О лингвистических аспектах аутизма

64

Аннотация

Аутизм как психическое расстройство характеризуется определенными когнитивныминарушениями, которые проявляются в языковой сфере, поэтому лингвистические наблюдения и эксперименты могут быть полезны для диагностики заболевания и оценки степени егосерьезности. В статье приводится обзор современных зарубежных и отечественных исследований в данной области. В соответствии с выделяемой психологами триадой расстройств приаутизме рассматриваются языковые проявления нарушений в области социализации, коммуникации и символизации. Обсуждаются возможности формализованного описания отдельных нарушений в терминах концептуальной интеграции (Фоконье и Тернер) и дейктических систем координат (Чилтон), а также наиболее известные теории — модель психического и теория центрального согласования, — предлагаемые в качестве объяснения указанных когнитивных расстройств.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивные расстройства, модель психического, расстройства аутистического спектра, аутизм, РАС

Рубрика издания: Общая психология, психология личности, история психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Скребцова Т.Г. О лингвистических аспектах аутизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2016. Том 6. № 3. С. 18–27.

Литература

Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. М.: Про-гресс, 1990. С. 110–132.

Пашковский В. Э., Пиотровская В. Р., Пиотровский Р. Г. Психиатрическая лингвистика. СПб.: Наука, 1994. 160 с.

Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. М.:Тривола, 2000. 248 с.

Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. СПб.: ИздательскийДом «Ювента»; Филологический ф-т СПбГУ, 2000. 296 с.5.

Завитаев П. Ю. Клиническая семантика аутизма: автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 2008.24 с.6. Микиртумов Б. Е., Завитаев П. Ю. Аутизм: история вопроса и современный взгляд. СПб.: Из-дательство Н-Л, 2012. 144 с.

Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2006. 216 с.

Lord C., Paul R. Language and communication in autism // Handbook of Autism and Pervasive DevelopmentalDisorders / eds D. J. Cohen, F. R. Volkmar. New York: Wiley Press, 1997. P. 195–225.

Kelley E. Language in ASD // The Neuropsychology of Autism / ed. by D. Fein. Oxford; New York:Oxford University Press, 2011. P. 123–137.

Додзина О. Б. Отражение способностей взаимодействия с предметным и социальным миромв лексическом развитии детей с аутизмом: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 21 с.

Лебедева Е. И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитиеми расстройствами аутистического спектра: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 25 с.

Baron-Cohen S., Leslie A. M., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»? // Cognition.1985. Vol. 21, № 1. P. 37–46.

Зотов М. В., Андрианова Н. Е., Попова Д. А., Гусева М. С. Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 4. С. 4–21.

Chilton P. Language, Space and Mind: The Conceptual Geometry of Linguistic Meaning. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 334 p.

Happé F. An advanced test of theory of mind: Understanding of story characters’ thoughts and feelingsable autistic, mentally handicapped, and normal children and adults // Journal of Autism and DevelopmentalDisorders. 1994. Vol. 24. P. 129–154.

Baron-Cohen S. Mindblindedness: An Essay on Autism and Th eory of Mind. Cambridge, MA: MITPress, 1995. 200 p.17. Allen M. L., Haywood S., Rajendran G., Branigan H. Evidence for syntactic alignment in childrenwith autism // Developmental Science. 2011. Vol. 14, N 3. P. 540–548.

Linguistic alignment in adults with and without Asperger’s syndrome / Slocombe K. E., Alvarez I.,Branigan H. P., Jellema T., Burnett H. G., Fischer A., Li Y. H., Garrod S., Levita L. // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2013. Vol. 43, N 6. P. 1423–1436.

Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие. М.: Владос, 2005.144 с.

The comprehension of humorous materials by adolescents with high-functioning autism and Asperger’ssyndrome / Emerich D. M., Creaghead N. A., Grether S. M., Murray D., Grasha C. // Journal ofAutism and Developmental Disorders. 2003. Vol. 33, N 3. P. 253–257.

Романова А. А. Нейропсихологический анализ составления рассказов детьми с аутистиче-скими расстройствами и трудностями обучения: особенности смысловой организации // Психоло-гическая наука и образование. 2011. N 3. С. 95–105.

Minshew N. J., Goldstein G., Siegel D. J. Speech and language in high-functioning autistic individuals// Neuropsychology. 1995. Vol. 9, N 2. P. 255–261.

Journal of Autism and Developmental Disorders. 2016. Vol. 46, № 2. Special issue: Discourse andConversation Analytic Approaches to the Study of Autism Spectrum Disorders. P. 355–435.

O’Connor I., Klein P. Explorations of strategies for facilitating the reading comprehension of highfunctioningstudents with autism spectrum disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. Vol. 34, N 2. P. 115–127.

Wahlberg T., Magliano J. The ability of high function individuals with autism to comprehend written discourse // Discourse Processes. 2004. Vol. 38. P. 119–144.

Huemer S. V., Mann V. A comprehensive profi le of decoding and comprehension in autism spectrumdisorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2010. Vol. 40, N 4. P. 485–493.

Jolliff e T., Baron-Cohen S. A test of central coherence theory: linguistic processing in high-functioningadults with autism or Asperger syndrome: is local coherence impaired? // Cognition. 1999. Vol. 71. P. 149–185.

Frith U. Autism: Explaining the Enigma. Oxford: Basil Blackwell, 1989. 204 p.29. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика: курс лекций. СПб.: Филологический факультетСПбГУ, 2011. 256 с.

Perlovsky L. Language and cognition // Neural Networks. 2009. Vol. 22, N 3. P. 247–257.

The interplay between attentional strategies and language processing in high-functioning adultswith autism spectrum disorder / Koolen S., Vissers C. Th .W. M., Hendriks A. W. C. J., Egger J. I. M., Verhoeven L. // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2012. Vol. 42, N 5. P. 805–814.

Fauconnier G. Domains and connections // Cognitive Linguistics. 1990. Vol. 1, N 1. P. 151–174.

Fauconnier G., Turner M. Conceptual integration networks // Cognitive Science. 1998. Vol. 22, N 2.P. 133–187.

Langacker R. W. A view of linguistic semantics // Topics in Cognitive Linguistics / B. Rudzka-Ostyn(ed.). Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 1988. P. 49–90.

Brain routes for reading in adults with and without autism: EMEG evidence / Moseley R. L., Pulvermüller F., Mohr B., Lombardo M. V., Baron-Cohen S., Shtyrov Yu. // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014. Vol. 44, N 1. P. 137–153.

Lost for emotion words: What motor and limbic brain activity reveals about autism and semantictheory / Moseley R. L., Shtyrov Yu., Mohr B., Lombardo M. V., Baron-Cohen S., Pulvermüller F. // Neuroimage.2015. Vol. 104. P. 413–422. 

Информация об авторах

Скребцова Татьяна Георгиевна, кандидат филологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: t.skrebtsova@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 169
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 64
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0