Социальная психология и общество
2021. Том 12. № 4. С. 71–92
doi:10.17759/sps.2021120405
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Межгрупповое доверие русских в поликультурных регионах России: роль ценностей и межкультурных контактов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ценности, межкультурные контакты, межгрупповое доверие, русское этническое меньшинство, РСО-А, КБР
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120405
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 19-18-00169.
Получена: 20.02.2020
Принята в печать:
Для цитаты: Галяпина В.Н. Межгрупповое доверие русских в поликультурных регионах России: роль ценностей и межкультурных контактов // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 4. С. 71–92. DOI: 10.17759/sps.2021120405
Полный текст
Введение
Как показывают исследования [11; 15; 21], межгрупповое доверие играет важную роль в межкультурных отношениях, оно гармонизирует их [5], действует как форма «социального клея» [52], выступает просоциальным посредником [39]. Как отмечают исследователи [29], это психологическое средство преодоления нестабильных социальных взаимодействий, приводящее к важным общественным и политическим выгодам, в том числе личному и социальному благополучию. В этой связи исследование межгруппового доверия в поликультур- ных обществах и факторов, его определяющих, является важной проблемой как для социально-психологической науки, так и для практики.
Обзоры исследований доверия [17; 26] показывают сложность определения этой категории. Доверие к другим часто понимается как «обобщенное ожидание отдельного человека или группы, что он/она может положиться на слова, обещания, устное или письменное заявление другого лица или группы» [41, c. 444]. Межгрупповое доверие предполагает, что люди верят в то, что другая группа искренна и готова к сотрудничеству. Межгрупповое доверие облегчает совместное поведение, при этом учитываются потребности взаимодействующих групп [16].
Исследования доверия в европейских странах, а также в Канаде и США показали, что многочисленные критерии этнической принадлежности (включая расу, национальное происхождение, язык, этнический статус) предсказывают доверие, то есть веру в то, что большинству людей можно доверять [50].
Различные точки зрения на проблему межгруппового доверия [17; 18; 26] включают в себя идею о том, что доверие другой группе может принести выгоду или ее потерю в конкретном социокультурном контексте.
Фокус данного исследования — русские, проживающие в 2-х поликультур- ных республиках Северного Кавказа — Республике Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарской Республике. Эти социокультурные контексты имеют ряд сходств и различий.
Обе республики являются поли- культурными: доля титульных этносов составляет около 60%, а доля русского этнического меньшинства около 20%, русские являются второй по численности этнической группой [6]. Однако существует и ряд значимых различий: 1) в РСО-А одна титульная этническая группа — осетины (64,5%), в КБР — две — кабардинцы (57,2%) и балкарцы (12,7%), которые относятся к разным языковым семьям; 2) республики различаются по религиозному составу — в КБР мусульмане составляют 72,0%, православные — 27,8%, титульные группы исповедуют ислам; в РСО-А мусульмане составляют 8,7%, православные — 91,2%, титульная группа исповедует православие [3]; 3) в РСО-А межэтнические отношения между русскими и представителями доминирующей этнической группы достаточно благоприятные [4; 9], тогда как в КБР в межэтнических отношениях наблюдается напряженность [4; 13]; 4) в РСО-А свыше 60% осетин используют русский язык в бытовом общении [2], а в КБР у титульных групп существует языковое двуязычие (русско-национальное) [1]; 5) в РСО-А у русских и осетин существуют взаимные установки на интеграцию [2], в КБР титульные группы ориентированы на сепарацию [1]. Выделенные признаки не только демонстрируют особенности регионов, но и позволяют заключить, что русские в РСО-А и КБР являются этническим меньшинством [8; 12; 28; 46]. В дальнейшем в исследовании мы будем использовать этот термин.
Исходя их вышеизложенного, мы можем предположить, что в данных социокультурных контекстах межгрупповое доверие и его взаимосвязь с ценностями и межкультурными контактами могут различаться. Наш первый исследовательский вопрос: каковы сходства и различия во взаимосвязях ценностей, межкультурных контактов и межгруппового доверия в двух социокультурных контекстах.
В качестве факторов, которые оказывают воздействие на доверие к представителям разных этнических групп и способствуют контактам с ними, рассматриваются ценности и ценностный климат [19; 32; 55].
Изучая мигрантов в Европе и Америке [22; 30; 38; 50], исследователи отмечали, что они имели более низкий уровень доверия в сравнении с представителями принимающего общества. В качестве причин этого ученые выделяли ценностный климат страны исхода — менее развитые демократические ценности [20; 35; 54]. По результатам исследований, проведенных в Европе и США [55], было установлено, что контексты, характеризующиеся высокой степенью ориентации на демократические ценности, например, ценности Открытости изменениям, смягчают разрушающий эффект недоверия после миграции. Напротив, контексты с низкой Открытостью изменениям или высокой ориентацией на ценности Сохранения усиливают разрушающий эффект недоверия [55].
Однако, как показывают исследования, проведенные у квебекцев в Канаде и чернокожих американцев в США [44; 45; 51], представители групп меньшинств, родившиеся в культурах с ценностным климатом, ориентированным на демократию и открытость, также имеют более низкое доверие в сравнении с представителями этнического большинства. Это свидетельствует о неоднозначности влияния ценностного климата на доверие и требует проверки в других социокультурных контекстах.
