Психолого-педагогические исследования
2025. Том 17. № 1. С. 18–32
doi:10.17759/psyedu.2025170102
ISSN: 2587-6139 (online)
Исследование эффективности использования интернет-марафона в развитии эмоциональной устойчивости подростков в условиях дистанционного обучения
Аннотация
Актуальность исследования заключается в поиске методов и средств преодоления стресса у обучающихся в связи с переходом школ на новые модели организации образовательного процесса. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о влиянии интернет-марафона на развитие эмоциональной устойчивости подростков. В исследовании приняли участие подростки 14-15 лет (N=95), из которых 56% были женского пола. Испытуемые были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную с целью изучения влияния занятий интернет-марафона на эмоциональную устойчивость подростков. Для диагностики использовались методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) и опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова). В результате сравнения средних с помощью U-критерия Манна-Уитни было выявлено, что подростки, принявшие участие в интернет-марафоне, обладают более высокими показателями эмоциональной устойчивости, то есть у них снизились показатели фрустрации, агрессивности, ригидности и напряжения.
Общая информация
Ключевые слова: психоэмоциональная устойчивость, интернет, эмоциональный фон, активация, психофизический тонус, напряжение, эмоциональная комфортность
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170102
Финансирование. Работа проведена на кафедре психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в рамках плана реализации научно-исследовательской деятельности НЦ РАО РГППУ по направлению «Формирование готовности педагогов к реализации конвергентного STEAM-образования детей и младших школьников», код ПФНИ РФ 5.7.3.6.
Получена: 15.02.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Матвеева М.В., Малеева Е.В. Исследование эффективности использования интернет-марафона в развитии эмоциональной устойчивости подростков в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2025. Том 17. № 1. С. 18–32. DOI: 10.17759/psyedu.2025170102
Подкаст
Подкаст PsyJournals LIVE выпуск 401
Полный текст
Введение
В последние годы общество регулярно сталкивается с различными вызовами: возрастает объем получаемой информации различного характера, требующей осмысления и оценки, возникают глобальные проблемы, например, COVID-19, экономические и социальные кризисы и т.п. Каждый новый глобальный вызов проявляет существующие в образовании проблемы как технического, так и психологического характера. Подстраиваясь под изменения, диктуемые внешними условиями, школа ищет новые модели организации учебно-воспитательного процесса, но они направлены в большей степени на саму технологию и новые требования, предъявляемые к школе, и не учитывают эмоциональное состояние участников образовательно процесса [21]. По данным ВЦИОМ, за период с 2009 по 2022 годы доля людей, обращавшихся к психологу, выросла в два раза (6% в 2009 г. и 12% в 2022 г.). За последние два года увеличилось число лиц в возрасте 18–24 лет, которые признают свою потребность в психологической помощи (35%) [3].
В условиях пандемии особенно остро встал вопрос использования дистанционных технологий в обучении, что стало тяжелым испытанием для эмоциональной устойчивости подростков [1; 4; 15]. В период самоизоляции техническая составляющая этого процесса была отработана, но влияние современных технологий на эмоциональную устойчивость обучающихся по-прежнему недостаточно исследовано [7; 8; 9; 18; 19]. В связи с этим возникает необходимость использования в работе школьного психолога современных способов организации деятельности, позволяющих эффективно вести работу в дистанционном формате. В своем исследовании мы проверили гипотезу о том, что применение в образовательном процессе такой формы работы, как интернет-марафон, будет способствовать развитию эмоциональной устойчивости подростков [13, с. 140].
Эмоциональная устойчивость – это способность человека эффективно переживать и контролировать эмоции в различных жизненных ситуациях. Эмоциональную устойчивость можно рассматривать как с психофизиологической, так и с психологической точки зрения [5].
При рассмотрении эмоциональной устойчивости также были применены разнообразные подходы, а именно:
- эмоциональная регуляция поведения и ее зависимость от разных характеристик испытываемых эмоций (С.А. Марчук, И.И. Мамайчук и др.) [11; 12];
- воля и саморегуляция при помощи эмоций в контексте эмоциональной устойчивости как преодоления эмоционального возбуждения (Е.В. Евсеенкова, М.В. Воропаев) [2; 6];
- эмоциональная устойчивость как интегративное свойство личности с включением в ее структуру характеристик восприятия, волевых процессов, когнитивной специфики, тормозящих дезорганизующую эмоциональную неустойчивость (Е.Н. Колодич) [8].
