Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: от разнообразия форм организации до единой модели

11

Аннотация

Система учреждений для детей, оставшихся без родителей, существует во всем мире, и, по оценке исследователей, в странах с высоким доходом детей в условиях институционализации больше. В России за последние двадцать лет произошли значительные перемены в положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — число воспитанников в организациях сократилось примерно в 5–6 раз (от 180 тыс. в 2006 году до 32 тыс. в 2024 году) и, соответственно, число организаций для них — в три раза. Существенно улучшились условия проживания: небольшими до 8 чел. группами в условиях, приближенных к семейным; получение образования вне организации. В статье описываются результаты анализа законодательства и государственной политики в области профилактики социального сиротства, что позволило выявить цели и этапы реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенный опрос руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (N = 173 чел. из 63 субъектов Российской Федерации), позволил выявить и описать пять моделей организаций в регионах, их готовность к дальнейшей более широкой перестройке системы организаций для разных категорий детей, нуждающихся в защите государства и получении помощи.

Общая информация

Ключевые слова: дети-сироты, организация для детей-сирот, смешанная реальность, структурирование и переструктурирование информации, реформы

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050403

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 09.02.2024 № 073-00037-24-01 «Научно-методическое обеспечение разработки единой модели организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех возрастов и особенностей развития и ее апробация не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации».

Получена: 04.12.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Семья Г.В., Лашкул М.В., Яровикова О.А., Меркуль И.А. Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: от разнообразия форм организации до единой модели [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 4. С. 44–64. DOI: 10.17759/ssc.2024050403

Полный текст

Введение

Детские дома существуют во всем мире: 456 тысяч детей в Европе и Центральной Азии живут в учреждениях интернатного типа. Об этом сообщается в опубликованном докладе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). При этом процент детей, находящихся в таких учреждениях, вдвое превышает среднемировой показатель: 232 ребенка на 100 тысяч детей по сравнению со 105 детьми на 100 тысяч детей во всем мире. Дети с инвалидностью составляют от 4 до 87 процентов детей, находящихся в интернатных учреждениях. Более чем в половине стран доля детей с инвалидностью в системе формального альтернативного ухода всех типов возросла в период с 2015 года по 2021 год [Почти полмиллиона детей].

Глобальная оценка числа детей, проживающих в учреждениях, была проведена в 2015 году и составила 5,37 миллиона. В странах с высоким уровнем дохода средняя распространенность институционализации была самой высокой, а в странах с низким уровнем дохода — самой низкой. Проведенная оценка показала, что в Южной Азии проживает наибольшее количество детей в учреждениях (1,13 млн), за ней следуют Европа и Центральная Азия (1,01 млн), Восточная Азия и Тихоокеанский регион (0,78 млн), Африка к югу от Сахары (0,65 млн), Ближний Восток и Северная Африка (0,30 млн), Латинская Америка и страны Карибского бассейна (0,23 млн) и Северная Америка (0,09 млн) [Desmond].

Детское учреждение определяется иностранными исследователями как групповое проживание более чем десяти детей, без родителей или лиц, заменяющих родителей, в котором уход осуществляется гораздо меньшим числом оплачиваемых взрослых воспитателей. Уход в учреждении подразумевает организованную, рутинную и безличную структуру проживания детей (например, все дети спят, едят в одно и то же время), а также профессиональные отношения между взрослыми и детьми [Browne, 2017].

Следует отметить, что в последнее десятилетие и в России и зарубежом меняется отношение к организациям для детей-сирот. На протяжении многих лет большинство исследований описывало только негативные результаты в области развития детей-сирот (дефецитарный подход), а в последнее время стали появляться обзоры, показывающие, что в условиях институционализации при определенных условиях жизни можно добиться успехов в развитии и социализации (ресурсный подход) детей, и опыт институционального ухода не гарантирует столь пагубных результатов [Зайцева, 2021; Ослон, 2022; Семейный кодекс Российской, 2024; Семья, 2021; Semya, 2021].

В России в 2024 году в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации для детей-сирот), находятся под надзором около 32 тысяч воспитанников (100 детей на каждые 100 тыс. детей), что ниже среднего показателя в мире (102 ребенка на 100 тыс. чел.). Еще в 2006 году численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), в условиях институционализации составляла почти 180 тысяч, благодаря активному процессу передачи детей-сирот на семейные формы (деинституционализация) удалось резко, примерно в 5-6 раз, сократить число детей в организациях для детей-сирот. Изменился и контингент детей — остались в основном так называемые трудоустраиваемые категории детей (подростки, сиблинги, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью) [Семья, 2016].