В исследованиях представителей этнического большинства было установлено, что люди с выраженными ценностями Открытости изменениям заинтересованы в людях разного этнического происхождения, они более склонны взаимодействовать с внешними группами. Люди, имеющие выраженные ценности Самопреодоления, ориентированы на равные возможности для всех, менее предвзяты по отношению к внешним группам, соответственно также ориентированы на взаимодействие с представителями аутгрупп [19]. В отличие от этого, люди с более выраженными ценностями Сохранения имеют более негативное отношение к внешней группе и не ориентированы на контакты с ней [32]. Причина в том, что группы этнических меньшинств или мигрантов бросают вызов установленным нормам и групповым договоренностям, сложившимся у представителей принимающего общества, поскольку они могут принести новые культурные традиции и бороться за социальный статус. Роль ценностей Самоутверждения менее ясна, по мнению исследователей, члены внешней группы или мигранты могут усиливать конкуренцию и таким образом стимулировать негативное отношение [43]; напротив, присутствие представителей разных этнических групп может также обеспечить возможность для установления господства и власти [42].
Однако, как показывает анализ, исследований о связи ценностей, межгруппового доверия и межкультурных контактов среди представителей этнического меньшинства не проводилось.
Все вышеизложенное позволяет нам выдвинуть следующие гипотезы и исследовательский вопрос:
Гипотеза 1. Ценности Открытости изменениям будут позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами и межгрупповым доверием у русского этнического меньшинства в республиках Северного Кавказа.
Гипотеза 2. Ценности Сохранения будут негативно взаимосвязаны с межкультурными контактами и межгрупповым доверием у русского этнического меньшинства в республиках Северного Кавказа.
Гипотеза 3. Ценности Самопреодо- ления будут позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами и межгрупповым доверием у русского этнического меньшинства в республиках Северного Кавказа.
В отношении ценностей Самоутверждения мы сформулировали второй исследовательский вопрос: каковы взаимосвязи этих ценностей с межкультурными контактами и межгрупповым доверием у русского этнического меньшинства в республиках Северного Кавказа?
Как показывают исследования, межкультурная дружба является важным показателем межгруппового доверия, поскольку она может предоставить конкретные диагностические данные, необходимые для построения доверия [34]. Исследования, проведенные в 21 европейской стране, демонстрируют, что генерализованное доверие представителей этнического большинства позитивно взаимосвязано с межгрупповыми дружескими контактами [49]. Исследование, проведенное в Северной Ирландии, показало, что межгрупповая дружба способствует межгрупповому доверию [33]. В исследованиях отмечается, что люди с высоким уровнем доверия имеют более позитивные социальные межкультурные контакты, способны налаживать эффективные отношения с окружающими [10; 23; 25].
С другой стороны, исследования показывают, что доверие позволяет человеку рассматривать большее количество других индивидов как представителей ингруппы, что, в свою очередь, облегчает процесс межкультурного взаимодействия (с представителями аутгрупп) [24]. Можно сказать, что данный процесс является двусторонним: межкультурные контакты помогают поддерживать доверие, а доверие помогает индивиду строить социальные отношения [40].
Также было установлено, что доверие опосредует позитивное влияние межгрупповых контактов на поведение внутри группы в конфликтных ситуациях в таких странах, как Северная Ирландия и Израиль [36; 47; 48]. Кроме этого, исследователи отмечают, что в обществах, где затруднены межкультурные контакты в силу конфликтов (Кипр, Северная Ирландия), доверие может выступать медиатором взаимосвязи межгрупповых контактов с предрассудками [37].
Однако, как показывает обзор, исследований, в которых изучались бы доверие и межкультурные контакты у представителей этнического меньшинства, длительное время живущих вместе с этническим большинством на одной территории и не находящихся с ним в открытом конфликте, не проводилось. Можно предположить, что в таких обществах межкультурные контакты не только помогают поддерживать доверие, но и могут усиливать воздействие ценностей на межгрупповое доверие.
На основе вышеизложенного мы сформулировали гипотезу и исследовательский вопрос:
Гипотеза 4. Межкультурные дружеские контакты русского этнического меньшинства будут способствовать их межгрупповому доверию в республиках Северного Кавказа.
Третий исследовательский вопрос: какова модерационная роль межкультурных контактов во взаимосвязи ценностей и межгруппового доверия у русских в РСО-А и КБР.
Цель данного исследования — внести вклад в понимание взаимосвязи таких социально-психологических факторов, как ценности и межкультурные контакты, с межгрупповым доверием русского этнического меньшинства в РСО-А и КБР.
Методы
Участники исследования. В исследовании приняли участие русские, проживающие в двух республиках Северного Кавказа (РСО-А, КБР). Общая выборка составила N=593 респондента. В выборку вошли: в РСО-А N=291 (29% муж; min =15, max =91; возраст возраст М=44,6; SD=22,10; неполное среднее образование=13%, среднее=18%, среднее специальное=23%, высшее=46%), в КБР N=302 (36% муж; min =15, возраст max =90; М=42,7; SD=21,60; неполное среднее образование=11%, сред- нее=19%, среднее специальное=44%, высшее=26%).
