Инклюзивная культура и педагогика взаимопомощи

166

Аннотация

Статья посвящена вопросам взаимодействия инвалидов, их семей и общества. Рассматриваются общие аспекты их обучения, профессиональной деятельности и реабилитации. Отмечается необходимость системной работы с людьми, имеющими ограничения, как ведущему императиву социальной работы, направленной на полноценную инклюзию. Основой продуктивной инклюзии, по мнению автора, является взаимопомощь — особый тип человеческих отношений, характеризующийся способностью и склонностью людей заботиться и беспокоиться друг о друге, поддерживать и защищать друг друга и т. д. Только взаимопомощь может исцелять человека. Важная роль отводится педагогике взаимопомощи: человек с особыми потребностями нуждается в том, чтобы служить миру, при этом познавать себя и расширять свои возможности.

Общая информация

Ключевые слова: инвалидизм, сегрегация (эксклюзия), инклюзия (включенность), педагогика взаимопомощи, реабилитация, абилитация

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Арпентьева М.Р. Инклюзивная культура и педагогика взаимопомощи // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. № 1. С. 97–106.

Фрагмент статьи

Взаимопомощь — помощь друг другу — опирается на нравственные принципы отношений между людьми: заботливость, внимание, желание помочь, оказать содействие, умение отказаться от собственных желаний в пользу удовлетворения чьих-то нужд (своих и другого человека). Это действенная сторона помогающего, альтруистического отношения.

