Формирование профессиональной направленности личности студента как ведущий фактор профессионализма в педагогической деятельности

259

Аннотация

Одним из ведущих факторов психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности необходимо считать профессиональную направленность на первоначальном этапе развития личности. Формирование профессиональной направленность у студентов педагогического направления укрепляет положительное отношение к будущей профессии учителя, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания ВУЗа. Постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда, человек должен удовлетворять свои основные материальные и духовные потребности, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии учителя. Это позволит в будущем достичь высоких результатов своей деятельности, стать мастером, новатором в своей профессии, иначе говоря, достичь акмеологического пика профессионализма.

Общая информация

Рубрика издания: Психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки специалистов системы образования (педагог, педагог-психолог, психолог в социальной сфере) к деятельности в соответствии с новыми образовательными и профессиональными стандартами

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Спиридонова Е.А. Формирование профессиональной направленности личности студента как ведущий фактор профессионализма в педагогической деятельности // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 38–42.

Фрагмент статьи

В период обучения в ВУЗе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов педагогического отделения развивается и формируется профессиональная направленность личности, то есть личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии и в будущем достичь мастерства и признания. Профессиональная направленность личности выражается положительным отношением к профессии учителя, склонностью и интересом к ней, желанием совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. При этом профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной педагогической деятельности и относящихся к ней интересов, идеалов, установок, убеждений, взглядов.

Полный текст

В период обучения в ВУЗе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов педагогического отделения развивается и формируется профессиональная направленность личности, то есть личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии и в будущем достичь мастерства и признания. Профессиональная направленность личности выражается положительным отношением к профессии учителя, склонностью и интересом к ней, желанием совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. При этом профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной педагогической деятельности и относящихся к ней интересов, идеалов, установок, убеждений, взглядов.

Все эти черты и компоненты профессиональной направленности служат показателями уровня ее развития и сформированности у студентов – будущих учителей, характеризуются устойчивостью, доминированием общественных или узколичных мотивов, далекой или близкой перспективой. Будучи сформированной, ставшей свойством личности, такая профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов и эффективность деятельности в целом. Это позволит в будущем специалисту достичь высоких результатов своей педагогической деятельности, стать мастером, новатором в своей профессии, иначе говоря, достичь акмеологического пика профессионализма [1].

Необходимо формировать профессиональную направленность у студентов: укреплять у них положительное отношение к будущей профессии учителя, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания ВУЗа. Постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда, человек должен удовлетворять свои основные материальные и духовные потребности, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии.

Однако, все попытки формирования профессиональной направленности обречены на провал, если выбор ВУЗа, а вместе с ним и будущей профессии сделан не сознательно, а случайно. Выбор профессии , в частности поступление в педагогический ВУЗ или на педагогическое отделение, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами: выбором родителей, близким расположением от дома, за компанию, относительно низкими проходными баллами. Для молодых людей это возможность избежать призыва в армию: по последним оценкам среди получающих первое профессиональное образование для больше трети студентов. ВУЗ выполняет роль «социального убежища» не только для ребят, подлежащих призыву, но и просто для «профориентационно незрелых» людей. В результате профессию человек выбирает не в школе, а уже в ВУЗе. Такой вывод подтверждается результатом анкетирования, проведенным с учащимися 10 и 11 классов  в нескольких школах города Саратова. По результатам данного опроса только 33% уже определились с профессией или хотя бы выбрали ВУЗ, 25% – определились с направлением (техническое, гуманитарное и т. д.), а 42% так и не определились с тем, чем бы им хотелось заниматься во взрослой жизни.

Такая профориентационная «незрелость» приводит к тому, что в настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или ВУЗа, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Что касается профессии учителя, то 20% учителей сельских школ не имеют педагогического образования или находятся в процессе его получения, являясь студентами заочной формы обучения. В городских школах, несмотря на огромное количество выпускников, отмечается постоянная нехватка квалифицированных кадров, особенно учителей математики, русского и иностранных языков. Это объясняется нежеланием или неготовностью выпускников идти в школу сразу после окончания ВУЗа, они еще в «поиске себя», хотят попробовать что-нибудь другое, новое. Естественно, это подразумевает и потерю денег государством, вложившим средства сперва в обучение специалистов, а потом их переквалификацию. Кроме того, это потеря личного времени как преподавателей, так и студентов. В итоге, человек приходит в свою профессию не в самый оптимальный период с точки зрения, как психологии, так и физиологии. Все это может помешать максимально, развиться творческим и профессиональным способностям, стать причиной формирования посредственного специалиста.

Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми методами профориентациии. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.

Актуальность данной сферы научных интересов заключается не только в необходимости поиска направлений и методов профориентационной работы, отвечающих новым тенденциям социально-экономической жизни России, связанным с осложнением ситуации на рынке труда и появлением молодежной безработицы. А так же в особенности ситуации профессионального самоопределения молодежи в настоящий период: широкими возможностями профессионального выбора и неоднозначностью профессиональных и ценностных ориентиров общества. В сложившихся условиях возрастает роль внутренних факторов профессионального выбора. Поэтому решение проблемы подготовки старшеклассников к самостоятельному, осознанному профессиональному самоопределению первокурсника предполагает исследование целостного представления личности о собственном жизненном пути [2].

