Психологическое сопровождение процесса формирования профессиональной субъектной позиции у студентов вуза

Аннотация

The main task of the high-quality professional university education will increase the need for the development and use of new psychological and pedagogical technologies in the training of modern professionals. It plays an important role in this process, the system of psychological support formation of a professional subject position among the students of the University.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная субъектная позиция, система психологического сопровождения, профессионально-рефлексивный тренинг, профессиональное становление

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Краснокутский П.Н. Психологическое сопровождение процесса формирования профессиональной субъектной позиции у студентов вуза // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Социально-экономическое преобразование России в настоящее время в целом определяется экономическим и культурным потенциалом нашего общества. Подобный потенциал создается уси­лиями современного образования, которое ориентировано на интеграцию в мировое образователь­ное пространство. В настоящих условиях содержание образования предполагает не только проду­цирование актуальной научно-технической информации, но и формирование социальных знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру и челове­ку в нем, а также развитие системы нравственно-этических качеств, определяющих поведение че­ловека в разнообразных жизненных ситуациях [3].

Система высшего профессионального образования сегодня ориентирована на решение ключе­вой задачи – повышение качества образования, которое должно соответствовать как российским, так и международным образовательным стандартам, а также социальному заказу общества. При этом си­стема профессионального образования должна учитывать произошедшую смену парадигмы обще­ственного развития – переход от индустриального общества к так называемому «сетевому» обществу. В связи с этим задача качественного профессионального вузовского обучения инициирует разработку новых подходов к моделированию и оптимизации содержания профессиональной подготовки специ­алистов высокой квалификации. Существенную роль в решении данной задачи может и должна сы­грать система психологического сопровождения подготовки будущих специалистов.

На наш взгляд, соответствующая система психологического сопровождения профессио­нального становления студентов в условиях высшего учебного заведения может обеспечить профессионально-личностное развитие молодых людей, которые будут способны к дальнейшему «самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен...» [1, с. 43]. Итогом психологического сопровождения будет выступать сфор­мированная у студентов внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному построению, реализации и корректированию перспектив своего профессионального и личностного развития, т.е. сформированная субъектная профессиональная позиция. При этом самоопределение понима­ется как процесс формирования жизненной перспективы, выбора профессии и образа жизни в со­ответствии со своей индивидуальностью, определения человеком предначертания, своего отноше­ния к миру и обществу.

Основным механизмом самоопределения выступает рефлексивность, которая обеспечива­ет построение личностью смысловой реальности. В частности, в работах Д.А. Леонтьева показа­но, как в жизненных отношениях человека и окружающего его мира возникает особая смысловая реальность. Данная смысловая реальность формируется в межличностных взаимоотношениях, со­вместной деятельности субъектов [2, с. 126].

Основываясь на выводах Д.А. Леонтьева, другой исследователь – Е.Ю. Артемьева – изуча­ет природу перестроек личностных смыслов в ходе освоения личностью профессии и утвержда­ет, что обучение профессии можно рассматривать как направленную перестройку субъективного опыта, включающую не только трансляцию смыслов и особенностей профессиональной категори­зации объектов, связанных с профессиональными действиями, но и формирование мировосприя­тия в целом. Учебный процесс в вузе в подобном контексте выступает как перестройка субъектив­ных образов мира студентов.

Таким образом, студенты вуза находятся в определенным образом структурированной субъ­ективной реальности, содержание которой во многом определяется внутренней «политикой» об­разовательного учреждения.

Мы провели экспериментальное исследование, целью которого было создание системы психо­логического сопровождения процесса формирования профессиональной субъектной позиции буду­щих специалистов. Содержание системы психологического сопровождения ориентировано на разви­тие и активизацию рефлексивности и субъектности участников образовательного процесса в вузе.

Методической основой данной системы выступил профессионально-рефлексивный тренинг. Формирование профессиональной субъектной позиции у студентов вуза строится на развитии у них рефлексивных процессов. При этом рефлексия выступает механизмом превращения стихий­ного (спонтанного) функционирования и развития личности профессионала в новое субъектное ка­чество специалиста, при котором «потенциальные психические процессы, способности, свойства личности превращаются в средства «обеспечения» оптимального осуществления профессиональ­ной деятельности» (А.А. Деркач, 1998).

В формирующем эксперименте приняли участие студенты 5-го курса экономического фа­культета Московского психолого-социального института (46 чел. – экспериментальная группа, 52 чел. – контрольная группа). В процессе планирования нами был выделен комплекс психолого­педагогических условий по реализации созданной системы психологического сопровожде­ния: наличие концептуального основания системы в виде гуманистической личностно ориен­тированной парадигмы образования; создание инновационно-информационного пространства профессионально-развивающих ситуаций; использование интерактивных методов обучения, обес­печивающих выход обучающегося за пределы реактивного (репродуктивного) способа решения учебно-профессиональных задач. Кроме того, выделены целевые функции внедряемой системы, выбраны формы и психолого-педагогические технологии формирования профессиональной субъ­ектной позиции студентов. Был подготовлен также методический инструментарий для проведе­ния констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы с целью выявле­ния динамики уровня развития формируемой субъектной позиции и оценки степени эффективно­сти созданной модели.

Профессионально-рефлексивный тренинг используется в качестве метода более глубокого, ведущего к расширению возможностей самоанализа, рефлексии осмысления собственной личности как будущего специалиста.

Средствами тренинга выступают ролевые игры с элементами профессиональных ситуаций, создающие условия для формирования эффективных рефлексивных навыков преимущественно в профессиональной сфере, умения адекватно вести себя в сложных профессиональных ситуациях и пр. Для рефлексивно-перцептивного тренинга характерны преобладание процесса обучения над ре­зультатом (в упражнениях, ролевых играх и т.п.); переход импульсивного поведения в рефлексив­ное (объективное); обратная связь в системе «участник – группа»; индивидуализация обучения в группе (персональная актуализация мотивов и постановка задач); пошаговое обучение и усвоение нового материала; актуализация творческого потенциала участников в процессе активного меж­личностного общения; снижение межличностных психологических барьеров и повышение соци­альной сенситивности участников.

Психологическое содержание обучения в рамках рефлексивно-профессионального тренин­га включает три основных компонента: осознание неадекватности реагирования в привычных си­туациях («расшатывание» стереотипов); формирование установки на усвоение новой информации, способствующей адекватному реагированию; усвоение адекватных способов реагирования, уста­новок, систем оценок, делающих поведение более эффективным.

Литература

  1. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе : учеб.-метод. пособие / под ред. Н.К. Сергеева. М. : АПКиППРО, 2005.
  2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 1999.
  3. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М. : Школа­Пресс, 1997.

Информация об авторах

Краснокутский Павел Николаевич, выпускник МПСИ 2004 г.Фельдшер скорой помощи., Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2835
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3