Социальная психология и общество
2024. Том 15. № 4. С. 75–93
doi:10.17759/sps.2024150406
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Временная перспектива личности как ресурс преодоления кризиса идентичности на различных этапах жизнеосуществления
Аннотация
Цель. Определить роль временной перспективы личности в преодолении кризиса идентичности и раскрыть ее потенциал как ресурса психологической помощи на различных этапах жизнеосуществления.
Контекст и актуальность. Усиление проявлений кризиса идентичности в современных условиях определяет необходимость поиска новых направлений психологической работы по его предупреждению и эффективному разрешению. Имеющиеся данные о наличии взаимосвязи темпоральных и идентификационных характеристик позволяют рассматривать содержательные особенности временной перспективы личности в качестве потенциального ресурса преодоления кризиса идентичности.
Дизайн исследования. Комплекс диагностических методик, направленных на изучение особенностей временной перспективы личности и специфики проявлений переживания кризисов идентичности, позволил собрать данные по выборкам, сформированным в соответствии с возрастными периодами. Первичные данные были подвергнуты сравнительному анализу средних значений по изучаемым признакам и сопоставлению особенностей корреляционных взаимосвязей показателей временной перспективы и кризиса идентичности. В дальнейшем с помощью регрессионного анализа подтверждалось предположение о влиянии показателей временной перспективы на уровень переживания кризиса идентичности в выделенных возрастных группах. Также с использованием регрессионного анализа проверялась гипотеза об обусловливании изменчивости временной перспективы в различных возрастных группах показателями стрессогенности кризисных областей жизнеосуществления.
Участники. В исследовании приняли участие 139 человек в возрасте от 16 до 55 лет. Общая выборка была поделена на группы согласно возрастным периодам: старший подростковый (15-17 лет, 38 человек), юношеский (18-22 года, 47 человек), ранняя взрослость (23-29 лет, 26 человек), зрелость/поздняя взрослость (30-55 лет, 28 человек). Все группы были уравнены по половому признаку.
Методы (инструменты). Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо ZTPI (модификация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной); «Опросник кризисной идентичности» Н.В. Дмитриевой и Н.А. Самойлик; анкета кризисных событий и переживаний В.Р. Манукян; методика исследования профессиональной идентичности (МИПИ) и личностной идентичности (МИЛИ) Л.Б. Шнейдер. При обработке полученных данных использовались методы статистического анализа (корреляционный анализ, U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, регрессионный анализ).
Результаты. Выявлена специфика взаимосвязи параметров временной перспективы личности и показателя кризисной идентичности в различных возрастных группах. Установлено, что временная перспектива детерминирует уровень и характер переживания кризиса идентичности, при этом конкретные особенности временной перспективы личности на разных этапах жизнеосуществления имеют неодинаковое значение.
Основные выводы. Содержательные характеристики временной перспективы личности являются важным потенциальным ресурсом преодоления кризиса идентичности, имеющим избирательную значимость на различных этапах жизнеосуществления, что определяет возрастные особенности возможной «терапевтической мишени» в рамках психологического воздействия.
Общая информация
Ключевые слова: временная перспектива личности, темпоральность, идентичность, кризис идентичности, возрастные этапы жизнеосуществления
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150406
Финансирование. Исследование выполнено в рамках реализации гранта ФГБОУ ВО «Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга», научный проект № 14-12 от 19.11.2023 «Путь к себе: выход из кризиса».
