Международный проект «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки»

Аннотация

Подробное описание международного проекта "Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки", цель которого: объединение усилий, обмен опытом стран-участниц в области решения задач по развитию образовательной экономической, социальной систем. В этой работе приоритетным является изучение вззаимосвязей между экономическим ростом, образовательной политикой, социоэкономическим и личностным благополучием детей и молодежи в развивающихся экономиках на примере России, Бразилии и ЮжнойАфрики.

Общая информация

Рубрика издания: О проекте

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Дэниелс Г., Лаудер Х., Лесса А., Марголис А.А., Рубцов В.В., Шведовская А.А. Международный проект «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/edu_economy_wellbeing/contents/36289 (дата обращения: 24.11.2024)

Полный текст

Цель проекта: объединение усилий, обмен опытом стран-участниц в области решения задач по развитию образовательной экономической, социальной систем. В этой работе приоритетным является изучение вззаимосвязей между экономическим ростом, образовательной политикой, социоэкономическим и личностным благополучием детей и молодежи в развивающихся экономиках на примере России, Бразилии и ЮжнойАфрики.

Деятельность по проекту: организация симпозиумов в каждой из стран-участниц, на которые приглашаются специалисты из различных областей теории и практики: политики, психологи, педагоги, экономисты, администраторы.

Результаты проекта: публикации на русском, английском и португальском языках; официальная презентация по итогам проекта; программы спецкурсов постдипломного образования.

Гипотезы проекта:

  • Структура взаимосвязей между образованием, экономикой, личностным благополучием, безопасностью детей и молодежи различна и зависит от социально-экономического контекста обусловливается культурной традицией.
  • Для обеспечения стабильного экономического роста важны не увеличение значений абсолютных показателей, а наличие специального типа структуры экономики. При определенных условиях к значительному росту приводит создание определенных типов рабочих мест. В целях изучения распределения профессиональных навыков и доходов в конкретных экономических ситуациях необходим анализ рынка труда и его связей со сферой образования (Brown, Green and Lauder, 2001).
  • Ценности личностного развития и социального прогресса не только определяются социально-экономической реальностью, но и трансформируют эту реальность, формируют представления об оплачиваемой работе, профессиональной деятельности, какой она может и должна быть (Meyer, 2005; Baker, в печати).

Экономический рост и образование

  • Существует связь между образовательными достижениями молодежи и последующим ростом экономики в стране.
  • Улучшение качества образования приводит не только к увеличению ресурсной базы, но и к структурным изменениям институционального характера.
  • В целях прогнозирования развития образования как «двигателя» экономического развития необходимо рассматривать образование в более широких рамках, нежели результаты экзаменов или тесты достижений.
  • Рынок труда и его взаимосвязь с образованием — это ключевые компоненты в изучении распределения профессиональных навыков и материальных благ.
  • Прогрессивные аспекты современного образования отражаются, в том числе, и в подготовке молодых людей не просто к определенной деятельности, но в формировании личной сопричастности и к построению собственного будущего.
«Подготовка людей к работе на существующих рабочих местах — это далеко не основная функция современной экономики. Люди готовятся к прогрессивному будущему, к освоению новых территорий, к новым видам деятельности, которые, возможно, не существуют в настоящем или будут изменены до неузнаваемости… образование, в отличие от ученичества, — это путь прогресса» (Meyer, 2005).

Экономика, образование и благополучие

  • Ряд исследователей отмечают рост удовлетворенности жизнью, связанный с ростом уровня образования. Некоторые исследования свидетельствуют, что наиболее высокий уровень удовлетворенностью жизнью наблюдается у людей со средним уровнем образования.
  • Влияние образования на субъективное благополучие имеет место как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.

Выделяют три аспекта влияния образования на экономическое благополучие.

  • Прямое влияние: образование способствует реализации задатков и освоению ресурсов, полезных в долгосрочной перспективе.
  • Опосредованное влияние: образование служит источником жизнестойкости и защищает от некоторых факторов риска.
  • Кумулятивный эффект: деятельность системы образования изменяет всюсоциоэкономическую среду.

