Особенности информационного обеспечения инклюзивности образовательной среды школ в России

1

Аннотация

В работе представлена характеристика некоторых аспектов информационного обеспечения инклюзии в российских школах на основании проведенного в 2023 г. исследования инклюзивности образовательной среды отобранных случайным образом 15% образовательных организаций 82 регионов России. В исследовании участвовали 3054 школы, в которых опрошено 3054 руководителей, 23 578 педагогов и 48 060 родителей обучающихся. Представлены результаты частотного анализа ответов на онлайн анкеты руководителей ОО и родителей. Согласно полученным данным, подавляющее число сайтов массовых школ (93%) адаптированы для лиц с нарушениями зрения, но для людей с нарушениями слуха адаптировано лишь 6% сайтов школ. Менее половины школ используют таблички Брайля и менее трети информационно-тактильные вывески, тогда как более технологичные информационные средства, такие как информационные терминалы и др., имеются менее, чем в 10% школ или почти не используются. При этом уровень удовлетворенности родителей (без учета отдельного мнения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья) информационным обеспечением находится на высоком уровне: 90% считают, что информации много и она доступна или что есть практически вся необходимая информация. Этот факт нуждается в специальном изучении.

Общая информация

Ключевые слова: информационное обеспечение, инклюзивность контекста, ОВЗ, массовая школа

Рубрика издания: Использование ресурсов цифровой образовательной среды в инклюзивном образовании и коррекционно-развивающих программах

Тип материала: материалы конференции

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 09.02.2024 № 073-00037-24-01 «Психологическая поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями в инклюзивной образовательной среде общеобразовательных организаций»

Благодарности. Авторы благодарят М.Н. Алексееву и Г.И. Толчкова за помощь в подготовке данных для публикации.

Для цитаты: Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В., Алехина С.В., Быстрова Ю.А. Особенности информационного обеспечения инклюзивности образовательной среды школ в России // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 330–339.

Полный текст

Введение

Обеспечение инклюзивности образовательной среды опирается на требования Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29.12.2012), который определяет инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (статья 2, п. 27) [3]. Информационное обеспечение образовательной среды (ОС) в образовательных организациях (ОО) с помощью цифровых сервисов выступает одним из условий ее инклюзивности. Данный подход к информационно-коммуникативным технологиям как средству реализации инклюзивности образования находит широкую международную поддержку (см., напр., п.10 в [1]).

Проблемы, возникающие при обеспечении равного доступа к образованию цифровыми средствами, могут рассматриваться весьма широко, включая влияние цифровой среды на развитие субъектности обучающихся, риски информационной манипуляции участниками цифровой среды, риски для развития культуры принятия в условиях отсутствия телесного контакта и т.п. (см., напр., в [4]). Наряду с использованием цифровых методов, включая искусственный интеллект, в обучении [2; 5; 6] обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), цифровые ресурсы могут использоваться для информирования обучающихся и их родителей/законных представителей об адаптированных образовательных программах, предлагаемых ОО, и других специальных условиях для обучающихся с ОВЗ. При этом цифровые ресурсы (сайты ОО) должны быть адаптированы для нужд обучающихся с нарушениями зрения и слуха. Они также могут использованы для связей и взаимодействия с другими организациями. Цифровая среда инклюзивной ОО обеспечивается как наличием аппаратных средств информационных технологий и сетевых ресурсов, так и различными цифровыми образовательными и другими ресурсами, включая цифровые средства коммуникации с другими организациями, в том числе некоммерческими организациями, помогающими в образовании, социализации и адаптации детей с ООП и их родителей/семей, а также профильными ассоциациями родителей детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и т.п.

Исходя их данных соображений, в структуре исследования инклюзивности ОС в России был выделен информационный компонент, характеризуемый рядом показателей и раскрывающих их индикаторов, для того, чтобы выяснить особенности отечественного информационного обеспечения инклюзивности ОС на трех уровнях образования – дошкольном, школьном и среднем профессиональном. В данной статье мы ограничиваемся школьным уровнем.

Методы

Статья основана на результатах исследования, проведенного в 2023 г. Федеральным ресурсным центром развития общего и дополнительного инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» - по заданию Министерства просвещения РФ. Исследование учитывало 5 компонентов ОС ОО (организационно-управленческий, программно-методический, предметно-пространственный, информационный и социальный). В данной работе мы ограничиваемся анализом некоторых показателей информационной составляющей ОС школ.