Процедура исследования. Сбор данных проводился сотрудниками Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ в городах и селах РСО-А и КБР, где компактно проживают русские. Использовалась техника снежного кома. Исследование проводилось на базе школ и университетов. Студентов и старшеклассников просили заполнить опросник самостоятельно, а также распространить его среди своих друзей, знакомых и родителей. Заполненные опросники возвращались организаторам исследования. Вознаграждение не предполагалось.
Инструментарий исследования. Для проведения исследования были использованы следующие шкалы.
Ценности. Опросник Шварца PVQ-R [14] включает 57 утверждений. Респонденты должны были оценить каждое из утверждений по шестибалльной шкале, в зависимости от того, в какой степени описанный человек похож на него самого (например, «Защищать слабых и уязвимых людей в обществе важно для него», для ценности Универсализм — забота о других). 19 ценностей объединялись в блоки ценностей более высокого уровня: Открытость изменениям, Самоутверждение, Сохранение и Самопреодоление. Мы провели проверку шкал ценностей более высокого порядка для каждой выборки, используя коэффициент а-Кронбаха, а также конфирматорный факторный анализ (CFA). Для РСО-А: Открытость изменениям — а=0,76; X2(df)=.5, CFI=1,00, RMSEA=0,001; Самоутверждение — а=0,78; x2(df)=1,1, CFI=0,999, RMSEA=0,019; Сохранение — a=0,84;x2(df)=3,0, CFI=0,954, RMSEA=0,090; Самопреодоление — a=0,87;x2(df)=4,0, CFI=.895, RMSEA=0,202. Для КБР: Открытость изменениям — a=0,78;x2(df)=1,0, CFI=1,00, RMSEA=.001; СамоутвержДение — а=0,78; x2(df)=3,0, CFI=0,919, RMSEA=0,112; Сохранение — а=0,84; X2(df)=3,0, CFI=0,966, RMSEA=0,103; СамопреоДоление — а=0,87; x2(df)=3,0, CFI=0,968, RMSEA=0,092. Полученные данные позволяют говорить о согласованности вопросов для каждого блока ценностей.
Межгрупповое доверие. Использовалась шкала доверия Ямагиши (Yamagishi), включающая 3 вопроса. Например, «Я доверяю людям других национальностей» [53]. Абсолютно не согласен — 1 балл, абсолютно согласен — 5 баллов. Для РСО-А — а=0,83; X2(df)=3,0, CFI=0,996, RMSEA=0,094; Для КБР — а=0,87; x2(df)=3,0, CFI=0,998, RMSEA=0,097.
Межкультурные контакты. Мы использовали шкалу из опросника проекта MIRIPS, переведенную и адаптированную на русский язык [7]. Данная шкала включает 2 вопроса: «Сколько у Вас близких друзей другой национальности?» и «Как часто Вы встречаетесь с близкими друзьями другой национальности?». Для РСО-А — а=0,77. Для КБР — а=0,89.
Социально-демографические характеристики. Мы исследовали пол, возраст, образование и этническую принадлежность респондентов.
Математико-статистическая обработка данных. Для обработки данных использовался статистический пакет SPSS 22.0 с приложением AMOS 22.0. Применялись следующие методы: для измерения различий использовался многомерный дисперсионный анализ (MANOVA), для оценки надежности и согласованности шкал использовался показатель надежности коэффициент а-Кронбаха, конфирматорный факторный анализ (CFA). Для проверки гипотез использовался метод моделирования структурными уравнениями (SEM), для анализа модерации пакет PROCESS v3.4 [27].
Результаты
Сравнение средних значений
На первом этапе исследования мы сравнили средние значения всех переменных в двух выборках (РСО-А и КБР). Сравнительный анализ выраженности переменных у русских в двух регионах с использованием MANOVA, где ценности высокого порядка, межгрупповое доверие и межкультурные контакты были зависимыми переменными, а регион — независимой переменной, показал значимость различий: Wilks's Л=0, 961, F(6,577)=3,899, p<0,001, n2=0,039. ANOVA по отдельным переменным показал, что значимые различия существуют в выраженности ценностей Самоутверждения (наиболее выражены у русских КБР в сравнении с русскими РСО-А) и Самопреодоления (наиболее выражены у русских РСО-А в сравнении с русскими КБР), в выраженности межгруппового доверия и интенсивности межкультурных контактов (наибольшие показатели у русских РСО-А в сравнении с русскими КБР) (табл. 1).
Результаты моделирования структурными уравнениями Первоначально мы провели мульти- групповой анализ для двух выборок — русских в РСО-А и КБР. Результаты показали, что для всех моделей ACFI>.01, что свидетельствует об отсутствии инвариантности [32]. Исходя из этого, дальнейший анализ проводился отдельно для русских двух регионов. Для проверки выдвинутых гипотез и ответа на исследовательские вопросы мы проанализировали взаимосвязи ценностей более высокого порядка, межкультурных контактов и межгруппового доверия с помощью путевой модели сначала на выборке русских в РСО-А (рис. 1). В табл. 2 представлены показатели моделей для РСО-А и КБР. Все индексы соответствуют предъявляемым требованиям [32] (влияние пола и возраста контролировалось, эффекты статистически не значимы, поэтому в моделях мы их не указывали).