Положительные изменения в содержании профессиональной педагогической направленности проявляются тогда, когда крепнут мотивы, связанные с будущей профессией учителя: стремление хорошо выполнять свои обязанности, показать себя знающим, умелым специалистом, растут притязания успешнее решать сложные учебные вопросы, задачи, усиливается чувство ответственности, желание добиться успеха.

Вместе с развитием отношения к общественному долгу, к себе, к своим стремлениям, чувствам изменяется содержание профессиональных мотивов. Встречаются случаи регресса профессиональной направленности (под влиянием неожиданных трудностей в обучении и других причин). Снижается ее общественный уровень, ослабевают деловые мотивы, с которыми пришел студент в ВУЗ. На первом, втором курсах можно услышать от студентов, что они сомневаются в правильности своего выбора профессии учителя. Однако, только на старших курсах, когда они проходят педагогическую практику и непосредственно погружаются в работу учителя – предметника, учителя – воспитателя, студенты полностью осознают ответственность выбранной профессии, сопоставляют свои желания, возможности с колоссальной психологической нагрузкой.

Одной из наиболее важной предпосылкой формирования профессиональной направленности, безусловно, является положительная мотивация в выборе профессии. Как показали исследования, мотивы выбора профессии и мотивы обучения в ВУЗе органически взаимосвязаны в общей структуре личности.

Часть молодежи выбирает ВУЗ, руководствуясь интересом к профессии. Ведущие мотивы выбора профессии связаны с ее содержанием и творческими возможностями, однако треть студентов, а в технических вузах почти половина не руководствуются мотивом интереса к профессии; причем каждый пятый из этой категории откровенно заявил о случайности своего выбора.

Немало важно то, что интерес к профессии учителя не всегда подкрепляется достаточно глубоким и конкретным (в пределах возможных требований к абитуриенту) представлением о будущей профессиональной деятельности. За интерес к профессии принимается нередко интерес к тем или иным учебным дисциплинам, сказывается также увлеченность какой-либо одной, иногда внешней стороной профессии. Молодые люди нередко плохо информированы о конкретных требованиях, которые будут предъявляться к ним как специалистам, об обыденных и теневых сторонах будущей работы. Они подчас не могут разобраться в своих мотивах, склонностях и способностях. Не случайно более трети опрошенных студентов либо не уверены в правильности своего выбора, либо отрицательно относятся к избранной профессии. И эта тенденция довольно устойчива, существенных изменений на протяжении последних лет не наблюдается [3].

В настоящее время социологические опросы показывают, что значительная часть выпускаемых специалистов имеет негативную установку к своей профессии. Причины такого положения – как субъективного, так и объективного порядка. Наиболее сильный фактор – изменение представления о профессии по сравнению с довузовским. В ВУЗах пока еще в должной мере не проводится целенаправленная работа по воспитанию заинтересованного отношения к избранной специальности. Тем самым не восполняются пробелы довузовской профориентации, которая является лишь начальным этапом в формировании профессиональной направленности личности.

Для формирования профессиональной направленности необходимо убеждать в возможностях овладения профессией учителя, внушать уверенность в перспективности будущей работы, пропагандировать трудовые традиции, показывать эстетические стороны профессии, ее творческий характер. Другой путь – организация деятельности, учебы, общественной работы студентов с учетом требований их будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность приобретает нужные черты в деятельности, которая по содержанию и условиям своего осуществления психологически и фактически приближена к деятельности специалиста после окончания ВУЗа. Речь идет о моделировании профессионального труда (его задач, стиля, способов, мотивов), создании условий, при которых студенты на основе полученных знаний, опыта, качеств упражняются в успешном выполнении функций специалистов по профилю своего ВУЗа. Например, показателями профессионально-педагогической направленности являются наличие интереса к педагогической деятельности и профессионально-педагогического самовоспитания. Именно в период педагогической практики в школе происходит становление профессионально-педагогической направленности у большинства студентов [4]. Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов оптимально протекает при наличии определенной психологической подготовки и возможности практического применения своих профессиональных знаний, умений и навыков.

Большую роль в укреплении профессиональной направленности студентов играет их участие в научной работе. Как отмечалось, обязательным условием подготовки специалистов высокого класса становится участие в студенческих научных обществах, конструкторских бюро, выполнение ими прикладных дипломных проектов.

Важно заботиться о положительном эмоциональном отношении к учебе, общественной работе, участию в творческих коллективах, строительных отрядах, показывать значимость этих видов деятельности, обеспечивать успех их выполнения, создавать в коллективах атмосферу дружелюбия, доброжелательности, условия для самоутверждения, завоевания авторитета каждым студентом. Пример преподавателей, их отношение к профессии также являются факторами формирования профессиональной направленности.

Следует отметить, что хотя яркие впечатления и новизна фактов, обстановки влияют на интерес к профессии, но они не являются главным в его развитии. Более важными являются осмысливание значимости занятий, самостоятельная умственная деятельность студентов, овладение знаниями. Когда студент испытывает удовлетворение от познания сложного материала, решения проблемного вопроса, нахождения решения трудной задачи, у него развивается действенный познавательный интерес и интерес к своей профессии.

Литература

  1. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001.
  2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. - М. 2007. -110 с.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 2009.- 207 с.
  4. Мартина Н. «Формирование готовности к профессиональному самоопределению» // Директор школы.-2006. -№3. С.65-71.

Информация об авторах

Спиридонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры технологического образования факультета психолого-педагогического и специального образования, ФГБОУ ВПО Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

Метрики

Просмотров

Всего: 5758
В прошлом месяце: 64
В текущем месяце: 48

Скачиваний

Всего: 259
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6