Социальное становление подростков в процессе занятий хореографией

Аннотация

The article presents the analysis of classes in dancing as the way of developing the teenager`s personality. Through the analysis of this concept, the author comes to the conclusion that classes in dancing should help the teenagers to be accommodated to the social environment.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, мотивация учения, социальные потребности, содержание обучения, формы организации учебного процесса

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Каминская Е.Ю. Социальное становление подростков в процессе занятий хореографией // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Реализуя в течение ряда лет образовательную программу по обучению детей хореографии, мы столкнулись с тем, что традиционное содержание обучения не соответствует потребностям и ожиданиям современных подростков. Оказалось, что подростки приходят в учреждение дополни­тельного образования, чтобы научиться не просто танцевальному мастерству, а чему-то большему. Пытаясь выявить причины обращения подростков к танцам, мы попытались исследовать их мо­тивацию учения, используя такие методы исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование. Обратились мы и к изучению психолого-педагогической литературы по проблематике мотивации учения и учебной деятельности.

В итоге теоретического и эмпирического исследования проблемы мотивации занятия под­ростками хореографией мы пришли к выводу, что заниматься танцами их побуждают потребность заниматься интересной и востребованной в среде сверстников деятельностью; стремление к само­утверждению; желание получить признание сверстников; стремление быть принятым в коллекти­ве; желание общаться со сверстниками; потребность нравиться окружающим; потребность быть востребованным. Кроме того, значимым мотивом занятия хореографией является возможность сво­бодно выражать в танце свои чувства, освобождаться от негативных переживаний. Как мы видим, в мотивации занятия хореографией у подростков преобладают не столько познавательные моти­вы (стремление научиться танцевать, интерес к процессу обучения), сколько социальные [1, с. 15]. Подростки в занятиях хореографией, выступлениях на конкурсах, концертах, шоу-программах ви­дят прежде всего возможность социального самовыражения и самоутверждения. Процесс обуче­ния хореографии для них важен как способ социализации, понимаемой нами как «усвоение инди­видом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» [3, с. 55].

Изучение передового опыта педагогов-новаторов 1980-х гг. позволило выявить тенденцию ор­ганизовывать обучение подростков творческим видам деятельности как обучение различным сторо­нам жизни (нравственной, эстетической, творческой, социальной). Особенно показателен опыт Теат­ра юношеского творчества, который действовал в Ленинградском Дворце пионеров в 1950–1980-х гг. Руководитель театра Е.Ю. Сазонов определял стратегию обучения подростков как «использование интереса ребят к театру для вовлечения их в широкий процесс общественно значимой, творческой, художественной и трудовой жизни коллектива» [2, с. 451].

Стремление заинтересовать подростков танцами, повысить их учебную активность побуди­ло нас пересмотреть содержание обучения, сориентировав образовательный процесс на потребно­сти и мотивы подростков, процессы их социальной ориентации и адаптации. В результате мы раз­работали авторскую междисциплинарную программу по обучению детей хореографии. Особенно­стью этой программы является то, что она дополняет традиционное обучение хореографии разви­тием детей как субъектов общения, активных членов творческого коллектива, как людей, стремя­щихся к творческим достижениям и успехам, не боящихся конкуренции, способных проявлять и развивать свою индивидуальность. Мы ввели в программу обучения хореографии такие разделы, как актерское мастерство, фототренинг, сценическая речь, имидж-курс, макияж, тренинг общения. Введение этих разделов позволило сделать учебный материал образовательной программы более созвучным социальным потребностям подростков. Приобретенные обучающимися знания и уме­ния позволили им упрочить свое положение в среде сверстников и взрослых, научиться конструк­тивно вести себя в различных ситуациях социального взаимодействия, обрести уверенность в сво­их возможностях и творческих способностях. Стремление подростков быть значимыми и автори­тетными в коллективе стало побуждать их к саморазвитию и самовоспитанию.

Особенностью авторской междисциплинарной программы по обучению детей хореогра­фии является использование не только аудиторных занятий, но и таких форм организации учебно­го процесса, как посещение театра и концертов, участие в хореографических конкурсах и фестива­лях, проведение отчетных и праздничных концертов, участие в презентациях и выставках, откры­тиях торжественных мероприятий, постановка музыкальных спектаклей и шоу-программ, прове­дение фотосессий и видеосъемки.

Использование внеаудиторных форм организации учебного процесса позволило вовлечь под­ростков в общественно значимую деятельность, расширить круг их общения и систему социаль­ных связей, познакомить с новыми социальными ролями, нормами поведения, социальными сте­реотипами и стандартами. Возникли условия для развития обучающихся как подлинных субъек­тов социальной активности.

Другим направлением социализации подростков стало их привлечение к работе с младшими школьниками и дошкольниками. В работе с младшими детьми подростки получили возможность брать на себя решение важных общественно значимых задач, передавать свой опыт, духовные цен­ности окружающим. Мы также стали поручать подросткам руководство организацией и разработ­кой групповых проектов – постановкой танцевальных композиций, инсценировкой фрагментов ска­зок, мультфильмов, созданием пластических картин. В этой деятельности подростки приобретают опыт делового общения, отношений руководства и подчинения, взаимопомощи и сотрудничества.

В результате реализации авторской междисциплинарной программы по обучению детей хо­реографии подростки обретают в творческом коллективе и общественно значимой деятельности важные человеческие ценности и нравственные ориентиры. Занимаясь хореографией, подростки осознают себя частью различных социальных общностей (неформальной группы, творческого кол­лектива, культурного мира города, региона, страны), делают выбор своего положения в этих общно­стях и усваивают способы его достижения. У подростков закладываются основы жизненных пред­ставлений и вкусов, рождаются привычка и любовь к творческому труду, стиль поведения и об­щения. Творческий коллектив и занятия хореографией становятся для подростков школой жизни.

Подводя итоги, следует отметить, что содержание образовательной программы, использо­вание методов обучения, предполагающих учебное сотрудничество и социальное взаимодействие, разнообразных внеаудиторных форм организации обучения хореографии, не только создают бла­гоприятные условия для усвоения учебного материала, формирования умений и навыков танца, но также способствуют вхождению подростков в социальную среду, расширению их социального опы­та, реализации их возможностей и творческих способностей.

Литература

  1. Маркова А.К., Матис А.Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения : кн. для учителя. М. : Про­свещение, 1990.
  2. Сазонов Е.Ю. Город мастеров // Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. М. : Педагогика, 1988. С. 363–440.
  3. Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. В.А. Лабунской. М. : Гардарики, 2001.

Информация об авторах

Каминская Елена Юрьевна, педагог доп. образования Детско-юношеского центра Краснооктябрьского р-на г. Волгограда., e-mail: starway@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5157
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3