Взаимосвязь когнитивных стилей родителей и ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах

160

Аннотация

Исследование направлено на проверку предположения о том, что когнитивные стили (КС) матери и отца избирательно связаны с выраженностью КС ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах. В исследовании КС детей, проведенного методом продольных срезов, был осуществлен сбор данных по проблеме сопряженности стилевых характеристик родителей и детей. Изучались КС: «импульсивность — рефлективность» (с помощью методики «Сравнение похожих рисунков» Дж.Кагана), «полезависимость — поленезависимость» (методика «Фигуры Готтшальдта»), «гибкий — ригидный познавательный контроль» (методика «Словесно-цветовой интерференции» Дж.Струпа), «узкий — широкий диапазон эквивалентности» (методика «Свободная сортировка слов» В.Колги). Выборку составили 24 полных семьи (48 родителей) и их дети (12 сыновей и 12 дочерей); гипотеза проверялась с применением факторного анализа показателей КС детей и родителей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в младшем школьном и младшем подростковом возрастах в КС «импульсивность — рефлективность» у ребенка сохраняется связь с КС отца, а в КС «полезависимость — поленезависимость» в младшем подростковом возрасте — с КС матери, причем в обоих стилях эта взаимосвязь имеет положительный характер. В КС «гибкий — ригидный познавательный контроль» и «узкий — широкий диапазон эквивалентности» в младшем школьном возрасте на формирование КС ребенка оказывают влияние оба родителя, а в младшем подростковом возрасте данные КС ребенка и родителей оказываются уже не связанными между собой. Можно предположить, что это говорит о разной природе КС. Одни стили относятся к базовым, и связь с отцом или матерью в той или иной мере будет сохраняться и в дальнейшем. А другие стили относятся к социальным, и с возрастом на их формирование оказывает влияние социальная среда, в которой находится ребенок. Данное исследование, таким образом, поднимает вопросы о необходимости уточнить представление о механизмах формирования стилевого поведения в онтогенезе, в частности под влиянием фактора семейной микросреды, что может далее расширить возможности в направлении изучения индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, а также учитываться в практических областях образования, педагогики, детской психологии и т.п.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивные стили, родители, дети, импульсивность/рефлексивность, диапазон эквивалентности, полезависимость – поленезависимость, познавательный контроль, младший школьный возраст, подростковый возраст

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.405

Финансирование. Исследование выполнено по гос. заданию № 0138-2021-0007.

Получена: 03.07.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Будрина Е.Г. Взаимосвязь когнитивных стилей родителей и ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 4. С. 356–370. DOI: 10.21638/spbu16.2021.405

Литература

Баландина Л.Л.  Особенности проявления когнитивного стиля «импульсивность — рефлексивность» и его взаимосвязь с интеллектом и личностными характеристиками дошкольников // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. No 1. С. 55–65.

Барышева Т.А., Матюшичев И.Ю., Матюшичева М.И. Взаимосвязь когнитивных стилей и социально-психологической адаптации в младшем школьном возрасте // Научное мнение. 2021. No 4. C. 62–69. https://doi.org/10.25807/22224378_2021_4_62

Будрина Е.Г.  Динамика интеллектуальных способностей в подростковом возрасте: ресурсный подход // Итоговая научная конференция Института психологии РАН: материалы конференции / Российская академия наук, Институт психологии РАН; отв. ред.: А.Л.Журавлев, Т.И.Артемьева. М., 2010. С. 148–164.

Будрина Е.Г.  Специфика когнитивного стиля «импульсивность/рефлективность» в младшем школьном и младшем подростковом возрастах // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 535–545.

Будрина Е.Г., Кузнецова М.А.  Связь когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности с академической успеваемостью в младшем школьном и младшем подростковом возрастах // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, No 4. С. 87–91.

Волкова Н.Н., Гусев А.Н.  Когнитивные стили: дискуссионные вопросы и проблемы изучения // Национальный психологический журнал. 2016. No 2 (22). С. 28–37.

Корнилова Т.В., Парамей Г.В.  Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. 1989. No 6. С. 140–146.

Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 3-е изд. М.: Юрайт, 2018. 

Чистикова М.А.  Когнитивный стиль и интеллектуально-творческое развитие первоклассников // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, No 3. С. 6–12.

Яблокова А.В.  Когнитивные стили в структуре психологической готовности к обучению в школе. Вологда: ВоГУ, 2021.

Cools E.  A reflection on the future of the cognitive style field: A proposed research agenda // Reflecting Education. 2009. No. 5. P. 19–34.

Corah N.L.  Differentiation in children and their parents // Journal of Personality. 1965. No. 33. P. 300–308.

Dyk R.B., Witkin H.A.  Family experiences related to the development of differentiation in children // Child Development. 1965. No. 36. P. 21–55.

Gardner R.W., Holzman P. S., Klein G. S., Linton H.B., Spence D.P.  Cognitive control: A study of individual consistencies in cognitive behavior. Psychological Issues. Monograph 4. Vol. 1. New York, 1959.

Gardner R.W., Jackson D.N., Messick S.J.  Personality organization in cognitive controls and intellectual abilities. Psychological Issues. Monograph 4. Vol. 2. Madison, 1961.

Hooper F.H., Hooper J.O., Colbert K.K.  Personality and memory correlates of intellectual functioning: Young adulthood to old age. Basel; New York: S. Karger, 1984.

Kagan J., Moss H.A., Sigel I.E.  Psychological significance of styles of conceptualization // Wright J.C., Kagan J. (eds) Basic cognitive processes in children: monograph of the Society for Research in Child Development. 1963. No. 28 (2, Whole No. 86). P. 73–112.

Larsen W.W.  The relationship of reflection — impulsivity to intelligence and field dependence in older adults // Journal of Personality. 1982. Vol. 111 (1). P. 31–34.

Oliver R.O.  Parental influence on children’s cognitive style. Ames: Iowa State University, 1974.

Scallon R.J., Herron W.G.  Field articulation of enuretic boys and their mothers // Perceptual and Motor Skills. 1969. No. 28. P. 407–413.

Schaffer M.C.  Parent-child similarity in psychological differentiation: unpublished doctoral dissertation. West Lafayette: Purdue University, 1969.

Witkin H.A.  Origins of cognitive style // C. Sheerer (ed.) Cognition: Theory, research, promise. New York: Harper & Row, 1964. P. 172–205.

Witkin H.A., Dyk R., Faterson H.F., Goodenough D.R., Karp S.A.  Psychological differentiation. New York: John Wiley & Sons, 1962.

Witkin H.A., Lewis H.B., Hertzman M., Machover K., Meissner P.B., Wapner S. Personality through perception. New York: Harper & Brothers, 1954.

Информация об авторах

Будрина Екатерина Генриховна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва, Россия, e-mail: bydrina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 334
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 160
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4