Проблема организации эффективной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является одной из ключевых задач российской социальной политики.

Начиная с 2012 года на федеральном уровне произошли значительные организационные и социальные изменения в подходах к деятельности организаций для детей-сирот.

Следующим этапом реформирования организаций для детей-сирот может стать создание единой модели организации для детей-сирот (далее — ЕМО), основанной на принципах:

  • создания в организации условий, обеспечивающих полноценное развитие и социализацию детей вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, особенностей развития и оснований помещения детей в организацию;
  • устранения разделения организаций для детей-сирот по типам на медицинские, образовательные, социальные; нахождение ребенка в одной организации без перевода в другую организацию;
  • помещения братьев и сестер в одну организацию;
  • психолого-педагогического сопровождения на всех этапах жизни ребенка, способствующее успешному развитию и социализации.

Организация, методы и процедура исследования

В рамках исследования был проведен анализ:

  1. политики реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот;
  2. готовности организаций для детей-сирот к работе в рамках ЕМО;
  3. моделей организаций для детей-сирот;
  4. трудностей и возможностей организации для детей-сирот в реализации ЕМО в рамках действующего законодательства.

Для анализа использовались федеральные нормативные правовые акты (федеральные законы [Семейный кодекс Российской, 2024; Федеральный закон от, 2024; Федеральный закон от, 2024а; Федеральный закон от, 2024б], указы Президента Российской Федерации [Указ Президента Российской, 2024; Указ Президента Российской, 2024а], постановления Правительства Российской Федерации [Постановление Правительства Российской, 2022; Постановление Правительства РФ, 2024; Постановление Правительства РФ, 2024а; Постановление Правительства РФ, 2024б]); документы органов государственной власти [Письмо Минобрнауки России, 2024; План мероприятий («дорожная, 2024]; Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [Доклад о деятельности, 2024]; федеральные статистические данные [Приказ Росстата от, 2024; Форма федерального статистического, 2024].

В целях мониторинга текущей ситуации, оценки трудностей и возможностей организации для детей-сирот в реализации ЕМО (в рамках действующего законодательства) для руководителей организаций для детей-сирот разработан опросник «Единая модель организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Важно отметить, что участие в опросе было анонимным и добровольным, что способствовало открытости ответов респондентов. Сбор данных осуществлялся дистанционно на платформе «Анкетолог», что позволило обеспечить удобство участия и охватить широкий круг специалистов из различных регионов страны. Метод анкетирования способствовал сбору информации о восприятии действующей системы организации помощи детям-сиротам, а также о предложениях по ее улучшению и существующих проблемах и барьерах.

Выборка

В опросе приняли участие 173 респондента из 63 субъектов Российской Федерации, из них:

  • 111 организаций (64%) ведомственной подчиненности в социальной сфере;
  • 62 организации (36%) — в сфере образования.

Доля указанных организаций, находящихся в городской местности, составила 77% (133 организации), в сельской местности — 23% (40 организаций).

Исследование базировалось на комплексном подходе и сочетало как количественные (частотный анализ), так и качественные методы, что позволило глубже понять ситуацию и сосредоточиться на следующих ключевых аспектах.

  1. Сведения об организации для детей-сирот. Вопросы касались деятельности организаций, которая отвечает концепции ЕМО, прием детей в организацию: численность, возраст и медицинский статус детей в организации для детей-сирот.
  2. Организация проживания детей: наличие групп для проживания разновозрастных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, с психическими расстройствами и ограничениями передвижения, др.; форма проживания детей и численность работников в воспитательных группах с наименованием должности в соответствии со штатным расписанием.
  3. Трудности и возможности организации для детей-сирот в реализации ЕМО в рамках действующего законодательства: какие виды деятельности должна осуществлять организация в концепции ЕМО и с какими трудностями сталкивается, какие изменения федерального законодательства потребуются для введения ЕМО.
  4. Социально-психологическая помощь: возможность совместно проживать нормотипичным детям-сиротам, детям с тяжелой инвалидностью, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, с расстройствами поведения, детям, употребляющим ПАВ, после воспитательной колонии, в возрасте от 0 до 18 лет, и какие психологические риски могут возникнуть (или уже возникли) при переходе учреждения к ЕМО, и что необходимо изменить в деятельности психологов организации для детей-сирот при переходе к ЕМО.

Результаты и их обсуждение

Анализ политики реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот

Основаниями для запуска процесса реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот стали Указы Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [Указ Президента Российской, 2024] и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Указ Президента Российской, 2024а], федеральные законы от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон от, 2024] и от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Федеральный закон от, 2024а], постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Постановление Правительства Российской, 2022].

