Удовлетворенность жизнью студентов с ОВЗ факультета дистанционного образования

282

Аннотация

В ситуации развития человека с ограниченными возможностями здоровья центральным звеном является личность, ее развитие, в то время как сама ситуация инвалидности становится условием жизнедеятельности. В таком случае задачи развития личности лиц с ОВЗ и людей без инвалидности (условно здоровых) оказываются принципиально сходными. Различия между этими группами заключаются в количестве и качестве трудностей на пути к достижению тех же в сущности целей. Если инвалидность приводит к сужению жизненных перспектив, это может привести личность к полному отказу от борьбы, к подчинению болезни. В отдельных случаях встреча с препятствием в виде ограничения возможностей здоровья может становиться ресурсной и провоцировать раскрытие потенциальных возможностей личности, ее сильных сторон.

Общая информация

Рубрика издания: Психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки специалистов системы образования (педагог, педагог-психолог, психолог в социальной сфере) к деятельности в соответствии с новыми образовательными и профессиональными стандартами

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Силантьева Т.А. Удовлетворенность жизнью студентов с ОВЗ факультета дистанционного образования // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 36–38.

Фрагмент статьи

В ситуации развития человека с ограниченными возможностями здоровья центральным звеном является личность, ее развитие, в то время как сама ситуация инвалидности становится условием жизнедеятельности. В таком случае задачи развития личности лиц с ОВЗ и людей без инвалидности (условно здоровых) оказываются  принципиально сходными. Различия между этими группами заключаются в количестве и качестве трудностей на пути к достижению тех же в сущности целей. Если инвалидность приводит к сужению жизненных перспектив, это может привести личность к полному отказу от борьбы, к подчинению болезни. В отдельных случаях встреча с препятствием в виде ограничения возможностей здоровья может становиться ресурсной и провоцировать раскрытие потенциальных возможностей личности, ее сильных сторон.

Полный текст

В ситуации развития человека с ограниченными возможностями здоровья центральным звеном является личность, ее развитие, в то время как сама ситуация инвалидности становится условием жизнедеятельности. В таком случае задачи развития личности лиц с ОВЗ и людей без инвалидности (условно здоровых) оказываются  принципиально сходными. Различия между этими группами заключаются в количестве и качестве трудностей на пути к достижению тех же в сущности целей. Если инвалидность приводит к сужению жизненных перспектив, это может привести личность к полному отказу от борьбы, к подчинению болезни. В отдельных случаях встреча с препятствием в виде ограничения возможностей здоровья может становиться ресурсной и провоцировать раскрытие потенциальных возможностей личности, ее сильных сторон.

Подход к научному анализу проблемы инвалидности, ставящий во главу угла личность, ее самостоятельную активность, субъектность, самодетерминированность, по-новому раскрывает задачи поиска форм и методов организации психолого-педагогической и социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Нами было проведено эмпирическое исследование, объектом которого явились особенности личностного потенциала лиц с ОВЗ в системе получения профессионального образования. Предметом исследования выступили некоторые компоненты личностного потенциала студентов, вклад этих компонетов в удовлетворенность жизнью.

Исследование проводилось сотрудниками Лаборатории проблем развития личности лиц с ОВЗ под руководством Д.А. Леонтьева в апреле 2012 года. В нем приняли участие 25 студентов с ОВЗ факультета дистанционного образования МГППУ. Были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Шкала удовлетворенности жизнью / SWLS (SatisfactionwithLifeScale) Э. Динера и др. в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина предназначена для изучения когнитивной оценки соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида. Содержит 5 пунктов, оцениваемых по 7-балльной шкале, которые дают один показатель интегральной оценки удовлетворенности жизнью в целом.

2. ТестСЖО Д.А. Леонтьева.

3. Тест жизнестойкостиС. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой направлен на изучение ресурса жизнестойкости, позволяющего эффективно справляться со стрессовыми и сложными жизненными ситуациями. Методика диагностирует компоненты жизнестойкости: вовлеченность (установка на участие в происходящих событиях), контроль (установка на активность по отношению к событиям жизни) и принятие риска (установки по отношению к трудным или новым ситуациям как возможности получить новый опыт).

Полученные результаты анализировались методами математической статистики: 1) Анализ достоверности различий с использованием Т-критерия Стьюдента, 2) Корреляционный анализ (коэффициенты корреляции по Пирсону), а также выведение средних по исследуемым показателям для данной группы для целей предоставления в дальнейшем обратной связи  студентам, участвовавшим в психодиагностическом исследовании.

Анализ и обсуждение результатов исследования.

По результатам корреляционного анализа (Пирсона) были выявлены значимые (на уровне 0.01) корреляции показателя удовлетворенности жизнью  и посттраматического роста (0, 527) и с общим показателем методики жизнестойкости (0, 465). Это означает, что 25% дисперсии показателя удовлетворенности жизнью связаны с посттравматическим ростом и 25% с жизнестойкостью. Стоит отметить, что и посттравматический рост и жизнестойкость являются сугубо психологическими и личностно конструируемыми ресурсами, скорее зависящими от способности человека конструировать и пересматривать значимые смыслы собственной жизни, чем от физиологически заданных параметров функционирования. Данные ресурсы, посттравматического роста и жизнестойкости, могут быть, как выработаны самим человеком, так и «выращены» во время специально организованной психотерапевтической практики.

Полученные результаты позволяют нам сделать оптимистическое заключение о возможностях улучшения качества жизни лиц с ОВЗ при получении ими образования и в рамках тренинга по развитию навыков конструирования и пересмотра личностных смыслов, что, безусловно, повысит их личностный потенциал и обеспечит качество жизнедеятельности.

Информация об авторах

Силантьева Татьяна Александровна, лаборант-исследователь, Института проблем инклюзивного образования, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), аспирант НИУ Высшая школа экономики, Москва, Россия, e-mail: tanyasilantieva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1475
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 282
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0