Психологическое сопровождение процесса формирования профессиональной субъектной позиции у студентов вуза
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная субъектная позиция, система психологического сопровождения, профессионально-рефлексивный тренинг, профессиональное становление
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Краснокутский П.Н. Психологическое сопровождение процесса формирования профессиональной субъектной позиции у студентов вуза // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Социально-экономическое преобразование России в настоящее время в целом определяется экономическим и культурным потенциалом нашего общества. Подобный потенциал создается усилиями современного образования, которое ориентировано на интеграцию в мировое образовательное пространство. В настоящих условиях содержание образования предполагает не только продуцирование актуальной научно-технической информации, но и формирование социальных знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку в нем, а также развитие системы нравственно-этических качеств, определяющих поведение человека в разнообразных жизненных ситуациях [3].
Система высшего профессионального образования сегодня ориентирована на решение ключевой задачи – повышение качества образования, которое должно соответствовать как российским, так и международным образовательным стандартам, а также социальному заказу общества. При этом система профессионального образования должна учитывать произошедшую смену парадигмы общественного развития – переход от индустриального общества к так называемому «сетевому» обществу. В связи с этим задача качественного профессионального вузовского обучения инициирует разработку новых подходов к моделированию и оптимизации содержания профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации. Существенную роль в решении данной задачи может и должна сыграть система психологического сопровождения подготовки будущих специалистов.
На наш взгляд, соответствующая система психологического сопровождения профессионального становления студентов в условиях высшего учебного заведения может обеспечить профессионально-личностное развитие молодых людей, которые будут способны к дальнейшему «самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен...» [1, с. 43]. Итогом психологического сопровождения будет выступать сформированная у студентов внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному построению, реализации и корректированию перспектив своего профессионального и личностного развития, т.е. сформированная субъектная профессиональная позиция. При этом самоопределение понимается как процесс формирования жизненной перспективы, выбора профессии и образа жизни в соответствии со своей индивидуальностью, определения человеком предначертания, своего отношения к миру и обществу.
Основным механизмом самоопределения выступает рефлексивность, которая обеспечивает построение личностью смысловой реальности. В частности, в работах Д.А. Леонтьева показано, как в жизненных отношениях человека и окружающего его мира возникает особая смысловая реальность. Данная смысловая реальность формируется в межличностных взаимоотношениях, совместной деятельности субъектов [2, с. 126].
Основываясь на выводах Д.А. Леонтьева, другой исследователь – Е.Ю. Артемьева – изучает природу перестроек личностных смыслов в ходе освоения личностью профессии и утверждает, что обучение профессии можно рассматривать как направленную перестройку субъективного опыта, включающую не только трансляцию смыслов и особенностей профессиональной категоризации объектов, связанных с профессиональными действиями, но и формирование мировосприятия в целом. Учебный процесс в вузе в подобном контексте выступает как перестройка субъективных образов мира студентов.
Таким образом, студенты вуза находятся в определенным образом структурированной субъективной реальности, содержание которой во многом определяется внутренней «политикой» образовательного учреждения.
Мы провели экспериментальное исследование, целью которого было создание системы психологического сопровождения процесса формирования профессиональной субъектной позиции будущих специалистов. Содержание системы психологического сопровождения ориентировано на развитие и активизацию рефлексивности и субъектности участников образовательного процесса в вузе.
Методической основой данной системы выступил профессионально-рефлексивный тренинг. Формирование профессиональной субъектной позиции у студентов вуза строится на развитии у них рефлексивных процессов. При этом рефлексия выступает механизмом превращения стихийного (спонтанного) функционирования и развития личности профессионала в новое субъектное качество специалиста, при котором «потенциальные психические процессы, способности, свойства личности превращаются в средства «обеспечения» оптимального осуществления профессиональной деятельности» (А.А. Деркач, 1998).
В формирующем эксперименте приняли участие студенты 5-го курса экономического факультета Московского психолого-социального института (46 чел. – экспериментальная группа, 52 чел. – контрольная группа). В процессе планирования нами был выделен комплекс психологопедагогических условий по реализации созданной системы психологического сопровождения: наличие концептуального основания системы в виде гуманистической личностно ориентированной парадигмы образования; создание инновационно-информационного пространства профессионально-развивающих ситуаций; использование интерактивных методов обучения, обеспечивающих выход обучающегося за пределы реактивного (репродуктивного) способа решения учебно-профессиональных задач. Кроме того, выделены целевые функции внедряемой системы, выбраны формы и психолого-педагогические технологии формирования профессиональной субъектной позиции студентов. Был подготовлен также методический инструментарий для проведения констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы с целью выявления динамики уровня развития формируемой субъектной позиции и оценки степени эффективности созданной модели.
Профессионально-рефлексивный тренинг используется в качестве метода более глубокого, ведущего к расширению возможностей самоанализа, рефлексии осмысления собственной личности как будущего специалиста.
Средствами тренинга выступают ролевые игры с элементами профессиональных ситуаций, создающие условия для формирования эффективных рефлексивных навыков преимущественно в профессиональной сфере, умения адекватно вести себя в сложных профессиональных ситуациях и пр. Для рефлексивно-перцептивного тренинга характерны преобладание процесса обучения над результатом (в упражнениях, ролевых играх и т.п.); переход импульсивного поведения в рефлексивное (объективное); обратная связь в системе «участник – группа»; индивидуализация обучения в группе (персональная актуализация мотивов и постановка задач); пошаговое обучение и усвоение нового материала; актуализация творческого потенциала участников в процессе активного межличностного общения; снижение межличностных психологических барьеров и повышение социальной сенситивности участников.
Психологическое содержание обучения в рамках рефлексивно-профессионального тренинга включает три основных компонента: осознание неадекватности реагирования в привычных ситуациях («расшатывание» стереотипов); формирование установки на усвоение новой информации, способствующей адекватному реагированию; усвоение адекватных способов реагирования, установок, систем оценок, делающих поведение более эффективным.
Литература
- Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе : учеб.-метод. пособие / под ред. Н.К. Сергеева. М. : АПКиППРО, 2005.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 1999.
- Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М. : ШколаПресс, 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2835
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3