Лидерские способности молодого специалиста в системе профессионального стандарта педагога
Аннотация
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Давыдова Э.И. Лидерские способности молодого специалиста в системе профессионального стандарта педагога // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 20–26.
Фрагмент статьи
Новые требования к профессиональной квалификации педагога нашли свое отражение в нормах и квалификационных характеристиках, представленных в различных законодательных правовых актах, регламентирующих деятельность педагогических работников, в том числе и в профессиональном стандарте педагога.
Полный текст
Новые требования к профессиональной квалификации педагога нашли свое отражение в нормах и квалификационных характеристиках, представленных в различных законодательных правовых актах, регламентирующих деятельность педагогических работников, в том числе и в профессиональном стандарте педагога.
Профессиональный стандарт педагога – это характеристика квалификации, позволяющая педагогическим кадрам успешно осуществлять свою профессиональную деятельность. Профессиональный стандарт педагога позволяет унифицировать требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности педагогических работников (международные, межотраслевые и внутриотраслевые).
Одним из первых проектов профессионального стандарта педагогического работника был разработан в ГБОУ ВПО МГПУ (В.В. Рябов, Ю.В. Фролов, М.А. Масумов). В нем были представлены две группы показателей: профессиональные качества педагога и результаты его деятельности.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», разработанный ГБОУ ВПО МГППУ являлся по своей сути первым профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (№ 544н от 18 октября 2013г.)[3].
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным документам, в содержание профессионального стандарта педагога входят характеристики трудовых функций и основных трудовых действий педагога.
Анализируя профессиональный стандарт педагога, можно выявить его направленность на реализацию стратегии модернизации российского образования и создание единого образовательного пространства.
Рассмотрим и сравним требования к деятельности педагога, представленные в различных законодательных актах: – профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (N 544н от 18.10.2013), Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29.12.2012) и ФГОС общего образования (ФГОС НОО №373 от 06.10.2009, ФГОС ООО №1897 от 17.12.2010, ФГОС СОО №413 от 06.10.2009) [4, 8, 7]. В таблице 1 показаны характеристики основных аспектов педагогической деятельности, такие как планирование и осуществление воспитательной, образовательной и развивающей работы[4; 6].
Таблица 1. Основные аспекты педагогической деятельности в современном российском законодательстве в современном российском законодательстве.
Профессиональный стандарт педагога
|
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» |
ФГОС общего образования
|
Трудовые действия педагога: - разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; - осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. |
Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой (статья 48, п.1.1). |
Стандарт включает в себя требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации образовательных программ. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, обеспечивающей достижение целей общего образования, его высокое качество. |
Трудовые действия педагога: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. |
Педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира (статья 48, п.1.4). |
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и не-прерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. |
Необходимые умения педагога: разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии.
|
Педагогические работники обязаны применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (статья 48, п1,5). |
Условия реализации образовательных программ должны обеспечивать возможность обновления их содержания, методик и технологий их реализации в соответствии с динамикой развития системы образования. |
Трудовые действия педагога: освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями
|
Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (статья 48, п.1.6) |
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
|
Аспекты педагогической деятельности, отраженные в представленных в таблице нормативных правовых актах, дают представление о тех системных преобразованиях, которые происходят сегодня в образовании Российской Федерации.
В соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 2 марта 2014г. N 08-237, с 1 января 2017 года будет введен в действие профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Внедрение профстандарта должно способствовать принятию достаточных мер по обеспечению эффективной его реализации, что приводит к необходимости внесения изменений и в личностный план развития самих педагогических кадров[8].
Конечно же, на первый план выходят личностные риски, связанные с отсутствием у специалистов общего образования потребностей и умений организовывать такую образовательную деятельность. Часть педагогов, как отмечают исследователи, психологически не готовы к переменам, не испытывают потребности в самоизменении, недооценивают возникающие проблемы. Представляется, что главной мерой минимизации указанного риска станет задача повышения уровня педагогического мастерства, развития профессиональной самореализации. Особенно это касается молодых педагогических кадров, способных демонстрировать стрессоустойчивость на новые реформы и инновационные процессы общества[1; 2].
Профессиональный стандарт содержит личностные ориентиры – портрет современного педагога. В связи с этим увеличиваются и требования к расстановке акцентов развития личностных качеств учителя, позволяющих эффективно организовывать процесс учебной деятельности, определять предметные и метапредметные задачи; методы, приёмы, способы, технологии, формирующие универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие учащимся умение учиться. В сложившейся ситуации педагог должен быть готов уметь изменяться для того, чтобы перед учениками мог быть пример, источник для подражания. В таком случае, ученик успешнее находит свой особенный путь в современной социокультурной ситуации. Именно такие дети способны добиваться успеха, уметь решать учебно-проектные и социально-проектные ситуации, совершать открытия.
Вышеуказанные задачи могут быть успешно решены, в том числе и за счет повышения социальной активности личности молодого педагога, посредством развития у него лидерских способностей, позволяющих брать на себя ответственность [5].
Анализ различных взглядов зарубежных и отечественных ученых на характеристику лидерства, среди огромного количества научных концепций, позволили выделить два основных направления научных исследований относительно определений сущности и содержания лидерских качеств. Большинство исследований представляют собой первое направление. Оно исследует конкретные и широко представленные психологические свойства личности как таковые, и по тем или иным причинам приписывает различным свойствам лидерские качества.
