Направления психологического сопровождения студентов педагогических специальностей в целях обеспечения безопасной образовательной среды
Аннотация
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Данилова М.В. Направления психологического сопровождения студентов педагогических специальностей в целях обеспечения безопасной образовательной среды // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 26–31.
Фрагмент статьи
Современное российское профессиональное образование реализуется в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, внедрение которых предполагает существенные изменения во всей системе профессионального образования. Принимая во внимание гибкость новых образовательных стандартов в соотношении теоретических курсов и практики, приемов и условий обучения, возникает возможность разработки и применения новых эффективных мероприятий психологического сопровождения учебного процесса с учетом особенностей конкретных профессиональных направлений.
Полный текст
Современное российское профессиональное образование реализуется в соответствии с образовательными стандартами нового поколения, внедрение которых предполагает существенные изменения во всей системе профессионального образования. Принимая во внимание гибкость новых образовательных стандартов в соотношении теоретических курсов и практики, приемов и условий обучения, возникает возможность разработки и применения новых эффективных мероприятий психологического сопровождения учебного процесса с учетом особенностей конкретных профессиональных направлений.
Проблемы изучения личности студентов педагогических специальностей и разработки психологического сопровождения педагогических технологий не являются новыми, существует достаточно много современных российских исследований в области педагогики, педагогической психологии, психологии развития и образования (В.А.Беликов, 2010; В.П. Засыпкин, 2010; Г.А. Медяник, 2011, М.В. Лях, 2012; Н.Ф. Голованова, 2013, Вадурина Е.Н., 2013, Иванова С.В., 2013 и др.). Однако, учитывая особое внимание государства к подготовке специалистов со средним специальным образованием, исследования в системе этого звена образовательного процесса представляются особенно значимыми.Повышение требований к обучению, к профессионализму выпускников ссузов – это задачи, которые затрагивают не только проблемы повышения качества образования, но и другие вопросы, серьезно связанные с становлением профессиональной идентичности, конкурентоспособностью выпускников на рынке труда, возможностями дальнейшей самореализации личности. Это значительно расширяет спектр и возможности научно-практических задач.
В нашем исследовании была предпринята попытка выявления конфликтных зон и психологических ресурсов личности будущих педагогов с целью определения основных направлений психологического сопровождения на разных этапах обучения как фактора безопасности образовательной среды.
Для реализации задач исследования использованы следующие методики: анкета с вопросами о самооценке степени серьезности и правильности профессионального выбора, о влиянии обучения на реализацию своих способностей, о жизненных ценностях и т.д.; методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер; Методика-фотоисследование «Каков Я есть?» Х. Абельса; методика «Изучение привлекательности профессионального будущего» М.Р. Гинзбурга; методика определения копинг-поведения Р. Лазаруса; анкета кризисных переживаний В.Р. Манукян. В исследовании приняли участие девушки студентки первого и третьего курсов педагогического колледжа по специальностям: учитель иностранного языка, педагог дополнительного образования, педагог дошкольного образования в возрасте 15-18 лет, всего 90 человек.
