Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

286

Аннотация

Представлено исследование особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и качества взаимодействия в паре «мать — ребенок». Ранее было показано, дети с РАС проявляют больше коммуникативной и социальной активности, имеют менее выраженные симптомы аутизма, если их родители демонстрируют высокий уровень чувствительности к потребностям детей и эмоционально вовлечены во взаимодействие с ними. Целью исследования стало изучение особенностей и взаимосвязи характеристик поведения детей с РАС и качества взаимодействия в паре «мать — ребенок». Участниками исследования выступили 29 детей с РАС (возраст 52,4 ± 8,9 месяца). В группу сравнения вошли 36 типично развивающихся детей (возраст 39,7 ± 12,1 месяцев). Детско- родительское взаимодействие изучалось при помощи метода PCERA, включавшего в себя видеозапись матери и ребенка. Характеристики поведения детей исследовались с использованием опросника CBCL/1½-5. Результаты продемонстрировали, что в группе детей с РАС пограничный/клинический уровень выраженности нарушений поведения по DSM-шкалам «Аффективные расстройства», «Устойчивые проблемы развития», «Дефицит внимания / Гиперактивность», «Оппозиционно-вызывающее поведение» и шкалам синдромов «Эмоциональная реактивность», «Тревожность/ Депрессивность», «Агрессивное поведение» связан с такими характеристиками взаимодействия матери с ребенком, как навязчивость, непредсказуемость, ригидность, нечувствительность к сигналам ребенка. В статье обсуждаются психологические механизмы выявленных взаимосвязей.

Общая информация

Ключевые слова: детско-родительское взаимодействие, расстройства аутистического спектра, аутизм, РАС

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.204

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00285.

Для цитаты: Плешкова Н.Л., Татаренко О.В., Севрюгин Д.В. Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 2. С. 162–178. DOI: 10.21638/spbu16.2021.204

Литература

Вершинина Е. А., Сафарова Г. Л. О применении методов математической статистики в клинических и экспериментальных исследованиях // Успехи геронтологии. 2019. Т. 32. № 6. С. 1052–1062.

Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка / под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009.

Галасюк И. Н., Киселев С. Ю. Взаимодействие родителей с ребенком раннего возраста с риском РАС: родительская отзывчивость // Cognitive Neuroscience — 2019: материалы международного форума. Екатеринбург, 6–7 ноября 2019 г. Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2020. С. 161– 163.

Колмагорова А. В., Слободская Е. Р., Киншт И. А. Оценка психического здоровья в раннем возрасте // Бюллетень СО РАМН. 2007. T. 125 (3). C. 46–52.

Плетенева М. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика. 2013. Вып. 3. С. 22–31.

Стерн Д. Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии раз- вития. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 2006.

Токарская Л. В., Лаврова М. А., Лазаускене З. С. Изучение особенностей нейрокогнитивного развития и специфики детско-родительского взаимодействия при семейном риске расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Педагогическое образование в России. 2017. Вып. 11. С. 150–157.

Achenbach T. M., Rescorla L. A. Manual for the ASEBA Preschool Forms & Profiles. Burlington: University of Vermont, Research Center for Children, Youth & Families, 2000.

Baptista J. et al. Maternal Interactive Behaviours in Parenting Children with Williams Syndrome and Autism Spectrum Disorder: Relations with Emotional/Behavioural Problems / J. Baptista, A. Sampaio, I. Fachada, A. Osório, A. R. Mesquita, E. Garayzabal, I. Soares // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2018. Vol. 49 (1). P. 216–226. https://doi.org/10.1007/s10803-018-3715-6 170

Beebe B. et al. The origins of 12-month attachment: A microanalysis of 4-month mother — infant interaction / B. Beebe, J. Jaffe, S. Markese, K. Buck, H. Chen, P. Cohen, S. Feldstein // Attachment & Human Development. 2010. Vol. 12 (1–2). P. 3–141. https://doi.org/10.1080/14616730903338985

Belsky J., Bakermans-Kranenburg M. J., van IJzendoorn M. H. For Better and For Worse // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16 (6). P. 300–304. https://doi.org/10.1111/j.1467- 8721.2007.00525.x

Bernabei P., Camaigni L., Levi G. An Evaluation of Early Development in Children with Autism and Pervasive Developmental Disorders from Home Movies: Preliminary Findings // Autism. 1998. Vol. 2 (3). P. 243–258. https://doi.org/10.1177/1362361398023003

