Онлайн-школа как вызов дидактическим основам общего образования в России

0

Аннотация

В статье обсуждается насущная потребность анализа работы онлайн-школ и требований классической дидактики. Отмечается наличие физиологических и психологических проблем при организации дистанционного обучения. Рассматривается несколько дидактических принципов, реализация которых нарушается при дистанционном обучении в онлайн-школе. В частности, это несоответствие возрастным особенностям младших школьников, на которых рассчитано содержание цифровых ресурсов. Указана проблема слабой межличностной коммуникации при участии в онлайн-обучении, что серьёзно снижает эффективность обучения в подростковом возрасте. Обсуждается наличие такого негативного эффекта цифрового обучения как слабая способность формирования словарного запаса. В статье утверждается, что становление личности ребёнка, подростка, молодого человека не может происходить исключительно в дистанционном формате. Результат общего онлайн-образования должен контролироваться не только в области соответствия полноты содержания, но и в части воспитания личности, являющейся активной и патриотически воспитанной части российского общества.

Общая информация

Ключевые слова: онлайн-педагогика, массовая школа, содержание образования, учебно-воспитательная работа, ФГОС

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Громова Л.А., Пичугин С.С. Онлайн-школа как вызов дидактическим основам общего образования в России // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 592–604.

Полный текст

Введение

Современное стремление ускорить внедрение различных цифровых ресурсов и технологий в общее образование все чаще приводит к уходу от традиционных образовательных технологий. Конечно, отказ от цифровизации уже невозможен. Мало того, ученик, приходящий в первый класс, все чаще неспособен воспринимать те методы дидактики, которые являются классическими. Так, словесный метод наталкивается на серьезно сократившийся словесный запас семилетнего ребенка. В результате (что, кстати, не всегда принимается во внимание авторами учебников) ученик не понимает фразы учителя, которые построены на незнакомых словах. Например, слово «метелица» вызывает у ученика третьего класса затруднение, даже есть он рассматривает рисунок зимнего пейзажа. Метод наглядный (работа с иллюстрациями, схемами), всегда вызывавший искренний интерес у детей, наталкивается на замечания ребенка, что он все это уже видел в интернете или по телевизору, при этом, когда и что видел – вспоминается им с трудом. Но пока речь шла только об учениках очной общеобразовательной школы.

К сожалению, в настоящее время возник и развивается новый сегмент образовательной среды страны – онлайн-школы. Сама по себе идея дистанционного обучения вполне прогрессивна и реальна. Но общее образование, перешедшее полностью в виртуальный мир, вызывает очень серьезные опасения. Прежде всего, это связано с первой ступенью школы. Хотелось бы сразу уточнить, что речь идет не о дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Это отдельная обширная область дидактики, в которой применение гаджетов и цифровых ресурсов оправдано и приветствуется. Но, к сожалению, из поля зрения и общества и министерства просвещения полностью исключено уже вполне весомое количество детей и подростков, которые получают общее образование вне реальных ученических коллективов. Речь идет об онлайн-школах в сфере среднего образования, по окончании которых выдается аттестат государственного образца.

Причины, по которым из обычных школ переходят дети в онлайн-школы перечисляются на каждом сайте онлайн-школы.

Школа приглашает учиться онлайн, если:

  • в обычной школе некомфортно;
  • существуют неразрешимые конфликты с одноклассниками;
  • не устраивает качество образования в школах рядом;
  • приходится часто переезжать;
  • убеждения не позволяют учиться в обычных школах.

Действительно, часть этих причин вполне реальна. Как дополнение к обычному образованию они нужны и полезны. Но, к сожалению, серьезно рассмотрев эти причины складывается тревожная картина. Так, что означает, что в обычной школе некомфортно? Это может быть связано с тем, что в школе нет элементарных бытовых удобств, но может быть связано с избыточными требованиями родителей и ребенка. Например, с тем, что в школе нет ковров для отдыха на перемене. Конечно, требования к комфорту у каждого человека разные, но в общеобразовательную школу ребенок идет, чтобы научиться жить за пределами комфортной среды дома. Кроме того, если действительно есть проблемы с обстановкой в школе, ученик вместе с родителями и другими участниками образовательного процесса может их изменить. Так формируется социальная активность будущего члена общества.

