Введение
Социально опасное поведение является проявлением отклонения от общественных устоев, ведущим к дезадаптации, напряженности, конфликтам и как следствие приводящим к исчерпанности освоенных человеком безопасных поведенческих стратегий. Анализ данных выявил, что в последние годы в европейских странах отмечается увеличение числа инцидентов, сочетающих элементы террористических акций и нападения на образовательные учреждения несовершеннолетними, и стирание границ между этими вариантами социально опасного поведения [2; 6; 13]. Сравнение подростков, нападавших на школы и участвовавших в террористических акциях, показывает, что эти два феномена частично совпадают, особенно по отношению к социальным механизмам развития девиаций — подростки совершают акты насилия, используя определенные культурные сценарии (например, сочетание сценария «школьные расстрелы» с риторикой правых исламофобских групп), осуществляют атаку в публичных ситуациях, выбирая жертв не из-за личных конфликтов, а вследствие их символического значения [11; 12; 18]. Обнаруженными общими психологическими характеристиками являлись негативный детский опыт, социальная депривация и низкая самооценка, склонность к убийству и самоубийству [6; 13].
Подростковый возраст сопровождается поиском идентичности, что считается одной из важных движущих сил участников экстремистских групп [8]. Экстремизм как вид социально опасного поведения среди подростков определяется как переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями их преодоления. Террористические действия для такой личности выступают в качестве одного из способов реализации своих убеждений [4; 14; 15].
Недавние исследования свидетельствуют о том, что наличие психического заболевания само по себе не является прямым предиктором экстремизма [19; 20; 21], однако лица с психическими расстройствами часто используются вербовщиками экстремистских, террористических организаций и различных неокультов, реализующих противоправные деяния [1]. Показано, что среди подростков-«одиночек», совершивших такие противоправные действия, показатели распространенности шизофрении, бредовых расстройств и расстройств аутистического спектра в сравнении с базовыми показателями в общей популяции оказываются значительно выше [7; 10; 22], в то время как в выборках экстремистов, склонных действовать в группах, показатели распространенности психической патологии менее высоки, чем в выборках одиночек [9; 16].
Сегодня социализация и коммуникация большей части детей и подростков осуществляются в сетевом виртуальном пространстве, при этом значительная часть информации в Интернете — это токсичный контент [3; 5; 17]. Наиболее типичными признаками, отмечаемыми в поведении детей и подростков при деструктивном влиянии контента, являются повышенная возбудимость, тревожность, агрессивность; фиксированность на негативных эмоциях; депрессивная симптоматика; утрата прежнего эмоционального контакта со сверстниками; отчужденность в школьной среде, низкие коммуникативные навыки; повышенный интерес к сценам насилия; жестокое обращение с животными, со сверстниками и т. п.
Подростки, демонстрирующие социально опасное поведение, до совершения деликта или подготовки к нему, как правило, оказываются вне фокуса внимания психиатров, школьных психологов и социальных служб. При этом анализ данных исследования личностных особенностей и психического состояния несовершеннолетних, совершивших нападения на учебные заведения, характеристик их взаимодействия в школе и семье, позволяет заключить, что формирование агрессивного поведения начинается задолго до совершения противоправных действий, однако остается незамеченным окружающими [1].
Цель исследования состояла в определении влияния клинических, социальных и психологических характеристик, деструктивного контента на формирование социально опасного поведения у подростков.
Материал и методы
Обследована выборка из 21 подростка 13—18 лет с социально опасным поведением, планировавших и/или совершивших нападения на образовательные учреждения (14 человек), а также террористические акты, с публичным оправданием и пропагандой терроризма в интернет-пространстве, применением оружия, убийством или покушением на убийство двух и более лиц (7 человек). В связи с привлечением к уголовной ответственности они прошли комплексное судебное психолого-психиатрическое освидетельствование в ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России. Средний возраст несовершеннолетних 17 лет [18; 21].
Методы исследования: клинико-психопатологический, психологический, статистический. Для обработки результатов использована программа STATISTICA v.10.0. Распределение данных признано отличным от нормального, центральные тенденции и дисперсии количественных признаков представлены медианой (Me) и квартилями [Q25%; Q75%]. Статистическая взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями исследовалась с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
Результаты исследования и обсуждение
Структура психических расстройств, выявленных у подэкспертных в ходе комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) представлена в табл. 1.