Результаты, представленные на рис. 1, показывают, что у русских в РСО-А ценности Открытости изменениям и Сохранения позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами, а ценности Самоутверждения — отрицательно. Связь между ценностями Самопреодо- ления и межкультурными контактами была незначимой. Межкультурные контакты имели позитивную значимую взаимосвязь с межгрупповым доверием. Все исследуемые у русских в РСО-А ценности не имели прямых значимых взаимосвязей с межгрупповым доверием. Однако мы выявили медиативную роль межкультурных контактов во взаимосвязи ценностей и межгруппового доверия. Результаты анализа показали, что непрямой медиативный эффект (полная медиация) межкультурных контактов был значим для взаимосвязи ценностей Открытости изменениям (в=0,68; р<0,05), Самоутверждения (в=-0,14;р<0,05),
Сохранения (в=0,56; р=0,35) с межгрупповым доверием.
Также, отвечая на наш третий исследовательский вопрос, мы провели анализ модерационной роли межкультурных контактов во взаимосвязи ценностей и межгруппового доверия у русских в РСО-А. Данные обрабатывались при помощи регрессионного анализа с дополнительным анализом модерации. На рис. 2 представлена модель, характеризующая связь ценностей с межгрупповым доверием при учете модерационного эффекта межкультурных контактов. Представленная модель (на рисунке представлены не- стандартизированные коэффициенты) является статистически значимой (F=9,55; р<0,001) и показывает, что при учете и предиктора, и модератора объясняется 31% дисперсии межгруппового доверия. Модерационный эффект межкультурных контактов является статистически значимым и положительным. На рис. 2 представлены модерационные эффекты.
При помощи модуля Process респонденты были разделены на 3 категории: с низким в выборке уровнем межгрупповых контактов (2,5), со средним уровнем (4,0) и с высоким (4,5). На рис. 3 можно видеть, как у русских с разным уровнем межкультурных контактов связаны ценности Открытости изменениям с межгрупповым доверием. С понижением интенсивности межкультурных контактов связь ценностей Открытости изменениям с межгрупповым доверием становится отрицательной (но статистически незначимой), и напротив, с повышением интенсивности межкультурных контактов связь становится значимой и положительной.
Результаты, представленные в табл. 3, подтверждают данный вывод.
Эти результаты позволяют говорить о том, что ценности Открытости изменениям у русских как этнического меньшинства в РСО-А напрямую не приводят к межгрупповому доверию, это
происходит лишь при условии интенсивных межкультурных контактов русских. Возможно, интенсивно общаясь, взаимодействуя с осетинами и представителями других этнических групп, русские «диагностируют ситуацию», приобретают опыт, который позволяет им реализовывать ценности Открытости изменениям (например, Самостоятельность мысли, Самостоятельность действий), что в целом приводит к повышению доверия к другим группам. То есть межкультурные контакты являются очень важным ресурсом для межгруппового доверия в поли- культурной Осетии.
Проведенный анализ модерационной роли межкультурных контактов в отношении взаимосвязи ценностей Самоутверждения, Сохранения и Самопреодо- ления показал, что модели не значимы.
Далее мы провели анализ на выборке русских КБР. Результаты структурного моделирования представлены на рис. 4.
Результаты показывают, что только ценности Самоутверждения позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами русских в КБР. Межкультурные контакты также положительно взаимосвязаны с межгрупповым доверием. Мы также выявили прямой и непрямой эффекты ценностей Самоутверждения с межгрупповым доверием: существует отрицательная прямая взаимосвязь ценностей Самоутверждения с межгрупповым доверием и позитивная связь (0=0,062; р<0,05) через межкультурные контакты (частичная медиация).
Анализ модерационной роли межкультурных контактов во взаимосвязи ценностей и межгруппового доверия у русских в КБР показал, что только модель, где ценности Самоутверждения
являются предиктором, межгрупповое доверие — ауткамом, а межкультурные контакты — модератором, являлась статистически значимой (F=6,72; р<0,001), объясняет 26% дисперсии межгруппового доверия (анализ модерационной роли межкультурных контактов в отношении взаимосвязи ценностей Открытости изменениям, Сохранения и Самопре- одоления с межгрупповым доверием показал, что модели не значимы). Модерационный эффект межкультурных контактов являлся статистически значимым и отрицательным (рис. 5).
При помощи модуля Process респонденты были разделены на 3 категории: с низким в выборке уровнем межгрупповых контактов (2,25), со средним уровнем (3,5) и с высоким (4,5).
На рис. 6 можно видеть, как у русских с разным уровнем межкультурных контактов связаны ценности Самоутверждения с межгрупповым доверием. С повышением интенсивности межкультурных контактов связь ценностей Самоутверждения с межгрупповым доверием становится значимо отрицательной, и напротив, с понижением интенсивности межкультурных контактов связь становится незначимой. Результаты, представленные в табл. 4, подтверждают данный вывод.
