Исследование эффективности использования интернет-марафона в развитии эмоциональной устойчивости подростков в условиях дистанционного обучения

4

Аннотация

Актуальность исследования заключается в поиске методов и средств преодоления стресса у обучающихся в связи с переходом школ на новые модели организации образовательного процесса. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о влиянии интернет-марафона на развитие эмоциональной устойчивости подростков. В исследовании приняли участие подростки 14-15 лет (N=95), из которых 56% были женского пола. Испытуемые были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную с целью изучения влияния занятий интернет-марафона на эмоциональную устойчивость подростков. Для диагностики использовались методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) и опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова). В результате сравнения средних с помощью U-критерия Манна-Уитни было выявлено, что подростки, принявшие участие в интернет-марафоне, обладают более высокими показателями эмоциональной устойчивости, то есть у них снизились показатели фрустрации, агрессивности, ригидности и напряжения.

Общая информация

Ключевые слова: психоэмоциональная устойчивость, интернет, эмоциональный фон, активация, психофизический тонус, напряжение, эмоциональная комфортность

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170102

Финансирование. Работа проведена на кафедре психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в рамках плана реализации научно-исследовательской деятельности НЦ РАО РГППУ по направлению «Формирование готовности педагогов к реализации конвергентного STEAM-образования детей и младших школьников», код ПФНИ РФ 5.7.3.6.

Получена: 15.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Матвеева М.В., Малеева Е.В. Исследование эффективности использования интернет-марафона в развитии эмоциональной устойчивости подростков в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2025. Том 17. № 1. С. 18–32. DOI: 10.17759/psyedu.2025170102

Подкаст

Подкаст PsyJournals LIVE выпуск 401

Полный текст

Введение

В последние годы общество регулярно сталкивается с различными вызовами: возрастает объем получаемой информации различного характера, требующей осмысления и оценки, возникают глобальные проблемы, например, COVID-19, экономические и социальные кризисы и т.п. Каждый новый глобальный вызов проявляет существующие в образовании проблемы как технического, так и психологического характера. Подстраиваясь под изменения, диктуемые внешними условиями, школа ищет новые модели организации учебно-воспитательного процесса, но они направлены в большей степени на саму технологию и новые требования, предъявляемые к школе, и не учитывают эмоциональное состояние участников образовательно процесса [21]. По данным ВЦИОМ, за период с 2009 по 2022 годы доля людей, обращавшихся к психологу, выросла в два раза (6% в 2009 г. и 12% в 2022 г.). За последние два года увеличилось число лиц в возрасте 18–24 лет, которые признают свою потребность в психологической помощи (35%) [3].

В условиях пандемии особенно остро встал вопрос использования дистанционных технологий в обучении, что стало тяжелым испытанием для эмоциональной устойчивости подростков [1; 4; 15]. В период самоизоляции техническая составляющая этого процесса была отработана, но влияние современных технологий на эмоциональную устойчивость обучающихся по-прежнему недостаточно исследовано [7; 8; 9; 18; 19]. В связи с этим возникает необходимость использования в работе школьного психолога современных способов организации деятельности, позволяющих эффективно вести работу в дистанционном формате. В своем исследовании мы проверили гипотезу о том, что применение в образовательном процессе такой формы работы, как интернет-марафон, будет способствовать развитию эмоциональной устойчивости подростков [13, с. 140].

Эмоциональная устойчивость – это способность человека эффективно переживать и контролировать эмоции в различных жизненных ситуациях. Эмоциональную устойчивость можно рассматривать как с психофизиологической, так и с психологической точки зрения [5].

При рассмотрении эмоциональной устойчивости также были применены разнообразные подходы, а именно:

  • эмоциональная регуляция поведения и ее зависимость от разных характеристик испытываемых эмоций (С.А. Марчук, И.И. Мамайчук и др.) [11; 12];
  • воля и саморегуляция при помощи эмоций в контексте эмоциональной устойчивости как преодоления эмоционального возбуждения (Е.В. Евсеенкова, М.В. Воропаев) [2; 6];
  • эмоциональная устойчивость как интегративное свойство личности с включением в ее структуру характеристик восприятия, волевых процессов, когнитивной специфики, тормозящих дезорганизующую эмоциональную неустойчивость (Е.Н. Колодич) [8].

