Социальные науки и детство
2022. Том 3. № 2. С. 69–89
doi:10.17759/ssc.2022030205
ISSN: 2713-0584 (online)
Психологические ресурсы и личностные дефициты у выпускников организаций для детей-сирот
Аннотация
В статье представлены результаты исследования психологических ресурсов и личностных дефицитов выпускников организаций для детей-сирот, в котором участвовали 164 человека: 106 (средний возраст — 15,96+1,01) ожидали скорого выпуска из организации, 58 (средний возраст — 13,4+0,76) были далеки от выпуска. Группы не различались по полу (c2=1,467 при р=0,147). Установлено, что психологическими ресурсами выпускников являются социальные навыки, эмоциональный интеллект и некоторые конструктивные копинг-стратегии. У девочек степень выраженности данных параметров ниже, чем у мальчиков. А у выпускников-мальчиков — ниже, чем у мальчиков младшей группы. Обнаружено, что выраженность конструктивных копингов у респондентов имеет сниженный характер даже в сравнении с группами с врожденной и приобретенной инвалидностью. Показано, что причиной личностных дефицитов у воспитанников является психотравматизация. Чаще психо- логические травмы связаны с изъятием из семьи, особенно у выпускников, чаще у девочек, которые более 3-5 лет воспитывались в организации. Они чувствуют себя более травмированными и менее конструктивно реагируют на травму. Выделен характерный сдвиг фиксации времени травматического события. Установлено, что для информантов характерна ситуационная предрасположенность к делинквентному, зависимому (у выпускников выше), агрессивному и аутоагрессивному поведению, что свидетельствует о легкой степени социально-психологической дезадаптации. Выпускники чаще используют неконструктивные копинг-стратегии при совладании со стрессом.
Общая информация
Ключевые слова: воспитанники организаций для детей-сирот, дети-сироты, ресурс личности, дефицит социализации
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2022030205
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.04.2022 № 073-00110-22-02 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».
Получена: 21.11.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Психологические ресурсы и личностные дефициты у выпускников организаций для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 69–89. DOI: 10.17759/ssc.2022030205
Полный текст
Введение
Поиск психологических ресурсов выпускников организаций для детей-сирот не теряет своей актуальности в связи с наблюдаемыми проблемами и негативными результатами их адаптации в самостоятельной жизни независимо от страны проживания. Маргинализация и нарушения правопорядка, люмпенизация и социально значимые заболевания нередко сопутствуют жизненному пути выпускников [22].
Как правило, эти проблемы связывают с низкой готовностью выпускников к самостоятельной жизни [1; 13].
Понятие «готовность к самостоятельной жизни» формулируется в большинстве отечественных исследований как «многомерный комплексный параметр, представляющий собой устойчивые социально-психологические особенности, которые, выступая личностными ресурсами, являются существенными предпосылками успешной жизнедеятельности в самостоятельной жизни» [6].
Исследователи выделяют внешние и внутренние детерминанты готовности к самостоятельной жизни. К внешним относят противоречие между поздним взрослением современной молодежи [17] и требованиями к выпускникам, которые должны начинать самостоятельную жизнь еще до совершеннолетия. Резкий переход от жизни под надзором к полной самостоятельности, искажение социальной ситуации развития на каждом этапе взросления во многом осложняют процесс становления «самостоятельности» у выпускников организаций для детей-сирот [1]. К внутренним детерминантам относят «устойчивые социально-психологические особенности, которые, выступая личностными ресурсами, являются существенными предпосылками успешной самостоятельной жизнедеятельности» [6]. Выделение этих характеристик чаще всего связано с авторскими концепциями самостоятельной жизни: самостоятельность, жизненное самоопределение, жизненные навыки, компетентность, психологическая готовность [2; 3; 10; 11; 28]. Особая миссия отводится такой личностной характеристике, как жизнестойкость, которая рассматривается в качестве «стержневого компонента и интегрального показателя готовности выпускника к жизни в социуме» [4].
В рамках модели социального поведения А.П. Гольдштейна залогом успешной социально-психологической адаптации выпускников выступают социальные навыки, то есть умения, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающим миром. Выделяют следующие начальные навыки (минимальные умения):
- вступление в контакт и участие в разговоре;
- самовыражение в разговоре, умение выразить свои чувства и переживания, передача информации другому человеку;
- реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает;
- навыки планирования предстоящих действий;
- альтернативы агрессивному поведению, наиболее продуктивные способы выхода из конфликтной ситуации [1; 7; 12].
Проблемы адаптации подростков-сирот также рассматриваются с учетом психологического совладания в разрезе использовании ими неконструктивных моделей копинг- поведения: избегание, приспособление, агрессия и др. [18; 24; 26].