Безопасность — основной аспект благополучия

  • Требуется междисциплинарное изучение объективных и субъективных факторов безопасности.
  • Доверие — это ключевой фактор в обеспечении безопасности.
  • Создание доверительной атмосферы в школах и сообществах — это способ борьбы со страхом насилия.
  • Чувство безопасности в школе помогает детям развивать копинг-стратегии, смягчающие влияние насилия в других сферах жизни.
  • Чувство опасности ведет к эскалации негативных последствий бедности: оно толкает детей и подростков к девиантному поведению, в результате чего они сами угрожают безопасности окружающих.
  • Основным препятствием на пути к преодолению бедности остаются неравенство внутри социума той или иной страны, а также его глобальные последствия, такие как насилие, криминализация, региональная нестабильность, представляющие серьезные риски и для развитых стран.
  • Переживание опасности или безопасности у людей из беднейших слоев населения резко отличается от таковых у среднего класса, потому что они живут в состоянии большей неопределенности и менее уверены в будущем.

Организаторы проекта:

Совет по экономическим и социальным исследованиям (Economic and Social Research Council) был основан в 1965 г. Изначально он носил название Совета по исследованиям в сфере социальных наук (Social Science Research Council) и состоял из 14 комитетов по различным направлениям от антропологии до статистики. С 1983 г. Совет носит новое название и работает по шести темам:

  • экономические отношения,
  • образование и развитие,
  • окружающая среда и планирование,
  • управление и юриспруденция,
  • производство и занятость,
  • социальные отношения.

Некоторые факты о деятельности Совета по экономическим и социальным исследованиям:

  • Совет финансирует более 100 проектов в сфере инвестирования научных исследований.
  • В 2009/10 Совет рассмотрел 1335 заявок на малые и средние гранты, финансирование 218 из них было одобрено.
  • 35% поддержанных Советом проектов были оценены как «выдающиеся».
  • Совет выплачивает стипендии 3000 учащихся на общую сумму 45 млн. в год.

Официальный сайт: www.esrcsocietytoday.ac.uk

Университет г. Бат (University of Bath) основан в 1966 г. В течение многих лет он входит в высшие строчки рейтингов; по отзывам работодателей Университет входит в десятку лучших вузов Великобритании. Университет активно поддерживает международное сотрудничество, имеет партнеров более чем в 100 странах мира. Университет тесно взаимодействует с социальным сектором и волонтерскими организациями. В Университете более 13 000 студентов, в нем заняты более 500 преподавателей, из которых более 160 — профессора; в 50 центрах и институтах трудятся более 300 исследователей.

Официальный сайт: www.bath.ac.uk

Университет г. Кейптаун (University of Cape Town) имеет долгую историю. Современный облик он приобрел в результате многочисленных трансформаций с момента основания в 1829 г. в качестве Южноафриканского колледжа. За социальную активность в период апартеида Университет получил прозвище «Москва на холме» (Moscow on the Hill); он позиционируется как посредник между академическими кругами Африки и всего мира. В Университете обучаются более 23 000 студентов, 19 % — по международному обмену. Среди более 4500 преподавателей от 85 % до 90 % имеют кандидатские или докторские степени.

Официальный сайт: www.uct.ac.za

В Католическом Университете г. Сан Паоло (Pontificia Universidade Catolica de Sao Paolo) обучаются свыше 22 000 студентов, работают более 2000 преподавателей, большинство из которых имеют ученую степень. В основе деятельности Университета лежит идея социальной ответственности и развития образования. Университет вносит свой вклад в улучшение качества базового образования в стране, осуществляя подготовку педагогов в различных областях знаний. С момента своего основания в 1946 г. Университет инвестирует собственные средства в программы развития образования взрослых и непрерывного профессионального образования.

Официальный сайт: www.pucsp.br

Московский городской психолого-педагогический университет, один из крупнейших инновационных вузов Москвы. С момента своего основания в 1996 г. МГППУ является лидером в подготовке специалистов для квалифицированного решения социальных запросов города в сферах образования,  здравоохранения и социальной защиты. Более 5500 студентов и около 400 высококвалифицированных преподавателей занимаются на 12 факультетах, ведется работа на базе 18 экспериментальных и ресурсных центров. В 2007—2008 г.г. Университет был выбран для реализации Приоритетного национального проекта «Образование». Специалистами Университета был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Так реализуется основной принцип деятельности Университета: единство образования, науки и практики.

Официальный сайт: www.mgppu.ru

Информация об авторах

Дэниелс Гарри, PhD, профессор, научный сотрудник, факультет образования, колледж Грин Темплтон, Оксфорд, Великобритания, e-mail: harry.daniels@education.ox.ac.uk

Лаудер Хью, PhD, профессор образования и политической экономики , Университет г. Бат, Бат, Великобритания

Лесса Анджела, PhD, заведующая кафедрой английского языка , Католический Университет г. Сао Паоло, Сан-Паулу, Бразилия

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601, e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3052
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9