Психологическое благополучие и жизнестойкость замещающих матерей

34

Аннотация

Статья посвящена анализу связи психологического благополучия и жизнестойкости в контексте отношения к приемному ребенку у замещающих матерей. Гипотеза предполагает, что активное участие матери в воспитании способствует демократичным отношениям с ребенком и творческим подходам к решению проблем, а ее психологическое благополучие зависит от оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком. Респондентами выступили 48 замещающих матерей, в семьях которых воспитываются от 1 до 7 приемных детей. Средний возраст замещающих матерей 40 ± 6 лет. Для проверки гипотезы применены методики: «Тест жизнестойкости» С. Мадди, «Шкала психологического благополучия» К. Рифф, опросник «Диагностика родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина, опросник «Личностная готовность к переменам» в адаптации Н.А. Бажановой, Г.Л. Бардиер. В ходе исследования подтверждена гипотеза и выявлена связь между психологическим благополучием и жизнестойкостью у замещающих матерей. Также установлено, что благополучие и способность замещающей матери противостоять общественному давлению зависят от умения справляться со стрессами, готовности к самореализации и достижению целей. Высокий уровень психологического благополучия способствует получению удовольствия от воспитания приемного ребенка.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое благополучие , психологическая и личностная готовность, родительское отношение, замещающая семья, жизнестойкость, приемный ребенок

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050203

Для цитаты: Зайцева А.С., Егорова М.А. Психологическое благополучие и жизнестойкость замещающих матерей [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 2. С. 39–53. DOI: 10.17759/ssc.2024050203

Полный текст

Введение

Психологическое благополучие становится одной из ключевых категорий современной психологии, так как является интегральным показателем психического здоровья и качества жизни индивида [8; 10]. Важную роль в понимании психологического благополучия играет концепция преодоления психологических барьеров. Так, Л.С. Выготский утверждал, что успешное преодоление сложностей является неотъемлемым этапом на пути к благополучию, и настоятельно призывал людей активно развивать свои способности, не бояться возникающих препятствий и постоянно искать способы совладания с ними, что обусловливает раскрытие личностных ресурсов и в целом жизненную гармонию [4; 5; 6; 9; 10]. Ключевой характеристикой успешной личности является жизнестойкость, которая отвечает за преодоление трудностей и достижение благополучия. Жизнестойкость — это не просто особый навык, но преимущественно позитивный менталитет, помогающий с уверенностью и оптимизмом преодолевать трудности. Эта способность личности является основой для саморазвития, самосовершенствования, гибкости и адаптации к изменчивым условиям жизни [10; 15]. М. Селигман, основоположник позитивной психологии, подчеркивал важность оптимизма и развития личных сильных сторон для достижения психологического благополучия [17]. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов также отмечается, что жизнестойкость связана с физическим и психическим здоровьем, а оптимизм помогает справляться с негативными последствиями стресса [20; 22; 23]. Важными факторами являются также контроль и вовлеченность, которые способствуют укреплению психологического здоровья [2; 14; 16; 18; 21; 24].

В контексте научного анализа психологии замещающего родительства многие авторы указывают на жизнестойкость как один из показателей, снижающий подверженность эмоциональному выгоранию и способствующий эмоциональному благополучию матери [10; 19].

Стоит отметить, что замещающие родители сталкиваются с особыми вызовами, что требует от них способности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности [15]:

  • вхождение в новую социальную роль;
  • преодоление зачастую непредвиденных проблем и собственных стрессовых состояний;
  • решение сложных эмоциональных и поведенческих проблем у детей [1];
  • обеспечение приемному ребенку условий стабильности и безопасности;
  • обеспечение условий и процессов, способствующих оптимальному функционированию (процветанию) приемных детей [3; 17].

Следовательно, жизнестойкость замещающих родителей находится в зоне риска, связанного с неординарным процессом воспитания и ухода за ребенком [13].

Исходя из этого, изучение связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей важно по нескольким причинам. Во-первых, это позволяет выявить факторы риска психологического состояния матери и на основе этого разрабатывать стратегии психологической и социальной поддержки [1; 7; 11; 12; 13]. Во-вторых, такое исследование помогает понять, какие факторы способствуют адаптации замещающих матерей к новым внутрисемейным реалиям, связанным с вхождением в семью ребенка-сироты.