Неразрешимые конфликты с одноклассниками тоже не обязательно должны приводить к уходу в виртуальное образование. Можно сменить класс или школу, обратиться к администрации школы или к психологам. Если не устраивает качество образования в конкретной образовательной организации, можно записаться на конкретные курсы по тем предметам, которые необходимо подтянуть. Но полностью уходить из реального общения со сверстниками и другими членами школьного коллектива нецелесообразно. Ведь в школе не только приобретаются знания, но и происходит необходимая социализация и развитие ребенка. Частые переезды, конечно, вынуждают родителей контролировать образование ребенка с помощью онлайн-школы, но это пока в нашей стране не самая актуальная проблема.

Особое беспокойство вызывает такая причина обучения в онлайн-школе, как наличие убеждений родителей, не позволяющих учиться в обычной школе. К сожалению, именно эта причина становится все чаще обуславливающей обучение ребенка вне стен общеобразовательного учреждения. Во всем мире переход на обучение дома характерен для семей, желающих оградить своих детей от влияния общества «снаружи», в том числе и для имеющих особое представление о религиозном образовании. Это, как ни странно кому-то покажется, все более характерно и для некоторых семей в России. Наибольшее распространение домашнее образование имеет в США (до 8% школьников), оно разрешено и активно растет во многих странах Европы. Отчасти можно именно этим объяснить и стремление к такому образованию части семей в России, ориентированных на признание западных ценностей.

Такое положение с семейным и онлайн обучением идет в разрез с общей направленностью среднего российского образования на развитие воспитательного потенциала школы. Если провести анализ причин уклонения родителей от общеобразовательной школы, то именно воспитательные аспекты выходят на первый план. Если указывается как положительное влияние отсутствие постоянного сравнения с другими учащимися, значит возникает опасность отставания ребенка в навыках самоконтроля и уверенности в своих силах при реальном общении со сверстниками. Отсутствие давления со стороны сверстников – это, прежде всего, формирует неумение ребенка общаться соблюдая правила взаимодействия с другими людьми. Особенно хочется отметить стремление родителей увеличить время ребенка для изучения и занятия интересными вещами. Существует такой феномен психики: интересно только то, что в определенной степени недоступно. Полная доступность в любое время знаний, игрушек или других увлечений, чаще всего, резко снижает желание ими заниматься. Еще одна иллюзия, упоминаемая родителя: это то, что, находясь 24 часа в сутки вместе с ребенком, родители могут узнать его лучше. Во-первых, ни один взрослый не может постоянно общаться только со своим ребенком. Во-вторых, узнать человека – это прежде всего увидеть его в разных ситуациях проживания, а при домашнем обучении количество таких ситуация снижается. В-третьих, торможение взросления, отделения от родителей несет свои жизненные проблемы.

Возможность использовать методики обучения, которые подходят данному конкретному ребенку, имеется и в реальной школе. Конечно, это зависит от квалификации учителя, но, по крайней мере, можно быть уверенным, что это будут психологически и педагогически безопасные методики. Самая известная методика - ментальная арифметика, которая разрушает логические связи между математическими понятиями, заменяя их механическим применением бездумно запоминаемых схем. В результате ребенок отстает от сверстников в развитии логического мышления, не может вычислять без манипуляций с руками, не в состоянии решать текстовые задачи. Это только один пример методики, наносящей вред ребенку. К сожалению, их много.