В современных работах (Т.А. Бергис, В.В. Долганина, Е.В. Евсеенкова и др.) широко распространено мнение об эмоциональной устойчивости как об одной из характеристик эмоциональной сферы человека. По мнению авторов, эта характеристика может быть описана через:
- устойчивость эмоций, характерных для человека,
- стабильность проявляемых эмоций,
- отсутствие частой смены эмоций [1; 4; 5].
На эмоциональную устойчивость оказывают влияние: тип темперамента, ведущее полушарие, наличие подавленных потребностей, психологических проблем, низкий уровень самооценки, количество, сила и частота возникновения стрессовых факторов [10].
Основными показателями проявления развитой эмоциональной устойчивости являются [14]: саморегуляция эмоций, стойкость к стрессу, эмпатия, оптимизм, резилентность.
Традиционные модели работы с эмоциональной устойчивостью подростков не предусматривают формат оказания психологической помощи детям, не учитывают возможности современных интернет-сервисов. Возникает необходимость в использовании новых платформ, выборе иных форм и методов обучения, изменении самого формата общения со школьниками. Мы предлагаем использовать для решения данной проблемы такую форму работы с подростками, как интернет-марафон.
Методы и организация исследования
Для изучения эмоциональной устойчивости у подростков нами было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось в течение января-мая 2023 года на базе средней общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие 95 человек, ученики параллели 10 классов в возрасте 14–15 лет, из них 51 девушка и 44 юноши. Для достижения целей исследования выборка случайным образом разделена на две группы: экспериментальную (64 человека: 31 девушка, 33 юноши) и контрольную (31 человек: 20 девушек, 11 юношей).
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы были определены следующие компоненты эмоциональной устойчивости, которые будут исследованы при проведении эмпирической части исследования: эмоциональный фон человека в текущий момент, сила и интенсивность психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности, типичные способы реагирования на стрессовую ситуацию. В соответствии с этим были выбраны следующие методики исследования:
- Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку, адаптированная Н.В. Перешеиной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту) [16] позволяет описать эмоции, создающие эмоциональный фон человека в текущий момент, определить их силу и интенсивность, что соответствует показателям интенсивности и напряжения.
- Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) предназначена для выявления уровня эмоционального тонуса у лиц старше 14 лет [20]. Исследуемые параметры: активация и тонус, напряжение, оценочный характер, индивидуальная специфика эмоционального отклика.
- Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой представляет диагностику индивидуальной саморегуляции, включающей показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, показатели развития регуляторно-личностных свойств.
Для обоснования значимости и достоверности выявленных различий применялись методы статистической обработки данных с помощью программы IBM SPSS Statistics 23.
Первичная диагностика участников проекта проводилась в январе 2023 года. После диагностики подросткам было предложено присоединиться к участию в интернет-марафоне.
Программа интернет-марафона предполагала разработку и проведение средствами сети Интернет серии краткосрочных (по 7 дней) курсов, включающих короткие теоретические лекции (4–5 минут, формат stories) и практические задания для закрепления теоретического материала. Интернет-марафон был организован на базе площадки «ВКонтакте» через создание закрытой группы, куда приглашаются подростки, принявшие решение участвовать в интернет-марафоне, и для которых получено согласие родителей (законных представителей). Интернет-марафон структурируется определенной последовательностью постов – видеосообщение, пост-шпаргалка (короткая дополнительная информация по теме видео), пост-статья с развернутым описанием задания, пост-обсуждение результатов дня.
Тематика первой сессии (7 дней): знакомство с содержанием интернет-марафона; рефлексия и саморефлексия; рефлексия и взгляд со стороны; рефлексивные и творческие способности; межличностные отношения и конфликты; я и другие (ложь в общении); основы самонаблюдения.
Тематика второй сессии (7 дней): субъект и личность; активности и деятельность; чувство собственного достоинства; субъектность; самооценка и отношение к другим; совладание со сложными ситуациями.
Тематика третьей сессии (7 дней): самоконтроль (телесная и когнитивная составляющая); способы организации жизни.
Отдельно создается модерируемая беседка, в которой участники могут общаться, задавать вопросы. Также они имеют возможность обратиться в личные сообщения группы и получить консультацию ведущего интернет-марафона.