Программа и методики исследования

На основе теоретического анализа были выдвинуты предположения, что:

  1. существует связь психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей;
  2. активное участие матери в процессе воспитания приемного ребенка (вовлеченность) способствует выстраиванию более демократичных отношений с ним, а также творческому подходу матери к решению сложных жизненных ситуаций (частная гипотеза);
  3. психологическое благополучие замещающей матери зависит от ее оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком (частная гипотеза) [10].

Цель исследования: изучить связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей.

Для достижения поставленной цели предстояло решить исследовательские задачи:

  • изучить психологическое благополучие и жизнестойкость замещающих матерей в контексте родительского отношения к приемным детям и личностной готовности к переменам;
  • проанализировать полученные данные на предмет наличия связи психологического благополучия и жизнестойкости.

При выборе методик, направленных на проверку выдвинутых гипотез, учитывалась их способность всесторонне и полно раскрыть предмет исследования, адекватность и релевантность поставленным задачам, а также их достоверность, надежность и точность, чтобы исключить возможность искажения результатов исследования.

Методики исследования:

  • опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой) является одним из инструментов для измерения уровня психологического благополучия у замещающих матерей, позволяет получить более объективные данные и в дальнейшей работе оценивать эффективность программ психосоциальной поддержки;
  • «Тест жизнестойкости» С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева) позволяет оценить уровень устойчивости личности к стрессовым ситуациям;
  • опросник «Личностная готовность к переменам» С. Ролник, С. Хезер, М. Голд, К. Хал (адаптация Н.А. Бажановой, Г.Л. Бардиер) помогает определить, насколько человек открыт для перемен и готов адаптироваться к новым условиям;
  • «Опросник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина помогает выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми, а также влияние взаимоотношений на психологическое развитие личности.

Применение данного психодиагностического пакета обеспечивает достоверность и объективность результатов исследования, позволяет получить ценные данные о психологических особенностях человека и его взаимоотношениях с окружающим миром.

Анализ эмпирических данных проводился с помощью методов математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).

В исследовании приняли участие замещающие матери, 48 человек, средний возраст 40 ± 6 лет, имеющие среднее специальное и высшее образование. В замещающих семьях, принявших участие в исследовании, воспитываются от 1 до 7 приемных детей [10].

Результаты

Для выявления связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей были использованы результаты опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости».

Для подтверждения частных гипотез были использованы результаты «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам».

При проведении корреляционного анализа связей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» у замещающих матерей были получены множественные положительные корреляции (табл. 1).

Далее при проведении корреляционного анализа результатов «Теста жизнестойкости» и опросника «Личностная готовность к переменам» выявлено, что показатель «Находчивость» находится в прямой связи с жизнестойкостью, вовлеченностью и контролем [10]. При этом контроль находится в обратной связи с оптимизмом, адаптивностью и уверенностью. Отмечено, что показатель «Уверенность» находится в обратной связи с жизнестойкостью и вовлеченностью. Смелость, предприимчивость находится в обратной связи с вовлеченностью (табл. 2).

Таблица 1. Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и показателей «Теста жизнестойкости» у замещающих матерей

Показатели

Положи-
тельные отноше-
ния

Автономия

Управ-ление окружением

Личностный рост

Цель в жизни

Само-
принятие

Общий уровень психологического благополучия

Вовлеченность

,338*

,467**

,654**

,489**

,669**

,297*

,702**

Контроль

,064

,325*

,248

,064

,360*

,038

,222

Принятие риска

,103

,099

,351*

,204

,351*

,106

,212

Общий уровень жизнестойкости

,159

,306*

,487**

,291*

,535**

,200

,442**

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Таблица 2. Корреляционный анализ связей показателей «Теста жизнестойкости» и опросника «Личностная готовность к переменам»

 

Показатели

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Страстность

,033

,021

,180

-,181

Находчивость

,567**

,525**

,655**

,281

Оптимизм

-,138

,096

-,309*

-,182

Смелость, предприимчивость

-,215

-,320*

-,183

-,052

Адаптивность

-,307*

-,232

-,313*

-,021

Уверенность

-,484**

-,481**

-,341*

-,239

Толерантность

,044

,083

,007

,256

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Таблица 3. Корреляционный анализ связей показателей «Теста жизнестойкости» и «Опросника родительского отношения»

