Отношение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к ситуации пребывания в детском оздоровительном лагере

77

Аннотация

В статье представлены результаты исследования отношения детей-сирот к ситуации пребывания в детском оздоровительном лагере. Показано, что положительное или отрицательное отношение к лагерю определяется качеством бытовых условий, возможностью занятия конкретными видами деятельности, характером отношений со сверстниками, внешними ограничениями и режимом. Определено, что состав социального окружения влияет на отношение подростков к лагерю и на условия, определяющие это отношение. Выявлено, что пребывание в окружении семейных сверстников приводит к усилению влияния бытовых и режимных условий лагеря на отрицательное самочувствие и к повышению значимости деятельности, выбираемой по своему усмотрению, как условия положительного самочувствия. Показано, что привычное социальное окружение ориентирует подростков на активность и соблюдение внешне заданных правил, а окружение семейных сверстников — на личностное саморазвитие.

Общая информация

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, летний лагерь, смешанные отряды, обособленные отряды

Рубрика издания: Исследования в области психолого-социальной работы с семьей

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ковалев П.А. Отношение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к ситуации пребывания в детском оздоровительном лагере // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 33. № 1. С. 94–102.

Фрагмент статьи

Для современной психологической науки и практики актуальной является проблема обеспечения эффективных условий социализации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На протяжении длительного времени в Российской Федерации одним из основных видов учреждений для детей-сирот, обеспечивающих условия их социализации и дальнейшей адаптации, являлись детские дома.

Литература

  1. Аксёнов А. М. Педагог-воспитатель как субъект социализации личности ребёнка-сироты в организациях для детей-сирот // Университет XXI века: исследования в рамках научных школ. Мат-лы науч. конф. научно-педагогич. работников, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2014. C. 3–6.
  2. Андросова М. И., Леонтьева Т. В., Аксёнова И. Е. Социализация подростков в детском оздоровительном лагере // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–2. С. 27–30.
  3. Байбородова Л. В., Симонова Г. И., Харисова И. Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 8–16.
  4. Виноградова Е. С. Детский оздоровительный лагерь как место формирования духовно-нравственных ценностей подростков // Символ науки. 2016. № 9. С. 63–65.
  5. Дрозд К. В. Социально-педагогическая деятельность в детских оздоровительных лагерях: учебно-методическое пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. 220 с.
  6. Ковалёв П. А. Психологическое и социальное самочувствие: анализ содержания понятий // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 6–1. С. 146–156.
  7. Магомедов Т. А., Раджабов Х. Ш. Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 28–32.
  8. Пак Л. Г., Харитонова Е. В. Образовательно-воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря как средство социализации воспитанников // Современные наукоёмкие технологии. 2017. № 6. С. 152–156.

Информация об авторах

Ковалев Павел Александрович, аспирант кафедры социальной психологии, Московский государственный областный университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0898-8434, e-mail: pavelkovalev0611@gmail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 233
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 77
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1