В современных работах (Т.А. Бергис, В.В. Долганина, Е.В. Евсеенкова и др.) широко распространено мнение об эмоциональной устойчивости как об одной из характеристик эмоциональной сферы человека. По мнению авторов, эта характеристика может быть описана через:

  • устойчивость эмоций, характерных для человека,
  • стабильность проявляемых эмоций,
  • отсутствие частой смены эмоций [1; 4; 5].

На эмоциональную устойчивость оказывают влияние: тип темперамента, ведущее полушарие, наличие подавленных потребностей, психологических проблем, низкий уровень самооценки, количество, сила и частота возникновения стрессовых факторов [10].

Основными показателями проявления развитой эмоциональной устойчивости являются [14]: саморегуляция эмоций, стойкость к стрессу, эмпатия, оптимизм, резилентность.

Традиционные модели работы с эмоциональной устойчивостью подростков не предусматривают формат оказания психологической помощи детям, не учитывают возможности современных интернет-сервисов. Возникает необходимость в использовании новых платформ, выборе иных форм и методов обучения, изменении самого формата общения со школьниками. Мы предлагаем использовать для решения данной проблемы такую форму работы с подростками, как интернет-марафон.

Методы и организация исследования

Для изучения эмоциональной устойчивости у подростков нами было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось в течение января-мая 2023 года на базе средней общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие 95 человек, ученики параллели 10 классов в возрасте 14–15 лет, из них 51 девушка и 44 юноши. Для достижения целей исследования выборка случайным образом разделена на две группы: экспериментальную (64 человека: 31 девушка, 33 юноши) и контрольную (31 человек: 20 девушек, 11 юношей).

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы были определены следующие компоненты эмоциональной устойчивости, которые будут исследованы при проведении эмпирической части исследования: эмоциональный фон человека в текущий момент, сила и интенсивность психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности, типичные способы реагирования на стрессовую ситуацию. В соответствии с этим были выбраны следующие методики исследования:

  1. Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку, адаптированная Н.В. Перешеиной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту) [16] позволяет описать эмоции, создающие эмоциональный фон человека в текущий момент, определить их силу и интенсивность, что соответствует показателям интенсивности и напряжения.
  2. Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) предназначена для выявления уровня эмоционального тонуса у лиц старше 14 лет [20]. Исследуемые параметры: активация и тонус, напряжение, оценочный характер, индивидуальная специфика эмоционального отклика.
  3. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой представляет диагностику индивидуальной саморегуляции, включающей показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, показатели развития регуляторно-личностных свойств.

Для обоснования значимости и достоверности выявленных различий применялись методы статистической обработки данных с помощью программы IBM SPSS Statistics 23.

Первичная диагностика участников проекта проводилась в январе 2023 года. После диагностики подросткам было предложено присоединиться к участию в интернет-марафоне.

Программа интернет-марафона предполагала разработку и проведение средствами сети Интернет серии краткосрочных (по 7 дней) курсов, включающих короткие теоретические лекции (4–5 минут, формат stories) и практические задания для закрепления теоретического материала. Интернет-марафон был организован на базе площадки «ВКонтакте» через создание закрытой группы, куда приглашаются подростки, принявшие решение участвовать в интернет-марафоне, и для которых получено согласие родителей (законных представителей). Интернет-марафон структурируется определенной последовательностью постов – видеосообщение, пост-шпаргалка (короткая дополнительная информация по теме видео), пост-статья с развернутым описанием задания, пост-обсуждение результатов дня.

Тематика первой сессии (7 дней): знакомство с содержанием интернет-марафона; рефлексия и саморефлексия; рефлексия и взгляд со стороны; рефлексивные и творческие способности; межличностные отношения и конфликты; я и другие (ложь в общении); основы самонаблюдения.

Тематика второй сессии (7 дней): субъект и личность; активности и деятельность; чувство собственного достоинства; субъектность; самооценка и отношение к другим; совладание со сложными ситуациями.

Тематика третьей сессии (7 дней): самоконтроль (телесная и когнитивная составляющая); способы организации жизни.