Показатели

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Принятие/отвержение ребенка

-,052

,080

-,258

-,086

Кооперация

-,096

,057

-,270

,021

Симбиоз

,096

,081

,192

,152

Контроль

-,279

-,312*

-,159

-,176

Отношение к неудачам

,009

-,014

,275

,139

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

При проведении корреляционного анализа связей «Теста жизнестойкости» и «Опросника родительского отношения» выявлена одна обратная корреляционная связь между субшкалами «Вовлеченность» и «Контроль» (табл. 3).

При проведении корреляционного анализа связей опросника «Шкала психологического благополучия» и «Опросника родительского отношения» выявлено, что кооперация находится в прямой связи с психологическим благополучием и положительным отношением. Автономия находится в прямой связи с отношением к неудачам (табл. 4).

Таблица 4. Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и «Опросника родительского отношения»

Показатели

Психологическое благополучие

Положительное отношение

Автономия

Управление окружением

Личностный рост

Цель в жизни

Самопринятие

Принятие/отвержение ребенка

,236

-,031

,114

,155

,216

,212

,225

Контроль

-,012

,096

-,104

,110

,062

-,128

,135

Симбиоз

,044

,112

-,089

,169

,025

,160

,067

Кооперация

,306*

,348*

-,200

,272

,246

,176

,024

Отношение к неудачам

-,018

,162

,314*

,049

,074

-,015

,228

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Таблица 5. Корреляционный анализ связи показателей опросника «Шкала психологического благополучия» и показателей опросника «Личностная готовность к переменам»

Показатели

Психологическое благополучие

Положительное отношение

Автономия

Управление окружением

Личностный рост

Цель в жизни

Самопринятие

Страстность

,331*

,193

,259

,065

,050

,088

,071

Находчивость

,515**

,303*

,445**

,298*

,198

,411**

,193

Оптимизм

,531**

,584**

,055

,311*

,415**

,333*

,212

Смелость, предприимчивость

-,372**

-,188

-,163

,038

-,100

-,259

-,026

Адаптивность

-,145

,017

-,153

,113

,084

,001

,167

Уверенность

-,355*

-,135

-,139

-,241

-,177

-,248

,152

Толерантность к двусмысленности

-,114

-,215

-,004

,087

,000

,024

,294*

Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

При проведении корреляционного анализа связей опросника «Шкала психологического благополучия» и опросника «Личностная готовность к переменам» выявлено, что находчивость находится в прямой связи с положительным отношением, автономией, управлением окружением и целью в жизни. Оптимизм находится в прямой связи с положительным отношением, управлением окружением, личностным ростом и целью в жизни. Самопринятие имеет прямую связь с толерантностью к двусмысленности [10].

Психологическое благополучие имеет прямую связь с оптимизмом, находчивостью и страстностью и обратную связь с уверенностью и смелостью, предприимчивостью (табл. 5).

Обсуждение

При анализе корреляций «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам» с «Тестом жизнестойкости» выявляется определенная зависимость — активное участие в процессе воспитания приемного ребенка (вовлеченность) способствует выстраиванию более демократичных отношений с ним (отрицательная связь с контролем), а также разработке творческих подходов к решению сложных жизненных ситуаций (положительная связь с находчивостью) (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционные связи «Теста жизнестойкости», опросника «Личностная готов-ность к переменам» и «Опросника родительского отношения» у замещающих матерей

При совмещении корреляций «Опросника родительского отношения» и опросника «Личностная готовность к переменам» с опросником «Шкала психологического благополучия» выявляются определенные зависимости.

Положительная корреляция субшкал «Кооперация», «Психологическое благополучие» и «Оптимизм» у замещающих матерей свидетельствует о том, что психологическое благополучие заменяющей матери зависит от ее оптимистичного настроя (положительная связь с оптимизмом) и готовности к сотрудничеству с ребенком (положительная связь с кооперацией).