Но вернемся к классической дидактике как науке об обучении. Самый большой риск - это обучение ребенка в начальной онлайн-школе, начиная с первого класса. Это связано с тем, что без реального контакта с учителем и одноклассниками не формируется комплекс навыков, которые необходимы для успешного получения общего образования. Первый из них - умение активно работать в течение сорока-сорока пяти минут в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса. Такой навык невозможно сформировать онлайн по простой причине: санитарные требования к обучению первоклассников запрещают находиться перед монитором компьютера больше, чем десять минут в час. Иначе возможны серьезные проблемы с соматическим здоровьем ребенка: компьютерный зрительный синдром (снижение остроты зрения, развитие привычно избыточного нарушения аккомодации, покраснение глазного яблока). Нечего говорить о том, что это время еще сокращается за счет тех часов, которые ребенок вне школы проводит с гаджетами играя или общаясь в социальных сетях.

Еще один важный дидактический пробел связан с тем, что обучение онлайн не позволяет ребенку учиться жить в обществе, помогая одноклассникам, оценивая их и свою работу, сравнивая результаты своей работы с образцом. В рекламных проспектах онлайн-школы это приводится как преимущество дистанционного обучения. В то время как родителями и учителями в таком случае упускается тот факт, что сравнение себя со сверстниками в начальной школе приносит намного меньше отрицательных эмоций. Чем старше становится ребенок, тем болезненнее воспринимается им открытие того факта, что отличается от других. Ведь именно на адаптации ребенка-инвалида в среде обычных учеников базируется идея инклюзивного обучения. А онлайн-школа изолирует от коллектива зачастую вполне здорового и физически, и психически ребенка.

Очень важным учебным качеством, формируемым в начальной школе, является полноценная связная речь. Причем педагогический опыт говорит, что большое значение имеет количество и разнообразие учеников в классе. При оценивании достижений обучающихся дистанционно, нами было отмечено, что ребенок, хорошо заучивший фактический материал учебника, с трудом отвечает на вопросы, связанные с анализом, обсуждением или сравнением конкретной темы. Это связано с тем, что быстро усвоивший фактическое знание, он не мог слышать и анализировать неверные, неполные ответы других детей. А значит, не научился описывать ошибки и неточности, которые в них были. Такой недостаток можно отметить и в классах, составленных из так называемых «успешных в обучении» детей. Но, конечно, в виртуальном классе эта проблема вырастает, даже если в нем занимается не один ребенок, а несколько. Мало того, увеличивается и вероятность понижения креативности в поведении детей. Ведь в обычно классе нередки случаи, когда «слабый» ученик дает такой нестандартный ответ, который подталкивает учителя и одноклассников к творческому осмыслению изучаемого материала. В малых группах вероятность таких ответов мала.

Необходимо отметить еще один важный аспект учебной работы в начальной школе, который не может быть реализован в онлайн обучении. Цели урока часто возникают в его процессе, ставятся учащимся, обсуждаются. Их невозможно запланировать заранее классным руководителем. Каждый учитель начальной школы ведет почти все предметы в течение учебного дня. Это дает возможность изменять темп освоения детьми большинства тем, зафиксированных в федеральной рабочей программе. В результате, в зависимости от опыта и практики классного руководителя, происходит развитие не конкретного ребенка, а целостного ученического коллектива, в котором индивидуальные образовательные маршруты корректируются плавно и без задержек. Именно так наиболее эффективно происходит формирование ведущей деятельности данного возраста - умения учиться.

Еще один, не отмеченный в большинстве литературных источников недостаток начального онлайн-образования, состоит в том, что, уменьшая количество академических часов, выделенных на изучение каждого предмета в непосредственном взаимодействии с учителем (два-три урока в день при пятидневной рабочей неделе, чаще всего (91%), ни школа, ни родители не увеличивают количество времени на непосредственное общение с ребенком. Следовательно, дети, обучающиеся в онлайн-школах, испытывают дефицит вербального общения, по крайней мере, со взрослыми. В результате словесный запас еще более уменьшается. Прослушивание различных текстов в виртуальном формате (записи уроков, видеолекции, документальные фильмы) не решает эту проблему в большинстве случаев, поскольку незнакомые слова и выражения просто пролетают «мимо ушей», не вызывая вопросов.