Получена: 04.10.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Мещерякова Е.М., Серый А.В., Яницкий М.С. Временная перспектива личности как ресурс преодоления кризиса идентичности на различных этапах жизнеосуществления // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 4. С. 75–93. DOI: 10.17759/sps.2024150406
Полный текст
Введение
Метод
Результаты
Методы |
Измеряемые параметры |
Подростковый период (П) |
Юношеский Период (Ю) |
Ранняя взрослость (РВ) |
Зрелость (З) |
Критерий Краскела- Уоллиса |
ZTPI Ф. Зимбардо |
Негативное прошлое |
3,02 (З) |
2,74 (РВ) |
3,09 (Ю, З) |
2,56 (П, РВ) |
7,46 |
Гедонистическое настоящее |
3,14 |
3,13 |
3,19 |
2,94 |
2,24 |
|
Будущее |
3,42 (Ю, РВ) |
3,79 (П) |
3,83 (П) |
3,66 |
6,67 |
|
Позитивное прошлое |
3,73 |
3,81 |
3,59 |
3,58 |
2,25 |
|
Фаталистическое настоящее |
2,71 |
2,60 |
2,44 |
2,48 |
3,52 |
|
МИЛИ |
Личностная идентичность |
67,25 |
70,94 |
70,48 |
74,50 |
3,79 |
МИПИ |
Профессиональная идентичность |
49,80 |
51,73 |
53,35 |
61,47 |
9,60* |
Опросник ОКИ |
Детско-родительские, семейные отношения |
44,89 |
37,02 |
43,06 |
36,86 |
7,83* |
Ценностно-смысловой аспект |
38,66 |
34,79 |
37,23 |
29,74 |
6,03 |
|
Эмоциональный аспект |
50,33 |
47,19 |
50,69 |
41,92 |
5,87 |
|
Поведенческий аспект |
57,20 |
47,75 |
52,09 |
42,24 |
9,61* |
|
Межличностные и профессиональные отношения |
48,40 |
39,62 |
45,75 |
38,52 |
17,16** |
|
Сексуальный аспект |
39,63 |
36,30 |
40,19 |
33,22 |
7,62* |
|
Стрессовые факторы |
41,59 |
38,51 |
45,45 |
34,58 |
7,69* |
|
Общий показатель кризиса идентичности |
32,94 |
27,65 |
35,42 |
24,41 |
8,23* |
|
Анкета кризисных событий и переживаний |
Кризис нереализованности |
6,59 |
5,00 |
6,29 |
6,30 |
3,91 |
Кризис бесперспективности |
12,00 |
11,65 |
11,49 |
9,05 |
4,39 |
|
Кризис опустошенности |
5,15 (З) |
4,99 (З) |
4,74 |
3,60 (П, Ю) |
6,56 |
|
Общепсихологический признак кризиса |
4,29 |
4,02 |
4,15 |
3,18 |
1,28 |
|
Кризис идентичности |
5,24 |
4,81 |
4,42 |
3,57 |
4,01 |
|
Кризисный процесс вхождения во взрослость (ВУЗ) |
4,28 |
3,00 |
3,00 |
2,45 |
11,45** |
|
Кризисный процесс вхождения во взрослость (начало профессиональной деятельности) |
3,31 |
3,09 |
3,33 |
2,18 |
2,77 |
Параметры временной перспективы |
Подростковый период |
Юношеский период |
Ранняя взрослость |
Зрелость |
Негативное прошлое |
0,32* |
0,47** |
0,60** |
0,48** |
Гедонистическое настоящее |
–0,22 |
0,29* |
0,35 |
0,14 |
Будущее |
–0,17 |
–0,13 |
–0,30 |
–0,23 |
Позитивное прошлое |
–0,45** |
-0,37** |
-0,42* |
–0,26 |
Фаталистическое настоящее |
0,07 |
0,52** |
0,43* |
0,22 |




Возрастные группы |
Параметры временной перспективы |
Нестандартный коэффициент |
Стандартный коэффициент Бета |
t |
p | |
В |
Стандартная ошибка |
|||||
Подростки
|
(Константа) |
61,54 |
17,21 |
|
3,58 |
0,001*** |
ПП |
–12,93 |
3,96 |
–0,45 |
–3,27 |
0,001*** |
|
НП |
6,51 |
2,69 |
0,34 |
2,42 |
0,020* |
|
Юноши
|
(Константа) |
–4,13 |
7,05 |
|
–0,59 |
0,560 |
НП |
11,61 |
2,47 |
0,57 |
4,70 |
0,001*** |
|
Ранняя взрослость
|
(Константа) |
45,91 |
12,19 |
|
3,77 |
0,001*** |
НП |
12,43 |
2,28 |
0,67 |
5,47 |
0,001*** |
|
Б |
–12,75 |
