Социальная психология и общество
2024. Том 15. № 2. С. 100–116
doi:10.17759/sps.2024150207
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Зависимость от смартфона и ее связи c академической мотивацией, прокрастинацией и самоконтролем в общении у белорусов и россиян
Аннотация
Цель. Выявление и сравнительный анализ связей зависимости от смартфона с академической мотивацией, прокрастинацией и самоконтролем в общении у белорусов и россиян.
Контекст и актуальность. Пользователи смартфона, попавшие в зависимость от него, страдают от многих проявлений психологического неблагополучия, поэтому зависимость от смартфона стала объектом пристального внимания психологов разных стран. При этом актуален вопрос: сходны или различны ее связи с личностными характеристиками пользователей у представителей разных этносов?
Дизайн исследования. На основе онлайн-тестирования выявлялись и анализировались связи зависимости от смартфона у российских и белорусских мужчин и женщин.
Участники. 3379 респондентов: 2365 белорусов (55,39% – женщины) и 1014 россиян (65,87% – женщины).
Методы (инструменты). Опросники: зависимости от смартфона (автор В.П. Шейнов), зависимости от социальных сетей (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын), факторные модели данных зависимостей (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын); «Шкала академической мотивации» (авторы Т.О. Гордеева и др.); «Шкала прокрастинации» К. Лей в адаптации Я.И. Варваричевой; тест М. Снайдера «Самоконтроль в общении».
Результаты. Зависимость от смартфона белорусских и российских мужчин и женщин и все ее факторы отрицательно коррелируют с внутренней академической мотивацией и положительно – с внешней академической мотивацией, прокрастинацией, самоконтролем в общении и зависимостью от соцсетей. Эти корреляции у белорусов и россиян различаются только теснотой связей, они свидетельствуют о том, что зависимость от смартфона отрицательно связана с внутренней мотивацией к обучению, открытостью и непосредственностью контактов.
Основные выводы. У белорусов и россиян: 1) обнаружено сходство связей зависимости от смартфона с академической мотивацией, прокрастинацией, самоконтролем в общении и зависимостью от соцсетей; 2) выявлена отрицательная связь смартфон-аддикции с внутренней мотивацией к учебе и качеством общения.
Общая информация
Ключевые слова: зависимость от смартфона, академическая мотивация , прокрастинация, самоконтроль в общении, зависимость от социальных сетей, белорусы, россияне, мужчины , женщины
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150207
Получена: 15.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Шейнов В.П., Низовских Н.А., Ермак В.О. Зависимость от смартфона и ее связи c академической мотивацией, прокрастинацией и самоконтролем в общении у белорусов и россиян // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 2. С. 100–116. DOI: 10.17759/sps.2024150207
Полный текст
Введение
- Имеется ли связь между зависимостью от смартфона и ее факторами с зависимостью от социальных сетей и ее факторами у белорусов и россиян?
- Имеются ли связи зависимости от смартфона и ее факторов с типами академической мотивации, прокрастинацией и самоконтролем в общении у белорусских и российских респондентов? Каков их характер?
- Сходны или различны связи зависимости от смартфона и ее факторов с типами академической мотивации, прокрастинацией и самоконтролем в общении у белорусских и российских мужчин и женщин?
