Риски и перспективы цифровизации для инклюзивного образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзивное образование, цифровые технологии, цифровые технологии в образовании, субъектность обучающихся, партиципация, проектная деятельность
Рубрика издания: Инклюзивное образование в цифровой среде: возможности и риски
Тип материала: научная статья
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой под¬держке Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ).
Для цитаты: Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Риски и перспективы цифровизации для инклюзивного образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 250–262.
Литература
- Плотичкина Н.В. Цифровая инклюзия: теоретическая рефлексия и публичная политика // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 216–226. DOI:10.17223/1998863Х/58/20
- Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями. Саламанка. Испания. 7–10 июня 1994 г. ЮНЕСКО. Министерство по вопросам образования и науки Испании. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 29.09.2021).
- Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Методологические аспекты инклюзивного образования // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 44–54.
- Шеманов А.Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 3. С. 66–74. DOI:10.17759/jmfp.2016050308
- Шеманов А.Ю. Э-инклюзия, некоторые риски цифровой среды и формирование субъектности обучающихся // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19–21 ноября 2020 г. / Под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. 456 с. С. 183–189. URL: https://psyjournals.ru/ dhte2020/index.shtml(дата обращения: 29.09.2021).
- Ярославцева Е.И. Общество и цифровые технологии: новые социальные реалии сетевого образования // Социология образования. 2016. № 2. С. 77–90.
- Abbott C. E-inclusion: Learning Difficulties and Digital Technologies. Bristol: Futurelab Education, 2007. 32 p.
- Bakker M., van den Heuvel-Panhuizen M., Robitzsch A. Effects of mathematics computer games on special education students’ multiplicative reasoning ability // British Journal of Educational Technology. 2016. Vol. 47. № 4. P. 633–648. doi: 10.1111/bjet.12249
- Boyle C., Koutsouris G., Mateu A.S. & Anderson J. The matter of ‘evidence’ in the inclusive education debate // Oxford Research Encyclopedia поof Education. 2020. Oxford University Press USA, DOI:10.1093/acrefore/9780190264093.013.1019.
- Castro Rodríguez, M.M., Suelves D.M., Fernández H.S. Competencia digital e inclusión educativa. Visiones de profesorado, alumnado y familias [Digital competence and inclusive education. Visions of teachers, students and families] // RED. Revista de Educación a Distancia. Núm. 61, Artíc. 06, 30–10–2019. DOI:10.6018/red/61/06
- Daft R.L., Lengel R.H. Organizational information requirements, media richness and structural design // Management science. 1986, Vol. 32, No 5, P. 554–571. DOI:10.1287/mnsc.32.5.554
- Finn, R. How pedagogical diversity can afford parallaxes of competence: towards more inherently inclusive school // International Journal of Inclusive Education. P. 1–18. DOI:10.1080/13603116.2019.1642400
- Hornby, G. Are Inclusive Education or Special Education Programs More Likely to Result in Inclusion Post-School? Educ. Sci. 2021, 11, 304. DOI:10.3390/educsci11060304
- Kauffman J.M. & Badar J. Definitions and other issues // On Educational Inclusion: Meanings, History, Issues, and International Perspectives / J.M. Kauffman (ed.). Vol. I. Connecting Research with Practice in Special and Inclusive Education, Series edited by Philip Garner. 2020. Routledge, London, New York, P. 1–24.
- Kosinski M., Stillwella D., Graepel Th. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2013, Vol. 110, N 15, P. 5802–5805. DOI:10.1073/pnas.1218772110
- Kouvara, T.K., Karasoula, S.A., Karachristos, C.V., Stavropoulos, E.C., Verykios, V.V. Technology and school unit improvement: Researching, reconsidering and reconstructing the school context through a multi-thematic digital storytelling project // Social Sciences. 2019. Vol. 8 (2). No. 49. 20 p. DOI:10.3390/socsci8020049
- Martínez-Monés, A., Villagrá-Sobrino, S., Georgiou, Y., Ioannou, A., Ruiz, M.J. The INTELed pedagogical framework: Applying embodied digital apps to support special education children in inclusive educational contexts // Interacción ‘19: Proceedings of the XX International Conference on Human Computer Interaction. 2019. Article No. 35. P. 1–4. DOI:10.1145/3335595.3335652
- Nieves, L.H., Moya, E.C., Soldado, R.M. A MOOC on universal design for learning designed based on the UDL paradigm // Australasian Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 35(6). P. 30–47. DOI:10.14742/ajet.5532
- Novak, N.M., Rabiee, M., Tjoa, A.M. ICTs for Education: An inclusive approach to addressing challenges faced by Roma communities in Europe // 2019 42nd International Convention on Information and Communication Technology, Electronics and Microelectronics, MIPRO 2019 – Proceedings 8757108. P. 1355–1361.
- Ntalindwa T, Soron TR, Nduwingoma M, Karangwa E, White R. The Use of Information Communication Technologies Among Children With Autism Spectrum Disorders: Descriptive Qualitative Study // JMIR Pediatrics and Parenting/ 2019. Vol. 2 (2): e12176. DOI:10.2196/12176
- Oliver M., Barnes C. Disability studies, disabled people and the struggle for inclusion // British Journal of Sociology of Education. 2010. Vol. 31. No. 5. P. 547–560. DOI:10.1080/01425692.2010.500088
- Sharma, U. and Vlcek, S. Global Trends in the Funding of Inclusive Education: A Narrative Review // Resourcing Inclusive Education. Goldan, J., Lambrecht, J. and Loreman, T. (Ed.) (International Perspectives on Inclusive Education, Vol. 15). 2021. Emerald Publishing Limited, Bingley, pp. 51–65. DOI:10.1108/S1479– 363620210000015006
- Serna R.W., Begum M., Yanco H.A. Are Robots Ready to Deliver Autism Interventions? A Comprehensive Review // International Journal of Social Robotics. 2016. Vol. 8. № 2. P. 157–181. DOI:10.1007/s12369–016–0346-y
- Yuen T.T., Mason L.L., Gomez A. Collaborative Robotics Projects for Adolescents with Autism Spectrum Disorders // Journal of Special Education Technology. 2014. Vol. 29. № 1. P. 51–62. DOI:10.1177/016264341402900104
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 257
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 259
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 7