Отдельно создается модерируемая беседка, в которой участники могут общаться, задавать вопросы. Также они имеют возможность обратиться в личные сообщения группы и получить консультацию ведущего интернет-марафона.

Также интернет-марафон предполагал вовлечение родителей (законных представителей) подростков с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, поскольку родители оказывают существенное влияние на эмоциональную устойчивость подростков. Родителям предлагается ознакомиться с тем же теоретическим материалом, который получает подросток, и выполнить задания, связанные с осознанием их роли в становлении у подростка рассматриваемого качества или свойства личности. Для родителей создается отдельный чат WhatsApp, в котором публикуются видеоматериалы и задания для самостоятельного выполнения. Так, родители знакомятся с содержанием интернет-марафона, имеют возможность принимать в нем участие, но отделены от процессов, происходящих в группе «ВКонтакте».

Результаты

По результатам первичной диагностики картина в контрольной группе сходна с результатами экспериментальной группы. Таким образом, можно предположить, что при первичном обследовании различия в результатах контрольной и экспериментальной выборок являются незначительными.

Значимость различий результатов первичной диагностики экспериментальной и контрольной групп по каждому показателю оценивали по U-критерию Манна-Уитни для независимых выборок, поскольку показатели асимметрии и эксцесса не укладываются в интервал от -1 до +1, следовательно, распределение в большинстве случаев не является нормальным согласно критерию Шапиро-Уилка (p<0,05). Результаты расчета значимости различий приведены в табл. 1.

Таблица 1. Проверка значимости различий результатов первичной диагностики экспериментальной и контрольной групп (U-критерий Манна-Уитни)

Проверяемый показатель

Средние ранги группы (n1=64)

Средние ранги группы (n2=31)

U-критерий Манна-Уитни

Р

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку, адаптированная Н.В. Перешеиной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту)

Тревожность

46,41

51,27

890,500

0,419

Фрустрация

49,02

45,89

926,500

0,602

Агрессивность

49,17

45,58

917,000

0,551

Ригидность

43,89

56,48

729,000

0,036

Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин)

Психическая активация

47,84

48,34

981,500

0,933

Интерес

47,41

49,23

954,000

0,762

Эмоциональный тонус

44,40

55,44

761,500

0,067

Напряжение

47,28

49,48

946,000

0,714

Комфортность

47,17

49,71

939,000

0,673

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой

Планирование

51,85

40,05

745,500

0,047

Моделирование

47,55

48,94

963,000

0,817

Программирование

49,03

45,87

926,000

0,597

Оценка результата

45,68

52,79

843,500

0,234

Гибкость

48,93

46,08

932,500

0,634

Самостоятельность

48,50

46,97

960,000

0,798

Таким образом, статистически значимые различия в показателях контрольной и экспериментальной групп зафиксированы только по показателям «Ригидность» и «Планирование» (p<0,05). По остальным шкалам контрольная и экспериментальная группы статистически не различаются.

Наиболее проблемными для экспериментальной группы являются высокий уровень фрустрации, агрессивности, что подтверждается высоким уровнем напряжения. В развитии нуждаются такие способы саморегуляции деятельности, как программирование, гибкость, самостоятельность.

После проведения в экспериментальной группе занятий интернет-марафона нами была организована повторная диагностика исследуемых показателей эмоциональной устойчивости подростков обеих групп: контрольной и экспериментальной.

В табл. 2 и 3 приведены данные сравнительного анализа результатов первичной и повторной диагностики для экспериментальной и контрольной групп по каждой из используемых методик с данными рангово-бисериального коэффициента корреляции (Rrb).