В современных зарубежных исследованиях акцент делается на травма-ориентированном подходе, в рамках которого трудности включения в самостоятельную жизнь выпускников объясняются с позиций нарушения психического здоровья, последствий психических травм, жестокого обращения и пренебрежения к личности, к ее интересам и нуждам, нарушающих связь с собой, близкими, сообществом и миром в целом [36].
Развитие в условиях кумулятивной травмы формирует триггерный паттерн повторяющихся нарушений регуляции в ответ на сигналы травмы, которые проявляются в эмоциональной дисрегуляции аффективных состояний, склонности к навязчивым воспоминаниям,
зависимостям, нарушениям поведения и т.д., как следствие — неизбежность будущей виктимизации, функциональные нарушения во всех сферах жизнедеятельности выпускника [37].
В международных исследованиях описываются индивидуальные защитные факторы, которые могут позволить выпускникам чувствовать себя благополучными в самостоятельной жизни. К ним относят: оптимизм, позитивные взгляды на себя, постановка целей и ориентация на достижение, просоциальные ценности, развитие навыков, а также выявление и использование сильных сторон характера [38].
Таким образом, изучение психологических характеристик выпускников организаций для детей-сирот объединяет в себе два подхода: со стороны их психологических ресурсов, способствующих успешному вхождению в самостоятельную жизнь, и со стороны их личностных дефицитов, препятствующих успешной социализации.
Цель исследования — выявить специфику психологических ресурсов и личностных дефицитов у выпускников организаций для детей-сирот перед выходом их в самостоятельную жизнь.
Методы и методики
В исследовании были использованы следующие методики:
- Авторская анкета для изучения социально-демографических данных информантов, включающая вопросы о наличии опыта воспитания в семье, продолжительности жизни в семье и вне семьи, опыте пребывания в организациях для детей-сирот, количестве и направленности перемещений (дом ребенка — реабилитационный центр, детский дом и т.д.);
- Опросник «Определение уровня развития социальных навыков» А.П. Гольдштейна [9];
- Детский опросник на выявление симптомов ПТСР (The Child PTSD Symptom Scale (CPSS)) в возрасте от 8 до 18 лет [34], адаптация В.Н. Ослон и М.А. Одинцовой, позволяющий получить сведения о травматическом опыте ребенка;
- Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей (Н.В. Тарабрина), позволившее провести внешнюю валидизацию Детского опросника на выявление симптомов ПТСР [25], а также измерение посттравматической симптоматики;
- Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д.В. Люсина, предназначенный для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с авторской моделью [16];
- Краткая версия теста «Жизнестойкость» [21];
- Шкала ясности Я-концепции. Русскоязычная версия (В.В. Вдовенко, С.А. Щебетенко), направленная на изучение таких параметров Я-концепции, как дифференцированность, структурированность (целостность) и устойчивость, определенность (ясность) и точность [8];
- Методика COPE в адаптации Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина, Е.А. Рассказовой, направленная на выявление копинг-стратегий [19].
Для обработки данных использовались методы: описательная статистика, двухфакторный дисперсионный анализ ANOVA, критерий c χ2 Пирсона, факторный анализ методом главных компонент (метод вращения Варимакс с нормализацией Кайзера).
Описание выборки
В исследовании приняли участие 164 подростка от 13 до 18 лет (15,03+1,56), среди них 80 мальчиков (14,8+1,7) и 84 девочки (15,3+1,4), которые равномерно распределились по возрастным группам (χ2=1,467 при р=0,147; t=-1,898; р=0,058):
1. до 15 лет (N=58);
2. выпускники от 15 лет и старше (N=106).
Социобиографические данные представлены в табл. 1 и 2. Все информанты проживали в организациях для детей-сирот и обучались в общеобразовательной школе.
Подростки старше 15 лет готовились к выпуску из детского дома, в связи с чем получили статус выпускника.
Таблица 1
Распределение респондентов по группам
Группа |
N |
Возраст |
Пол |
|||||||
М (N) |
% |
Ж (N) |
% |
|
||||||
До 15 лет |
58 |
13,4+0,76 |
32 |
40,0 % |
26 |
31,0 % |
||||
Выпускники от 15 лет и старше |
106 |
15,96+1,01 |
48 |
60,0 % |
58 |
69,0 % |
||||
Всего |
164 |
15,03+1,56 |
80 |
48,8 % |
84 |
51,2 % |
||||
χ2=1,467 при р=0,147 |
||||||||||
Подростки разных возрастных групп различались по времени пребывания в детском доме и по количеству перемещений из семьи в детский дом и обратно, но не различались по месту проживания до детского дома (табл. 2).
