Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2021. Том 11. № 2. С. 179–195
doi:10.21638/spbu16.2021.205
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Личностные проекты молодых россиян и испанцев: сравнительный анализ
Аннотация
В статье рассмотрены личностные проекты россиян и испанцев в возрасте 18–25 лет. Гипотезой исследования является предположение о том, что содержание и способы реализации личностных проектов обусловлены возрастными задачами и культурными условиями жизни. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборках: российской (n=102) и испанской (n=80). Измерены показатели важности, трудности, видимости, контроля, ответственности, адекватности времени, вероятности успеха, самоидентификации, взгляда Других, ценности, вовлеченности, компетенции, автономии и длительности личностных проектов, а также показатель темы и трансспективности проектов. Обнаружено, что целевое содержание личностных проектов молодых россиян и испанцев сходно (получение образования, трудоустройство, создание семьи и поддержка семейных отношений) и определено возрастными задачами молодости, а операциональные смыслы личностных проектов и способы их реализации имеют культурные отличия. Молодые испанцы ориентируют личностные проекты на конъюнктурные смыслы, актуальные ситуации пандемии (COVID-19) и помогающие утвердить аутентичность, а молодые россияне выбирают личностные проекты, которые соответствуют инструментальным ценностям в долгосрочной перспективе (значимость различий при р ≤ 0,03). Выявлено, что россияне оценивают свои личностные проекты как более трудные в реализации, важные, инициативные, требующие ответственности, автономии, связанные с самореализацией и позитивной оценкой других, по сравнению с проектами молодых испанцев (значимость различий при р≤0,003). Испанцы используют внутренние ресурсы для реализации проектов, а россияне — внешние (при р≤0,05). Полученные результаты дают возможность говорить о личностных проектах современных молодых людей как о растянутом во времени решении возрастных задач молодости, способы решения которых обусловлены социокультурными условиями.
Общая информация
Ключевые слова: личностные проекты, молодость, семейный нарратив, нарратив, возрастная задача, смысл, россияне, испанцы, COVID-19
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.205
Для цитаты: Клементьева М.В., Рязанцева Е.Ю. Личностные проекты молодых россиян и испанцев: сравнительный анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 2. С. 179–195. DOI: 10.21638/spbu16.2021.205
Литература
Борисенкова М. В., Володина Ю. А., Матяш Н. В. Проектная деятельность как механизм формирования социальной зрелости старшеклассников // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 75–78.
Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъективности в образовательных процессах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
Клементьева М. В. Проектная деятельность как ресурс личностно-профессионального развития студентов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): [электронный научный журнал]. 2018. № 7 (июль). ART 2634. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2634.htm (дата обращения: 11.11.2020).
Москвичева Н. Л., Реан А. А., Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. С. 5–18. http://doi.org/10.17759/ pse.2019240301
Рязанцева Е. Ю. Психометрические характеристики методики оценки личностных проектов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): [электронный научный журнал]. 2019. № 12 (декабрь). ART 2803. URL: http://emissia.org/offline/2019/2803.htm (дата обращения: 13.11.2020).
Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.
D’Angelo O. Proyecto de vida y desarrollo integral humano // Revista internacional crecemos. 2003. Vol. 6 (1). P. 1–31.
Arnett J. J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens through the Twenties. 2nd edition. Oxford, NY: Oxford University Press, 2015. http://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199795574.013.9
Davydenko M., Werner K. M., Milyavskaya M. Frozen Goals: Identifying and Defining a New Type of Goal // Collabra: Psychology. 2019. Vol. 5 (1). P. 17. http://doi.org10.1525/collabra.194
Emmons R. A. The psychology of ultimate concerns: motivation and spirituality in personality. New York; London: The Guilford Press, 1999.
Landberg M., Lee B., Noack P. What Alters the Experience of Emerging Adulthood? How the Experience of Emerging Adulthood Differs According to Socioeconomic Status and Critical Life Events // Emerging Adulthood. 2019. Vol. 7, no. 3. P. 208–222. http://doi.org/10.1177/2167696819831793
Little B. R., Salmela-Aro K., Phillips S. D. Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2007.
Little B. R. Personal projects analysis: Trivial pursuits, magnificent obsessions, and the search for coherence // Buss D. M, Cantor N. (eds.) Personality psychology: Resent trends and emerging directions. New York: Springer-Verlag, 1989. P. 15–31. http://doi.org/10.1007/978-1-4684-0634-4
Narrative and identity: studies in autobiography, self, and culture / J. Brockmeier, D. Carbaugh (eds.). Amsterdam: John Benjamins, 2001.
Salmela-Aro K., Aunola K., Nurmi J.-E. Personal goals during emerging adulthood: A 10-year follow up // Journal of Adolescent Research. 2007. Vol. 22 (6). P. 690–715. http://doi.org/ 10.1177/0743558407303978
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 367
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 137
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2