2,83 |
–0,55 |
–4,51 |
0,001*** |
|
Зрелость
|
(Константа) |
26,37 |
9,49 |
|
2,78 |
0,010** |
НП |
7,78 |
2,23 |
0,56 |
3,49 |
0,001*** |
|
ПП |
–6,10 |
2,45 |
–0,40 |
–2,49 |
0,020* |
Параметры временной перспективы |
Возрастные группы |
ДРО |
ЦСА |
ЭА |
ПА |
МПО |
СА |
СФ |
Негативное прошлое |
подростки |
0,22 |
0,38* |
0,50** |
0,52** |
0,24 |
–0,03 |
–0,03 |
юноши |
0,20 |
0,37* |
0,53** |
0,53** |
0,25 |
0,03 |
0,05 |
|
ранняя взрослость |
0,34 |
0,45* |
0,60** |
0,62** |
0,37 |
0,46* |
0,30 |
|
зрелость |
0,36 |
0,55** |
0,39* |
0,25 |
0,53** |
0,23 |
–0,02 |
|
Гедонистическое настоящее |
подростки |
0,01 |
–0,17 |
–0,19 |
–0,20 |
–0,18 |
–0,23 |
-–0,17 |
юноши |
0,05 |
–0,13 |
-–0,20 |
–0,21 |
–0,11 |
–0,31 |
–0,04 |
|
ранняя взрослость |
0,32 |
–0,01 |
0,36 |
0,28 |
0,39* |
0,47* |
0,06 |
|
зрелость |
0,19 |
0,27 |
0,11 |
–0,04 |
0,24 |
0,05 |
–0,24 |
|
Будущее |
подростки |
–0,26 |
–0,13 |
–0,05 |
–0,01 |
–0,28 |
0,00 |
–0,23 |
юноши |
–0,29 |
–0,15 |
0,05 |
–0,02 |
–0,21 |
–0,04 |
–0,12 |
|
ранняя взрослость |
–0,33 |
–0,31 |
–0,18 |
–0,21 |
–0,24 |
–0,05 |
–0,22 |
|
зрелость |
–0,16 |
–0,26 |
0,03 |
–0,09 |
–0,17 |
–0,25 |
–0,50** |
|
Позитивное прошлое |
подростки |
–0,32* |
–0,36* |
–0,40** |
–0,46** |
–0,38* |
–0,29 |
–0,31 |
юноши |
–0,40** |
–0,31* |
–0,43** |
–0,46** |
–0,36* |
–0,36* |
–0,33* |
|
ранняя взрослость |
–0,39* |
–0,41* |
–0,38* |
–0,27 |
–0,20 |
–0,23 |
–0,32 |
|
зрелость |
–0,23 |
–0,21 |
–0,11 |
–0,24 |
–0,11 |
–0,09 |
–0,44* |
|
Фаталистическое настоящее |
подростки |
0,27 |
–0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,13 |
–0,14 |
0,05 |
юноши |
0,34* |
–0,01 |
0,09 |
0,14 |
0,15 |
–0,07 |
0,12 |
|
ранняя взрослость |
0,15 |
0,30 |
0,54** |
0,52** |
0,26 |
0,25 |
0,22 |
|
зрелость |
0,10 |
0,16 |
0,25 |
0,11 |
0,28 |
0,19 |
–0,06 |
Возрастная группа |
Зависимая переменная |
Независимая переменная |
Нестандартный коэффициент |
Стандартный коэффициент Бета |
t |
p |
|
Параметры временной перспективы |
Жизненные сферы |
B |
Стандартная ошибка |
||||
Подростки |
Негативное прошлое |
(Константа) |
1,71 |
0,41 |
4,22 |
0,001*** |
|
ПА |
0,02 |
0,01 |
0,50 |
3,47 |
0,001*** |
||
Позитивное прошлое |
(Константа) |
4,57 |
0,28 |
16,32 |
0,001*** |
||
ПА |
–0,01 |
0,00 |
–0,47 |
–3,21 |
0,001*** |
||
Юноши |
Негативное прошлое |
(Константа) |
1,30 |
0,36 |
3,58 |
0,001*** |
|
ПА |
0,02 |
0,00 |
0,50 |
4,49 |
0,001*** |
||
СА |
0,03 |
0,01 |
0,42 |
3,60 |
0,001*** |
||
СФ |
–0,02 |
0,01 |
–0,31 |
–2,78 |
0,010** |
||
Ранняя взрослость |
Негативное прошлое |
(Константа) |
1,36 |
0,50 |
2,74 |
0,010** |
|
СА |
0,04 |
0,01 |
0,59 |
3,56 |
0,001*** |
||
Будущее |
(Константа) |
5,20 |
0,49 |
10,56 |
0,001*** |
||
МПО |
–0,03 |
0,01 |
–0,50 |
–2,82 |
0,010** |
||
Зрелость |
Негативное прошлое |
(Константа) |
1,53 |
0,33 |
4,56 |
0,001*** |
|
ЦСА |
0,03 |
0,01 |
0,55 |
3,36 |
0,001*** |
||
Позитивное прошлое |
(Константа) |
4,50 |
0,44 |
10,17 |
0,001*** |
||
СФ |
–0,03 |
0,01 |
–0,40 |
–2,20 |
0,040* |
Обсуждение результатов
Выводы
- Временная перспектива личности является важным потенциальным ресурсом преодоления кризиса идентичности.