Эти результаты позволяют говорить о том, что ценности Самоутверждения у русских как этнического меньшинства в КБР не приводят к межгрупповому доверию. Более того, при условии интенсивных межкультурных контактов русских с представителями этнического большинства (кабардинцами и балкарцами) отрицательный эффект этих ценностей на межгрупповое доверие усиливается. То есть можно сказать, что при интенсивном общении с представителями других культур ценности, ориентированные на личные достижения, власть, препятствуют формированию у русских в КБР доверия к другим группам. При снижении интенсивности контактов эффект остается прежним, но становится статистически не значим.
Таким образом, мы можем сказать, что для русских в РСО-А и КБР существуют разные механизмы взаимосвязи ценностей, межкультурных контактов и межгруппового доверия: в РСО-А ценности Открытости изменениям при условии интенсивных межкультурных дружеских контактов приводят к повышению межгруппового доверия, в КБР
ценности Самоутверждения при условии интенсивных межкультурных дружеских контактов приводят к снижению межгруппового доверия.
Обсуждение результатов
В целом результаты показали, что у русских в РСО-А в сравнении с русскими в КБР ценности Самоутверждения наименее выражены, а ценности Самопреодоления — наиболее выражены. Также у русских РСО-А межгрупповое доверие и межкультурные контакты имеют наибольшие средние значения в сравнении с русскими КБР.
Результаты моделирования структурными уравнениями позволили проверить наши гипотезы и ответить на исследовательские вопросы. В РСО-А мы установили, что ни один из блоков ценностей не имеет значимого прямого эффекта на межгрупповое доверие. При этом ценности Открытости изменениям и Сохранения позитивно, а ценности Самоутверждения негативно взаимосвязаны с межкультурными контактами. Также мы нашли, что ценности Открытости изменениям, Сохранения имеют положительное влияние, а ценности Самоутверждения — отрицательное влияние на межгрупповое доверие через межкультурные контакты. Здесь мы выявили полную медиацию. Мы можем сказать, что наша первая гипотеза о том, что ценности Открытости изменениям позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами и межгрупповым доверием, подтвердилась частично на выборке русских в РСО-А. Можно сказать, что ценности, связанные с открытостью новому, в РСО-А способствуют межгрупповому доверию русских только через их межкультурные контакты. Это отчасти подтверждается результатами ранее проведенных исследований [19; 55].
Мы установили, что ценности Сохранения, связанные с традицией, безопасностью, позитивно взаимосвязаны с межкультурными контактами и способствуют межгрупповому доверию, но только через межгрупповые контакты. Эти результаты несколько отличаются от ранее проведенных исследований [32; 55]. Наши данные опровергают вторую гипотезу и демонстрируют, что ценности Сохранения могут способствовать, а не препятствовать межгрупповому доверию в обществе, но только через интенсивные межкультурные контакты русских. На наш взгляд, это может быть связано с тем, что русские и осетины воспринимают друг друга как достаточно близкие культуры [2], также русские отмечают позитивный характер межкультурных отношений в республике [3], что может приводить к тому, что ценности Сохранения как способствуют межкультурным контактам, так и опосредованно (через эти контакты) приводят к межгрупповому доверию.
Наша третья гипотеза не была подтверждена в РСО-А. Ценности Само- преодоления не были взаимосвязаны с межкультурными контактами и межгрупповым доверием. Наши данные отличаются от ранее представленных [19]. Возможно, это связано с тем, что ранее проведенные исследования касались представителей этнического большинства, а для этнического меньшинства роль этих ценностей не так значима.
Отвечая на наш второй исследовательский вопрос о взаимосвязи ценностей Самоутверждения с межгрупповым доверием и межкультурными контактами, мы установили, что ценности Самоутверждения напрямую не связаны с межгрупповым доверием и имеют отрицательную взаимосвязь с межкультурными дружескими контактами. Также мы выявили, что ценности Самоутверждения отрицательно взаимосвязаны с межгрупповым доверием русских в РСО-А, но только через межкультурные контакты.
В КБР наша первая, вторая и третья гипотезы не подтвердились, то есть ценности Открытости изменениям, Сохранения и Самопреодоления не имеют значимых взаимосвязей с межгрупповым доверием и межкультурными контактами русских. Отвечая на второй исследовательский вопрос, мы установили, что в КБР у русских ценности Самоутверждения положительно взаимосвязаны с межкультурными контактами и имеют как прямой, так и непрямой (через межкультурные контакты) отрицательный эффект на межгрупповое доверие. То есть значимость ценностей, связанных с личными достижениями, властью, не способствует межгрупповому доверию, при этом межкультурные контакты усиливают отрицательный эффект. Эти результаты отличаются от данных, полученных в РСО-А, что позволяет говорить о том, что социокультурный контекст (этнический и религиозный состав, характер межэтнических отношений и др.) может оказывать влияние как на значимость определенных ценностей, так и на их влияние на межгрупповое доверие. При этом важную роль играют межкультурные контакты, которые могут как усиливать, так и снижать это влияние.