Метод
Результаты
Зависимость от смартфона |
Зависимость от социальных сетей |
Личностные характеристики |
|||||
Интегральный показатель |
Психологическое состояние пользователя сети |
Коммуникация |
Получение информации |
Прокрастинация |
Самоконтроль в общении |
||
M = 32,1 SD = 10,4 |
M = 14,9 SD = 5,2 |
M = 5,7 SD = 2,6 |
M = 7,5 SD = 2,7 |
M = 46,2 SD = 8,9 |
M = 5,2 SD = 1,9 |
||
Интегральный показатель M = 15,7, SD = 5,1 |
0,58** |
0,57** |
0,43** |
0,38** |
0,16** |
0,14** |
|
Потеря контроля над собой M = 8,2, SD = 2,8 |
0,48** |
0,47** |
0,36** |
0,35** |
0,19** |
0,13** |
|
Страх отказа от смартфона M = 1,9, SD = 0,9 |
0,48** |
0,49** |
0,40** |
0,29** |
0,04** |
0,09** |
|
Эйфория от пользования M = 5,6, SD = 1,8
|
0,46** |
0,47** |
0,35** |
0,33** |
0,09** |
0,12** |
Зависимость от смартфона |
Зависимость от социальных сетей |
Личностные характеристики |
||||
Интегральный показатель |
Психологическое состояние пользователя сети |
Коммуникация |
Получение информации |
Прокрастинация |
Самоконтроль в общении |
|
M = 32,8 SD = 9,7 |
M = 15,2 SD = 4,9 |
M = 5,5 SD = 2,4 |
M = 8,2 SD = 2,7 |
M = 49,0 SD = 6,7 |
M = 5,2 SD = 1,8 |
|
Интегральный показатель M = 16,3, SD = 4,9 |
0,52** |
0,49** |
0,35** |
0,35** |
0,19** |
0,08* |
Потеря контроля над собой M = 8,5, SD = 2,6 |
0,45** |
0,44** |
0,30** |
0,32** |
0,23** |
0,09** |
Страх отказа от смартфона M = 2,0, SD = 1,1 |
0,38** |
0,37** |
0,29** |
0,26** |
0,08 |
0,05 |
Эйфория от пользования M = 5,8, SD = 1,8 |
0,40** |
0,39** |
0,31** |
0,28** |
0,07* |
0,07 |
Зависимость от смартфона |
Типы академической мотивации |
|||
Внутренняя мотивация |
Внешняя мотивация |
|||
Познавательная мотивация |
Мотивация достижения |
Интроецированная мотивация |
Экстернальная мотивация |
|
M = 12,6 SD = 3,9 |
M = 12,3 SD = 4,5 |
M = 11,7 SD = 4,1 |
M = 9,5 SD = 4,2 |
|
Интегральный показатель |
–0,06** |
–0,11** |
0,10** |
0,25** |
Потеря контроля над собой |
–0,03** |
–0,07** |
0,09** |
0,22** |
Страх отказа от смартфона |
–0,11** |
–0,14** |
0,05** |
0,23** |
Эйфория от пользования |
–0,08** |
–0,12** |
0,08** |
0,21** |
Зависимость от смартфона |
Типы академической мотивации |
|||
Внутренняя мотивация |
Внешняя мотивация |
|||
Познавательная мотивация |
Мотивация достижения |
Интроецированная мотивация |
Экстернальная мотивация |
|
M = 24,2 SD = 3,3 |
M = 13,8 SD = 4,1 |
M = 12,3 SD = 4,0 |
M = 9,1 SD = 4,1 |
|
Интегральный показатель |
–0,09** |
–0,14** |
0,09* |
0,21** |
Потеря контроля над собой |
–0,11** |
–0,14** |
0,08* |
0,18** |
Страх отказа от смартфона |
–0,11** |
–0,18** |
0,04 |
0,22** |
Эйфория от пользования |
–0,13** |
–0,16** |
0,07 |
0,16* |
Показатель |
Академическая мотивация |
Прокрастинация |
Самоконтроль в общении |
|||
Познавательная мотивация |
Мотивация достижения |
Интроецированная мотивация |
Экстернальная мотивация |
|||
Зависимость от смартфона (интегральный показатель) |
Белорусские мужчины (n = 1055) |
|||||
–0,12** |
–0,15** |
0,08** |
0,27** |
0,06* |
0,13** |
|
Российские мужчины (n = 346) |
||||||
–0,09* |
–0,14** |
0,10* |
0,21** |
0,20** |
0,08* |
|
Белорусские женщины (n = 1310) |
||||||
–0,04* |
–0,10** |
0,12** |
0,25** |
0,24** |
0,15** |
|
Российские женщины (n = 668) |
||||||
–0,11* |
–0,18** |
0,17** |
0,22** |
0,25** |
0,10** |
Обсуждение результатов
Заключение
Литература
- Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121–
- Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии / Полное собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 103–108.
- Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. Том 35.№ 4. С. 96–107.
- Каменская В.Г., Томанов Л.В. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 1. С. 139–159. DOI:10.17759/exppsy.2022150109
- Панов В.И. Субъектность педагога в условиях цифровизации образования: экопсихологический аспект. Глава 6 // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы: Коллективная монография / Под ред. Л.М. Митиной. М.: ПИ РАО, 2022. С. 63–72.
- Панюкова Ю.Г. Цифровизация информационной среды в контексте экопсихологической модели становления субъектности // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 1. C. 222–227. DOI:17759/sps.2023140113
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты / редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2022. 672 с.