- Конкретные параметры временной перспективы личности имеют специфическую значимость при переживании кризиса идентичности на различных этапах жизнеосуществления, что определяет возрастные особенности соответствующей психологической помощи.
- Перспективными «терапевтическими мишенями» психологического воздействия при кризисе идентичности и его направлениями на основные потенциальные сферы возникновения кризисных ситуаций являются:
Литература
1. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 1. DOI:10.54359/ps.v4i20.804
2. Белинская Е.П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2015. № 8(40). С. 12. DOI:10.54359/ps.v8i40.551
3. Белинская Е.П. Кризис идентичности в условиях радикальных социальных изменений // Идентичность и организация в меняющемся мире / Под ред. Ивановой Н.Л., Штроо В.А., Лебедевой Н.М. М.: Высшая школа экономики, 2008. С. 93–111.
4. Бредун Е.В., Щеглова Э.А. Психологические особенности темпомира человека как предикторы процесса решения когнитивной задачи // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 4. С. 430–439. DOI:10.21603/2078-897S-2022-24-4-430-439
5. Бредун Е.В., Щеглова Э.А., Смешко Е.В., Шмер Т.А. Диагностические возможности опросника «темпоральные модальности жизнеосуществления» // Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 174–190. DOI:10.17223/17267080/82/10
6. Дмитриева Н.В., Козырева Т.С., Перевозкина Ю.М. Кризисная идентичность посттравматической личности. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 191 с.
7. Дмитриева Н.В., Самойлик Н.А. Кризис идентичности: феноменология переживания. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 233 с.
8. Карабанова О.А., Тихомандрицкая О.А., Молчанов С.В. Связь базовых ценностей личности с характером психологической адаптации к глобальным цифровым рискам // Психологическая наука и образование. 2024. Т. 29. № 4. С. 104–125. DOI:10.17759/pse.2024290409
9. Лукьянов О.В. Проблема аутентификации. Необходимость психологии подлинности // Новые психологические контексты становления личности в меняющемся мире. Томск: Изд-во ТГУ, 2017. С. 96–114.
10. Майер С.В., Серый А.В., Яницкий М.С. Смысловые и темпоральные характеристики кризиса профессиональной идентичности в среднем возрасте // Психология человека в образовании. 2023. Т. 5. № 4. С. 594–606. DOI:10.33910/2686-9527-2023-5-4-594-606
11. Марцинковская Т.Д., Андреева (Голубева) Н.А., Преображенская С.В. Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13. Вып. 3. С. 347–361. DOI:10.21638/spbu16.2023.304
12. Мещерякова Е.М. Возрастная динамика личностной и профессиональной идентичности во взаимосвязи с временной перспективой личности // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества» (г. Чебоксары, 13 июня 2024 г.). Чебоксары: Изд-во Среда, 2024. С. 105–112.
13. Серый А.В., Яницкий М.С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2015. № (43). С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.08.2024). DOI:10.54359/ps.v8i43.523
14. Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Технологически расширенная личность: разработка и апробация шкалы самоуправления цифровой повседневностью // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2024. № 47(2). С. 175–200. DOI:10.11621/LPJ-24-20
15. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 101–109.
16. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 328 с.
17. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Изд-во Питер, 2024. 448 с.
18. Я-концепция личности как система идентичностей: структурно-содержательные характеристики и динамика в процессе обучения в вузе / Браун О.А., Серый А.В., Яницкий М.С., Аркузин М.Г., Аршинова Е.В. Кемерово: Изд-во КемГУ, 2022. 96 с.
19. Яницкий М.С., Серый А.В. Ценностно-смысловые компоненты ресурсного потенциала личности // Личность: ресурсы и потенциал. 2024. Т. 21. № 1. С. 21–27.
20. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and review of research // Developmental psychology. 1982. Vol. 18(3). P. 341–358.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 288
В прошлом месяце: 102
В текущем месяце: 65
Скачиваний PDF
За все время: 91
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 15
Всего
За все время: 379
В прошлом месяце: 121
В текущем месяце: 80