Психология и право
2020. Том 10. № 3. С. 174–188
doi:10.17759/psylaw.2020100312
ISSN: 2222-5196 (online)
Представления подростков о девиантном поведении
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: девиантное поведение, представления, внешние и внутренние причины, негативное воздействие
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100312
Для цитаты: Шульга Т.И., Дворянчиков Н.В. Представления подростков о девиантном поведении [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 3. С. 174–188. DOI: 10.17759/psylaw.2020100312
Полный текст
Введение
Исследователи подросткового возраста считают данный возраст фактором риска для возникновения девиантного поведения, не согласующегося с нормативным поведением. Следуя идее Л.С. Выготского, можно признать, что норма поведения представляет собой отвлеченное понятие, некоторая средняя величина с сочетанием некоторых ненормальных форм. Многие исследователи выделяют внешние и внутренние условия, влияющие на нормативное и девиантное поведение. К внешним условиям относят, прежде всего, семью и социальное окружение, а к внутренним — преобладание ряда личностных особенностей, таких как незавершенность формирования личности, наличие специфических, часто неконструктивных способов разрешения трудных ситуаций [2; 3; 8].
Говоря о причинах девиантного поведения подростков, авторы рассматривают особенности их проживания в семье (неполной, неблагополучной, находящейся в трудных жизненных условиях, полной, но не занимающейся воспитанием подростков и т. д.), а также неблагоприятное социальное окружение [4; 5; 13, 14].
Для подросткового возраста характерны неустойчивость и противоречивость, которые оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Особенности возраста, такие как импульсивность, повышенная эмоциональность, упрямство, агрессивность, внушаемость, конфликтность, можно назвать личностными факторами девиантного поведения [13; 14; 17]. По мнению ряда авторов, наблюдается тенденция к снижению количества правонарушений несовершеннолетних. «Однако следует отметить другую тенденцию, которая вызывает серьезную озабоченность и сохраняется на протяжении ряда лет, связанную с повышением криминальной активности детей, не достигших возраста уголовной ответственности (т. е. детей до 14 лет) [7, c. 96]. Это можно объяснить отсутствием представлений у подростков о девиантном поведении и его последствиях.
Можно выделить низкий уровень общей культуры подростков с девиантным поведением: негативное отношение к социальным нормам и правилам (прогулы занятий, уход из дома, бродяжничество, ориентация на асоциальные образцы поведения, конфликты со взрослыми). «В основе антисоциально направленной креативности находятся агрессивность и психологические особенности личности, которые, взаимодействуя, влияют на поведение в определенных социальных ситуациях» [16, c. 148]. Подростков данной группы отличает наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков) [9;10; .
В исследовании А.Ф. Ремеевой и И.А. Пальчикова было обнаружено, что просоциальным подросткам свойственно когнитивное искажение — долженствование в отношении себя. Они часто, отказывая в чем-то себе, действуют на пользу другим. У девиантных подростков проявляется в большей степени склонность к катастрофизации ситуации (тенденция к негативному восприятию событий, без учета возможных положительных последствий) и долженствование по отношению к социуму [10].
Результаты исследований современных авторов указывают на необходимость разработки способов и методов профилактики девиантного поведения подростков [3; 4]. В работах авторов (Д.И. Фельдштейн, А.А. Реан, Н.А. Рождественская) подростковому возрасту отводится приоритетная роль в формировании социальных представлений «…о жизненно значимых аспектах: здоровье, будущем, семье, профессии, нравственных ориентирах и ценностях; представлениях о безопасной жизнедеятельности, рискованном и девиантном поведении» [11, с. 3]. По мнению М.П. Рябова, «Суть представлений подростков отражает нечеткость и множественность социальных норм, что приводит к размыванию границ представлений о нормативном и ненормативном, допустимом и недопустимом, опасном и безопасном в современной подростковой среде» [11, с. 3]. Теоретический анализ исследований показывает, что остаются недостаточно изученными представления о девиантном поведении в подростковом возрасте. Не описана роль личности подростка в разных условиях проживания и воспитания в формировании этих представлений. Остается неясным вопрос, каковы возможности изменения представлений подростков, роль профилактической работы по изменению их представлений о девиантном поведении [8;9; 10; 11; 15]
Научная проблема заключается в выделении содержания представлений подростков о девиантном поведении, их смысловое понимание такого поведения, понимание соотношения с нормами и правилами жизни в обществе и ближайшем окружении. В современных исследованиях, посвященных представлениям подростков о девиантном поведении, этот вопрос изучен неполно. Используемые в практике способы изменения девиантного поведения подростков оказываются недостаточно эффективными. Способы профилактики девиантного поведения не отражают современный уровень требований. Обусловлено это снижением представлений в обществе о нормативности, о допустимом и недопустимом в СМИ, правилах жизни, социализации подростков, о вреде девиантного поведения в обществе.