По мнению М.Ю. Ананченко, лидерские характеристики основываются на особенностях ментальных, когнитивных и мотивационных структур личности, включающих особенности восприятия, мышления и действия. Эти структуры формируются в процессе взаимодействия личности с другими людьми и образуют так называемый лидерский габитус. Второе направление, которое имеет педагогическую основу, и представлено в основном отечественными педагогами, среди которых А.В. Батаршев, И.Н. Бригинец, З.Г. Гапонюк, С.А. Новикова, И.В. Ромазан, А.Б. Голубь, А.И. Давлетова, А.Н. Ашихмин и другие ученые. Их исследования позволяют определить лидерские качества как комплекс внутри личностных образований и аспектов жизнедеятельности субъекта, направленных на удовлетворение потребностей лидерства в различных сферах деятельности, в том числе и профессиональной.
Условно лидерские качества можно разделить на три группы: профессионально-творческие, социально-психологические и социально-коммуникативные. В данном исследовательском направлении широко представлены профессионально-личностные способности присущие потенциальным педагогам-лидерам, новаторам.
Профессионально-творческие качества: уровень профессиональной компетентности; способность к профессиональной адаптации; четкое, системное видение профессиональных проблем; способности к быстрому и продуктивному анализу ситуации и экстраполированию результата; умение формировать и развивать потенциал команды; стремление к творческой самореализации; владение педагогическим мастерством; стремление к поиску новизны и расширению творческого кругозора;
Социально-психологические качества: чувство собственного достоинства; интерес к людям; умение учитывать индивидуальные особенности членов коллектива; преобладание мотивации достижения успеха; способность к преодолению препятствий и взвешенному риску; способность оказывать воспитательное воздействие личным примером; эвристический стиль мышления, стремление к личной выгоде;
Социально-коммуникативныекачества: умение организовать продуктивные межличностные, межгрупповые контакты; способность внушать доверие; умение убеждать других и отстаивать интересы коллектива; легкость вступления в деловые контакты; владение педагогическим тактом.
Как мы видим, из представленных личностных способностей позиционируемых в статье как лидерские, нет чисто психологических свойств (качеств) личности как таковых. Все качества представлены целостными образованиями, которые включают в себя совокупность и взаимодействие определённых структур, черт, способностей, умений, чувств и т.д.
Таким образом, развитие лидерских способностей у педагогов это процесс персонального развития структуры внутренней организации личности направленный на доминирование личности в группе для достижения общего результата, при условии создания специально организованной социально-псхолого-педагогической среды.
Основными критериями оценки развития лидерских способностей в процессе внедрения профессионального стандарта педагога можно обозначить:
- когнитивную готовность личности к принятию роли лидера;
- эмоционально-волевую позицию личности влияния на группу;
- содержание ценностно-смыслового пространства личности лидера;
- деятельностный (творческий) вклад лидера в групповую деятельность;
- готовность группы принять лидера в определённых условиях (ситуациях)[1;2].
Таким образом, для эффективности развития лидерских способностей у педагогов необходимо учитывать современные требования к содержанию данного процесса, который предполагает направленность на реализацию следующих основных компонентов:
когнитивный опыт личности – опыт осуществления способов деятельности, направленный на развитие комплекса умений (организаторских, коммуникативных, созидательных), необходимых для реализации лидерских способностей;
опыт творческой деятельности – готовность участника общественной организации к поиску новых решений проблем, к творчеству преобразованию действительности, развитие способности к нестандартному подходу и новаторству в общественной деятельности;
опыт отношений личности, включающий систему эмоционально-ценностных и эмоционально-волевых отношений, мотивацию и направленность на реализацию социально значимых целей.
Особое значение в оценке эффективности по формированию лидерских способностей у педагогов имеет контроль индивидуальных достижений, который позволяет оценить, насколько успешно выполняются поставленные личностно-ориентированные цели.
Необходимо понимать, что сегодня перед образованием стоит важный вопрос: как реализовать потенциал новых профессиональных стандартов, сохранив при этом весь положительный опыт, накопленный за последние годы. В этой ситуации частью решения данного вопроса может быть использование механизм самореализации, посредством развития лидерских способностей педагогических кадров.
Литература
- Астемирова, О.Н. Развитие потребности самореализации в профессиональной деятельности у студентов гуманитарных вузов средствами социального воспитания.[Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. кандид. пед. наук: по спец. ...13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание, уровень профессионального образования). / Астемирова Ольга Николаевна [Московский городской психолого-педагогический университет] – М. 2012г., 23 мая, –22с.. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/disers/AstemirovaON/ARp-a-022.htm]
- Астемирова, О.Н. Формирование потребностей в самореализации у студентов средствами социального проектирования. [Текст] /О.Н. Астемирова // Вестник: Государственный университет управления», – 2011. №25. – С.7-9 [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/disers/AstemirovaON/ARp-a-022.htm].
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель,учитель).– [Источник: http://www.consultant.ru/law/review/2058787.html].
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы». – [Источник: http://минобрнауки.РФ/4952].
- Шевелёва, Н.Н.Сам себе директор? [Текст]: статья / Н.Н. Шевелёва // Педагогический вестник. – М., 2010, №. – С. 58 -63.
- Федеральные государственные образовательные стандарты – http://минобрнауки. РФ/336).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/).
- Ямбург, Е.А. Что принесет учителю профессиональный стандарт педагога? [Текст] / Е.А. Ямбург /.– М.: Просвещение, 2014.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2447
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 42
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1