По результатам анкеты кризисных переживаний выявлялись кризисы развития: нереализованности, бесперспективности, опустошенности, идентичности, вхождения во взрослую жизнь. Исследование показало, что для всех респондентов характерно проявление кризиса идентичности. Это значит, что вопрос самоопределения в разных сферах жизни актуален и для студентов первого курса, и для тех, кто уже заканчивает свое профессиональное обучение. Слабее всего у студентов выражены кризисы опустошенности и вхождения во взрослую жизнь, однако прослеживается тенденция более частого (p=0,07) проявления кризиса вхождения во взрослую жизнь именно на начальном этапе обучения. Однако у первокурсников серьезно выражены и другие кризисы: нереализованности и бесперспективности. Очевидно предположить, что в начале своего профессиональнго обучения, молодые люди, зачастую сталкиваются с несовпадением своих ожиданий и реальности, слабо ориентируются не только в построении планов на будущее, в т.ч. профессиональное, но и теряются в новой для них ситуации настоящего. Недостаточная зрелость профессионального самоопределения студентов на начальном этапе профессионального обучения отражается в их «Я-концепции» (методика Х. Абельса). По результатам методики Х. Абельса было исследовано соотношение в я-концепции таких составляющих, как «я-семейное», «я-профессиональное», «я-учебное», «я-досуговое», «я-коммуникативное», «я-рефлексирующее», «я-физическое». У первокурсников еще недостаточно сформировано отождествление себя с ролью педагога, представителя выбранной профессии. Их интересы и представление о себе в большей степени сфокусированы в области, относящейся к проведению досуга и общению. Несформированное отношение к уже совершенному профессиональному выбору демонстрирует неустойчивость позиции самоопределения, что выражается в кризисных переживаниях.
Надо отметить, что от первого к третьему курсу острота кризисных переживаний снижается, и у третьекурсников показатели по отмеченным кризисам выражены не столь ярко. Более выраженным, чем на младших курсах, в структуре я-концепции становится «я-учебное» (p=0,01), «профессия» как ценность выходит на первый план. Однако обращает на себя внимание тот факт, что и к третьему курсу студенты не обрели уверенности в правильности своего профессионального выбора и не могут сказать определенно, насколько процесс обучения позволяет им реализовать свои способности и потенциалы. О несформированности адекватного отношения к выбранной профессии свидетельствует и то, что к третьему курсу меняется статус профессиональной идентичности от достигнутого к мораторию (МИПИ), что в целом подтверждает наличие кризиса идентичности и, конечно, является особенно драматичным для третьекурсников на пороге вхождения в профессиональное сообщество.
Что касается изучения копинг-поведения будущих педагогов в стрессовых и кризисных ситуациях, то оказалось, что стратегии совладания в целом со времением не меняются, меняется лишь частота применения той или иной стратегии. Так, будущие педагоги чаще всего используют такие методы совладающего поведения как, «положительная переоценка», «принятие ответственности», «поиск социальной поддержки», «самоконтроль» и «планирование решения проблем». Первокурсники достоверно чаще третьекурников (p=0,032) прибегают к «положительной переоценке», условно адаптивной стратегии, выражающейся в усилиях по поиску позитивного значения происходящих событий путем интерпретации их в положительном ключе, что на деле не всегда ведет к конструктивному разрешению ситуации. У студентов 3 курса на первое место выходит более адаптивный копинг – «планирование решения проблемы», как проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решаемому вопросу.
С целью уточнения основных направлений психологической помощи мы провели регрессионный анализ и выявили основные факторы влияния исследованных показателей на проявления наиболее выраженных кризисных переживаний студентов. Так, оказалось, что у первокурсников проявлению кризиса нереализованности с долей совокупного влияния в 54% способствуют следующие параметры: копинг-стратегия «самоконтроль» (р=0,001), «семья» как ценность (р=0,000), «я-семейное» как параметр я-концепции (р=0,019), причем, самоконтроль усугубляет кризисные переживания, а семейные факторы помогают с ними справится. Что касается другого выраженного кризиса – кризиса бесперспективности, то с определенной долей вероятности (35%) справиться с ним может помочь «уверенность» (р=0,004) в своем профессиональном будущем и «я-семейное» (р=0,035). На проявление кризиса вхождения во взрослую жизнь у первокурсников с разной силой и направленностью (в совокупности 55%) влияют такие параметры, как копинг «самоконтроль» (р=0,02), провоцирующий проявление кризиса, а так же «возраст» (р=0,002), «достигнутая профессиональная идентичность» (р=0,03) и «саморазвитие» как ценность (р=0,03), которые помогают с ним справиться. На возникновение кризиса идентичности у первокурсников будущих педагогов может влиять выраженность «диффузного» статуса профессиональной идентичности (р=0,047), который отражает пассивную позицию личности в процессе самоидентфикации, тогда как «уверенность» в отношении к своему профессиональному будущему (р=0,026) способствует конструктивному его преодолению. Как отмечалось выше, для третьекурсников наиболее значимым оказался именно кризис идентичности. Выяснилось, что на его проявление на этапе окончания среднего профессионального образования влияют (на уровне 55%) показатели «я-рефлексирующее» (р=0,001) и «я-семейное» (р=0,026), входящие в структуру я-концепции. Видимо, можно говорить, что чрезмерное «самокопание» и неспособность отделиться от семьи и сформировать собственную зрелую целостность затрудняют процесс самоидентификации, в частности, профессиональной, что выражается в кризисе идентичности.