Также интернет-марафон предполагал вовлечение родителей (законных представителей) подростков с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, поскольку родители оказывают существенное влияние на эмоциональную устойчивость подростков. Родителям предлагается ознакомиться с тем же теоретическим материалом, который получает подросток, и выполнить задания, связанные с осознанием их роли в становлении у подростка рассматриваемого качества или свойства личности. Для родителей создается отдельный чат WhatsApp, в котором публикуются видеоматериалы и задания для самостоятельного выполнения. Так, родители знакомятся с содержанием интернет-марафона, имеют возможность принимать в нем участие, но отделены от процессов, происходящих в группе «ВКонтакте».
Результаты
По результатам первичной диагностики картина в контрольной группе сходна с результатами экспериментальной группы. Таким образом, можно предположить, что при первичном обследовании различия в результатах контрольной и экспериментальной выборок являются незначительными.
Значимость различий результатов первичной диагностики экспериментальной и контрольной групп по каждому показателю оценивали по U-критерию Манна-Уитни для независимых выборок, поскольку показатели асимметрии и эксцесса не укладываются в интервал от -1 до +1, следовательно, распределение в большинстве случаев не является нормальным согласно критерию Шапиро-Уилка (p<0,05). Результаты расчета значимости различий приведены в табл. 1.
Таблица 1. Проверка значимости различий результатов первичной диагностики экспериментальной и контрольной групп (U-критерий Манна-Уитни)
Проверяемый показатель |
Средние ранги группы (n1=64) |
Средние ранги группы (n2=31) |
U-критерий Манна-Уитни |
Р |
Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку, адаптированная Н.В. Перешеиной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту) |
||||
Тревожность |
46,41 |
51,27 |
890,500 |
0,419 |
Фрустрация |
49,02 |
45,89 |
926,500 |
0,602 |
Агрессивность |
49,17 |
45,58 |
917,000 |
0,551 |
Ригидность |
43,89 |
56,48 |
729,000 |
0,036 |
Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) |
||||
Психическая активация |
47,84 |
48,34 |
981,500 |
0,933 |
Интерес |
47,41 |
49,23 |
954,000 |
0,762 |
Эмоциональный тонус |
44,40 |
55,44 |
761,500 |
0,067 |
Напряжение |
47,28 |
49,48 |
946,000 |
0,714 |
Комфортность |
47,17 |
49,71 |
939,000 |
0,673 |
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой |
||||
Планирование |
51,85 |
40,05 |
745,500 |
0,047 |
Моделирование |
47,55 |
48,94 |
963,000 |
0,817 |
Программирование |
49,03 |
45,87 |
926,000 |
0,597 |
Оценка результата |
45,68 |
52,79 |
843,500 |
0,234 |
Гибкость |
48,93 |
46,08 |
932,500 |
0,634 |
Самостоятельность |
48,50 |
46,97 |
960,000 |
0,798 |
Таким образом, статистически значимые различия в показателях контрольной и экспериментальной групп зафиксированы только по показателям «Ригидность» и «Планирование» (p<0,05). По остальным шкалам контрольная и экспериментальная группы статистически не различаются.
Наиболее проблемными для экспериментальной группы являются высокий уровень фрустрации, агрессивности, что подтверждается высоким уровнем напряжения. В развитии нуждаются такие способы саморегуляции деятельности, как программирование, гибкость, самостоятельность.
После проведения в экспериментальной группе занятий интернет-марафона нами была организована повторная диагностика исследуемых показателей эмоциональной устойчивости подростков обеих групп: контрольной и экспериментальной.
В табл. 2 и 3 приведены данные сравнительного анализа результатов первичной и повторной диагностики для экспериментальной и контрольной групп по каждой из используемых методик с данными рангово-бисериального коэффициента корреляции (Rrb).