В связи с новыми требованиями субъекты Российской Федерации определили тип своих организаций для детей-сирот, относившихся ранее к образовательным организациям (основной вид деятельности), и привели в соответствие наименования и уставы организаций для детей-сирот. Регионам было рекомендовано передавать организации для детей-сирот в систему социальной защиты и организаций социального обслуживания, школы-интернаты реорганизовать в детские дома, организации для детей-сирот разукрупнять независимо от типа этих организаций [Письмо Минобрнауки России, 2024].

Разделение организаций для детей-сирот по типам (медицинские, образовательные, оказывающие социальные услуги) закреплено Семейным кодексом Российской Федерации [Семейный кодекс Российской, 2024]. К настоящему времени номенклатура (примерная номенклатура) организаций устанавливается для медицинских организаций и организаций социального обслуживания. Для образовательных организаций установлены типы. В 2024 году Росстатом в целях сбора сведений о деятельности организаций для детей-сирот обобщены распространенные виды разных типов организаций, функционирующие в субъектах Российской Федерации [Приказ Росстата от, 2024]:

  • центр содействия семейному воспитанию;
  • центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • детский дом;
  • санаторный детский дом;
  • специальный (коррекционный) детский дом;
  • центр социальной помощи семье и детям;
  • социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
  • социальный приют для детей;
  • комплексный центр социального обслуживания населения;
  • дом ребенка специализированный; дом ребенка;
  • детский дом-интернат для умственно-отсталых детей;
  • детский психоневрологический интернат;
  • психоневрологический интернат с детским отделением;
  • специальный реабилитационный дом-интернат для детей;
  • общеобразовательное учреждение;
  • школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;
  • центр кадетского воспитания;
  • иные организации.

Очередным этапом реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот стало утверждение разработанного Минпросвещения России, Минтрудом России и Минздравом России в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2020 г. № ТГ-П8-1607 плана мероприятий («дорожная карта») по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации [План мероприятий («дорожная, 2024], согласно которому определение уполномоченного исполнительного органа власти оставлено за субъектами Российской Федерации с учетом законодательного закрепленного распределения полномочий. Основная цель перехода к единой ведомственной подчиненности — обеспечение управления всеми организациями для детей-сирот единым исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

На 1 января 2020 г. на территории Российской Федерации 542 организации для детей-сирот находились в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, 505 — в сфере социальной защиты, 141 — в сфере здравоохранения. Мероприятия по переходу к единой ведомственной подчиненности в субъектах Российской Федерации завершены в 2023 году.

Практически одновременно с процессом перехода к единой ведомственной подчиненности, с 2022 г. в 14 пилотных регионах по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка реализовывается проект «Перепрофилирование домов ребенка». Заявленной целью является перевод домов ребенка к семейно-ориентированной концепции деятельности, в том числе изменение формата работы, взятие функций по работе с семьей, развитие новых услуг и сервисов, направленных на поддержку детей и их семей. Проект является частью комплекса мер «Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до 4-х лет», направленного на повышение устойчивости российских семей с детьми в возрасте до 4-х лет в преодолении трудной жизненной ситуации, в том числе ситуации, создающей риски помещения малышей под надзор в учреждения стационарного типа. Первые подведенные итоги показывают создание отделений дневного пребывания, служб ранней помощи, паллиативной помощи либо перепрофилирование в реабилитационные центры [Доклад о деятельности, 2024].

Процесс реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот будет продолжен в связи с созданием в субъектах Российской Федерации сети реабилитационных организаций, осуществляющих раннюю помощь детям и их семьям. Воспитание детей в организации для детей-сирот и воспитание детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, или в семьях, находящихся в социально опасном положении, является критерием отнесения детей и их семей к потенциально нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи [Постановление Правительства РФ, 2024; Постановление Правительства РФ, 2024б]. До конца 2025 г. Правительством Российской Федерации будут утверждены стандарты осуществления ранней помощи, что приведет к пересмотру видов деятельности и структуры организаций для детей-сирот. Переход реабилитационных организаций к реализации мероприятий и оказанию услуг в соответствии со стандартами ранней помощи предусмотрен до 1 января 2030 года.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что начиная с 2012 года на федеральном уровне произошли значительные организационные и социальные изменения в подходах к деятельности организаций для детей-сирот, и в ближайшей перспективе изменения планируются вновь. Любые мероприятия, направленные на изменения, реализуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и за счет средств бюджета региона.