В исследованиях ряда авторов отмечается, что для подростков характерны незрелость морального самосознания, наличие внешнеобвиняющих реакций, склонность к противопоставлению собственных взглядов, суждений окружающим людям, низкий уровень чувства вины, центрация на собственных взглядах, суждениях, потребностях. Выявленные особенности проявляются в том, что подростки с девиантным поведением демонстрируют положительное отношение к проступку, так как опираются на систему ценностей асоциальной группы, у них отсутствует осознание нарушения нормы, соотнесение поступка с собственным Я [9; 10; 16; 17].
На формирование поведения подростков, их образ жизни большое влияние оказывает отношение к матери и образ матери. По мнению ряда авторов, для большинства подростков родители и особенно мать остаются наиболее значимыми и эмоционально близкими лицами [1; 10] Так, в социально-психологическом исследовании было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего является мать, а затем, в зависимости от ситуации, в разной последовательности приоритет отдается отцу, подруге или другу [15]. В исследовании особенностей отношения подростков с девиантным поведением к матери выявлено, что «… мать глазами подростков с девиантным поведением представляет собой некомпетентного родителя, который не умеет уделять внимание, проявлять интерес и понимание, регулировать свои эмоции, устанавливать четкие и понятные правила. Мешают установлению конструктивных отношений отсутствие осознанного принятия подростковой эмансипации; непринятие собственных неконструктивных личностных и поведенческих особенностей и проекция их на подростка» [15, c. 68].
В ряде исследований показано, что в подростковом возрасте значимость родителей меняется на значимость сверстников, что приводит к предпочтению проводить свое свободное время со сверстниками, друзьями. На последнем по значимости предпочтения проводить совместно свободное время оказались родители. Подростки с девиантным поведением предпочитают узкий круг сверстников для общения общению со своими с родителями. Однако, попадая в сложную жизненную ситуацию, подростки в первую очередь хотели бы посоветоваться с матерью. Таким образом, со сверстниками, друзьями приятно проводить свободное время, развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Можно предположить, что это общая, нормальная тенденция поведения в подростковом возрасте, но проблема в том, что многие подростки группы риска, проявляя девиантное поведение, не имеют положительных отношений с членами семьи и нормальных родителей, к которым они могли бы обратиться в сложных, проблемных жизненных ситуациях [1; 9; 10; 12; 14; 15].
Девиантные подростки воспринимают матерей чаще всего как враждебных, непоследовательных, директивных. Реже всего у них ассоциации образа матери связаны с позитивным интересом и автономностью. Подростки воспринимают матерей чаще всего как позитивных и непоследовательных [15].
Выявлено, что поведение родителей воспринимается подростком неоднозначно. Например, подростки воспринимают своих матерей как автономных и позитивных. По-видимому, подростки с девинтным поведением считают отчужденность во взаимоотношениях с матерью снисходительным потворствованием, потаканием их прихотям, соглашательством. Образ матери, ведущей себя непоследовательно, непредсказуемо, одновременно включает как психологическое непринятие, так и позитивный интерес. По-видимому, имеет место недостаточно отчетливое осознание чередования воспитательных воздействий. Возможно, что не получая со стороны матери привычного тепла и участия, подросток считает, что к нему несправедливы. Такая противоречивая картина может свидетельствовать и о значимости воспитательного потенциала матери для социальной адаптации подростков как профилактики девиантности [14].
Сочетание противоположных характеристик в образе матери может свидетельствовать о непредсказуемом поведении матери девиантного подростка. Возможно, что подросток своим поведением создает парадоксальность ситуаций, приводящих к нестандартному, неожидаемому поведению матери, и провоцирует своим поведением мать к смене позиций в отношениях к нему, вынуждая ее вести себя непривычно, нестандартно [1; 2; 3; 4; 13; 14].
Программа исследования
Цель работы — изучение представлений подростков двух групп о девиантном поведении.
Гипотеза заключалась в предположении, что представления подростков разных социальных групп о девиантном поведении могут быть обусловлены их социальным окружением, отношением к матери, негативными (вредными) привычками в семьях и их личностными особенностями.
В исследовании решались следующие задачи.
1. Изучить представления подростков разных социальных групп, состоящих на учете в ПДН, и подростков с нормальным поведением о девиантном поведении.
2. Выявить факторы, способствующие развитию асоциального поведения среди подростков.