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.2018090308
- Cолдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал ВШЭ. 2021. Т. 18. № 3. С. 431–450. DOI:10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 3. С. 11–30. DOI:10.17759/sps.2023140302
- Шейнов В.П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума // Системная психология и социология. 2020. № 3(35). С. 75–
- Шейнов В.П., Девицын А.С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № С. 41–55. DOI:10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
- Шейнов В.П., Девицын А.С. Факторная структура модели зависимости от смартфона // Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 3(23). С. 174−197. DOI:10.38098/ipran.sep_2021_23_3_07
- Cha J.H., Choi Y.-J., Ryu S., Moon J.-H. Association between smartphone usage and health outcomes of adolescents: A propensity analysis using the Korea youth risk behavior survey // PLoS ONE. 2023. Vol. 18(12): e0294553. DOI:10.1371/journal.pone.0294553
- Chan N.N., Walker C., Gleaves A. An exploration of students' lived experiences of using smartphones in diverse learning contexts using a hermeneutic phenomenological approach // Computers & Education. 2015. 82. P. 96−106. DOI:10.1016/j.compedu.2014.11.001
- Gui M., Gerosa T., Argentin G., Losi L. Mobile media education as a tool to reduce problematic smartphone use: Results of a randomised impact evaluation // Computers & Education. 2023. Vol. 194: 104705. DOI:1016/j.compedu.2022.104705
- Hohti R., Paakkari A., Stenberg K. Smartphones. In: Rautio P., Stenvall E. (eds.). Social, Material and Political Constructs of Arctic Childhoods. Children: Global Posthumanist Perspectives and Materialist Theories. 2019. Springer, Singapore. P. 85–
- Kheradmand A., Amirlatifi E.S., Rahbar Z. Personality traits of university students with smartphone addiction Front // Psychiatry. Sec. Addictive Disorders. 2023. Vol. 14. DOI:3389/fpsyt.2023.1083214
- Liu L.Q., Min G., Yue S.T., Cheng L.S. The Influence of Mobile Phone Addiction on Procrastination: A Moderated Mediating Model // Journal of ergonomics. 2018. Vol. 8: 232. P. 1– DOI:10.4172/2165-7556.1000232
- Machado de Oliveira M., Lucchetti G., da Silva Ezequiel O., Lamas Granero Lucchetti A. Association of Smartphone Use and Digital Addiction with Mental Health, Quality of Life, Motivation and Learning of Medical Students: A Two-Year Follow-Up Study // Psychiatry. Vol. 86(3). P. 200–213. DOI:10.1080/00332747.2022.2161258
- Munusamy K.A., Ghazali A.H.A., Zawawi J.W.M., Razi S.A.M. Psychological Predictors of Mobile Phone Use and Addiction among Youths // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2021. Vol. 11(15). 28–42.
- Rios Sanchez L.E., Allcca Flores J.G., Alfaro Vásquez R.M. Procrastinación académica y dependencia a teléfonos móviles en adolescentes de un colegio básico regular de la ciudad de Ilo // Revista Científica De Ciencias De La Salud. 2022. Vol. 15(1). P. 30–38.
- Sela A., Rozenboim N., Ben-Gal H.C. Smartphone use behavior and quality of life: What is the role of awareness? // PLOS ONE. 2022. Vol. 17(3): e0260637. DOI:1371/journal.pone.0260637
- Shahroudi S., Soltani F., Nouri N., Rigi A. The relationship between cell-phone addiction with the academic achievement motivation and academic performance of students in Khash Baluchestan // Shenakht Journal of Psychology and Psychiatry. 2019. 5(6). P. 57–70. DOI:10.29252/shenakht.5.6.57
- Tian J., Zhao J-y., Xu J-m., Li Q-l., Sun T., Zhao C-x., Gao R., Zhu L-y., Guo H-c., Yang L-b., Cao D-p., Zhang S-e. Mobile Phone Addiction and Academic Procrastination Negatively Impact Academic Achievement Among Chinese Medical Students // Front. Psychol. 2021. Vol. 12. DOI:10.3389/fpsyg.2021.758303
- Yang X., Wang P., Hu P. Trait Procrastination and Mobile Phone Addiction Among Chinese College Students: A Moderated Mediation Model of Stress and Gender // Front. Psychol. 2020. Vol. DOI:10.3389/fpsyg.2020.614660
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 227
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 56
Скачиваний
Всего: 61
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 9