Таблица 2
Распределение информантов по опыту жизни в организации и до поступления в детский дом
До 15 лет |
Выпускники |
||
Время, проведенное в детском доме |
|||
До года |
20 (34,5 %) |
36 (34,0 %) |
|
От 1 до 2 лет |
14 (24,1 %) |
20 (18,9 %) |
|
До 15 лет |
Выпускники |
||
От 3 до 5 лет |
10 (17,2 %) |
38 (35,8 %) |
|
Более 5 лет |
14 (24,1 %) |
12 (11,3 %) |
|
χ2=8,825 при р=0,032 |
|||
Количество перемещений |
|||
Ни разу |
34 (58,6 %) |
68 (64,2 %) |
|
Один-два раза |
22 (37,9 %) |
24 (22,6 %) |
|
Три-пять раз |
0 |
10 (9,4 %) |
|
Более пяти раз |
2 (3,4 %) |
4 (3,8 %) |
|
χ2=8,791 при р=0,032 |
|||
Где проживал до детского дома |
|||
В другом детском доме |
6 (10,3 %) |
10 (9,4 %) |
|
У родственников |
4 (6,9 %) |
4 (3,8 %) |
|
В своей семье |
36 (62,1 %) |
50 (47,2 %) |
|
В приемной семье |
4 (6,9 %) |
18 (17,0 %) |
|
В реабилитационном центре |
8 (13,8 %) |
24 (22,6 %) |
|
χ2 =6,715 при р=0,152 |
|||
Подростки-мальчики не отличались от девочек по времени, проведенном в детском доме (χ2=3,081 при р=0,379); по количеству перемещений (χ2=7,328 при р=0,062). Отличия наблюдались по месту проживания до детского дома (χ2=15,620 при р=0,004). В своей семье проживали 47,5% мальчиков и 57,1% девочек, а в реабилитационных центрах – 25% мальчиков и 14,3% девочек. В другом детском доме или у родственников проживали по 10% мальчиков, 7,5% мальчиков были возвращены из приемной семьи обратно в детский дом. Среди девочек в другом детском доме проживали 9,5%, у родственников не проживал никто, а 19% были возвращены из приемных семей в детский дом (рис. 1).
Рис. 1. Мальчики и девочки, проживающие в разных условиях до организации для детей-сирот (%)
Результаты
Возрастные группы различались по частоте упоминания тех или иных травматических событий в их жизни (χ2=10,863 при р=0,054), но не различались в сроках произо шедшего события (χ2=1,179 при р=0,182). Большинство подростков (65,5%) и выпускников (73,6%) указали, что травмирующее событие произошло в срок до года. Наиболее травмирующими для выпускников оказались события, связанные с изъятием их из семьи (37,7%), примерно по трети подростков до 15 лет указали на конфликты (34,5%) и трудности в учебе (31%), подробнее см. на рис. 2.
Рис. 2. Травмирующие события подростков и выпускников (%)
Мальчики и девочки всей выборки также различались по частоте упоминания тех или иных травматических событий в их жизни (χ2=12,234 при р=0,032), но не различались в сроках произошедшего события (χ2=0,788 при р=0,237), большинство из которых указали на срок до года (67,5% и 73,8% соответственно), подробнее см. на рис. 3.
Рис. 3. Травмирующие события мальчиков и девочек (%)
При этом для мальчиков наиболее болезненными событиями стали конфликты (32,5%), изъятие из семьи (30%), для девочек – изъятие из семьи (38,1%) и трудности в учебе (31%).
Для того, чтобы выявить влияние двух независимых переменных (возрастная группа: подростки/выпускники и пол) на каждую из исследуемых характеристик (выраженность психотравматических реакций, эмоциональный интеллект, жизнестойкость, ясность Я-концепции, копинг-стратегии, социальные навыки, эмоциональная дисрегуляция), проводился двухфакторный дисперсионный анализ с использованием апостериорного критерия Дункана. Результаты анализа и описательная статистика представлены в табл. 3.
