Психологические предикаты развития невротической симптоматики у студентов-мигрантов

129

Аннотация

В России образовательная миграция занимает четвертое место среди причин миграции. В процессе такой миграции студенты испытывают стрессы, аналогичные стрессам студентов-россиян, связанные с прохождением возрастных этапов развития, академическое напряжение, усиленный переездом и отделением от значимых людей, и стрессы, присущие процессу миграции, в том числе аккультурационный, связанный с попаданием в незнакомую культуру и необходимостью оперировать сложными понятиями на малознакомом языке. Аккультурационный стресс может перетечь в кумулятивный, если затянется. Перечисленные виды стресса оказывают влияние на здоровье студентов. Российские вузы заинтересованы в выпуске не только эрудированных, но и здоровых специалистов, потенциальных сограждан. В данной статье приведены данные экспериментального исследования особенностей формирования у студентов-мигрантов невротических расстройств, алекситимии, ситуационной и личностной тревожности в связи с уровнем и сроками адаптации для определения мишеней первостепенного воздействия и коррекции, освещены вопросы взаимосвязи неврозов, тревожности и алекситимии. Исследование включало выборку студентов, проживающих во время исследования в Новосибирске, 109 студентов-мигрантов из стран Средней Азии 1–3-го курсов обучения в юношеском возрасте от 17 до 20 лет (17,81±0,90). Использовались методики: Торонтская алекситимическая шкала — 26, шкала тревоги Спилбергера — Ханина, STAI, опросник экспресс-диагностики невроза Хека — Хесса, BFB. Достоверность различий между отдельными показателями в группах определялась с помощью U-критерия Манна — Уитни, уровень взаимосвязей — с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Исследование показало высокий уровень тревожности, алекситимии и невротических реакций у слабо адаптированных студентов-мигрантов. Более адаптированные студенты-мигранты показали более низкие показатели алекситимии и тревожности при сохранении высоких показателей предрасположенности к невротическим расстройствам при затягивании сроков аккультурации. Таким образом, важными мишенями коррекции становятся сроки адаптации. Одним из вариантов коррекционной работы является проведение мероприятий и тренингов, повышающих осведомленность о российской культуре и менталитете.

Общая информация

Ключевые слова: студенты, адаптация, алекситимия, тревожность, мигрант, мигранты

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.303

Благодарности. Авторы выражают признательность руководству федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный аграрный университет» за помощь, оказанную при проведении данного исследования.

Получена: 24.05.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Султанова А.Н., Тагильцева Е.В. Психологические предикаты развития невротической симптоматики у студентов-мигрантов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 3. С. 238–249. DOI: 10.21638/spbu16.2021.303

Литература

Астапов В.М., Вакнин Е.Е. Эмоциональные нарушения в детском и подростковом возрасте. Тревожные расстройства: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020.

Ересько Д.Б., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В., Карвасарский Б.Д., Карпова Э.Б., Корепанова Т.Г., Крылова Г.С., Тархан А.У., Чехлатый Е.И., Шифрин В.Б. Алекситимия и методы ее определения при пограничных психосоматических расстройствах. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, 2005.

Искусных А.Ю. Алекситимия. Причины и риски возникновения расстройства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. Вып. 53. С. 59–68.

Киселева Л.Т. Особенности эмоционального реагирования мигрантов как фактор, снижающий успех адаптации // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2016. Т. 1 (90). С. 9–14.

Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: Городец, 2016.

Овчинников А.А. Особенности психологической адаптации студентов-мигрантов: психосоматические проблемы // Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание. 2014. Вып. 3. С. 15.

Потапова Н.А., Грехов Р.А., Сулейманова Г.П., Адамович Е.И. Проблемы изучения явлений алекситимии в психологии // Природные системы и ресурсы. 2016. Т. 2 (16). С. 65–73.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2006.

Султанова А.Н. Расстройства адаптации у мигрантов // Психическое здоровье семьи в современном мире: сборник тезисов II Российской конференции с международным участием. Томск, 2014. С. 154–157.

Султанова А.Н., Тагильцева Е.В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов // Актуальные вопросы психиатрии, неврологии и клинической психологии. Тамбов, 2019. С. 151–153.

Bonnet A., Bréjard V., Pasquier A., Pedinielli J.L. Affectivité et alexithymie: deux dimensions explicatives des relations entre symptômes dépressifs et anxieux // Encephale. 2012. Vol. 38 (3). P. 187–193. http://doi.org/10.1016/j.encep.2011.03.006

Förster K., Enneking V., Dohm K., Redlich R., Meinert S., Geisler A.I., Leehr E.J., Kugel H., Baune B.T., Arolt V., Zwitserlood P., Grotegerd D., Dannlowski U. Brain Structural correlates of alexithymia in patients with major depressive disorder // J.Psychiatry Neurosci. 2020. Vol. 45 (2). P. 117–124. http://doi.org/10.1503/jpn.190044

Karukivi M., Hautala L., Kaleva O., Haapasalo-Pesu K.M., Liuksila P.R., Joukamaa M., Saarijärvi S. Alexithymia is associated with anxiety among adolescents // J.Affect. Disord. 2010. Vol. 125 (1–3). P. 383– 387. http://doi.org/10.1016/j.jad.2010.02.126

Marchesi C., Brusamonti E., Maggini C. Are alexithymia, depression, and anxiety distinct constructs in affective disorders? // J. Psychosom. Res. 2000. Vol. 49 (1). P. 43–49. http://doi.org/10.1016/s0022-3999(00)00084-2

Motan I., Gençöz T. Aleksitimi Boyutlarinin Depresyon ve Anksiyete Belirtileri ile Ilişkileri // Turk Psikiyatri Derg. 2007. Vol. 18 (4). P. 333–343.

Rutten E.A., Bachrach N., van Balkom A.J., Braeken J., Ouwens M.A., Bekker M.H. Anxiety, depression and autonomy-connectedness: The mediating role of alexithymia and assertiveness // Psychol Psychother. 2016. Vol. 89 (4). P. 385–401. http://doi.org/10.1111/papt.12083

Šago D., Babić G., Bajić Ž., Filipčić I. Panic Disorder as Unthinkable Emotions: Alexithymia in Panic Disor- der, a Croatian Cross-Sectional Study // Front Psychiatry. 2020. Vol. 11. P. 466. http://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.00466

Sfeir E., Geara C., Hallit S., Obeid S. Alexithymia, aggressive behavior and depression among Lebanese ado- lescents: A cross-sectional study // Child Adolesc. Psychiatry Ment. Health. 2020. Vol. 14. P. 32. http://doi.org/10.1186/s13034-020-00338-2

Tang W., Hu T., Yang L., Xu J. The role of alexithymia in the mental health problems of home-quarantined university students during the COVID-19 pandemic in China // Pers. Individ. Dif. 2020. Vol. 165. P. 110131. http://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110131

Troisi A., D’Argenio A., Peracchio F., Petti P. Insecure attachment and alexithymia in young men with mood symptoms // J.Nerv. Ment. Dis. 2001. Vol. 189 (5). P. 311–316. http://doi.org/10.1097/00005053-200105000-00007

Информация об авторах

Султанова Аклима Накиповна, доктор медицинских наук, Профессор, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия, e-mail: sultanova.aklima@yandex.ru

Тагильцева Елена Владимировна, преподаватель, клинический психолог, Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия, e-mail: leiderline@mai.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 355
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 129
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2