Таблица 1
Структура психических расстройств у несовершеннолетних (n=21)
Психические расстройства
|
Шифр по МКБ-10
|
Количество человек
|
Доля от выборки
|
Органическое расстройство личности в связи со смешанными заболеваниями
|
F07.08
|
2
|
9,5%
|
Расстройства шизофренического спектра (шизоаффективное расстройство,
острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении,
шизофрения недифференцированная)
|
F25.2
F23.2
F20.3
|
6
|
28,6%
|
Депрессивный эпизод умеренной степени
|
F32.10
|
1
|
4,8%
|
Расстройства личности (формирующиеся смешанное и диссоциальное расстройство личности)
|
F61.03
F60.2
|
8
|
38,0%
|
Расстройства адаптации со смешанным расстройством эмоций и поведения
|
F43.25
|
1
|
4,8%
|
Социализированное расстройство поведения
|
F91.2
|
1
|
4,8%
|
Без психических расстройств
|
|
2
|
9,5%
|
Всего
|
|
21
|
100%
|
Наиболее часто выявляемой у исследуемых психической патологией являлись расстройства шизофренического спектра (38%). Клиническая их верификация представляла значительные сложности ввиду присущей подростковому возрасту фрагментарности, незавершенности, транзиторности и изменчивости психопатологической симптоматики, а также активной диссимуляции имеющейся психопатологии. Такие подростки, как правило, росли в благополучных семьях и ранее в поле зрения психиатров не попадали. Клиническая картина допубертатного этапа развития расстройства характеризовалась нарушенным онтогенезом — асинхронией созревания с явлениями психической акселерации, а также неврозоподобной симптоматикой. Отмечались шизоидные преморбидные личностные черты в виде отстраненности, замкнутости, сензитивности, мнительности. Выявлялись выраженные тревожные и тревожно-фобические нарушения («постоянная тревога», «глубокий, беспричинный страх»), а также кратковременные субпсихотические эпизоды, нередко гебоидная симптоматика.
На этапе пубертата клиническая картина эндогенного процесса усложнялась за счет появления аутохтонных аффективных колебаний в виде гипотимических состояний с угнетенностью, апатией, ангедонией, спонтанно сменяющихся кратковременной стабилизацией настроения, что сочеталось с нарастанием отчужденности, холодности, безразличия к родным, искажением и обеднением аффективности, чувством собственной измененности. В дальнейшем присоединялись своеобразные увлечения по типу подростковой метафизической («философической») интоксикации, несовершеннолетние становились активными пользователями интернет-ресурсов с ауто- и гетероагрессивной тематикой. Отмечались идеаторные нарушения с элементами насильственности, формирование сверхценных патологических идей отношения, бредовой интерпретацией своего «особого значения», величия («я Бог»), болезненного рассуждательства относительно устройства мира, навязчивых гомицидоманических идей. В единичных случаях клиническая картина расширялась за счет присоединения выраженных гебоидных, танатофильных расстройств (просмотр в Интернете патологоанатомических вскрытий, фильмов о пытках и умерщвлении людей), дисморфофобических нарушений, нарастания охваченности темой смерти, с совершением неоднократных суицидальных попыток, в том числе нанесением самоповреждений с целью самоубийства в период совершения общественно опасного деяния. Параноидный синдром являлся ведущим симптомокомплексом у подэкспертных с установленным расстройством — шизофрения, с патологическим, болезненным восприятием окружающего, идеями превосходства, величия, особой значимости, нарастанием охваченности сверхценными гомицидоманическими идеями.
При экспериментально-психологическом исследовании на фоне достаточного интеллектуального уровня наблюдались выраженная неравномерность, нецеленаправленность мыслительной деятельности, своеобразие и субъективизм при установлении причинно-следственных связей и интерпретации ситуаций, склонность к формированию труднокорригируемых концепций; в ассоциативной сфере отмечены своеобразие, отдаленность ассоциаций и образов. Эмоционально-волевая сфера характеризовалась обедненностью эмоций, замкнутостью, дистанцированностью по отношению к окружающим, ориентацией на внутренние субъективные критерии, формирующимся чувством своей исключительности, враждебностью.
Формирование личностной патологии (28,6%) у несовершеннолетних характеризовалось крайней мозаичностью клиники, сочетанием с нозологически нейтральной кризовой симптоматикой и делинквентными формами поведения, что указывало на смешанные типы расстройства личности. При клиническом исследовании у исследуемых уже с детского возраста в ответ на неблагоприятные внешние воздействия проявлялись малодифференцированные, элементарные типы реагирования в виде упрямства, капризности, сопровождавшиеся проблемами адаптации в дошкольных учреждениях. В младшем школьном возрасте отмечались патохарактерологические черты с тенденцией к их усилению и психогенному реагированию в субъективно неблагоприятных для них ситуациях (при рождении сиблинга, смене школы). В период пубертата прослеживалась склонность к декомпенсации с усилением и усложнением патологических личностных черт. Согласно полученной объективной информации, взаимоотношения подростков указанной группы с одноклассниками характеризовались как формально ровные, «без заметных конфликтов», однако сами подэкспертные отзывались о внутришкольных отношениях крайне негативно: «надо мной еще с младших классов издевались…, учителя не понимали, что у меня с кем-то был конфликт, для них все было хорошо». Непопулярность в среде одноклассников, отсутствие защиты и нежелание вникнуть в суть проблемы со стороны родителей и педагогов подталкивали подростков к поиску иных решений с учетом их патохарактерологических особенностей. Они находили в Интернете таких же «изгоев», которые испытывали подобные переживания, обменивались с ними планами мести. Часто именно в процессе такого общения происходило знакомство с сайтами деструктивной направленности. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних характеризовались эмоциональной неустойчивостью, возбудимостью, агрессивными тенденциями, ориентацией на собственные желания и потребности без учета интересов окружающих в сочетании с подозрительностью и настороженностью, склонностью фиксироваться на негативных переживаниях.
