точно продуманный и плохо подготовленный характер, что не только не обеспечивает повыше­ние качества образования, но нередко приводит к обратному результату. Противоречия, как прави­ло, заключаются в несогласованности вводимых локальных изменений образовательного процес­са со всей организационно-образовательной системой, а также со сформировавшейся организаци­онной культурой образовательного учреждения. Организационно-образовательная система школы, как правило, формируется достаточно стихийно, слабо представляется администрацией и педаго­гическим коллективом, соответственно, попытки изменения отдельных ее элементов могут при­водить к новым рассогласованиям и усиливать существующие, но неосознаваемые противоречия.

При этом, в отличие от сферы бизнеса, в системе образования до сих пор, по существу, не сложилась практика организационного консультирования. Разработка и внедрение эффективных механизмов экспертно-консультативного сопровождения инновационного развития образователь­ных учреждений представляется одним из перспективных направлений психологии образования. В результате развития этого направления формируется новая функциональная позиция психолога как эксперта-консультанта в области развития образовательных систем, которая не тождественна по­зициям ни научного руководителя школы, ни экспертного совета, оценивающего перспективность и эффективность образовательных проектов.

Нами разработана и апробирована в течение десяти лет на базе нескольких десятков различ­ных образовательных учреждений технология их организационного консультирования [3]. Алго­ритм консультирования следующий: выявление и корректировка социальной миссии и стратеги­ческих целей развития школы – экспертиза-диагностика состояния организационной, образователь­ной и социальной подсистем – моделирование основных системных элементов – сопоставитель­ный анализ полученных моделей – проектирование нововведений – разработка программы разви­тия – консультирование руководителей и обучение сотрудников – рефлексия эффективности инно­ваций на основе мониторинга – коррекция программы развития.

Содержание экспертно-диагностической деятельности в образовательных учреждениях за­ключается в анализе согласованности между их образовательной, организационной и социальной подсистемами, а также в анализе соответствия каждой из этих подсистем заявленной миссии. Вы­деляются следующие содержательные блоки:

– анализ представлений директора и его заместителей о состоянии школы, а также о ее мис­сии и перспективах развития;

– определение реально сложившейся в школе организационно-педагогической модели;

– психолого-педагогический анализ развивающего потенциала содержания образователь­ной программы школы;

– психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды школы на различных уров­нях (микросреда, локальная среда, взаимоотношения с макросредой) на основе анализа восприя­тия школьной среды различными субъектами образовательного процесса (руководителями, педа­гогами, учащимися и родителями);

– определение характера организационной культуры педагогического коллектива;

– психологическая диагностика субъективного отношения к школе различных категорий субъектов образовательного процесса;

– анализ взаимной толерантности различных субъектов образовательного процесса. Результатом обработки экспертно-диагностических данных является моделирование основ­ных элементов школьных подсистем: организационной; образовательной и социальной.

 

Сопоставительный анализ полученных моделей позволяет выявлять точки рассогласований, во-первых, между стратегическими целями развития школы (в соответствии с миссией) и тенден­циями развития каждой из школьных подсистем; во-вторых, между организационной, образова­тельной и социальной подсистемами; в-третьих, между различными элементами внутри каждой из подсистем.

Программа развития образовательного учреждения разрабатывается на основе проектиро­вания целесообразных управленческо-организационных, психолого-педагогических и психолого­социальных изменений, необходимых для преодоления выявленных рассогласований. Реализация программы развития осуществляется на основе тесного сотрудничества администрации, педагоги­ческого коллектива и экспертов-консультантов.

Рефлексия эффективности инновационного процесса осуществляется на основе мониторин­га развития школы, который проводится с помощью экспертно-диагностического комплекса, мето­дически обеспечивающего возможность анализа согласованности школьных подсистем. В нашей практике консультирования такой комплекс включает методики: построения организационно­образовательных моделей школ [1]; векторного моделирования и психолого-педагогической экс­пертизы образовательной среды [4]; психолого-педагогического анализа развивающего потенциа­ла содержания образовательной программы школы [5]; анализа организационной культуры [2]; ди­агностики субъективного отношения к школе [5]; методику анализа взаимной толерантности чле­нов образовательного сообщества [5].

Для реализации экспертно-консультативного сопровождения инновационных процессов в си­стеме образования целесообразно создание соответствующих структур – независимых консалтинго­вых центров в муниципальных системах образования, а в школах – введение системно-проектных и организационно-диагностических функций в должностные обязанности одного из заместителей директора, который бы непосредственно отвечал за взаимодействие с экспертами-консультантами (во многих школах уже существуют должности заместителей директора по инновационной работе).

Целесообразно, используя обучение в форме мастер-классов, осуществлять подготовку экспертов-консультантов в области образования на психологических и психолого-педагогических факультетах вузов, а также на курсах для управленческого персонала системы образования. Важно осуществлять подготовку школьной администрации как грамотных «пользователей» экспертно­консультативных услуг.

Моделирование компонентов школьных систем на основе экспертно-диагностических про­цедур представляется перспективным механизмом комплексной оценки качества образовательных учреждений экспертными советами органов управления образованием, а также в процессе прове­дения конкурсов «Школа года», «Лучшие школы России» и т.п.

Литература

  1. Калувэ де Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / пер. с англ. под ред. А.К. Зайцева. Калуга: Калуж. ин-т социологии, 1993.
  2. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ.; под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001.
  3. Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе / под ред. В.А. Ясвина, С.А. Беловой. М. : Смысл, 2009.
  4. Ясвин В.А. Школа как развивающая среда. М. : Ин-т науч. информ. и мониторинга РАО, 2010. (Серия «Научно-издательский проект в поддержку национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”».)
  5. Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. М. : Сентябрь, 2011.

Информация об авторах

Ясвин Витольд Альбертович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией управления развитием образовательных систем НИИ столичного образования Московского городского педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: vitalber@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4501
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0