Исследуемые характеристики |
Среднее значение ± стандартное отклонение: для подростков и выпускников в зависимости от пола – М (мужской), Ж (женский) |
Статистические эффекты df=5 |
||||
Группы подростков |
Группа |
Пол |
Группа* Пол |
|||
Пол |
Подростки М (N=32) Ж (N=26) |
Выпускники М (N=48) Ж (N=58) |
|
|
|
|
Общий индекс посттравматических реакций |
М |
26,3+9,7 |
24,3+11,2 |
F=3,305 р=0,071 |
F=5,533 р=0,020 |
F=0,343 р=0,559 |
Ж |
31,2+12,1 |
27,2+8,5 |
||||
Навязчивые воспоминания |
М |
4,6+3,3 |
5,5+4,4 |
F=0,203 р=0,653 |
F=6,528 р=0,012 |
F=3,306 р=0,071 |
Ж |
7,7+4,7 |
6,1+4,7 |
||||
Избегание |
М |
9,5+4,1 |
8,4+4,5 |
F=1,922 р=0,168 |
F=7,501 р=0,007 |
F=0,182 р=0,670 |
Ж |
11,1+4,8 |
10,4+3,0 |
||||
Степень выраженности посттравматических реакций |
М |
13,1+9,2 |
10,3+8,6 |
F=0,070 р=0,792 |
F=11,94 р=0,001 |
F=1,489 р=0,117 |
Ж |
15,8+9,7 |
17,8+8,9 |
||||
Ясность Я-концепции |
М |
38,7+7,3 |
41,8+4,9 |
F=5,813 р=0,017 |
F=7,831 р=0,006 |
F=0,288 р=0,592 |
Ж |
36,4+7,5 |
38,3+6,3 |
||||
Аддиктивное поведение |
М |
11,3+4,7 |
12,3+6,1 |
F=3,519 р=0,062 |
F=0,167 р=0,684 |
F=0,494 р=0,483 |
Ж |
11,1+3,5 |
13,1+4,3 |
||||
М |
7,1+3,1 |
5,9+3,2 |
F=13,05 р=0,000 |
F=0,009 р=0,925 |
F=1,289 р=0,258 |
|
Ж |
7,6+2,5 |
5,4+2,5 |
||||
Концентрация на эмоциях |
М |
5,9+2,9 |
5,9+2,9 |
F=0,959 р=0,329 |
F=3,708 р=0,056 |
F=1,060 р=0,305 |
Ж |
6,3+2,0 |
7,1+2,1 |
||||
Обращение к религии |
М |
5,3+4,1 |
4,4+3,7 |
F=0,098 р=0,755 |
F=5,607 р=0,019 |
F=3,482 р=0,064 |
Ж |
5,6+4,2 |
6,9+3,2 |
||||
Юмор |
М |
6,6+3,0 |
6,4+3,2 |
F=8,00 р=0,005 |
F=0,777 р=0,379 |
F=6,005 р=0,015 |
Ж |
8,5+3,0 |
5,5+3,4 |
||||
Поведенческий уход от проблем |
М |
5,5+2,2 |
4,9+2,6 |
F=0,590 р=0,443 |
F=0,530 р=0,468 |
F=4,929 р=0,028 |
Ж |
4,2+2,7 |
5,5+2,8 |
||||
Сдерживание |
М |
6,3+2,8 |
4,3+1,9 |
F=7,510 р=0,007 |
F=1,255 р=0,264 |
F=4,285 р=0,040 |
Ж |
5,0+2,2 |
4,7+2,9 |
||||
Принятие |
М |
6,5+3,1 |
6,5+2,7 |
F=2,374 р=0,125 |
F=4,941 р=0,028 |
F=2,374 р=0,125 |
Ж |
8,3+3,1 |
6,8+2,9 |
||||
М |
8,9+1,7 |
7,7+2,5 |
F=7,685 р=0,006 |
F=0,710 р=0,401 |
F=0,225 р=0,636 |
|
Ж |
9,1+1,7 |
8,2+2,6 |
||||
Контроль |
М |
14,1+4,6 |
14,5+4,3 |
F=0,054 р=0,817 |
F=10,92 р=0,001 |
F=0,973 р=0,325 |
Ж |
12,5+4,3 |
11,6+3,9 |
||||
Принятие риска |
М |
8,1+3,1 |
10,5+3,2 |
F=4,688 р=0,032 |
F=1,579 р=0,211 |
F=5,214 р=0,024 |
Ж |
8,6+2,9 |
8,6+3,6 |
||||
Жизнестойкость |
М |
41,1+11,5 |
43,5+11,2 |
F=0,001 р=0,977 |
F=3,663 р=0,057 |
F=1,620 р=0,205 |
Ж |
39,9+10,8 |
37,5+11,8 |
||||
Начальные навыки |
М |
9,0+3,7 |
13,1+4,1 |
F=0,592 р=0,444 |
F=2,663 р=0,107 |
F=17,25р=0,000 |
Ж |
13,82+3,7 |
11,0+1,5 |
||||
М |
32,8+7,5 |
31,4+6,2 |
F=0,809 р=0,372 |
F=7,994 р=0,006 |
F=0,018 р=0,893 |
|
Ж |
28,7+5,4 |
27,7+4,0 |
||||
М |
38,8+8,5 |
39,6+9,5 |
F=2,025 р=0,257 |
F=4,452 р=0,036 |
F=3,892 р=0,050 |
|
Ж |
44,8+8,3 |
39,8+8,1 |
||||
М |
44,2+8,8 |
42,1+8,5 |
F=5,955 р=0,016 |
F=6,147 р=0,014 |
F=0,597 р=0,441 |
|
Ж |
42,1+7,0 |
38,1+6,0 |
||||
М |
45,2+8,2 |
43,5+9,0 |
F=6,585 р=0,011 |
F=0,423 р=0,516 |
F=1,749 р=0,188 |
|
Ж |
46,1+7.5 |
40,9+7,4 |
||||
М |
83,0+13,3 |
81,8+16,4 |
F=5,352 р=0,022 |
F=0,001 р=0,981 |
F=3,058 р=0,082 |
|
Ж |
86,9+12,3 |
77,9+11,3 |
||||
Руминация |
М |
15,5+2,9 |
14,3+3,8 |
F=0,818 р=0,367 |
F=49,76 р=0,000 |
F=0,954 р=0,330 |
Ж |
19,5+4,9 |
19,6+4,3 |
||||
Избегание |
М |
11,3+2,5 |
10,9+2,9 |
F=0,289 р=0,592 |
F=15,58 р=0,000 |
F=0,087 р=0,768 |
Ж |
13,2+4,0 |
13,1+3,3 |
Обнаружены значимые различия в склонности к аддиктивному поведению (в большей степени свойственно выпускникам). Копинг-стратегии «планирование» и «позитивное переформулирование» также реже используются выпускниками. По способности к управлению эмоциями и общему уровню ЭИ выпускники набирают более низкие баллы, чем подростки (характерно выпускникам обоего пола). В зависимости от пола (но не от группы) обнаружены значимые различия в следующих характеристиках посттравматических реакций: девочкам в большей мере свойственны навязчивые воспоминания, степень выраженности посттравматических реакций, а также избегание и руминация. При преодолении стрессов они чаще концентрируются на эмоциях, обращаются к религии и используют стратегию принятия. Мальчики в большей степени умеют контролировать жизненные ситуации, более жизнестойки, у них более развиты навыки поведения в конфликтных ситуациях.