Результаты перехода в единую ведомственную подчиненность варьируются в зависимости от ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации. Переход организаций для детей-сирот осуществлялся как с сохранением типа организации (основного вида деятельности), так без его сохранения.

Некоторые типы организаций, такие как дом ребенка, школа-интернат или дом-интернат для детей-инвалидов, перестают выполнять функции организации для детей-сирот, то есть соответствующий вид деятельности исключен из учредительных документов. При этом такие организации в части субъектов Российской Федерации остаются в единой ведомственной подчиненности.

Объединяются типы организаций путем включения видов деятельности (функций) в учредительные документы. Организация для детей-сирот и специализированное учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, и (или) дом-интернат для детей-инвалидов. Объединение производится путем создания соответствующих филиалов с учетом их территориальной доступности для всех муниципальных образований субъекта Российской Федерации, где имеется такая потребность, либо путем создания соответствующих отделений, что уже не влечет раздельное размещение детей в воспитательных группах, имеющих разный статус. На данный момент такая практика начала складываться в организациях социального обслуживания. Объединение разных типов организаций характерно еще и для регионов, где функционирует одна организация, предназначенная для разных категорий детей. В уставах объединенных организаций виды деятельности в зависимости от целей создания организации не выделяются как основные и дополнительные, из чего следует, что эти организации одновременно являются и организацией для детей-сирот и социальным реабилитационным центром.

Независимо от ведомственной подчиненности создаются организации для детей-сирот, цели создания которых и виды деятельности связаны исключительно с круглосуточным приемом и содержанием детей, оставшихся без попечения родителей, выполнением обязанностей опекуна или попечителя и видами деятельности, предусмотренными пунктом 51 Положения о деятельности организаций для детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 [Постановление Правительства Российской, 2022]. В уставах таких организаций встречается учреждение их как организаций, оказывающих социальные услуги, при этом они не являются организациями социального обслуживания.

Большая часть субъектов Российской Федерации сохраняет сеть дифференцированных по видам деятельности и предоставляемым услугам организаций для детей-сирот (разные типы организаций), не укрупняя их.

Остается практика расположения домов-интернатов для детей-инвалидов, школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями в сельской местности.

Школы-интернаты для детей-сирот продолжают осуществлять деятельность, хотя их численность значительно сократилась. Вместе с тем наличие таких организаций свидетельствует о нерешенных вопросах по организации обучения детей по адаптированным образовательным программам в помещениях организации для детей-сирот.

Исходя из складывающейся в регионах практики следующим этапом реформирования организаций для детей-сирот может стать создание единой организации для детей-сирот.

Мы предлагаем следующее определение: ЕМО направлена на создание в организации условий, обеспечивающих полноценное развитие и социализацию детей вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, особенностей развития и оснований помещения детей в организацию, а также устранение разделения организаций по типам на медицинские, образовательные и организации, оказывающие социальные услуги; нахождение ребенка в одной организации для детей-сирот без перевода в другую организацию; помещение братьев и сестер в одну организацию для детей-сирот; психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах жизни ребенка, способствующее успешному развитию и социализации.

Готовность организаций для детей-сирот к работе в рамках ЕМО

Полученные из регионов данные позволяют выявить структурные подразделения — отделения, созданные в организации: социально-педагогическое (по работе с воспитанниками) — 118 (68%); по сопровождению замещающих семей — 83 (48%); по профилактике социального сиротства (по работе с кровной семьей) — 74 (43%); по подготовке граждан к приему на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (ШПР) — 77 (45%); постинтернатного сопровождения — 86 (50%); методическое (информационно-методическое) — 39 (23%). В отдельных организациях для детей-сирот имеются отделение милосердия, правовая служба, отделение социально-психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, медиация, кадетский корпус, отделение социальной реабилитации (временный приют), социокультурный центр, отделение реализации программ дополнительного образования и др.

В штатном расписании организаций для детей-сирот имеются должности: психолога — в 98% организаций; врача — в 81% организаций; логопеда — в 64% организаций; дефектолога — в 42% организаций; тьютора — в 8% организаций. По адаптированным основным программам профессионального обучения осуществляют деятельность 25 (14%) организаций, руководители которых приняли участие в опросе.

Проживание детей устроено по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу, — в 136 (79%) организациях. В 147 (85%) организациях проведены мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.