Выборка. Проведенное федеральное исследование охватило 82 субъекта РФ, в каждом из которых были опрошены случайно выбранные примерно 15% из ОО разного уровня образования (дошкольного, школьного и среднего профессионального). К участию в исследовании на школьном уровне привлекались три группы респондентов: руководители ОО, педагоги и родители. Итоговая выборка исследования: 3054 школы, в которых методом онлайн анкетирования опрошено 3054 руководителей, 23 578 педагогов и 48 060 родителей обучающихся. В статье представлены результаты частотного анализа ответов руководителей ОО и родителей на онлайн-анкеты.

Результаты

Доступность информации для лиц с нарушениями слуха и зрения на носителях информации в массовых школах РФ можно видеть на рис. 1.

Рис. 1. Доля ООО, имеющих указанные носители информации, %

Анализ состояния доступности информации для лиц с нарушениями слуха и зрения на носителях информации образовательной организации показывает, что около половины школ (48%), в которых учатся обучающиеся с ОВЗ, оснащены табличками со шрифтом Брайля, в каждой третьей школе (32%) есть в наличии информационно-тактильные вывески. Остальные, причем более технологичные элементы доступности информации есть в значительно меньшей части массовых школ: мнемосхемы – в 18%, бегущая строка и звуковые маяки – примерно в 10% массовых школ, информационные терминалы для детей с ОВЗ и инвалидностью – в 7% школ; индукционные системы встречаются еще реже – в 3% школ.

Доступность информации для лиц с нарушениями зрения и слуха на официальном сайте школ РФ представлена на рис. 2.

Рис. 2. Доля ОО, имеющих/не имеющих адаптированный официальный сайт ООО, %

Из представленных данных видно, что в основном сайты массовых школ адаптированы для людей с нарушениями зрения – около 93% школ, для лиц с нарушениями слуха адаптированы сайты только в 6% общеобразовательных школ.

Рисунок 3 характеризует удовлетворенность родителей обучающихся в массовых школах информационной культурой ОО.

Рис. 3. Распределение родителей по оценкам качества информации о школе на ее сайте и в социальных сетях, %

Как можно видеть из рис. 3, более чем каждый второй родитель (60%) удовлетворен информацией о школе на сайтах и считает, что информации достаточно и она доступна, еще почти треть родительского сообщества, участвующего в мониторинге, отмечает, что на сайтах ОО есть практически вся необходимая информация (29%). Каждый десятый родитель считает, что информация есть только по отдельным аспектам или она скудная (9% и 1%, соответственно). 1% опрошенных родителей полагает, что информации совершенно недостаточно.

Заключение

Исходя из полученных данных, большинство российских школ используют сайты, адаптированные для нужд обучающихся с нарушениями зрения, но очень немногие адаптируют его для лиц с нарушениями слуха. Наиболее используемыми средствами доступности информации в школах РФ являются таблички со шрифтом Брайля и информационно-тактильные вывески (и они имеются менее, чем в 50% ОО), тогда как более технологичные решения используются в малом количестве школ или почти не используются. Уровень удовлетворенности родителей (без выделения родителей детей с ОВЗ) доступностью информации на сайте находится на довольно высоком уровне, приближаясь к 90% респондентов, что среди иных причин может быть обусловлено недостаточным уровнем осведомленности родителей о необходимой информации или заинтересованности в этой информации. В дальнейшем изучении нуждаются причины довольно высокой удовлетворенности родителей информационным обеспечением, при том что данные по отдельным регионам, которые здесь не представлены, говорят о недостатках в содержательном наполнении информационных ресурсов школ.

Литература

  1. Инчхонская декларация – Образование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни. 2015 //URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000233137_rus (дата обращения: 19.03.2024).
  2. Корнев А.Н., Балчюниене И. Имплицитное формирование процедурных знаний в цифровой интерактивной среде у детей с нарушением чтения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 263–276.
  3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 24.06.2024).
  4. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Риски и перспективы цифровизации для инклюзивного образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 250–262 с.
  5. Bakker M., van den Heuvel-Panhuizen M., Robitzsch A. Effects of mathematics computer games on special education students’ multiplicative reasoning ability // British Journal of Educational Technology. 2016. Vol. 47. № 4. P. 633–648. doi: 10.1111/bjet.12249
  6. Julien G. How Artificial Intelligence (AI) impacts inclusive education // Educational Research and Reviews. 2024. Vol. 19(6), pp. 95-103, DOI: 10.5897/ERR2024.4404

Информация об авторах

Шеманов Алексей Юрьевич, доктор философских наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, ведущий научный сотрудник, Научная лаборатория Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3925-3534, e-mail: shemanovayu@mgppu.ru

Самсонова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, руководитель магистерской программы «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8961-1438, e-mail: samsonovaev@mgppu.ru

Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Быстрова Юлия Александровна, доктор психологических наук, доцент, Заведующий научной лабораторией Федерального центра инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1866-0993, e-mail: bystrovayua@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1