Ясность Я-концепции зависит и от пола, и от группы и имеет тенденцию к повышению у выпускников, причем у мальчиков она значительно выше, чем у девочек. Внутриличностный ЭИ зависит и от пола, и от группы и имеет тенденцию к снижению у выпускников, и ниже у девочек обеих групп.
При интерпретации результатов совместного влияния двух факторов — группы и пола — было обнаружено следующее:
копинг-стратегии «юмор» и «принятие ситуаций неопределенности» чаще используются подростками-девочками и юношами-выпускниками, чем мальчиками-подростками и девушками-выпускницами;
сформированность начальных навыков также выше у девочек-подростков и у юношей-выпускников;
стратегия поведенческого ухода от проблем чаще используется подростками-мальчиками и девушками-выпускницами.
Межличностный ЭИ выше у девочек-подростков в отличие от их сверстников, после выпуска он становится несколько выше у всех молодых людей, но у выпускниц он имеет уже тенденцию к значительному снижению.
Для обобщения и структурирования исследуемых характеристик был проведен факторный анализ методом главных компонент (метод вращения Варимакс с нормализацией Кайзера), который позволил выделить 6 факторов, объясняющих 71,1 % общей дисперсии и оказывающих разноплановое влияние на психологическую готовность выпускников к самостоятельной жизни: F1=21,6 % «Социальные навыки и условия их формирования»; F2=15,1 % «Травматизация»; F3=10,6 % «Социально-психологическая дезадаптация»; F4=8,98 % «Совладание со стрессом»; F5=8,17 % «Уход от проблем»; F6=6,7 % «Избегание».
В первый фактор вошли некоторые социальные навыки, характеристики ЭИ, жизнестойкости и одна копинг-стратегия «Планирование». Второй фактор в основном включил характеристики психологической травматизации. Третий — разнообразные типы девиаций, четвертый, пятый и шестой — совокупность разных копинг-стратегий (табл. 4).
Таблица 4
Результаты факторного анализа (метод главных компонент, вращение Варимакс) — матрица факторных нагрузок
Исследуемые характеристики |
Компонента |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
||||||
Общий уровень развития социальных навыков |
0,942 |
0,012 |
0,091 |
0,034 |
-0,011 |
0,058 |
||||||
Навыки планирования предстоящих действий |
0,874 |
-0,027 |
0,024 |
-0,037 |
-0,162 |
-0,003 |
||||||
Реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает |
0,862 |
0,043 |
0,298 |
-0,048 |
0,002 |
-0,027 |
||||||
Самовыражения в разговоре |
0,840 |
0,105 |
-0,142 |
-0,157 |
0,082 |
0,165 |
||||||
Поведение в конфликтной ситуации |
0,818 |
-0,115 |
0,029 |
0,044 |
-0,102 |
-0,045 |
||||||
Межличностный ЭИ |
0,740 |
-0,214 |
0,277 |
0,223 |
-0,026 |
0,038 |
||||||
Использование инструментальной поддержки |
0,693 |
-0,202 |
0,093 |
0,055 |
0,187 |
-0,347 |
||||||
Исследуемые характеристики |
Компонента |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
||||||
Общий уровень ЭИ |
0,677 |
-0,362 |
0,377 |
0,208 |
-0,220 |
-0,052 |
||||||
Понимание эмоций |
0,624 |
-0,373 |
0,228 |
0,254 |
-0,143 |
-0,066 |
||||||
Управление эмоциями |
0,624 |
-0,303 |
0,440 |
0,144 |
-0,249 |
-0,034 |
||||||