Прием детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осуществляется в 165 организациях для детей-сирот (95%), из них:

  • 156 организаций для детей-сирот принимают детей с задержкой психического развития;
  • 98 организаций — детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • 95 — с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • 89 — с расстройствами аутистического спектра;
  • 74 — глухих, слабослышащих и позднооглохших детей;
  • 72 — слепых и слабовидящих;
  • 60 организаций принимают детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Прием детей осуществляется:

  • под надзор — в 155 организациях для детей-сирот (90%), из них также на основании трехстороннего соглашения в 117 организациях;
  • на основании трехстороннего соглашения в 125 организациях для детей-сирот (72%) (из них в 8 организациях под надзор детей не помещают);
  • другое — 27% организаций (по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») [Федеральный закон от, 2024].

В 165 (95%) организациях для детей-сирот, принявших участие в опросе, все воспитательные группы являются разновозрастными, в 8 организациях — нет, из них руководители двух организаций сообщили, что группы формируются соответственно классу обучения, поскольку дети живут и обучаются в школе-интернате.

В 105 организациях для детей-сирот (61%) все воспитательные группы являются инклюзивными, 62 респондента на указанный вопрос ответили отрицательно (36%).

Группы для детей с психическими расстройствами имеются в 32 организациях для детей-сирот (18%), группы для детей с ограничениями в передвижении, маломобильными — в 25 организациях (14%), группы для детей, имеющих паллиативный статус — в 16 организациях для детей-сирот (9%).

Проживание детей в организациях для детей-сирот организовано следующим образом:

  • круглосуточно — в 171 организации (99%);
  • дневная форма — в 14 организациях (8%);
  • круглосуточная 5-дневная — в 11 организациях (6%).

Таким образом, исходя из полученных данных о структуре существующих организаций для детей-сирот, можно сделать вывод, что создание в регионах ЕМО потребует значительных материальных и кадровых затрат.

Модели организаций для детей-сирот

Анализ поступивших ответов руководителей организаций для детей-сирот позволяет выделить сложившиеся в регионах на момент проведения опроса типы организаций, наделенных правами и обязанностями организаций для детей-сирот (далее — модель).

С учетом полученных ответов можно сделать вывод о сохранении в субъектах Российской Федерации разных типов организаций для детей-сирот, установленных Семейным кодексом Российской Федерации (статья 155.1) [Семейный кодекс Российской, 2024]: образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Одновременно наблюдается тенденция к объединению организаций, осуществляющих круглосуточный прием и содержание детей, независимо от основной цели их деятельности. Для целей настоящего анализа такой тип организации предлагается обозначить как смешанный тип организаций для детей-сирот.

Для обобщения по моделям организации для детей-сирот сгруппированы по характеру и направлениям деятельности (целям деятельности), структуре, основаниям помещения детей в организацию и др. факторам согласно предложенной анкете для заполнения. В результате выделены следующие модели организаций для детей-сирот:

Модель 1 — Классическая организация для детей-сирот (порядка 55%); к данной группе относятся организации, наделенные полномочиями опекуна (попечителя) несовершеннолетних, целью деятельности которых является создание необходимых условий для содержания, воспитания и образования, соответствующих состоянию здоровья и потребностям детям, помещенным под надзор, независимо от ведомственной подчиненности.

Модель 2 — Смешанная организация для детей-сирот (порядка 15%); такими организациями являются организации социального обслуживания, находящиеся в ведомственной подчиненности в сфере социальной защиты, осуществляющие функции организации для детей-сирот и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Исходя из анализа ответов наиболее распространенной остается «классическая» модель организации для детей-сирот (55%), при этом смешанная модель, не являясь преимущественной, рассматривается в субъектах Российской Федерации как возможная (15%). Наименования этих двух моделей характеризуют их основные цели деятельности, в частности: для классической модели выбор наименований склоняется к центрам помощи детям, оставшимся без попечения родителей, либо центрам содействия семейному воспитанию (устройству); для смешанной модели наиболее распространенным наименованием является социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Смешанная организация для детей-сирот более нацелена на работу с кровной семьей, с семьей, принявшей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также на осуществление подготовки кандидатов в усыновители, опекуны (попечители). Постинтернатное сопровождение характерно для классической организации для детей-сирот. Представляется, что такое соотношение может быть связано с наличием профильных специалистов именно в смешанных организациях, а также их территориальной доступностью.