Клиническая картина органического психического расстройства (9,5%) отличалась рядом специфических особенностей. Начиная с трехлетнего возраста у исследуемых отмечались гипердинамические нарушения и неврозоподобная симптоматика, что сопровождалось нарушениями адаптации в дошкольном учреждении. В школьный период наблюдались эмоционально-волевые расстройства в виде раздражительности, импульсивности, конфликтности, вспыльчивости, расторможенности, лабильности эмоциональных проявлений, что в сочетании с нарушениями дисциплины, когнитивной недостаточностью с неустойчивостью внимания и трудностями сосредоточения и усвоения знаний приводили к школьной дезадаптации. К началу негативной фазы пубертатного периода у подростков нередко наблюдались элементы гебоидного синдрома, сочетающиеся с гетероагрессивными тенденциями в отношении сверстников и родителей. Несмотря на обращение родителей с вышеуказанными проблемами к профильным специалистам и нередко госпитализацию подэкспертных в психиатрические стационары, проводимую психофармакотерапию, проблемы в межличностных отношениях сохранялись, подростки конфликтовали с одноклассниками и учителями, крайне агрессивно реагировали на замечания и нейтральные безобидные шутки.
В числе семейных проблем несовершеннолетних отмечались развод родителей и отсутствие отца в жизни ребенка, алкоголизация членов семьи, длительные семейные конфликты, патологические типы воспитания и т. п. Примерами нарушений раннего развития являлись перенесение инфекционного заболевания в тяжелой форме в возрасте до 3 лет; наличие резидуально-органической патологии (перинатальная энцефалопатия, синдром двигательных нарушений, наличие стигм дизэмбриогенеза) и т. п. В большинстве случаев в анамнезе были указания на наличие поведенческих проблем, особенно это касалось подростков, обвиняемых в экстремистской, террористической деятельности. Таким образом, вероятность развития психического расстройства у подростков возрастает при сочетании следующих факторов: «нарушения раннего развития», характеризующие влияние биологических факторов; «семейные проблемы», отражающие состояние семейного функционирования и влияние психосоциальных факторов, и «поведенческие нарушения в анамнезе» как показателя стойкости имеющихся клинических проявлений.
Изучение связей между индивидуально-психологическими особенностями подростков с социально опасным поведением с помощью коэффициента корреляции Спирмена показало наличие связей между имеющимся психическим расстройством и такими психологическими особенностями, как интроверсия (r=0,66), агрессивность (r=0,448), а также нарушениями семейного функционирования (r=0,51). Увлечение деструктивным контентом значимо связано с возникновением суицидальных мыслей у подростков (r=0,88), тревожностью (r=0,53) и обидчивостью (r=0,59). Помимо этого, отмечена корреляционная связь между такими индивидуально-психологическими особенностями, как агрессивность и интроверсия (r=0,47). Данные факты демонстрируют особенности взаимодействия подростков в социальной среде, когда внутренняя изолированность, неумение строить адекватные социальные связи затрудняют поиск внешней поддержки в субъективно сложных ситуациях, что в сочетании с агрессивными тенденциями приводит к непродуктивным и деструктивным формам разрешения конфликтных ситуаций, нередко заимствованным с сайтов соответствующей направленности.
На этапе формирования идентичности важнейшим социальным пространством является контекст сверстников. Характеризуя исследуемую выборку, стоит отметить, что это социальное пространство воспринимается подростками как проблемное и/или исключающее их из своей среды. Несовершеннолетние не имели большого количества друзей и широкого круга общения с одноклассниками либо не имели их совсем, не шли на контакт с одноклассниками, «закрывались в себе», производили впечатление стеснительных, замкнутых, безэмоциональных. Ранний опыт исключения со стороны сверстников подпитывает процесс социальной изоляции и создает потребность в общественном признании. Родственники и знакомые описывали у исследуемых такие личностные характеристики, как демонстративность, завышенная самооценка с тенденцией к переоценке своих возможностей, склонность к подчеркиванию своей значимости и мужественности, которые сочетались с неуверенностью в себе, замкнутостью. Такие описания свидетельствуют о наличии у несовершеннолетних некоторых противоположных личностных черт — эмоциональной неустойчивости, возбудимости, агрессивных тенденций, ориентации на собственные желания и потребности без учета интересов окружающих в сочетании с некоторой подозрительностью и настороженностью, склонностью фиксироваться на негативных переживаниях наряду с целеустремленностью в реализации своих потребностей. Стремление к контролю над своими эмоциональными проявлениями может сочетаться с повышенной враждебностью, агрессивностью, возбудимостью, конфликтностью, тенденцией к защитным внешнеобвиняющим формам реагирования.