Таблица 2. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики экспериментальной группы

Проверяемый показатель

Среднее значение

Т-критерий Вилкоксона

Р

Rrb

до

после

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку, адаптированная Н.В. Перешеиной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту)

Тревожность

11,17

8,10

-6,445b

0,000

0,96

Фрустрация

12,25

8,67

-6,689b

0,000

0,99

Агрессивность

11,29

7,79

-6,563b

0,000

0,99

Ригидность

11,71

8,35

-6,473b

0,000

0,99

Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин)

Психическая активация

12,90

13,42

-2,751

0,006

-0,33

Интерес

12,89

13,57

-3,643

0,000

-0,57

Эмоциональный тонус

13,17

13,95

-4,018

0,000

-0,67

Напряжение

12,26

10,53

-4,478b

0,000

0,71

Комфортность

11,92

12,67

-3,862

0,000

-0,63

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой

Планирование

5,95

6,62

-3,721

0,000

-0,61

Моделирование

5,03

5,81

-4,299

0,000

-0,69

Программирование

5,95

5,53

-3,141

0,002

-0,55

Оценка результата

4,57

5,15

-3,187

0,001

-0,49

Гибкость

5,32

5,93

-2,767

0,006

-0,53

Самостоятельность

5,51

6,06

-3,171

0,002

-0,41

Таблица 3. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики контрольной группы

Проверяемый показатель

Среднее значение

T-критерий Вилкоксона

Р

Rrb

до

после

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку, адаптированная Н.В. Перешеиной и М.Н. Заостровцевой к подростковому возрасту)

Тревожность

12,00

10,64

-3,892b

0,000

0,83

Фрустрация

11,90

11,09

-2,991b

0,003

0,69

Агрессивность

10,67

9,93

-2,639b

0,008

0,6

Ригидность

13,74

13,16

-2,300b

0,021

0,52

Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин)

Психическая активация

13,09

12,12

-3,365b

0,001

0,69

Интерес

13,29

12,32

-3,156b

0,002

0,72

Эмоциональный тонус

15,45

14,38

-3,209b

0,001

0,71

Напряжение

12,74

9,70

-4,636b

0,000

0,98

Комфортность

12,35

11,09

-3,618b

0,000

0,81

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой

Планирование

5,06

4,45

-2,538b

0,011

0,57

Моделирование

5,19

3,80

-4,054b

0,000

0,67

Программирование

4,74

3,80

-3,522b

0,000

0,8

Оценка результата

5,12

4,00

-3,692b

0,000

0,83

Гибкость

5,06

3,96

-3,559b

0,000

0,8

Самостоятельность

5,32

4,51

-2,731b

0,000

0,61

 

Математико-статистическая обработка данных показала наличие достоверно значимого изменения уровня самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) в экспериментальной группе. Об этом свидетельствуют достоверные изменения по всем шкалам: тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность. На констатирующем этапе у лиц, составивших экспериментальную группу, фиксировались высокий уровень фрустрации, средний уровень тревожности, агрессивности и ригидности. После участия подростков в интернет-марафоне нами зафиксированы следующие результаты самооценки психических состояний (по Г. Айзенку): увеличилась доля участников с низким уровнем тревожности, при этом доля участников с высоким уровнем тревожности уменьшилась; участников с высоким уровнем фрустрации стало меньше, в то время как участников с низким уровнем фрустрации стало больше; уменьшилось количество испытуемых с высоким уровнем агрессивности, а количество испытуемых с низким уровнем агрессивности увеличилось; увеличилось число участников с низким уровнем ригидности, при этом уменьшилось число участников с высоким уровнем ригидности.

Повторная диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) в контрольной группе также выявила статистически значимые изменения: увеличилась доля участников со средним уровнем тревожности, доля участников с высоким уровнем тревожности уменьшилась; увеличилась доля участников со средним уровнем фрустрации, показатели низкого уровня фрустрации не изменились; количество испытуемых с высоким уровнем агрессивности не изменилось, количество испытуемых с низким уровнем агрессивности увеличилось; уменьшилось число участников с низким уровнем ригидности, при этом увеличилось число участников со средним уровнем ригидности, показатели высокого уровня ригидности остались без изменений.

Статистически значимые положительные изменения в показателях самооценки психических состояний в контрольной группе, возможно, связаны с проведением учителем классных часов по особенностям обучения в дистанционном формате.

Анализ оценки достоверности различий (по U-критерию Манна-Уитни) между результатами повторного обследования контрольной и экспериментальной групп самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) показал, что произошли значимые изменения в показателях уровня тревожности, фрустрации, ригидности. По показателю агрессивности различия недостоверны.

По методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) на констатирующем этапе лица, составившие экспериментальную группу, по сравнению с контрольной группой находятся в состоянии эмоционального истощения, испытывают нехватку ресурсов для эмоциональных проявлений, что связано с высоким уровнем напряжения. Участие в интернет-марафоне заметно повысило психологическую активацию, эмоциональный тонус и интерес, при этом произошло снижение напряжения, т.е. наблюдаются высокие статистически достоверные различия по всем показателям (психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, комфортность и напряжение).

По результатам повторной диагностики по методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин) можно констатировать, что в контрольной группе произошло снижение высокого уровня психической активации, эмоционального тонуса, интереса, но произошло увеличение доли среднего и низкого уровня напряжения.

Повторная диагностика участников экспериментальной группы по опроснику «Стиль саморегуляции поведения» выявила следующие статистически значимые изменения: увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем по шкале «Моделирование»; уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем по шкале «Оценивание результатов»; уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем по шкале «Гибкость»; уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем по шкале «Самостоятельность». В контрольной группе повторная диагностика по этому же опроснику показала снижение количества испытуемых с высоким и средним уровнем по всем шкалам.

Также была проведена оценка достоверности различий между результатами повторного обследования контрольной и экспериментальной групп. Из расчетов убрана шкала «Планирование» по методике «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, т.к. при первичном обследовании в результатах двух групп были выявлены статистически достоверные различия. Согласно расчетным данным в ходе экспериментальной работы в группе, принимавшей участие в марафоне, по сравнению с контрольной, произошли значимые изменения в способности к моделированию, программированию, оценке результата, самостоятельности и гибкости.

Обсуждение

Была проведена оценка достоверности различий между результатами повторного обследования контрольной и экспериментальной групп. Согласно расчетным данным в ходе экспериментальной работы в группе, принимавшей участие в тренинге, по сравнению с контрольной, произошли значимые изменения в показателях уровня психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности и напряжения, а также по способности к моделированию, программированию, оценке результата, самостоятельности и гибкости.

Результаты повторной диагностики показали, что в ходе экспериментальной работы удалось улучшить проблемные для участников группы низкие значения психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности, а также удалось снизить уровень напряжения. Показатели по нуждавшимся в развитии способам саморегуляции деятельности, таким как программирование, гибкость, самостоятельность, также были повышены, что подтверждено статистическим анализом данных. Выбранный формат взаимодействия показал высокую актуальность интернет-марафона для участников данной возрастной категории. Дозирование информации, короткие видео, небольшие памятки в сочетании с регулярностью выдачи материала позволили не перегружать подростков и в то же время добиться вовлеченности обучающихся в процесс прохождения сессий.

На основе полученных результатов можно утверждать, что:

  1. Интернет-марафон в меньшей степени оказал влияние на такие показатели, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность.
  2. В большей степени влияние интернет-марафона наблюдалось на повышении уровня психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности, произошли значимые изменения у подростков в способности к моделированию, программированию, оценке результата, самостоятельности и гибкости.
  3. В целом интернет-марафон оказался эффективным средством развития эмоциональной устойчивости подростков.

Заключение

Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую нами гипотезу о положительном влиянии интернет-марафона на развитие эмоциональной устойчивости подростков, что позволяет рекомендовать данную технологию к использованию в образовательных организациях для повышения уровня психической активации, интереса, эмоционального тонуса, комфортности.

Проблемным остается вопрос о вовлеченности родителей в марафон. Имея возможность знакомиться с содержанием сессий, они ограничивались позицией наблюдателя, выполнением заданий с обучающимися занимались единицы. Развитием обучающего курса может стать предложение активностей, в которых именно родители подростков будут играть ключевую роль. Также в качестве возможных перспектив для последующей разработки обозначенной проблемы мы предполагаем провести сравнительное исследование влияния интернет-марафона на эмоциональную устойчивость, сопоставив ее показатели у младших и старших подростков.