Литература

  1. Анализ мировой практики успешного внедрения принципов инклюзивного подхода в обучении по методологическому и научно-методическому сопровождению инклюзивного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nao.kz/files/blogs/1450434859462.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
  2. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1 (19). С. 5–16.
  3. Андронникова О. О. Образовательная интеграция и инклюзия: теоретические основы и перспективы // Вестник педагогических инноваций. 2014. № 1 (33). С. 58–67.
  4. Арпентьева М. Р. Пожилые инвалиды: проблемы инклюзии и метатехнология понимания // Клиническая геронтология. 2014. Т. 20, № 11–12. С. 39–45.
  5. Астоянц М. С., Россихина И. Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 12. С. 51–58.
  6. Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11 (55). С. 149–162.
  7. Богомолова Е. А. Инклюзивное образование в представлениях родителей // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в Калужском регионе. Вып. 1 / под ред. И. П. Краснощеченко. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. С. 44–54.
  8. Боровикова И. В. Нормоцентризм, социальная интеграция и социальная инклюзия инвалидов // Общество: философия, история, культура. 2016. № 2. С. 27–29.
  9. Бут Т. Политика включения и исключения в Англии: в чьих руках сосредоточен контроль? // Социальная инклюзия в образовании: хрестоматия / сост. Ш. Рамон, В. Шмидт. М.: МВШЭСН, 2003. 340 с.
  10. Ибришим Л., Панаитова С. Первые шаги на пути к инклюзии: метод. пособие для учителей. Комрат: Агентство международного развития США (USA ID), Консолидация гражданского общества в Молдове (MCSSP), 2011. 116 с.
  11. Голиков Н. А. Дети-инвалиды: инвалидизация, интеграция, инклюзия // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 16–19.
  12. Коробков А. Н. Психологический аспект в исследованиях по реабилитации // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. М.: Медицина, 1989.
  13. Малофеев Н. Н. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. 1994. № 6. С. 3–9.
  14. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя // Дефектология. 2011. № 4. С. 3–10.
  15. Минигалиева М. Р. Практическая подготовка психосоциального работника. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 508 с.
  16. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений // Ницше Ф. Философская проза, стихотворения. Мн.: Попурри, 2000. 628 с.
  17. Ореховская Н. А. Инклюзия — путь к толерантности и равным возможностям // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 4 (24). С. 38–41.
  18. Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 1 / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга: Эйдос, 2016. 340 с.
  19. Самородов В. И. Онтология болезни, или сквозь темные очки бытия // Философско-культурологический и социальный подход к проблеме исключительного ребенка: сб. науч. трудов. Вып. II. Мурманск: МГПИ, 2001. С. 5–2.
  20. Соловей Р. Инклюзивное образование: методологический гид для учреждений общего начального и среднего образования. Кишинев: Keystone Moldova, Институт педагогических наук, 2014. 157 с.
  21. Стангвик Г. Политика интегрированного обучения в Норвегии // Социальная инклюзия в образовании / сост. Ш. Рамон, В. Шмидт. М.: МВШЭСН, 2003. 240 с.
  22. Финзен А. Психоз и Стигма. М.: Алетейя, 2001. 216 с.
  23. Шевырева Е. Г., Карпенко А. О., Архипова А. Ю. На рубеже веков: инклюзия через всю жизнь // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХLVIII Международной научно-практической конференции/Под общ. ред. С. С. Чернова. —Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016.
  24. Шеманов А. Ю., Попова Н. Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74–2.
  25. Шипицина Л. М. Психологические проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья // Реализация государственной политики в интересах детей с ОВЗ. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (Кисловодск, 21–23 апреля 2010 г.), Ставрополь. Ставрополь: СГУ, 2010. С. 69–71.
  26. Шипицина Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 132 с.
  27. Элланский Ю. Г., Пешков С. П. Концепция социальной независимости инвалидов // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 9–35.
  28. Юн Г. Дети с отклонениями. Кишинев: Штиинца, 1987. 175 с.
  29. Befring E. Forskningsmetoder i utdanningsvitenskap. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2015, pp. 10–27 (in Norwegian).
  30. Befring E. Spesialpedagogikk: historisk framvekst, ansvarsoppgaver, forståelsesmåter og nye perspektiver. I: Befring E., Tangen R. (eds.). Spesialpedagogikk. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2012, pp. 33–57 (in Norwegian).
  31. Daniels H. Exclusion from school and its consequences. Psychological Science and Education, 2011, (1), pp. 38–50.
  32. Hayes J., Cara A. Evaluarea la mijloc de termen a rezultatelor proiectului Dezvoltarea şi promovarea educaţiei inclusive. Chişinău: Lumos Foundation Moldova, 2013. 120 р. (In Romanian).
  33. Johnsen B. H. A curricular approach to inclusive education. Some thoughts concerning practice innovation and research. In: Johnsen B. H. (ed.). Theory and methodology in international comparative classroom studies. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2014, pp. 133–181.
  34. Johnsen B. H. Internasjonale prinsipper henimot inkluderende praksiser i skolen. Cursiv, 2015, (17), pp. 29–52 (in Norwegian).
  35. Morant N. What is mental illness? Social representations of mental illness among British and French mental health professionals. Papers on Social Representations, 1995, 4 (1), pp. 41–52.
  36. Reindal S. M., Hausstätter R. S. (eds.). Spesialpedagogikk og etikk: kollektivt ansvar og individuelle rettigheter. Kristiansand: Høyskoleforlaget, 2010. 185 p. (In Norwegian).
  37. Reindal S. M. Spesialpedagogikk: etiske problemstillinger og teorier. I: Befring E., Tangen R. (eds.). Spesialpedagogikk. Oslo: Cappelen, 2012, pp. 92–106 (in Norwegian).
  38. Rimmerman A. Social inclusion of people with disabilities: National and international perspectives. New York: Cambridge University Press, 2012. 206 p.
  39. Silver H. Social exclusion and social solidarity: Three paradigms. International Labour Review, 1994, 133 (5–6), pp. 531–578.
  40. Solovei R. Educaţie incluzivă. Chişinău: Keystone, 2013. 173 р. (In Romanian).
  41. Stubbins J. The politics of disability. In: Yuker H. E. (ed.). Attitudes toward persons with disabilities. New York: Springer, 1988, pp. 22–32.
  42. Simonsen E., Johnsen B. H. (eds.), Utenfor regelen. Historisk perspektiv på spesialpedagogikk. Oslo: Unipub forlag, 2007. 278 p. (In Norwegian).
  43. Vujicic N. Life without limits. New York: Crown Publishing Group, 2010. 288 p.
  44. Winzer M. A. From integration to inclusion: a history of education in the 20th century. Washington: Gallaudet University, 2009. 305 р.

Информация об авторах

Арпентьева Мариям Равильевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (ФГБОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского), академик Международной академии образования, член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), Калуга, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3249-4941, e-mail: mariam_rav@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 588
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 166
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2