Положительная корреляция субшкал «Отношение к неудачам», «Автономия» и «Находчивость» у замещающих матерей свидетельствует о том, что замещающая мать находит нестандартные способы решения проблем и старается защитить ребенка от жизненных трудностей, не подчиняясь общественному давлению (рис. 2).

Рис. 2. Корреляционные связи субшкал опросника «Шкала психологического  благополучия», опросника «Личностная готовность к переменам» и «Опросника родительского отношения» у замещающих матерей

Корреляционный анализ связей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» выявил прямую достоверную связь между субшкалами «Жизнестойкость» и «Психологическое благополучие». Чем выше уровень жизнестойкости, тем выше уровень психологического благополучия у замещающих матерей.

Также следует выделить взаимосвязи субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» с субшкалой «Жизнестойкость». Можно сказать, что психологическое благополучие замещающей матери и возможность противостоять общественному давлению зависят от ее способности справляться со стрессами, самореализовываться и достигать поставленных целей (рис. 3).

Рис. 3. Корреляционные связи субшкал опросника «Шкала психологического
благополучия» и «Теста жизнестойкости» (связь субшкалы жизнестойкость и субшкал психологическое благополучие, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни)

Выделяя взаимосвязи субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» с субшкалой «вовлеченность», можно сказать, что замещающая мать будет получать удовольствие от воспитания приемного ребенка, если у нее высокий уровень психологического благополучия, она способна к эмпатии, способна противостоять общественному давлению и эффективно использует представляющиеся возможности, самореализуется и позитивно относится к себе, а также имеет цель в жизни (рис. 4).

Рис. 4. Корреляционный анализ связей показателей субшкал опросника «Шкала психологического благополучия» и «Теста жизнестойкости» (связь субшкалы вовлеченность и субшкал психологическое благополучие, положительное отношение, автономия, управление окружением, личностный рост, цель в жизни, самопринятие)

Выводы

В ходе исследования были проанализированы существующие подходы к феномену психологического благополучия и жизнестойкости личности в отечественной и зарубежной литературе, проведен количественный и качественный анализ полученных в эмпирическом исследовании данных и сформулированы выводы по его результатам.

Выдвинутая гипотеза о наличии связи между психологическим благополучием и жизнестойкостью у замещающих матерей подтвердилась. Также нашли свое подтверждение частные гипотезы о том, что:

  • активное участие в процессе воспитания приемного ребенка, или вовлеченность, играет ключевую роль в выстраивании более демократичных отношений с ним, а также в разработке творческих подходов к решению сложных жизненных ситуаций;

  • психологическое благополучие заменяющей матери зависит от ее оптимистичного настроя и готовности к сотрудничеству с ребенком.

Установлено, что:

  • замещающая мать, стараясь защитить ребенка от жизненных трудностей, находит нестандартные способы решения проблем и не подчиняется общественному давлению;

  • психологическое благополучие замещающей матери и возможность противостоять общественному давлению зависят от ее способности справляться со стрессами, самореализовываться и достигать поставленных целей;

  • замещающая мать будет получать удовольствие от воспитания приемного ребенка, если у нее высокий уровень психологического благополучия, она способна к эмпатии, способна противостоять общественному давлению и эффективно использует представляющиеся возможности, самореализуется и позитивно относится к себе, а также имеет цель в жизни.

Изучение связи психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей имеет большое значение для понимания и поддержки этой категории женщин. Исследования показывают, что существует прямая связь между психологическим благополучием замещающих матерей и их жизнестойкостью, которая играет существенную роль в их жизни, помогая преодолевать трудности и сохранять стабильность и любовь в отношениях с приемными детьми. Развитие жизнестойкости является важным аспектом подготовки и поддержки замещающих матерей. Специалисты и организации, работающие с приемными семьями, должны обращать особое внимание на развитие этих навыков, таким образом помогая им справляться с вызовами, с которыми они сталкиваются.

Понимание взаимосвязей психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей поможет разработать научно обоснованные эффективные программы поддержки и помощи для этой категории женщин, которые играют такую важную роль в жизни детей, оставшихся без родительской опеки. В дальнейшем исследовании авторы рассмотрят методологические основы проектирования программ социально-психологического сопровождения замещающих матерей и представят учебно-тематический план программы.