Для изучения причин асоциального поведения и структуры представлений подростков о девиантном поведении использовалась авторская анкета «Представления подростков о девиантном поведении», а также следующие методики изучения личностных особенностей подростков.
- Опросник враждебности Басса—Дарки (в адаптации А.К. Осницкого) для выявления типа враждебности и агрессии у подростков двух социальных групп.
- Методика Б. Заззо «Золотой возраст» в модификации А.М. Прихожан для выявления представлений о прошлом, настоящем и будущем подростков разных социальных групп (условной нормы и состоящих на учете в ПДН — подразделении по делам несовершеннолетних).
- Для определения отношения подростков к родителям была использована методика «Цветовой тест отношений». А.М. Эткинда. Методика применялась для того, чтобы определить, какое отношение подсознательно подростки двух групп имеют к матери и отцу.
Для обработки результатов эмпирического исследования использовались статистические методы: корреляционный анализ и t-критерий Стьюдента, Пирсона.
Исследование проходило на базе школы и подразделения по делам несовершеннолетних. В исследовании приняли участие 80 подростов: 43 подростка без признаков асоциального поведения (условная норма), обучающиеся общеобразовательных организаций, и 37 подростков, состоящих на учете в органах ПДН и обучающихся в общеобразовательных организациях (девиантные). Количество мальчиков и девочек не уравнивалось. Средний возраст детей — 15 лет.
Результаты и обсуждение
Исследование включало изучение положения подростков двух социальных групп в семье и их социального окружения. Результаты позволили выявить социальное положение семей и его различие в двух группах. (табл. 1) Подростки условной нормы чаще проживают в полных семьях, образование родителей в основном высшее, большинство работают, при этом 19% матерей не работают. Иное социальное положение семей, в которых проживают подростки, состоящие на учете в ПДН. Меньшее количество полных семей, чаще неполная семья, есть и приемная семья, у родителей преобладает высшее и среднее специальное образование, в одной семье родители не имеют специального профессионального образования. Только 77% родителей работают, в двух семьях не работают, и в 17% семей временно не работают оба родителя.
Таблица 1
Социальное положение семей подростков двух групп (в %)
Характеристика семей |
Подростки условной нормы |
Подростки, состоящие на учете в ПДН |
Различия |
Полная семья |
82 |
71 |
0,002* |
Неполная семья |
18 |
27 |
0,002* |
Приемная семья |
0 |
2 |
- |
Высшее образование |
88 |
69 |
0,002* |
Среднее профессиональное образование |
12 |
33 |
0,001** |
Среднее образование |
0 |
3 |
- |
Трудоустроен |
81 |
77 |
0,002* |
Не трудоустроен |
0 |
6 |
- |
Пенсионер |
0 |
2 |
- |
Временно не работает |
1 (Мать) |
17 |
- |
Вредные привычки (пьет) |
0 |
60 (один или оба родителя) |
0.001** |
Вредные привычки (курит) |
40 |
70 |
0,001** |
Были приводы в полицию |
3 (отец) |
40 (отец) |
0,001** |
Члены семьи (брат) курит, пьет |
30 |
60 |
0,001** |
Примечание: «*» — при P < 0,05; «**» — при Р<0,001.
Такие факторы, как состав семьи, социальное положение семьи, уровень образования, играют ключевую роль в становлении личности подростка. Необходимо обратить внимание на то, что в семьях подростков условной нормы больше полных семей, родители имеют высшее образование, большая часть трудоустроена, а мать ведет домашнее хозяйство и не работает. Анализ карт подростков в ПДН показал, что большинство из них являются членами неполных семей и их поведение имеет криминогенный (антисоциальный) характер (кража, нанесение травм средней тяжести, грабеж). Подростков характеризует безразличное отношение к учебе, негативное отношение к миру в целом, отсутствие доверия к взрослым. Девиантные поступки их поведения привели к тому, что на многих из них заведены дела досудебного разбирательства. Большая часть девиантных подростков употребляют психоактивные вещества, бродяжничают, разрушают материальные ценности.
Таким образом, семья остается главным и наиболее важным, фактором социализации личности в подростковом возрасте, что подтверждается многими исследователями. [1; 8; 10; 14]. Семью можно рассматривать в качестве модели социализации в обществе, подражая которой подростки усваивают нормы, правила, обязанности жизни в социальном окружении. Процесс социализации, с одной стороны, идет как приобретение социальных навыков в непосредственном взаимодействии с членами семьи. С другой стороны — как процесс формирования социальной компетентности, усвоения норм, правил, обязанностей, за счет наблюдения, обучения и взаимодействия со взрослыми.