Результаты нашего исследования показали, что у русских в КБР и РСО-А существует положительная взаимосвязь межкультурных контактов и межгруппового доверия. Эта взаимосвязь является универсальной. Таким образом, наша четвертая гипотеза полностью подтвердилась на двух выборках.
Кроме этого, мы проанализировали модерационную роль межгрупповых контактов во взаимосвязи ценностей высокого порядка и межгруппового доверия (третий исследовательский вопрос). Результаты продемонстрировали, что в РСО-А интенсивные межкультурные контакты являются условием, при котором ценности Открытости изменениям способствуют формированию у русских межгруппового доверия. То есть можно сказать, что у русских, интенсивно общающихся с осетинами, ценности, связанные с ориентацией на самостоятельность, независимость, открытость новому, будут способствовать межгрупповому доверию. Если русские не имеют интенсивных контактов с представителями этнического большинства, то, напротив, их ценности Открытости изменениям будут снижать межгрупповое доверие.
В КБР мы установили, что межкультурные контакты усиливают отрицательную взаимосвязь между ценностями Самоутверждения и межгрупповым доверием (похожий эффект мы нашли при изучении медиации). То есть можно сказать, что у русских, интенсивно взаимодействующих с кабардинцами и балкарцами, ценности, связанные с личными достижениями, властью, не способствуют межгрупповому доверию. Снижение таких контактов делает эту связь незначимой.
Заключение и выводы
Данное исследование позволило выявить роль ценностей и межкультурных контактов в межгрупповом доверии русских, проживающих в двух поликультур- ных регионах России — РСО-А и КБР. Также мы проанализировали модерационную роль межкультурных контактов, которые являются условием, усиливающим или ослабляющим влияние ценностей на межгрупповое доверие. В целом мы выявили, что у русских в РСО-А и КБР разные ценности обуславливают по- вышение/снижение межгруппового доверия, что может объясняться особенностями социокультурного контекста данных республик. Например, в РСО-А, характеризующейся благоприятным отношением осетин к русским [9], общей религиозной принадлежностью русских и большинства осетин, у русских при интенсивных межкультурных контактах повышению межгруппового доверия способствуют ценности Открытости изменениям. То есть в комфортной ситуации межкультурного взаимодействия и в близком религиозном контексте если русские интенсивно общаются с представителями доминирующей этнической группы, то ценности, ориентированные на самостоятельность мысли и действий, открытость русских всему новому, повышают их доверие к другим группам. В КБР, где существует латентная межэтническая напряженность [13], кроме этого, для русских — это инорелигиозный контекст, при интенсивных межкультурных контактах ценности Самоутверждения будут снижать межгрупповое доверие. Можно сказать, что в ситуации культурно далекого контекста при наличии межэтнической напряженности если русские интенсивно общаются с представителями доминирующих этнических групп, то их ценности достижения, власти, репутации будут снижать межгрупповое доверие. Полученные результаты позволили сформулировать ряд общих выводов.
1. В РСО-А ценности Открытости изменениям, Сохранения имеют положительное влияние, а ценности Самоутверждения — отрицательное влияние на межгрупповое доверие только через межкультурные контакты. В КБР ценности Самоутверждения имеют как прямой, так и непрямой (через межкультурные контакты) отрицательный эффект на межгрупповое доверие.
2. У русских в РСО-А ценности Открытости изменениям и Сохранения положительно взаимосвязаны с межкультурными контактами, а ценности Самоутверждения — отрицательно. В КБР, напротив, ценности Самоутверждения имеют позитивную взаимосвязь с межкультурными контактами.
3. У русских в КБР и РСО-А существует положительная взаимосвязь межкультурных контактов и межгруппового доверия.
4. В РСО-А интенсивные межкультурные контакты русских являются модератором, обуславливающим положительную взаимосвязь ценностей Открытости изменениям и межгруппового доверия. В КБР межкультурные контакты являются модератором отрицательной взаимосвязи между ценностями Самоутверждения и межгрупповым доверием.
Результаты данного исследования помогают понять механизмы взаимосвязи ценностей и межгруппового доверия при учете межкультурных контактов и демонстрируют значимую роль социокультурного контекста в этом процессе. Полученные данные могут помочь специалистам, занимающимся проблемами межгруппового доверия в обществе, управлять им, поддерживая политику повышения/понижения межкультурных контактов.
Ограничения исследования
Данное исследование имеет ограничения, обусловленные тем, что мы изучали только русское этническое меньшинство, а его статус имеет двойственную природу, поскольку на уровне страны русские являются этническим большинством, а на уровне республик — этническим меньшинством. Полученные результаты нуждаются в проверке на других выборках и в других регионах.
Литература
- Галущак Д.В. К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских [Электронный ресурс] // Известия Южного федерального университета. Психологические науки. 2005. C. 76—79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-analizu-etnicheskih-osobennostey-kabardintsev-balkartsev-i-russkih-2 (дата обращения: 12.04.2017).
- Гуцунаева С.В. Стратегии межэтнического взаимодействия осетин и русских, проживающих в республике Северная Осетия — Алания: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 21 с.