Литература

  1. Бергис Т.А., Екимова Ю.Н. Особенности стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа г.о. Тольятти // Балканское научное обозрение. 2019. Том 3. № 2(4). С. 83–85.
  2. Воропаев М.В. Педагогическое сопровождение развития саморегуляции учебной деятельности старшеклассников // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 3. С. 80– DOI:10.17759/psyedu.2023150306
  3. В поисках психологической помощи [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-poiskakh-psikhologicheskoi-pomoshchi (дата обращения: 21.10.2022).
  4. Долганина В.В., Ширванян А.Э. Условия повышения устойчивости внимания у студентов в рамках дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya–povysheniya–ustoychivosti–vnimaniya–u–studentov–v–ramkah–distantsionnogo–obucheniya (дата обращения: 21.11.2022).
  5. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография. М.: Издательство «Перо», 2014. 173 с.
  6. Евсеенкова Е.В., Белогай К.Н., Борисенко Ю.В. Развитие эмоциональной саморегуляции подростков средствами арт-терапии в контексте профилактики суицидального поведения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Tом 31. C. 16–29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie–emotsionalnoy–samoregulyatsii–podrostkov–sredstvami–art–terapii–v–kontekste–profilaktiki–suitsidalnogo–povedeniya (дата обращения: 21.11.2022). DOI:10.26516/2304-1226.2020.31.16
  7. Ковальчук Д.Ф. Особенности психического состояния личности в период пандемии COVID–19 [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. 2021. № 3(58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–psihicheskogo–sostoyaniya–lichnosti–v–period–pandemii–covid–19 (дата обращения: 05.03.2022). DOI:10.18411/sr-10-04-2021-71
  8. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. Учеб. пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов. Минск: РИПО, 2022. 274 с.
  9. Пандемия COVID–19 в России: медико-социальные проблемы цифровой образовательной среды [Электронный ресурс] / В.Р. Кучма [и др.] // Национальное здравоохранение. 2021. № 2(1). С. 21–31. DOI:10.47093/2713–069X.2021.2.1.21–31 (дата обращения: 12.02.2022).
  10. Максимова А.А., Горбушина А.В. Профилактика суицидального поведения у подростков 14–17 лет в тренинге ресурсного состояния «Эмоциональная устойчивость» [Электронный ресурс] // Научно–методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 07. URL: http://e–koncept.ru/2021/212011.htm (дата обращения: 21.11.2022).
  11. Мамайчук И.И. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей [Электронный ресурс] // Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2021. 220 с. URL: http://psylist.net/psytera/00058.htm (дата обращения: 21.11.2022).
  12. Марчук С.А. Психоэмоциональное состояние студентов в период дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Научно–методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 02. URL: http://e–koncept.ru/2022/222001.htm (дата обращения: 12.03.2023).
  13. Матвеева М.В. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости подростков в условиях дистанционного обучения // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 3. С. 140–
  14. Никифорова С.А., Мантурова Н.М. Психотерапевтические возможности физической культуры и спорта в ситуации переживания проблемного одиночества // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2. С. 276–279.
  15. Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / Под ред. И.М. Гумеровой. М.: «Алекс», 2021. 390 с.
  16. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. М.: Сфера, 2006. 192 с. URL: pdf (дата обращения: 20.11.2022).
  17. Предложения по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения / Рубцов В.В. [и др.] // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 474–479.
  18. Тимофеева Я.А. Дистанционное обучение и подростковый возраст // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 240–
  19. Психоэмоциональное состояние студентов университета в условиях дистанционного обучения (по материалам социологического исследования в НИУ МИЭТ) [Электронный ресурс] / Шангина О.В. [и др.] // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 3(35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoemotsionalnoe-sostoyanie-studentov-universiteta-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya-po-materialam-sotsiologicheskogo (дата обращения: 13.01.2024).
  20. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов. СПб.: Питер, 2008. 255 с.
  21. Glowacz F. Psychological distress during the COVID–19 lockdown: The young adults most at risk / F. Glowacz, E. Schmits // Psychiatry Research. Vol. 293. 113486. DOI:10.1016/j.psychres.2020.113486

Информация об авторах

Матвеева Марина Владиславовна, преподаватель, Технологический институт – филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-3538-8981, e-mail: marinamatveeva784@gmail.com

Малеева Елена Валентиновна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования, , ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (ФГАОУ ВО «РГППУ»), Екатеринбург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0540-084X, e-mail: maleevelena@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 15
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4