У большинства подростков, совершивших или готовивших нападение на образовательные организации, выявлялась определенная фиксация на предыдущих обидах, унижениях со стороны сверстников и учителей, в то время как у подростков, совершивших или подготавливавших террористические действия, ориентация на идеологические контексты играла компенсаторную, структурирующую и смыслообразующую роль. Общим фактором является несоответствие между реальным и идеальным Я, что приводит к накоплению внутреннего напряжения. При этом, чтобы справиться с ним, подростки, в силу индивидуальных особенностей и/или имеющегося психического заболевания прибегают к экстремальным стратегиям совладания. Внутренние обиды и накапливающееся напряжение в ситуации отсутствия сдерживающих связей (теплых семейных и дружеских отношений) создают «открытость» для иных идеологических контекстов и альтернативных мировоззрений.
Практически во всех случаях анализ анамнестических данных и/или клиническое обследование выявили увлечения подэкспертными контентом, который может быть отнесен к категории «деструктивный». Например, сообщалось, что в социальной сети был видеоролик, где подросток показывает принадлежность к некой террористической организации, просит прощения, говорит, что будет убивать людей», другой подросток регулярно отправлял знакомым ссылки на религиозную тематику в приложении «ВКонтакте» и «Instagram
[1]», в том числе с содержанием призывов к «Священной войне против неверных». Несколько человек являлись приверженцами идей национализма, размещали в социальных сетях посты, содержащие признаки оправдания идеологии и практики насилия и террора, экстремистской деятельности, совершения насильственных действий. Все подростки, проведение судебной экспертизы которых осуществлялось в связи с нападением или попыткой нападения на образовательные организации, демонстрировали приверженность субкультуре «Колумбайн»
[2], как используя внешнюю атрибутику нападавших, так и поведенчески, регулярно просматривали видеоролики и фотографии, посвященные массовым убийствам в школах и колледжах, обсуждали «Эрика и Дилана»
[3], вели в социальных сетях переписку, содержащую агрессивные и суицидальные высказывания, обсуждение плана захвата школы.
Уход в деструктивный контент у таких подростков зачастую был связан со стремлением отреагировать эмоциональное напряжение, в беседе некоторые из них отмечали, что просмотр видеороликов и текстов с агрессивным содержанием помогал снизить уровень психического напряжения и тревоги. Вместе с тем у отдельных подростков формировалась своеобразная зависимость от просмотра деструктивного контента, реализуемая по стрессовым механизмам, формирующимся на фоне тяжелой жизненной ситуации, например, семейных конфликтов, разногласий со сверстниками, а также по психопатологическим механизмам либо их смешанным формам.
Заключение
Основными категориями психических расстройств, выявленных в рамках КСППЭ, у несовершеннолетних, которые планировали и/или совершили нападения на образовательные учреждения, террористические акты с публичным оправданием и пропагандой терроризма в интернет-пространстве, с применением оружия, убийством или покушением на убийство двух и более лиц, были расстройства шизофренического спектра, формирующиеся расстройства личности и органическая патология. Анализ анамнестических данных и/или клиническое обследование выявили увлечения подэкспертными контентом, который может быть отнесен к категории «деструктивный».
Раннее выявление и профилактика социально-психологического неблагополучия подростков требует выделения определенных ориентиров для специалистов, работающих в образовательной среде. Выявленные связи могут являться основанием для определения целевой группы с целью осуществления профилактических мероприятий. Подростки с нарушениями поведения и определенными психологическими характеристиками (демонстративность, интравертированность), имеющие в анамнезе указания на нарушения психического здоровья в ранний период, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях и демонстрирующие признаки десоциализации под влиянием деструктивного контента в образовательном учреждении, должны являться объектом психолого-педагогического (а по показаниям — и медицинского) сопровождения. Изучение факторов, влияющих на развитие нарушений психического здоровья и психологического неблагополучия у подростков, является начальным звеном определения мишеней превенции совершения общественно опасных деяний.
[1] Запрещена на территории Российской Федерации.
[2] Террористическая организация, запрещенная в России.
[3] Учащиеся старших классов школы «Колумбайн» Эрик Харрис и Дилан Клиболд, которые 20 апреля 1999 г. устроили стрельбу в школе, в результате чего погибли 13 и пострадали 37 человек. Оба подростка покончили с собой.