Таблица 2. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики экспериментальной группы
Проверяемый показатель |
Среднее значение |
Т-критерий Вилкоксона |
Р |
Rrb |
|
до |
после |
||||
Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку, адаптированная Н.В. Перешеиной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту) |
|||||
Тревожность |
11,17 |
8,10 |
-6,445b |
0,000 |
0,96 |
Фрустрация |
12,25 |
8,67 |
-6,689b |
0,000 |
0,99 |
Агрессивность |
11,29 |
7,79 |
-6,563b |
0,000 |
0,99 |
Ригидность |
11,71 |
8,35 |
-6,473b |
0,000 |
0,99 |
Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) |
|||||
Психическая активация |
12,90 |
13,42 |
-2,751 |
0,006 |
-0,33 |
Интерес |
12,89 |
13,57 |
-3,643 |
0,000 |
-0,57 |
Эмоциональный тонус |
13,17 |
13,95 |
-4,018 |
0,000 |
-0,67 |
Напряжение |
12,26 |
10,53 |
-4,478b |
0,000 |
0,71 |
Комфортность |
11,92 |
12,67 |
-3,862 |
0,000 |
-0,63 |
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой |
|||||
Планирование |
5,95 |
6,62 |
-3,721 |
0,000 |
-0,61 |
Моделирование |
5,03 |
5,81 |
-4,299 |
0,000 |
-0,69 |
Программирование |
5,95 |
5,53 |
-3,141 |
0,002 |
-0,55 |
Оценка результата |
4,57 |
5,15 |
-3,187 |
0,001 |
-0,49 |
Гибкость |
5,32 |
5,93 |
-2,767 |
0,006 |
-0,53 |
Самостоятельность |
5,51 |
6,06 |
-3,171 |
0,002 |
-0,41 |
Таблица 3. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики контрольной группы
Проверяемый показатель |
Среднее значение |
T-критерий Вилкоксона |
Р |
Rrb |
|
до |
после |
||||
Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку, адаптированная Н.В. Перешеиной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту) |
|||||
Тревожность |
12,00 |
10,64 |
-3,892b |
0,000 |
0,83 |
Фрустрация |
11,90 |
11,09 |
-2,991b |
0,003 |
0,69 |
Агрессивность |
10,67 |
9,93 |
-2,639b |
0,008 |
0,6 |
Ригидность |
13,74 |
13,16 |
-2,300b |
0,021 |
0,52 |
Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) |
|||||
Психическая активация |
13,09 |
12,12 |
-3,365b |
0,001 |
0,69 |
Интерес |
13,29 |
12,32 |
-3,156b |
0,002 |
0,72 |
Эмоциональный тонус |
15,45 |
14,38 |
-3,209b |
0,001 |
0,71 |
Напряжение |
12,74 |
9,70 |
-4,636b |
0,000 |
0,98 |
Комфортность |
12,35 |
11,09 |
-3,618b |
0,000 |
0,81 |
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой |
|||||
Планирование |
5,06 |
4,45 |
-2,538b |
0,011 |
0,57 |
Моделирование |
5,19 |
3,80 |
-4,054b |
0,000 |
0,67 |
Программирование |
4,74 |
3,80 |
-3,522b |
0,000 |
0,8 |
Оценка результата |
5,12 |
4,00 |
-3,692b |
0,000 |
0,83 |
Гибкость |
5,06 |
3,96 |
-3,559b |
0,000 |
0,8 |
Самостоятельность |
5,32 |
4,51 |
-2,731b |
0,000 |
0,61 |
Математико-статистическая обработка данных показала наличие достоверно значимого изменения уровня самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) в экспериментальной группе. Об этом свидетельствуют достоверные изменения по всем шкалам: тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. На констатирующем этапе у лиц, составивших экспериментальную группу, фиксировались высокий уровень фрустрации, средний уровень тревожности, агрессивности и ригидности. После участия подростков в интернет-марафоне нами зафиксированы следующие результаты самооценки психических состояний (по Г. Айзенку): увеличилась доля участников с низким уровнем тревожности, при этом доля участников с высоким уровнем тревожности уменьшилась; участников с высоким уровнем фрустрации стало меньше, в то время как участников с низким уровнем фрустрации стало больше; уменьшилось количество испытуемых с высоким уровнем агрессивности, а количество испытуемых с низким уровнем агрессивности увеличилось; увеличилось число участников с низким уровнем ригидности, при этом уменьшилось число участников с высоким уровнем ригидности.