Подавление конкурирующей деятельности |
0,610 |
0,039 |
0,374 |
0,286 |
0,024 |
0,100 |
||||||
Позитивное переформулирование |
0,574 |
-0,009 |
0,377 |
0,556 |
-0,197 |
0,049 |
||||||
Использование эмоциональной поддержки |
0,560 |
0,065 |
-0,106 |
-0,150 |
0,503 |
-0,299 |
||||||
Принятие риска |
0,463 |
-0,448 |
0,251 |
0,041 |
0,018 |
-0,403 |
||||||
Внутриличностный ЭИ |
0,435 |
-0,430 |
0,389 |
0,139 |
-0,375 |
-0,136 |
||||||
Планирование |
0,394 |
0,145 |
-0,131 |
0,189 |
-0,012 |
0,253 |
||||||
Общий индекс ПТ реакции |
0,014 |
0,949 |
0,096 |
-0,126 |
-0,024 |
0,043 |
||||||
Избегание |
-0,016 |
0,881 |
-0,093 |
-0,073 |
-0,030 |
-0,049 |
||||||
Руминация |
-0,367 |
0,770 |
0,035 |
-0,028 |
-0,010 |
0,319 |
||||||
Возросшая возбудимость |
0,027 |
0,751 |
-0,070 |
-0,206 |
-0,023 |
-0,044 |
||||||
Нарушения функционирования |
0,012 |
0,633 |
-0,236 |
-0,160 |
-0,431 |
0,110 |
||||||
Шкала ясности Я-концепции |
0,185 |
-0,627 |
-0,193 |
-0,196 |
-0,122 |
-0,492 |
||||||
Навязчивое воспроизведение |
0,023 |
0,594 |
0,562 |
0,007 |
0,290 |
0,116 |
||||||
Контроль |
0,398 |
-0,586 |
0,262 |
0,158 |
-0,175 |
-0,396 |
||||||
Жизнестойкость |
0,468 |
-0,528 |
0,367 |
0,156 |
-0,132 |
-0,396 |
||||||
Немедленное реагирование |
0,006 |
0,521 |
-0,194 |
0,240 |
0,242 |
-0,318 |
||||||
Аддиктивное поведение |
-0,059 |
-0,078 |
-0,859 |
0,053 |
0,176 |
-0,109 |
||||||
Суицидальное поведение |
-0,123 |
0,112 |
-0,697 |
-0,138 |
0,277 |
0,099 |
||||||
Делинквентное поведение |
-0,069 |
0,221 |
-0,651 |
0,297 |
-0,141 |
0,373 |
||||||
Агрессивное поведение |
-0,254 |
0,042 |
-0,640 |
-0,009 |
-0,009 |
0,100 |
||||||
Вовлеченность |
0,433 |
-0,407 |
0,449 |
0,187 |
-0,152 |
-0,305 |
||||||
Активное совладание |
0,479 |
0,102 |
0,167 |
0,809 |
-0,094 |
-0,163 |
||||||
Сдерживание |
-0,021 |
-0,231 |
-0,178 |
0,724 |
0,280 |
-0,048 |
||||||
Степень выраженности симптомов ПТСР |
0,189 |
0,418 |
0,138 |
-0,619 |
0,200 |
0,164 |
||||||
Начальные навыки |
0,303 |
-0,002 |
0,179 |
0,613 |
0,125 |
0,188 |
||||||
Обращение к религии |
0,134 |
0,428 |
0,371 |
-0,562 |
0,305 |
0,147 |
||||||
Принятие |
0,303 |
-0,136 |
0,137 |
0,190 |
0,730 |
-0,042 |
||||||
Поведенческий уход |
-0,503 |
-0,019 |
-0,167 |
-0,316 |
0,697 |
0,129 |
||||||
Отрицание |
-0,375 |
0,150 |
-0,071 |
0,105 |
0,658 |
0,150 |
||||||
Исследуемые характеристики |
Компонента |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
||||||
Концентрация на эмоциях |
-0,083 |
0,002 |
-0,391 |
-0,072 |
0,624 |
0,182 |
||||||
Мысленный уход |
-0,112 |
0,209 |
-0,349 |
-0,378 |
0,469 |
0,096 |
||||||
Юмор |
0,403 |
-0,143 |
-0,021 |
-0,115 |
-0,007 |
0,662 |
||||||
Использование успокоительных |
0,062 |
0,156 |
-0,077 |
-0,570 |
0,166 |
0,632 |
||||||
Избегание |
-0,123 |
0,287 |
-0,205 |
0,021 |
0,289 |
0,582 |
||||||
Обсуждение результатов
Исследование позволило выделить специфику группы выпускников по сравнению с группой подростков, далекой от выпуска, их психологические ресурсы, способствующие личностной готовности к самостоятельной жизни, и дефициты, препятствующие успешной социализации.