- Демографические и этнические проблемы Северного Кавказа и пути их решения. М.: Фонд перспективных исследований «Бастион», 2012. 129 с.
- Денисова Г.С., Уланов И.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону: Южный Федеральный университет, 2003. 234 с.
- Заболотная Г.М. Феномен доверия и его социальные функции // Вестник РУДН. 2003. № 4. С. 79—85.
- Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. в 11 Т. Т. 11. Сводные итоги всероссийской переписи населения. M., 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/vol11pdf-m.html (дата обращения: 12.04.2017).
- Лебедева Н.М. Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 508—-546. 420 с.
- Павленко О. «Национальное государство» и «этническое меньшинство»: проблемы соотношения обзор современной зарубежной историографии. 1998. С. 175—192. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_1235142/ (дата обращения: 20.04.2020).
- Синанов Б.А. Оценка современного состояния межэтнических отношений в республике Северная Осетия — Алания (по материалам экспертного опроса) [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=23634 (дата обращения: 20.04.2020).
- Татарко А.Н. Взаимосвязь доверия с аккультурационными установками (на примере украинцев в России и русских в Латвии) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 76—84. DOI:10.17759/chp.2016120108
- Татарко А.Н., Лепшокова З.Х., Дубров Д.И. Доверие как модератор связи отношения к этническому многообразию и аккультурационных ожиданий принимающего населения // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 92—114. DOI:10.17759/sps.2019100106
- Тишков В.А. Меньшинство этническое [Электронный ресурс] // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 617. URL: https://terme.ru/termin/menshinstvo-etnicheskoe.html (дата обращения: 17.04.2020).
- Тхагазитов Ю.М., Шаожева Н.А. К проблеме прогнозирования межэтнических конфликтов на Северном Кавказе [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-prognozirovaniya-mezhetnicheskih-konfliktov-na-severnom-kavkaze (дата обращения: 17.04.2020).
- Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43—70.
- Bilodeaua A., Whitec S. Trust among recent immigrants in Canada: levels, roots and implications for immigrant integration // Journal of ethnic and migration studies. 2016. Vol. 42(8). P. 1317— 1333. DOI:10.1080/1369183X.2015.1093411
- ˇCehaji´c S., Brown R., Castano E. Forgive and forget? Antecedents and consequences of intergroup forgiveness in Bosnia and Herzegovina // Political Psychology. 2008. Vol. 3. P. 351— 362. DOI:10.2307/20447126
- Cook K.S. Trust in Society. New York: Russell Sage Foundation Publications, 2001.
- Cook K.S., Yamagishi T., Cheshire C., Cooper R., Matsuda M., Mashima R. Trust Building via Risk Taking: A Cross-societal Experiment // Social Psychology Quarterly. 2005. Vol. 68. P. 121—42.
- Davidov E., Meuleman B., Billiet J., Schmidt P. Values and support for immigration: a cross-country comparison // Eur. Sociol. Rev. 2008. Vol. 24(5). P. 583—599.
- Dinesen P.T. Where You Come From or Where You Live? Examining the Cultural and Institutional Explanation of Generalized Trust Using Migration as a Natural Experiment // European Sociological Review. 2013. Vol. 29. P. 114—28.
- Dinesen P.T., Sønderskov K.M. Ethnic diversity and social trust. A critical review of the literature and suggestions for a research agenda / In Uslaner (Hg.) (Ed.) // The Oxford Handbook on Social and Political Trust. Oxford University Press, 2018.
- Doerschler P., Jackson P.I. Do Muslims in Germany Really Fail to Integrate? Muslim Integration and Trust in Public Institutions // Journal of International Migration and Integration. 2012. Vol. 13. P. 503—23.
- Ferrin D.L., Bligh M.C., Kohles J.C. Can I Trust You to Trust Me? A Theory of Trust, Monitoring, and Cooperation in Interpersonal and Intergroup Relationships // Group & Organization Management. 2007. Vol. 32(4). P. 465—499.
- Flanagan C. Trust, Identity, and Civic Hope // Applied Developmental Science. 2003. Vol. 7(3). P. 165—171.
- Guenzi P., Georges L. Interpersonal trust in commercial relationships: Antecedents and consequences of customer trust in the salesperson // European Journal of Marketing. 2010. Vol. 44(1/2). P. 114—138.
- Hardin R. Trust and Trustworthiness. New York: Russell Sage Foundation, 2002.
- Hayes A.F. Introduction to mediation, moderation, and conditional process analysis: A regression-based approach. N.Y.: Guilford Publications, 2013. 507 p.
- Heckmann F. Ethnischen Minderheiten, Voile und Nation. Frankfurt am Main., 1992. P. 8—56.
- Helliwell J.F., Wang S. Trust and Well-Being // Working Paper. National Bureau of Economic Research. 2010. Vol. 15911.
- Hooghe M., Reeskens T., Stolle D., Trappers A. Ethnic diversity and generalized trust in Europe: a cross-national multilevel study // Comp. Pol Stud. 2009. Vol. 42(2). P. 198—223.