Можно ли сказать, что в дальнейшем, по достижении главной цели начальной школы - подготовки к усвоению научных знаний, распределенных по предметам, недостатки онлайн образования нивелируются с проблемами очного школьного образования? Нет, педагогический опыт не позволяет это сделать. Речь в данной статье не идет о небольшой части академически одаренных подростков, которые, будучи серьезно мотивированы к освоению «всей суммы знаний», самостоятельно участвуют в онлайн уроках, изучают записи лекций, документальные фильмы. Остальные ученики, даже если они дисциплинированно посещают занятия, в ходе работы усваивают только общую канву темы. Даже решение практических заданий во время уроков не стимулирует их к вдумчивому усвоению материала. Чаще всего, это связано с тем, что ранее они не научились учиться, то есть не получили мотивацию к внимательному изучению материала на уроке. В реальном занятии учитель, замечая «отсутствие» ученика на уроке, предпринимает один из многих приемов, которые есть у него в запасе, начиная просто с того, что подходит к нему и кладет руку ему на плечо. В виртуальном общении не только количество таких приемов ограничено, но и возможность следить за каждым учеником для учителя намного меньше.

Повышенная возможность достойно оплачивать учительский труд привлекает сильных педагогов в онлайн-школы. Но даже самые гениальные лекции, прочитанные «на камеру», производят намного меньший эффект на подростка, прежде всего потому, что ведущей деятельностью в этом возрасте является межличностное общение. Поэтому наиболее эффективно обучение в это время связанно с реальной групповой работой на уроке при активном участии учителя-консультанта. К сожалению, международные исследования качества образования обнаруживают, что качество сотрудничества наших учеников в 5-9 классах ниже среднего по исследуемым странам. Скорее всего это связано с тем, что в течение двух-трех десятилетий после начала «модернизации» общего образования главный приоритет отдавался накоплению знаний в ущерб воспитанию. Как ни грустно, но даже стихотворения о дружбе и взаимопонимании исчезли из школьной программы. Возвращаясь к дидактическим задачам, актуальным в основной школе, необходимо подчеркнуть, что наиболее уязвимым в онлайн образовании становится принцип наглядности. Ведь наглядность, как золотое правило дидактики, сформулированное еще в XVII веке Яном Амосом Коменским, подразумевает не только видимое для восприятия зрением, но слышимое, обоняемое и осязаемое. В таком контексте наглядность в настоящее время далеко не всегда соблюдается в реальной школе, что же тогда говорить о виртуальном общении? Рекомендации ученикам по проведению каких-либо опытов дома, даже перед экраном компьютера, не являются обязательными и, чаще всего, не проверяются.

Особое внимание необходимо уделить связи обучения с воспитанием. Любое общение с учеником всегда носит воспитательный характер. Процесс воспитания - это воздействие на систему отношений учащегося к окружающей его действительности. Какие принципы воспитания явно или скрыто заложены в работе онлайн-школ? Большинство из них соответствуют положениям гуманной педагогики. Это принцип природосообразности, толерантности и ненасилия. Но современным принципам, заложенным в обновленных ФГОС, противоречит, например, стремление полностью освободить ученика от общественной и волонтерской деятельности. На первых страницах рекламных проспектов указывается, что трудности ребенка при взаимодействии с коллективом в школе просто устраняются. Отдельное беспокойство вызывается рекламным утверждением, что в такой школе учатся дети, убеждения родителей которых не совпадают с принятыми в обществе. В нашей практике есть примеры, когда дистанционное образование получают дети из девиантных семей. Главная опасность заключается в том, что такие дети, имеющие документ об общем и среднем образовании, в большой степени не подготовлены к активной общественной жизни, направленной на поддержание государственного строя, не обладают социальными и гражданскими качествами, которые должны быть присущи выпускнику. К сожалению, цифровой социализации присущ такой феномен, как одиночество человека даже в окружении родных и друзей. Но ведь это мешает ему устанавливать глубокие межличностные отношения, наслаждаться непосредственным общением. В подростковом возрасте, когда развивающей личность человека должна стать деятельность межличностного общения, это просто опасно. Общение в Интернете помогает подростку избавиться от ощущения одиночества, но при уходе его от проблем реальной жизни в виртуальный мир возникают сложности в возможности активно действовать в социуме. Школа не должна ограничиваться созданием виртуальных курсов получения знаний. Важно в пространстве школы создавать разнообразные социальные группы в интернете, которые будут способствовать онлайн-общению. Ведь цель общего образования – не просто подготовка к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и достижение выпускником уровня социальной зрелости, достаточной для обеспечения самоопределения и творческой самореализации личности в различных сферах деятельности.