Психологические ресурсы в основном объединились в первом факторе F1, названном «Социальные навыки и условия их формирования». Наибольший вес получил параметр «общий уровень сформированности социальных навыков», что включает умения успешно взаимодействовать с окружающими и отражает готовность и способность выпускника жить в социальном взаимодействии [6]. Наиболее востребованным среди них является «навык планирования предстоящих действий», помогающий ставить цели и принимать решения. Следующими по значимости стали навыки, связанные с взаимодействием с другими людьми (реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает), а также умение выразить свои чувства и переживания, передать информацию другому человеку, навыки поведения в конфликтных ситуациях, позволяющие найти альтернативу агрессивному поведению в конфликтной ситуации. Данные навыки связаны с характеристиками эмоционального интеллекта. Наибольшую факторную нагрузку среди всех компонентов ЭИ набрал межличностный эмоциональный интеллект.
Анализ соотношения МЭИ и ВЭИ указал на приоритет МЭИ. Интересно, что эта особенность была выявлена и у воспитателей групп респондентов. Дети и их воспитатели в большей степени ориентированы на управление состоянием другого человека, чем на погружение в собственное эмоциональное состояние. Соотношение МЭИ и ВЭИ по-разному интерпретируется учеными. Часть исследователей считает ВЭИ коррелятом адаптационных способностей у молодых людей и подчеркивает его преимущество перед МЭИ [5]. Другие видят в этом источник психологических проблем и конфликтов [27]. Возможно, это связано с преимущественной потребностью представителей институциональных организаций в манипуляции поведением другого человека.
Сравнение уровня ЭИ у представителей младшей и старшей групп показало, что он не ниже среднего. Исключение составляют девочки старшей группы, у которых уровень ЭИ снижен. Те же тенденции наблюдаются и по значениям ВЭИ, и по показателю «управление эмоциями». Т.е. выпускницы по сравнению с мальчиками менее способны к пониманию эмоций своих и чужих, они хуже их идентифицируют и понимают причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она может привести, особенно это относится к собственным эмоциям, их осознанию, правильному распознаванию и идентификации [15].
Социальные навыки и эмоциональный интеллект связаны с конструктивными копинг-стратегиями. Наиболее значимыми стали: «поиск инструментальной социальной поддержки» в трудной ситуации, «подавление конкурирующей деятельности» (возможность сконцентрироваться на стрессовой ситуации и способах ее преодоления) и «позитивное переформулирование» (предание субъективного позитивного смысла тому, что изначально воспринималось как негативное).
При сравнении с данными для выпускников с ОВЗ видно, что средние значения выраженности данных копингов у подростков независимо от возраста и пола значительно снижены по сравнению с подростками с ОВЗ [20].
Компонент жизнестойкости (по сравнению со средними значениями данного компонента у информантов он ближе к среднему) также является одним из психологических ресурсов: «принятие риска», то есть убежденность в том, что любая сложная ситуация независимо от гарантии на успех и исход является источником развития [21].
Второй фактор F2, названный «Травматизация», включил в себя личностные дефициты выпускников, наиболее значимой причиной которых является травматизация.
Переменной, имеющей самую высокую факторную нагрузку, стал общий индекс посттравматической реакции, который отразил интенсивность негативных эмоций, связанных с переживаниями травматического события (как в момент самого события, так и за последний месяц безотносительно к какому-то событию), а также их последствия — навязчивое воспроизведение травматической ситуации, избегание (отказ от переживаний, обладающих высоким аффективным зарядом и сопровождающихся острыми негативными эмоциями (эмоциональной болью) и руминация (застревание, болезненное размышление («умственная жвачка») и стереотипное возвращение к определенным, как правило, негативным эмоциональным состояниям). Руминация и избегание характеризуют низкоадаптивные формы эмоциональной регуляции, способствующие поведенческому срыву, цель которого — облегчить эмоциональную боль, а также усугублению эмоциогенных переживаний [23]. Снижают возможности адаптации и такие последствия травматизации, как возросшая возбудимость и нарушения функционирования. С отрицательным знаком входит в данный фактор переменная «ясность Я-концепции» [8], которую можно было бы рассматривать в качестве одного из основных копинг-ресурсов подростка. При повышении травматизации снижается «степень отчетливости, уверенности, внутренней согласованности и хронологической устойчивости Я-концепции, а также ее дифференцированность» [33], структурированность (целостность) и устойчивость [32], определенность (ясность) [32], точность [30; 32; 35]. С отрицательным знаком связаны с травматизацией жизнестойкость и ее компонент контроль, т.е. чем выше травматизация, тем ниже общая жизнестойкость и контроль, свидетельствующие о снижении способности выдерживать стрессовые ситуации, а также наличие установки на жизненную пассивность.