Модель 3 — Дом ребенка (порядка 10%); наряду с оказанием медицинской, социальной и психологической помощи, реабилитации дома ребенка наделены полномочиями опекуна (попечителя). Рассмотренные наименования домов ребенка показывают, что деятельность большинства из них связана с приемом детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики. Переход к единой ведомственной подчиненности организаций для детей-сирот в 2023 г., приведший в части субъектов Российской Федерации к реорганизации или ликвидации домов ребенка, изменил возрастной порог для приема детей в указанные модели организации для детей-сирот. Опрос показывает меняющуюся тенденцию в сторону приема детей от рождения (40%), при этом стандартный подход приема с 3-х лет остается по-прежнему в большинстве организаций (60%), а для смешанной модели пока данный критерий не является приоритетным (20%). Принимая детей с ограниченными возможностями здоровья, организации для детей этих моделей организуют обучение в образовательных организациях.

Модель 4 — Детский дом-интернат для детей-инвалидов (порядка 10%); цели деятельности этого типа организаций для детей-сирот направлены на предоставление услуг по уходу с обеспечением проживания для лиц с умственными недостатками, охрана прав и интересов детей-инвалидов с 4 до 18 лет. Как правило, в этих организациях осуществляют деятельность приемно-диагностическое, физиотерапевтическое отделения, отделение милосердия, отделения медико-социальной реабилитации, комплексной реабилитации и абилитации.

Модель 5 — Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (порядка 10%). Такие организации для детей-сирот созданы в целях осуществления образовательной деятельности: обучение детей-сирот, оказание комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей приема детей в образовательную организацию, связанными с их образовательным статусом, возраст ранжируется с 6 до 18 лет. Стандартный подход начинает пересматриваться, в части субъектов Российской Федерации наблюдается тенденция приема детей с рождения и реализацию образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, в ряде регионов уже есть положительный опыт работы в рамках ЕМО, с которым могут познакомиться специалисты из других субъектов Российской Федерации.

Трудности и возможности организации для детей-сирот в реализации ЕМО в рамках действующего законодательства

По мнению 64 (37%) респондентов, деятельность их организаций для детей-сирот полностью отвечает концепции ЕМО, 102 (59%) считают, что частично. При этом из ответов прослеживается, что у респондентов имеются трудности в понимании концепции ЕМО.

Возможными трудностями, с которыми может столкнуться организация для детей-сирот при реализации ЕМО, респонденты считают:

  • сферу юридических вопросов (несовершенство нормативно-правовой базы);
  • сферу финансовых вопросов (необходимость дополнительного финансирования, в том числе в связи с переустройством (перепланировкой), проведением капитального ремонта группового помещения, созданием определенных условий для детей раннего возраста, детей с тяжелыми заболеваниями, созданием паллиативных, маломобильных групп, приобретением средств реабилитации и абилитации детей-инвалидов, созданием безбарьерной среды);
  • сферу материально-технического обеспечения (для расширения функций организации требуются дополнительные здания и площади, реконструкция помещений); отсутствие современных диагностических методик, оборудования, технического и материального оснащения в целях создания специальных условий содержания и проживания детей с особыми потребностями;
  • сферу обеспечения квалифицированными кадрами (особенно актуально для организаций в сельской местности; колоссальная нехватка кадров от няни до педагогических работников, умеющих и желающих работать с разными категориями детей, дефицит педагогов, психологов, воспитателей, социальных педагогов, нейропсихологов, врачей, поваров, педагогических и медицинских кадров для осуществления работы с новорожденными детьми, детьми до года, от года до трех лет);
  • соблюдение норм, предусмотренных санитарными правилами (невозможность соблюдения норм САнПиН для детей от 0 до 18 одновременно (различные требования к организации жизнедеятельности воспитанников, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей; сложности в организации режима для разновозрастных детей));
  • обеспечение условий совместного нахождения детей разного возраста, степени развития, состояния здоровья, отклонений в поведении, наличия или отсутствия попечения родителей (условия для детей с ОВЗ, включая инвалидов).

Возможные проблемы и трудности, с которыми может столкнуться организация для детей-сирот, и новые возможности при реализации ЕМО показаны в табл. 1.

Таблица 1. Трудности и возможности при реализации ЕМО

Проблемы и трудности

Возможности

1. Нарушение физической и психологической безопасности детей, отставание в развитии нормотипичных детей при совместном проживании с детьми с особыми образовательными потребностями.

2. Обеспечение условий затруднительно из-за разного режима дня и отдыха, питания у детей первого года жизни и детей старшего возраста.

3. Наличие детей разного возраста, разной нозологии, отклонения в поведении предполагают уменьшение количества детей в группе и увеличение количества самих групп, в связи с чем возникает кадровый вопрос (увеличение штата, чтобы обеспечить полноценный уход и присмотр за детьми, в том числе с особыми потребностями) и вопрос наличия свободных помещений для проживания по семейному типу.