Повторная диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) в контрольной группе также выявила статистически значимые изменения: увеличилась доля участников со средним уровнем тревожности, доля участников с высоким уровнем тревожности уменьшилась; увеличилась доля участников со средним уровнем фрустрации, показатели низкого уровня фрустрации не изменились; количество испытуемых с высоким уровнем агрессивности не изменилось, количество испытуемых с низким уровнем агрессивности увеличилось; уменьшилось число участников с низким уровнем ригидности, при этом увеличилось число участников со средним уровнем ригидности, показатели высокого уровня ригидности остались без изменений.
Статистически значимые положительные изменения в показателях самооценки психических состояний в контрольной группе, возможно, связаны с проведением учителем классных часов по особенностям обучения в дистанционном формате.
Анализ оценки достоверности различий (по U-критерию Манна-Уитни) между результатами повторного обследования контрольной и экспериментальной групп самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) показал, что произошли значимые изменения в показателях уровня тревожности, фрустрации, ригидности. По показателю агрессивности различия недостоверны.
По методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) на констатирующем этапе лица, составившие экспериментальную группу, по сравнению с контрольной группой находятся в состоянии эмоционального истощения, испытывают нехватку ресурсов для эмоциональных проявлений, что связано с высоким уровнем напряжения. Участие в интернет-марафоне заметно повысило психологическую активацию, эмоциональный тонус и интерес, при этом произошло снижение напряжения, т.е. наблюдаются высокие статистически достоверные различия по всем показателям (психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, комфортность и напряжение).
По результатам повторной диагностики по методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) можно констатировать, что в контрольной группе произошло снижение высокого уровня психической активации, эмоционального тонуса, интереса, но произошло увеличение доли среднего и низкого уровня напряжения.
Повторная диагностика участников экспериментальной группы по опроснику «Стиль саморегуляции поведения» выявила следующие статистически значимые изменения: увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем по шкале «Моделирование»; уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем по шкале «Оценивание результатов»; уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем по шкале «Гибкость»; уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем по шкале «Самостоятельность». В контрольной группе повторная диагностика по этому же опроснику показала снижение количества испытуемых с высоким и средним уровнем по всем шкалам.
Также была проведена оценка достоверности различий между результатами повторного обследования контрольной и экспериментальной групп. Из расчетов убрана шкала «Планирование» по методике «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, т.к. при первичном обследовании в результатах двух групп были выявлены статистически достоверные различия. Согласно расчетным данным в ходе экспериментальной работы в группе, принимавшей участие в марафоне, по сравнению с контрольной, произошли значимые изменения в способности к моделированию, программированию, оценке результата, самостоятельности и гибкости.
Обсуждение
Была проведена оценка достоверности различий между результатами повторного обследования контрольной и экспериментальной групп. Согласно расчетным данным в ходе экспериментальной работы в группе, принимавшей участие в тренинге, по сравнению с контрольной, произошли значимые изменения в показателях уровня психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности и напряжения, а также по способности к моделированию, программированию, оценке результата, самостоятельности и гибкости.
Результаты повторной диагностики показали, что в ходе экспериментальной работы удалось улучшить проблемные для участников группы низкие значения психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности, а также удалось снизить уровень напряжения. Показатели по нуждавшимся в развитии способам саморегуляции деятельности, таким как программирование, гибкость, самостоятельность, также были повышены, что подтверждено статистическим анализом данных. Выбранный формат взаимодействия показал высокую актуальность интернет-марафона для участников данной возрастной категории. Дозирование информации, короткие видео, небольшие памятки в сочетании с регулярностью выдачи материала позволили не перегружать подростков и в то же время добиться вовлеченности обучающихся в процесс прохождения сессий.
На основе полученных результатов можно утверждать, что:
- Интернет-марафон в меньшей степени оказал влияние на такие показатели, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность.
- В большей степени влияние интернет-марафона наблюдалось на повышении уровня психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности, произошли значимые изменения у подростков в способности к моделированию, программированию, оценке результата, самостоятельности и гибкости.
- В целом интернет-марафон оказался эффективным средством развития эмоциональной устойчивости подростков.
Заключение
Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую нами гипотезу о положительном влиянии интернет-марафона на развитие эмоциональной устойчивости подростков, что позволяет рекомендовать данную технологию к использованию в образовательных организациях для повышения уровня психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности.