Сравнительный анализ переменных данного фактора, получивших значимые различия по полу, выявил, что девушки, независимо от возрастной группы, чувствуют себя более травмированными по сравнению с юношами: у них выше общий индекс посттравматических реакций; они в большей степени склонны к навязчивому воспроизведению травматических событий; чаще стараются избегать травмирующих переживаний; их Я-концепция менее ясная и дифференцированная. Они значительно в меньшей степени обладают жизнестойкостью по сравнению с мальчиками и более пассивны. Сравнение данного параметра у младшей и старшей групп выявило повышение ясности Я-концепции с возрастом. При этом степень травматизации у выпускников не снижается. Обращает внимание сбой датировки травматического события у информантов. Независимо от возраста, пола, срока пребывания в институциональных учреждениях значительная часть информантов наиболее болезненным событием назвали изъятие из семьи, а срок произошедшего — менее года. При этом значительная часть выпускников проживала в организации более 3-х и 5-ти лет. Иными словами, подростки-сироты не чувствуют временных границ между событиями, которые произошли достаточно давно, и настоящим временем. Их травма не завершена, и они ее воспринимают как актуальную.
Третий Фактор F3 «Социально-психологическая дезадаптация» включил ведущие типы аномального поведения подростков (аддиктивное, суицидальное, делинквентное, агрессивное). Для информантов характерна ситуационная предрасположенность к делинквентному, зависимому, агрессивному и аутоагрессивному поведению, что свидетельствует о легкой степени социально-психологической дезадаптации [14]. Сравнительный анализ по возрастным группам выявил тенденцию к значимости различий по склонности информантов к зависимому поведению у выпускников. Сюда же с отрицательным значением вошел компонент жизнестойкости «вовлеченность»: с ростом девиаций снижается возможность у молодых людей «найти нечто стоящее и интересное» для себя и наоборот. Вовлеченность можно рассматривать и как мишень психологической помощи при коррекции аномального поведения.
Последующие три фактора отражают потребности совладания со стрессом у информантов.
Из них наибольшую нагрузку получил фактор F4 «Совладание со стрессом». Включенные копинги отразили амбивалентность информантов в попытках справиться со стрессом. С одной стороны, они стараются использовать стратегии активного совладания, что больше характерно для девочек, с другой — пассивный копинг — сдерживание (значимых различий по группам не выявлено). Препятствуют совладанию со стрессом переменные, включенные в фактор с отрицательным знаком: копинг обращения к религии, к которому значительно чаще прибегают девочки. Обращает внимание, что в этот фактор попал параметр «степень выраженности симптомов ПТСР» с отрицательным знаком. Способствуют совладанию «начальные социальные навыки», т.е. минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми.
В факторе F5 «Уход от проблем» также отразилась амбивалентность использования разных копинг-стратегий. Стратегия «принятие», т.е. признание реальности стрессовой ситуации, что в большей степени характерно для девочек, особенно для девочек младшей группы, и в то же время отрицание ее реальности (значимых различий между возрастными и гендерными группами не обнаружено), концентрация на эмоциях и их активное выражение (чаще у девочек независимо от возраста), и как следствие — мысленный и поведенческий уход от проблем (различия получены и по полу, и по возрасту), что чаще характерно для подростков-мальчиков и девочек-выпускниц.
В фактор F6 «Избегание» попали копинг-стратегии, направленные на уклонение от проблем: информант отказывается от достижения цели, регулирования усилий, направленных на взаимодействие со стрессором, пытается шутить над ситуацией и использует успокоительные (нет различий между возрастными и гендерными группами).
Заключение и выводы
Изъятие из семьи остается значимым травмирующим фактором как для подростков, так и для выпускников, как для мальчиков, так и для девочек. Этим можно объяснить более высокую склонность выпускников к аддиктивному поведению, сниженный ЭИ, преимущественное использование избегающих стратегий совладания, которые как раз и становятся их личностными дефицитами.
Психологические ресурсы выпускников организаций для детей-сирот перед их выходом в самостоятельную жизнь зависят от пола: ясность Я-концепции, жизнестойкость, стратегия юмора в большей степени свойственны выпускникам мужского пола. Выпускницы же более уязвимы к травматизации, их личностные дефициты выражены в большей степени. Также обнаружено, что средние значения выраженности здоровых копинг-стратегий ниже у сирот разного пола и возраста в сравнении с группами подростков с инвалидизацией.
Полученные нами данные хорошо согласуются с исследованиями зарубежных коллег [36], продолжая мысль которых, можно заключить, что мишенями психологической помощи подросткам-сиротам и выпускникам становятся «восстановление социальности и навыков эмоционального интеллекта для формирования надежного контакта», «способности к осознанности своего поведения, регулирования эмоционального состояния, способности принимать себя и понимать, распознавать состояния других, влиять, формировать связи, разные по глубине контакта» [36].
Литература
1. Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. Вып. 4 / Под ред. Ю.Ю. Ивашкиной, О.В. Костейчука. СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2015. 288 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 730
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 36
Скачиваний
Всего: 185
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9