4. Большая нагрузка на воспитателя в группе и неравномерное распределение внимания детям (например, при помещении паллиативного ребенка недостаточное внимание другим детям в группе).

5. Несоответствие зданий (помещений) для размещения маломобильных детей, потребуется переоборудование здания (установка подъемников, лифтов), расширение коридоров в санузлы, переоборудование душевых.

6. Совместное нахождение детей, имеющих попечение родителей, и детей, у которых попечение родителей отсутствует, может являться травмирующим фактором для детей, устройство которых в замещающие семьи невозможно.

7. Буллинг.

1. Реализация инклюзивного подхода в образовании и воспитании детей начиная с раннего возраста.

Шанс на полноценную жизнь в будущем для многих воспитанников, имеющих нарушения развития.

2. Воспитание толерантного отношения нормотипичных воспитанников, расширение круга интересов у воспитанников с ОВЗ.

3. Обеспечение условий совместного нахождения детей будет способствовать адаптации воспитанников к окружающему обществу, развитию чувств взаимопомощи и эмпатии.

4. Решение проблемы разлучения братьев и сестер.

5. Расширение реабилитационных помещений — комнат психологической разгрузки, мастерских по гончарному, швейному, столярному делу и др.

Опрос руководителей организаций для детей-сирот показал наличие противоположных мнений. Ниже приводятся цитаты из заполненных опросников.

«Хотелось бы, чтобы дети раннего возраста и дети с тяжелыми нарушениями здоровья воспитывались в специализированных учреждениях».

«В настоящее время в организации проживают дети-инвалиды, не имеющие сложных заболеваний с точки зрения их мобильности. Для проживания таких детей в организации созданы комфортные условия. Опыт пребывания детей со средней степенью умственной отсталости и существенными нарушениями в здоровье (после кататравмы) показал, что детям “нормы” очень сложно жить рядом — возбудимость, раздражительность, нервные срывы. Такой опыт годичного проживания в семейной группе из восьми человек имеет место быть в нашей организации. Особенно поведение ребенка-инвалида (частые истерики, крики, вызванные перепадами ВЧД) раздражало детей в момент выполнения домашнего задания, просмотра телепередач, ночное время».

«Реализация единой модели требует тщательной подготовки и не малых финансовых и человеческих ресурсов. Необходимо обеспечить соответствие законодательству, защиту прав детей, соблюдение трудового и финансового законодательства, наличие эффективных механизмов контроля и разрешение споров».

«Ожидание: положительным моментом станет распространение опыта современных моделей успешной социализации детей-сирот, повышение квалификации и профессиональной подготовки (переподготовки) кадров; создание федеральных, региональных программ по обеспечению социализации детей-сирот».

Данные частотного анализа ответов руководителей на вопрос, как они относятся к совместному помещению в одну группу нормотипичных детей-сирот, детей с тяжелой инвалидностью, находящиеся в ТЖС и (или) СОП, с расстройствами поведения, употребляющих ПАВ, несовершеннолетних после воспитательной колонии, а также детей в возрасте от 0 до 18 лет, приведены в табл. 2.

Таблица 2. Мнения руководителей организаций для детей-сирот о совместном проживании детей различных категорий в одной группе организации (в %)

Утверждения

Руководители (%)

считаю, что это пойдет на благо всем детям, т. к. для всех детей должны быть созданы равные условия для жизни и воспитания

12

считаю, что это позитивно отразится на всех детях, т. к. это расширит их возможности интеграции в различные социальные среды

9

считаю, что детей с тяжелой инвалидностью лучше воспитывать там, где созданы для них специальные условия

77

считаю, что дети с расстройствами поведения, употребляющие ПАВ, должны сначала пройти комплексную реабилитацию и только в случае стойкой ремиссии возвращаться в организацию

83

считаю, что младенцев и детей раннего возраста надо воспитывать там, где созданы для них специальные условия, т. к. у подавляющего числа детей патология центральной нервной системы, и они нуждаются в особых программах абилитации

66

считаю, что проживание детей-сирот и «домашних» детей в одной группе травмирует детей, не имеющих родных

18

Таким образом, сторонники ЕМО составляют 21% (позиции 1 и 2) от всех опрошенных, считая, что можно создать равные условия для всех воспитанников и это позитивно отразится на них, расширит возможности их интеграции в различные социальные среды.