- Hu L.T., Bentler P.M. Cutoff Criteria for Fit Indexes in Covariance Structure Analysis: Conventional Criteria Versus New Alternatives // Structural Equation Modeling. 1999. Vol. 6(1). P. 1—55.
- Jost J.T., Glaser J., Kruglanski A.W., Sulloway F.J. Political conservatism as motivated social cognition // Psychol. Bull. 2003. Vol. 129(3). P. 339—352.
- Kenworthy J.B., Voci A., Ramiah A.A., Tausch N., Hughes J., Hewstone M. Building Trust in a Postconflict Society: An Integrative Model of Cross-group Friendship and Intergroup Emotions // Journal of Conflict Resolution. 2016. Vol. 60(6). P. 1041—1070. DOI:10.1177/0022002714564427
- Kramer R.M., Carnevale P.J. Trust and Intergroup Negotiation / In Brown R., Gaertner S. (Eds.) // Blackwell Handbook of Social Psychology: Intergroup Processes. Oxford, UK: Blackwell, 2001. P. 431—450.
- Ljunge M. Trust Issues: Evidence on the Intergenerational Trust Transmission among Children of Immigrants // Journal of Economic Behavior & Organization. 2014. Vol. 106. P. 175—96.
- Maoz I., Ellis D. Intergroup Communication as a Predictor of Jewish-Israeli Agreement with Integrative Solutions to the Israeli-Palestinian Conflict: The Mediating Effects of Outgroup Trust and Guilt // Journal of Communication. 2008. Vol. 58. P. 490—507.
- McKeown S., Psaltis C. Intergroup Contact and the Mediating Role of Intergroup Trust on Outgroup Evaluation and Future Contact Intentions in Cyprus and Northern Ireland Peace and Conflict // Journal of Peace Psychology. 2017. Vol. 23(4). P. 392—404. DOI:10.1037/pac0000275
- Mewes J. Inequality and Trust Re-Visited // Working Paper. 2012. June 16. URL: http://www. soc.umu.se/digitalAssets/103/103912_11_2012_mewes.pdf. (Accessed 20.11.2019).
- Molm L., Takahashi N., Peterson G. Risk and Trust in Social Exchange: An Experimental Test of a Classical Proposition // American Journal of Sociology. 2000. Vol. 105. P. 1396—427.
- Putnam R. Bowling alone: The collapse and revival of American community. N.Y.: Simon and Schuster, 2000. 544 p.
- Rotter J.B. Generalized Expectancies for Interpersonal Trust // American Psychologist. 1971. Vol. 26. P. 443—52.
- Sagiv L., Schwartz S.H. Value priorities and readiness for out-group social contact // J. Pers. Soc. Psychol. 1995. Vol. 69(3). P. 437—448.
- Sidanius J., Pratto F. Social Dominance: an Intergroup Theory of Social Hierarchy and Oppression. Cambridge university press, 1999.
- Smith S.S. Race and Trust // Annual Review of Sociology. 2010. Vol. 36. P. 453—75.
- Stolle D., Harell A. Social capital and ethno-racial diversity: learning to trust in an immigrant society // Polit. Stud. 2013. Vol. 61(1). P. 42—66.
- Suppan A. Die osterreichischen Volksgruppen. Wien, 1983. P. I0—43.
- Tam T., Hewstone M., Kenworthy J.B., Cairns E. Intergroup Trust in Northern Ireland // Personality and Social Psychology Bulletin. 2009. Vol. 35. P. 45—59.
- Turner R.N., West K., Christie Z. Out-group trust, intergroup anxiety, and out-group attitude as mediators of the effect of imagined intergroup contact on intergroup behavioral tendencies // Journal of Applied Social Psychology. 2013. Vol. 43. P. E196—E205. DOI:10.1111/jasp.12019
- Van der Linden M., Hooghe M., de Vroome T., Van Laar C. Extending trust to immigrants: Generalized trust, cross-group friendship and anti-immigrant sentiments in 21 // European societies PLoS One. 2017. Vol. 12(5). P. e0177369. Published online 2017. May 8. DOI:10.1371/ journal.pone.0177369
- Wilkes R., Wu C. Ethnicity, Democracy, Trust: A Majority-Minority Approach // Social Forces. 2018. Vol. 97(1). P. 465—494. DOI:10.1093/sf/soy027
- Wilson H.F. Passing propinquities in the multicultural city: the everyday encounters of bus passengering // Environ. Plann. 2011.Vol. 43(3). P. 634—649.
- Wu C., Wilkes R. Durable Power and Generalized Trust in Everyday Social Exchange // Proceedings of the National Academy of Sciences USA. 2016. Vol. 113(11). P. E1417.
- Yamagishi T. Trust and Social Intelligence // The Evolutionary Game of Mind and Society. Tokyo: Tokyo University Press, 1998. P. 107—171.
- Ziller C. Ethnic diversity, economic and cultural contexts, and social trust: cross-sectional and longitudinal evidence from european regions, 2002—2010 // Soc. Forces. 2015. Vol. 93(3). P. 1211—1240.
- Ziller C., Wright M., Hewstone M. Immigration, social trust, and the moderating role of value contexts // Social Science Research. 2019. Vol. 79. P. 115—126.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 441
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 190
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0