Таким образом, исследование позволило выделить некоторые психологические показатели, включенные в кризисные процессы и по-разному влияющие на их переживание, у студентов педагогического колледжа. Особо надо отметить, что полученные результаты могут отражать половую специфику, так как в педагогическом колледже подавляющее большинство студентов – девушки.
На первом курсе важно обеспечить возможность постоянной связи и поддержки со стороны семьи, возможность участия в мероприятиях, позволяющих получить новые знания и опыт, а также проявить свои способности и таланты. Очевидно, уже с первого курса студентам важно видеть свои профессиональные перспективы, формирующие уверенность в себе и своих возможностях. Стоит обратить внимание на то, что применяемая копинг-стратегия самоконтроля, предполагающая попытки преодоления негативных переживаний путем подавления эмоций и уменьшения их влияния на оценку ситуации, оказывается крайне не продуктивной для будущих педагогов. Скрывая свои чувства в связи с проблемными ситуациями, подавляя эмоции и «закрываясь», они лишь усугубляют кризисные переживания.
К завершающему этапу обучения у студентов должна быть сформирована профессиональная идентичность, осознание своей профессии как призвания, восприятие себя в качестве полноценного члена профессионального сообщества. На выпускных курсах важно уделить внимание мероприятиям по расширению профессиональной компетентности студентов. А также им необходима психологическая помощь и поддержка в обретении личностной целостности.
Положительным моментом является то, что в отношении профессионального будущего, все студенты, испытывают положительные эмоции, демонстрируя интерес, оптимизм и уверенность. Комфортный эмоциональный фон в виде позитивного отношения к своему профессиональному будущему и предпочтение адаптивных копинг-стратегий («положительная переоценка» и «планирование решения проблемы») как способа разрешения проблемных ситуаций, являются важным ресурсом успешного профессионального развития.
Таким образом, среди важных условий организации безопасной образовательной среды и преодоления студентами кризисных переживаний можно назвать повышение осознанности профессионального самоопределения, формирование позитивного образа будущего и личностной зрелости, применение конструктивных копинг-стратегий, а также возможность реального приобщения к профессии уже с начала профессионального обучения.
Литература
- Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. – М.: Академия Естествознания, 2010.
- Вадурина Е.Н. Психологическая готовность педагогов к обучению в условиях непрерывного профессионального образования: Дисс….канд.пс.н. – Ярославль., 2013.
- Голованова Н.Ф. Проблема здоровой личности в контексте педагогики. – Москва, 2013, С.51-61.
- Засыпкин В.П. Модернизация педагогического образования: социологический анализ: Дисс….докт. соц.н. – Екатеринбург, 2010.
- Иванова С.В. Психолого-педагогические условия формирования организаторских способностей будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже: Дисс….канд.пс.н. – Самара, 2013.
- Лях М.В. Виды мотивов учебно-профессиональной деятельности, их развитие в студенческом возрасте: Дисс….канд.пс.н. – М., 2012.
- Полиаспектная подготовка современного педагога: Коллективная монография / Науч. ред. Г. А. Медяник. М.: Академия Естествознания, 2011.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1587
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 46
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0