Далее мы рассмотрели, как социальное окружение подростков двух социальных групп позволяет проводить свободное время. Отношение подростков к семье, ее значимости в их жизни в процессе взросления меняется. Более значимыми для подростков становятся сверстники, в результате происходит «обесценивание» родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению социальных, эмоциональных связей с родителями. Однако распространенное представление идеи о «замещении родителей» группой сверстников не вполне соответствует реальной картине жизни современных подростков[1].
На вопрос, где подростки проводят большую часть времени, многие ответили следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Проведение свободного времени подростками двух групп
Показатель |
Подростки условной нормы |
Подростки, состоящие на учете в ПДН |
Различия |
Дома |
14% |
8% |
0,002* |
В школе |
44% |
10% |
0, 002* |
На улице (с друзьями) |
18% |
62% |
0,002** |
На секциях (хобби, досуг) |
56% |
20% |
0,002** |
Примечание: «*» — при P < 0,05; «**» — при Р<0,001.
Результаты показывают, что подростки группы условной нормы большую часть времени посвящают учебе и занятиям в секциях, где общаются со сверстниками. Данная среда положительно влияет на развитие личности подростка, так как все участники общения и совместной деятельности объединены мотивацией, схожими интересами. Асоциальные подростки, напротив, все свободное время проводят на улице с друзьями, а секции в основном включают футбол или волейбол и только 20% их посещают. Очень небольшой процент (10%) ходят в школу. Все это приводит к асоциальному поведению и может являться причиной их постановки на учет в ПДН.
На основании представленных выше результатов можно предположить, что в семьях, где у родителей и других родственников есть время для общения с подростком, возможность поговорить с ним откровенно и доверительно, помочь ему и советом, и делом, идет формирование у подростка позитивной самооценки и уверенности в собственных силах. Если же внимания родителей не хватает, подросток начинает чувствовать себя ненужным. В будущем это может негативным образом сказаться на построении доверительных отношений с друзьями, коллегами по работе, супругом или супругой.
Поскольку подростки, состоящие на учете в ПДН (подразделении по делам несовершеннолетних), отличались девиантным поведением, при проведении свободного времени на улице с друзьями, проявляли более высокий уровень враждебности (обиды и подозрительности), а также физическую агрессию, косвенную, вербальную, а также раздражение и негативизм, то понятно, почему они оказались на учете. При сравнении двух групп — условной нормы и состоящих на учете — не выявлены значимые различия между косвенной агрессией и вербальной. Различия получены по уровню враждебности, физической агрессии, а также раздражения. Можно предположить, что именно подростки второй группы не могут контролировать себя, не ориентируются на нормы и правила в обществе, а считают себя достаточно взрослыми, чтобы вести себя так, как они хотят, и это сопряжено с их эмоциональными переживаниями (гнев, злость). Такое поведение подростков привело к проявлению социальной агрессии с антиобщественной направленностью (кражи, хулиганство, разбой, пьянство, употребление наркотиков).
Подростки с асоциальным поведением в процессе своей повседневной деятельности могут совершать как неблаговидные поступки, так и преступления. В табл. 3 приведены основные характеристики представлений подростков об асоциальном поведении.
Таблица 3
Представления подростков о девиантном поведении (в %)
Характеристика девиантного поведения |
Подростки условной нормы |
Подростки, состоящие на учете в ПДН |
Различия |
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя) |
96 |
38 |
0,001*
|
Употребление ненормативной лексики |
84 |
21 |
0,002** |
Драки, грабежи |
75 |
84 |
0,001* |
Нарушение закона |
46 |
97 |
0,001** |
Примечание: «*» — при P < 0,05; «**» — при Р<0,001.
Данные, представленные в табл. 3, показывают разное представление подростков двух изучаемых групп о девиантном поведении. Подростки без признаков асоциального поведения характеризовали достаточно четко девиантное поведение. Например, такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, подростки группы условной нормы в 96% считают проявлением девиантного, асоциального поведения, что выше, чем у подростков, состоящих на учете в ПДН. К такому поведению 84% подростков данной группы относят употребление ненормативной лексики, что также выше, чем в группе подростков, состоящих на учете. Также 75% считают, что драки и грабежи — это девиантное поведение, и 45% относят к нему нарушение закона. В группе подростков, состоящих на учете в ПДН, 97% считают, что девиантное поведение это только драки, грабежи и 97% относят к нему нарушение закона. Таким образом, представления двух социальных групп подростков о девиантном поведении отличаются по его характеристикам. Возможно именно поэтому подростки, состоящие на учете в ПДН, и ведут себя таким образом, что считают вредные привычки и ненормативную лексику нормой, а не девиантным поведением.