Проблемным остается вопрос о вовлеченности родителей в марафон. Имея возможность знакомиться с содержанием сессий, они ограничивались позицией наблюдателя, выполнением заданий с обучающимися занимались единицы. Развитием обучающего курса может стать предложение активностей, в которых именно родители подростков будут играть ключевую роль. Также в качестве возможных перспектив для последующей разработки обозначенной проблемы мы предполагаем провести сравнительное исследование влияния интернет-марафона на эмоциональную устойчивость, сопоставив ее показатели у младших и старших подростков.
Литература
- Бергис Т.А., Екимова Ю.Н. Особенности стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа г.о. Тольятти // Балканское научное обозрение. 2019. Том 3. № 2(4). С. 83–85.
- Воропаев М.В. Педагогическое сопровождение развития саморегуляции учебной деятельности старшеклассников // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 3. С. 80– DOI:10.17759/psyedu.2023150306
- В поисках психологической помощи [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-poiskakh-psikhologicheskoi-pomoshchi (дата обращения: 21.10.2022).
- Долганина В.В., Ширванян А.Э. Условия повышения устойчивости внимания у студентов в рамках дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya–povysheniya–ustoychivosti–vnimaniya–u–studentov–v–ramkah–distantsionnogo–obucheniya (дата обращения: 21.11.2022).
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография. М.: Издательство «Перо», 2014. 173 с.
- Евсеенкова Е.В., Белогай К.Н., Борисенко Ю.В. Развитие эмоциональной саморегуляции подростков средствами арт-терапии в контексте профилактики суицидального поведения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Tом 31. C. 16–29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–emotsionalnoy–samoregulyatsii–podrostkov–sredstvami–art–terapii–v–kontekste–profilaktiki–suitsidalnogo–povedeniya (дата обращения: 21.11.2022). DOI:10.26516/2304-1226.2020.31.16
- Ковальчук Д.Ф. Особенности психического состояния личности в период пандемии COVID–19 [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. 2021. № 3(58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–psihicheskogo–sostoyaniya–lichnosti–v–period–pandemii–covid–19 (дата обращения: 05.03.2022). DOI:10.18411/sr-10-04-2021-71
- Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. Учеб. пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов. Минск: РИПО, 2022. 274 с.
- Пандемия COVID–19 в России: медико-социальные проблемы цифровой образовательной среды [Электронный ресурс] / В.Р. Кучма [и др.] // Национальное здравоохранение. 2021. № 2(1). С. 21–31. DOI:10.47093/2713–069X.2021.2.1.21–31 (дата обращения: 12.02.2022).
- Максимова А.А., Горбушина А.В. Профилактика суицидального поведения у подростков 14–17 лет в тренинге ресурсного состояния «Эмоциональная устойчивость» [Электронный ресурс] // Научно–методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 07. URL: http://e–koncept.ru/2021/212011.htm (дата обращения: 21.11.2022).
- Мамайчук И.И. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей [Электронный ресурс] // Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2021. 220 с. URL: http://psylist.net/psytera/00058.htm (дата обращения: 21.11.2022).
- Марчук С.А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Научно–методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 02. URL: http://e–koncept.ru/2022/222001.htm (дата обращения: 12.03.2023).
- Матвеева М.В. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости подростков в условиях дистанционного обучения // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 3. С. 140–
- Никифорова С.А., Мантурова Н.М. Психотерапевтические возможности физической культуры и спорта в ситуации переживания проблемного одиночества // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2. С. 276–279.
- Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / Под ред. И.М. Гумеровой. М.: «Алекс», 2021. 390 с.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. М.: Сфера, 2006. 192 с. URL: pdf (дата обращения: 20.11.2022).
- Предложения по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения / Рубцов В.В. [и др.] // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 474–479.
- Тимофеева Я.А. Дистанционное обучение и подростковый возраст // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 240–
- Психоэмоциональное состояние студентов университета в условиях дистанционного обучения (по материалам социологического исследования в НИУ МИЭТ) [Электронный ресурс] / Шангина О.В. [и др.] // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 3(35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoemotsionalnoe-sostoyanie-studentov-universiteta-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-po-materialam-sotsiologicheskogo (дата обращения: 13.01.2024).
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов. СПб.: Питер, 2008. 255 с.
- Glowacz F. Psychological distress during the COVID–19 lockdown: The young adults most at risk / F. Glowacz, E. Schmits // Psychiatry Research. Vol. 293. 113486. DOI:10.1016/j.psychres.2020.113486
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 15
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4