Заключение

Разработка ЕМО, объединение разных организаций является естественным продолжением реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и других социозащитных организаций и сталкивается с различными трудностями правового, экономического, организационного и психологического характера. Отдельной проблемой может стать социально-психологическая готовность как руководителей, так и специалистов (в первую очередь воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов), которые будут работать с новыми для них категориями детей в рамках одной воспитательной группы или организации. Для обеспечения эффективной работы потребуется разработка новых программ повышения квалификации как для отдельных категорий специалистов, так и для междисциплинарных команд.

Достаточно сложно выбрать модель объединения из-за многообразия подходов и отсутствия общих регламентов и норм. Но смешанная модель позволит выстроить единый процесс работы с семьей на всех этапах: от первичной профилактики семейного неблагополучия до сопровождения замещающих семей, увеличить число родителей, восстановленных в родительских правах.

Литература

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка за 2023 год [Электронный ресурс] // Документы. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. 2024. URL: https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents/306 (дата обращения: 19.08.2024).
  2. Зайцева Н.Г., Колесникова У.В. «Родительские» дети в организациях для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 2. С. 24–36. DOI:10.17759/ssc.2021020202
  3. Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Психологические ресурсы и личностные дефициты у выпускников организаций для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 69–89. DOI:10.17759/ssc.2022030205
  4. Письмо Минобрнауки России от 01.09.2014 № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135781/ (дата обращения: 13.11.2024).
  5. План мероприятий («дорожная карта») по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Гарант. 2024. URL: https://base.garant.ru/402774970/ (дата обращения: 19.08.2024).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 19.04.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2022. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487/ (дата обращения: 13.11.2024).
  7. Постановление Правительства РФ от 16.08.2024 № 1099 «Об утверждении примерных требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям» (начало действия документа - 01.03.2025) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_483691/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 03.12.2024).
  8. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 26.05.2009) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39409/ (дата обращения: 30.10.2024).
  9. Постановление Правительства РФ от 31.07.2024 № 1033 «Об утверждении перечня отдельных основных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, по которым разрабатываются стандарты оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандарты оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, а также Правил разработки стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, включая определение их структуры и содержания» (начало действия документа — 01.03.2025) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_481937/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 03.12.2024).
  10. Почти полмиллиона детей в Европе и Центральной Азии живут в интернатах [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. URL: https://news.un.org/ru/story/2024/01/1448702 (дата обращения: 12.09.2024).
  11. Приказ Росстата от 16.09.2024 № 410 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № 1-ОД «Сведения об организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и указаний по ее заполнению» (ред. от 15.10.2024) [Электронный ресурс] // Кодекс. 2024. URL: https://docs.cntd.ru/document/1307337525 (дата обращения: 30.10.2024).
  12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 03.12.2024).
  13. Семья Г.В. Обзор международных исследований, посвященных последствиям нахождения ребенка в условиях институционализации: как добиться положительных результатов [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 73–84. DOI:10.17759/ssc.2021020106
  14. Семья Г.В. Сравнительный анализ постинтернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: двадцать лет спустя [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 4. С. 25–41. DOI:10.17759/psylaw.2021110403
  15. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 67–82. DOI:10.17759/pse.2016210105
  16. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (дата обращения: 20.11.2024).
  17. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 14.11.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139995/ (дата обращения: 20.11.2024).
  18. Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 25.11.2013) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148478/ (дата обращения: 13.11.2024).
  19. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения: 03.12.2024).
  20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.11.2024).
  21. Форма федерального статистического наблюдения № Д-13 «Сведения об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. 2024. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b94a73f818398d26c6fe0992e109dff6/ (дата обращения: 19.08.2024).
  22. Browne E. Children in care institutions // K4D Helpdesk Report. UK, Brighton: Institute of Development Studies, 2017. 18 p.
  23. Desmond C., Watt K., Saha A., Huang J., Lu C. Prevalence and number of children living in institutional care: global, regional, and country estimates // Lancet Child Adolesc Health. Vol. 4. № 5. P. 370–377. DOI:10.1016/S2352-4642(20)30022-5
  24. Semya G., Telitsyna A., Garifulina E. Russian Federation // The Development of Child Protection Systems in the Post-Soviet States / Ed. by I. Earner., A. Telitsyna. Cham: Springer, 2021. P. 137–145.

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Лашкул Марина Валерьевна, заместитель директора, Центр защиты прав и интересов детей (ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6907-1881, e-mail: ml-69@yandex.ru

Яровикова Ольга Анатольевна, руководитель структурного подразделения, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3862-0902, e-mail: o.yarovikova@mail.ru

Меркуль Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3808-6076, e-mail: merkulia@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 38
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 11
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3