Социальное становление подростков в процессе занятий хореографией
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социализация, мотивация учения, социальные потребности, содержание обучения, формы организации учебного процесса
Рубрика издания: Социализация личности в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Каминская Е.Ю. Социальное становление подростков в процессе занятий хореографией // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Реализуя в течение ряда лет образовательную программу по обучению детей хореографии, мы столкнулись с тем, что традиционное содержание обучения не соответствует потребностям и ожиданиям современных подростков. Оказалось, что подростки приходят в учреждение дополнительного образования, чтобы научиться не просто танцевальному мастерству, а чему-то большему. Пытаясь выявить причины обращения подростков к танцам, мы попытались исследовать их мотивацию учения, используя такие методы исследования, как наблюдение, беседа, анкетирование. Обратились мы и к изучению психолого-педагогической литературы по проблематике мотивации учения и учебной деятельности.
В итоге теоретического и эмпирического исследования проблемы мотивации занятия подростками хореографией мы пришли к выводу, что заниматься танцами их побуждают потребность заниматься интересной и востребованной в среде сверстников деятельностью; стремление к самоутверждению; желание получить признание сверстников; стремление быть принятым в коллективе; желание общаться со сверстниками; потребность нравиться окружающим; потребность быть востребованным. Кроме того, значимым мотивом занятия хореографией является возможность свободно выражать в танце свои чувства, освобождаться от негативных переживаний. Как мы видим, в мотивации занятия хореографией у подростков преобладают не столько познавательные мотивы (стремление научиться танцевать, интерес к процессу обучения), сколько социальные [1, с. 15]. Подростки в занятиях хореографией, выступлениях на конкурсах, концертах, шоу-программах видят прежде всего возможность социального самовыражения и самоутверждения. Процесс обучения хореографии для них важен как способ социализации, понимаемой нами как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность» [3, с. 55].
Изучение передового опыта педагогов-новаторов 1980-х гг. позволило выявить тенденцию организовывать обучение подростков творческим видам деятельности как обучение различным сторонам жизни (нравственной, эстетической, творческой, социальной). Особенно показателен опыт Театра юношеского творчества, который действовал в Ленинградском Дворце пионеров в 1950–1980-х гг. Руководитель театра Е.Ю. Сазонов определял стратегию обучения подростков как «использование интереса ребят к театру для вовлечения их в широкий процесс общественно значимой, творческой, художественной и трудовой жизни коллектива» [2, с. 451].
Стремление заинтересовать подростков танцами, повысить их учебную активность побудило нас пересмотреть содержание обучения, сориентировав образовательный процесс на потребности и мотивы подростков, процессы их социальной ориентации и адаптации. В результате мы разработали авторскую междисциплинарную программу по обучению детей хореографии. Особенностью этой программы является то, что она дополняет традиционное обучение хореографии развитием детей как субъектов общения, активных членов творческого коллектива, как людей, стремящихся к творческим достижениям и успехам, не боящихся конкуренции, способных проявлять и развивать свою индивидуальность. Мы ввели в программу обучения хореографии такие разделы, как актерское мастерство, фототренинг, сценическая речь, имидж-курс, макияж, тренинг общения. Введение этих разделов позволило сделать учебный материал образовательной программы более созвучным социальным потребностям подростков. Приобретенные обучающимися знания и умения позволили им упрочить свое положение в среде сверстников и взрослых, научиться конструктивно вести себя в различных ситуациях социального взаимодействия, обрести уверенность в своих возможностях и творческих способностях. Стремление подростков быть значимыми и авторитетными в коллективе стало побуждать их к саморазвитию и самовоспитанию.
Особенностью авторской междисциплинарной программы по обучению детей хореографии является использование не только аудиторных занятий, но и таких форм организации учебного процесса, как посещение театра и концертов, участие в хореографических конкурсах и фестивалях, проведение отчетных и праздничных концертов, участие в презентациях и выставках, открытиях торжественных мероприятий, постановка музыкальных спектаклей и шоу-программ, проведение фотосессий и видеосъемки.
Использование внеаудиторных форм организации учебного процесса позволило вовлечь подростков в общественно значимую деятельность, расширить круг их общения и систему социальных связей, познакомить с новыми социальными ролями, нормами поведения, социальными стереотипами и стандартами. Возникли условия для развития обучающихся как подлинных субъектов социальной активности.
Другим направлением социализации подростков стало их привлечение к работе с младшими школьниками и дошкольниками. В работе с младшими детьми подростки получили возможность брать на себя решение важных общественно значимых задач, передавать свой опыт, духовные ценности окружающим. Мы также стали поручать подросткам руководство организацией и разработкой групповых проектов – постановкой танцевальных композиций, инсценировкой фрагментов сказок, мультфильмов, созданием пластических картин. В этой деятельности подростки приобретают опыт делового общения, отношений руководства и подчинения, взаимопомощи и сотрудничества.
В результате реализации авторской междисциплинарной программы по обучению детей хореографии подростки обретают в творческом коллективе и общественно значимой деятельности важные человеческие ценности и нравственные ориентиры. Занимаясь хореографией, подростки осознают себя частью различных социальных общностей (неформальной группы, творческого коллектива, культурного мира города, региона, страны), делают выбор своего положения в этих общностях и усваивают способы его достижения. У подростков закладываются основы жизненных представлений и вкусов, рождаются привычка и любовь к творческому труду, стиль поведения и общения. Творческий коллектив и занятия хореографией становятся для подростков школой жизни.
Подводя итоги, следует отметить, что содержание образовательной программы, использование методов обучения, предполагающих учебное сотрудничество и социальное взаимодействие, разнообразных внеаудиторных форм организации обучения хореографии, не только создают благоприятные условия для усвоения учебного материала, формирования умений и навыков танца, но также способствуют вхождению подростков в социальную среду, расширению их социального опыта, реализации их возможностей и творческих способностей.
Литература
- Маркова А.К., Матис А.Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1990.
- Сазонов Е.Ю. Город мастеров // Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. М. : Педагогика, 1988. С. 363–440.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. В.А. Лабунской. М. : Гардарики, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5157
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3