Berthelot N. et al. Intergenerational Transmission of Attachment in Abused and Neglected Mothers: the Role of Trauma-Specific Reflective Functioning / N. Berthelot, K. Ensink, O. Bernazzani, L. Normandin, P. Luyten, P. Fonagy // Infant Mental Health Journal. 2015. Vol. 36 (2). P. 200–212. https://doi. org/10.1002/imhj.21499

Beurkens N. M., Hobson J. A., Hobson R. P. Autism Severity and Qualities of Parent — Child Relations // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2012. Vol. 43 (1). P. 168–178. https://doi.org/10.1007/ s10803-012-1562-4

Clark R. The Parent-Child Early Relational Assessment: A Factorial Validity Study // Educational and Psychological Measurement. 1999. Vol. 59 (5). P. 821–846. https://doi.org/10.1177/00131649921970161

Crittenden P. M. A Dynamic-Maturational Model of Attachment // Australian and New Zealand Journal of Family Therapy. 2006. Vol. 27 (2). P. 105–115. https://doi.org/10.1002/j.1467-8438.2006.tb00704.x Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders / American Psychiatric Association. 2013. https://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596

Hoffman C. D. et al. Parenting Stress and Closeness / C. D. Hoffman, D. P. Sweeney, D. Hodge, M. C. Lopez- Wagner, L. Looney // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2009. Vol. 24 (3). P. 178– 187.

Levy G. et al. Disrupted maternal communication and attachment disorganization in children with autism spectrum disorder / G. Levy, D. Oppenheim, N. Koren-Karie, I. Ariav-Paraira, N. Gal, N. Yirmiya // Attachment & Human Development. 2019. Vol. 22 (5). P. 568–581. https://doi.org/10.1080/14616734.20 19.1666287

Oppenheim D. et al. Maternal Insightfulness and Resolution of the Diagnosis Are Associated with Secure Attachment in Preschoolers with Autism Spectrum Disorders / D. Oppenheim, N. Koren-Karie, S. Dolev, N. Yirmiya // Child Development. 2009. Vol. 80 (2). P. 519–527. https://doi.org/10.1111/j.1467- 8624.2009.01276.x

Pleshkova N. L., Muhamedrahimov R. J. Quality of attachment in St Petersburg (Russian Federation): A sample of family-reared infants // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2010. Vol. 15 (3). P. 355–362. https://doi.org/10.1177/1359104510365453

Rozga A. et al. A short-term longitudinal study of correlates and sequelae of attachment security in autism / A. Rozga, E. Hesse, M. Main, R. Duschinsky, L. Beckwith, M. Sigman // Attachment & Human Development. 2017. Vol. 20 (2). P. 160–180.

https://doi.org/10.1080/14616734.2017.1383489

Rutgers A. H. et al. Autism and attachment / A. H. Rutgers, M. H. van IJzendoorn, M. J. Bakermans-Kranenburg, S. H. N. Swinkels // Autism. 2007. Vol. 11 (2). P. 187–200. https://doi.org/10.1177/1362361307075713

Ruble L. et al. Caregiver Responsiveness and Social Interaction Behaviors of Young Children with Autism / L. Ruble, A. McDuffie, A. S. King, D. Lorenz // Topics in Early Childhood Special Education. 2008. Vol. 28 (3). P. 158–170. https://doi.org/10.1177/0271121408323009

Siller M., Sigman M. Modeling longitudinal change in the language abilities of children with autism: Parent behaviors and child characteristics as predictors of change // Developmental Psychology. 2008. Vol. 44 (6). P. 1691–1704. https://doi.org/10.1037/a0013771

Syrjänen M. et al. Attachment and sensitivity among parents with ADHD — a multiple-case study / M. Syrjänen, A. Hautamäki, N. Pleshkova, S. Maliniemi // Emotional and Behavioural Difficulties. 2019. Vol. 24 (2). P. 156–166. https://doi.org/10.1080/13632752.2019.1602985

Информация об авторах

Плешкова Наталья Леонидовна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: fanciulla@yandex.ru

Татаренко Оксана Владимировна, кандидат психологических наук, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия, e-mail: tat_oks@mail.ru

Севрюгин Денис Владимирович, Психолог, Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница № 1, Ставрополь, Россия, e-mail: sevryugin@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 430
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 286
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 21