Литература

  1. Асламазова Л.А., Хакунова Ф.П. Замещающая семья как предмет научных исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 3 (203). C. 25–32.
  2. Водяха С.А. Жизнестойкость как фактор психологического благополучия // Личность в современном мире: сборник научных статей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии, 2016. С. 55–59.
  3. Водяха С.А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2012. № 2. С. 132–138.
  4. Выготский Л.С. Монография: Развитие психики. М.: Университетская книга, 2016. С. 45–47.
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Прогресс, 2019. С. 211–218.
  6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2018. С. 121–132.
  7. Данилова М.А., Пантелеймонова Т.С. Теоретические аспекты проблемы совладающего поведения матерей в замещающих семьях [Электронный ресурс] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 6 (220). С. 510–513. DOI:10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p510-513
  8. Данилова М.А., Тарасенко Е.А. Психологическое благополучие личности: понятие и основные уровни // Форум молодых ученых. 2019. № 4 (32). С. 285–289.
  9. Дубровина И.В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 9–21. DOI:10.17759/bppe.2020170301
  10. Зайцева А.С. Связь психологического благополучия и жизнестойкости у замещающих матерей: Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация). М., 2024. 128 с.
  11. Иванова Е.В. Жизнестойкость в контексте проблемы родительства // Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 174–178.
  12. Костюнин И.Е. Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности в юношеском возрасте // Молодой ученый. 2022. № 19 (414). С. 398–407.
  13. Краснова В.Г., Палкина Т.С. Проблема жизнестойкости замещающей семьи // Дискуссия. 2012. № 10. С. 102–105.
  14. Кузнецова С.В. Субъективное благополучие и жизнестойкость личности // Восток, Запад, Россия: философские и социокультурные основания взаимодействия цивилизаций: сборник научных трудов. Саратов: Кубик, 2017. С. 146–151.
  15. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.
  16. Митрофанова Е.Н. Жизнестойкость и психологическое благополучие студентов // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции / Отв. ред. С.А. Водяха. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 246–251.
  17. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / перев. с англ. М.: София, 2006. 368 с.
  18. Трухачева Ю.С. Теоретическое исследование психологических механизмов адаптации мигрантов в современном социокультурном пространстве (на примере студенчества) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 334–337.
  19. Ярощук И.В. Психология жизнестойкости: обзор теоретических концепций, эмпирических исследований и методик диагностики // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 33. № 1. С. 50–60.
  20. Florian V., Mikulincer M., Taubman O. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? The roles of appraisal and coping // Journal of Personality and Social Phycology. 1995. Vol. 68. № 4. P. 687–695. DOI:10.1037//0022-3514.68.4.687
  21. Koolhaas J.M., Bartolomucci A., Buwalda B., de Boer S.F., Flügge G., Korte S.M., Meerlo P., Murison R., Olivier B., Palanza P., Richter-Levin G., Sgoifo A., Steimer T., Stiedl O., van Dijk G., Wöhr M., Fuchs E. Stress revisited: a critical evaluation of the stress concept // Neuroscience and biobehavioral reviews. 2011. Vol. 35. № 5. P. 1291–1301. DOI:10.1016/j.neubiorev.2011.02.003
  22. Sharpley C.F., Dua J.K., Reynolds R., Acosta A. The Direct and Relative Efficacy of Cognitive Hardiness, Type A Behaviour Pattern, Coping Behaviour and Social Support as Predictors of Stress and Ill-health // Scandinavian Journal of Behaviour Therapy. 1995. № 24. P. 15–29. DOI:10.1080/16506079509455980
  23. Sheier M.F., Carver Ch.S. Dispositional optimism and physical well-being: The influence of generalized outcome expectancies on health. Special Issue: Personality and Physical Health // Journal of Personality. 1989. Vol. 55. № 2. P. 169–210. DOI:10.1111/j.1467-6494.1987.tb00434.x
  24. Solcova I., Tomanek P. Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica. 1994. Vol. 36. № 5. Р. 390–392.

Информация об авторах

Зайцева Анастасия Сергеевна, начальник производственной лаборатории, ООО «Агровит», магистрант программы «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних» факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-8716-9540, e-mail: zzzooommm@mail.ru

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 79
В прошлом месяце: 45
В текущем месяце: 34

Скачиваний

Всего: 34
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 14