Все проблемы несогласованности работы онлайн-школ и требований классической дидактики перечислить в одной статье невозможно. Сам процесс создания цифровой дидактики не может быть единовременным, и даже в какой-то степени запланированным. Но главный вывод, который обязано сделать общество в лице институтов, ответственных за общее образование, заключается в том, что становление личности ребёнка, подростка, молодого человека не может заключаться в получении им определенной, даже очень обширной массы знаний. Результат общего онлайн-образования должен контролироваться не только в области соответствия полноты содержания, но и в части воспитания личности, являющейся активной и патриотически воспитанной части российского общества.

Литература

  1. Антропологическая парадигма развития читательской грамотности педагога в условиях реализации обновленных ФГОС общего образования / Л.А. Громова, С.С. Пичугин, В.А. Самкова, В.Ф. Красноперова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 10 (173). С. 150-158.
  2. Воронцова С.С. Способы обогащения словаря младших школьников в цифровой образовательной среде. // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина (г. Елец, 15–16 октября 2020 года). Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. С. 206–210.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Изд. Смысл, 2004. 514 с.
  4. Громова Л.А., Пичугин С.С., Шевелева Н.Н. Читательская грамотность учителя начальной школы как условие развития профессиональной компетенции. // Международный форум «Технологии и инструменты формирования читательской грамотности и осмысленного чтения». МГОИРО, Могилевский государственный областной институт развития образования, Российская ассоциация международного сотрудничества, Российская государственная детская библиотека (Республика Беларусь, г. Могилев 25-26 октября, 2022). Журнал «Интерактивное образование», М.: ООО «А-Приор», 2022. №4. С.5-8.
  5. Грязнова Е.В., Самохвалова Н.В., Сухарева Н.Б. Компьютерные игры в развитии дошкольников: достоинства и недостатки // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №7 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-igry-v-razvitii-doshkolnikov-dostoinstva-i-nedostatki (дата обращения: 23.08.2023).
  6. Зиновьева Т.И. Цифровизация образования как фактор начального обучения русскому языку // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина (15–16 октября 2020 года). Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. С. 206–210.
  7. Пичугин С.С., Громова Л.А. Культура диалога в цифровой среде общего образования // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации. Материалы Третьей международной научно-практической конференции. Редколлегия: Л.Г. Викулова (отв. ред.) [и др.]. Москва, 2022. С. 92-96.
  8. Пичугин С.С., Громова Л.А. Функциональная грамотность в условиях реализации требований обновлённых ФГОС: noblesse oblige современного педагога // Школьные технологии. 2023. №3, С. 6–12.
  9. Третьякова В.С., Церковникова Н.Г. Цифровое поколение: потери и приобретения // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. №2. С. 53–65. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.004

Информация об авторах

Громова Любовь Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, Академия социального управления (ГБОУ ВО МО АСОУ), Мытищи, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-6076-3435, e-mail: gromovala@mail.ru

Пичугин Сергей Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования , Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-6063-8573, e-mail: pichugin@mgpu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0