Досуговая деятельность подростков выступает в качестве одного из наиболее важных средств для оптимизации той социокультурной среды, которая их окружает. Процесс осуществления досуговой деятельности можно представить с точки зрения взаимодействия и взаимопроникновения двух таких тенденций, как социализация и индивидуализация. И если социализация заключается в том, что индивид как бы «присваивает» себе социальную сущность, то индивидуализация заключается в выработке у индивида такого только ему присущего способа жизнедеятельности, благодаря которому у него есть возможности развития.
Согласно результатам анкетирования, 35% подростков с асоциальным поведением занимаются в секциях и 41% имеют хобби, при этом непонятно, какие хобби у них есть, возможно именно они и привели к постановке на учет в ПДН. ( См. Табл.№4).
Таблица 4
Досуговая деятельность подростков (%)
Показатель |
Подростки условной нормы |
Подростки, состоящие на учете в ПДН |
Различия |
Хобби |
92 |
41 |
0,001* |
Музыкальная школа |
41 |
2 |
0,002** |
Спортивные секции |
64 |
35 |
0,001* |
Художественная школа |
37 |
4 |
0,001** |
Примечание: «*» — при P < 0,05; «**» — при Р<0,001.
В исследованиях многих авторов доказан факт, что развитие личности подростков происходит в процессе социально значимой деятельности, результатом которой является социализация подростков.
По результатам анкеты выявлено, что в представлениях подростков, состоящих на учете в ПДН, девиантное поведение характеризуется как неподчинение кому-то, а понятие «подчинение» имеет негативную окраску, вызывает агрессию, непонимание. Они не могут объяснить, зачем нужно подчиняться, кто придумал необходимость подросткам подчиняться. Подростки данной группы во многом считают себя более взрослыми, чем их анатомический возраст. Результаты, полученные по методике Р. Заззо «Золотой возраст», показали, что 50% подростков группы условной нормы определили себя более старшими по возрасту, 40% адекватно оценили себя и 10% посчитали себя меньше своего возраста. В группе подростков с девиантным поведением 70% посчитали себя более старшими, 20% оценили адекватно свой возраст, а 10% считают себя младше своего возраста. Полученные результаты позволяют описать причины девиантного поведения подростков, состоящих на учете в ПДН. Они считают себя более взрослыми, что позволяет им нарушать нормы, правила, использовать нецензурную лексику, а также уже иметь ряд вредных привычек (пить, принимать наркотики), что и способствует дракам, хулиганским действиям.
Использование методики «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда позволило увидеть отношение подростков к матери и отцу в двух группах. У подростков условной нормы отношение к матери в 60% оказалось позитивным, цвета выбирались зеленый, красный и синий. Можно предположить, что это характеризует самоутверждение, самоуверенность, стремление к руководству, некоторому превосходству и наличию власти над другими, символизируют взаимосвязь, привязанность, прочные отношения с матерью. По отношению к отцу только 40% группы условной нормы выбрали цвета, отражающие позитивное отношение. Это свидетельствует о более позитивным отношениям данной группы к матери, по сравнению с отношением к отцу. У подростков, состоящих на учете в ПДН, по отношению к матери выбирались в 70% контрастные цвета — коричневый, красный, фиолетовый и черный, что может свидетельствовать об импульсивном, спонтанном поведении матери. Отношение к отцу в 75% представлено выбором черного, зеленого, фиолетового и серого цветов, что указывает на подавляющее доминирование отца. Серый цвет демонстрирует наличие в семье дистанции, непонимания и безразличия в отношениях между членами семьи.
Это позволяет предположить, что отношение к матери у подростков, состоящих на учете в ПДН, отличается признанием собственного бессилия, подсознательным перекладыванием вины на других, проявлением ненависти к окружающим. Как компенсация у подростков проявляются нарушение норм, правил, девиантное поведение, непослушание. Данная методика позволила выявить неадекватное соотношение вербального и бесознательного уровней межличностных отношений в семьях подростков.
Таким образом, результаты исследования показывают, что подростки 15 лет имеют достаточно четкое представление об асоциальном поведении, но представления у двух групп отличаются по количеству характеристик девиантного поведения. Следует отметить, что только подростки, состоящие на учете в ПДН, считают, что их девиантное поведение проявляется в нарушении закона и участии в драках и грабежах. Это подтверждается и причинами их постановки на учет в ПДН.
Характерным для подростков, состоящих на учете в ПДН, является их негативное отношение к необходимости подчинения требованиям, нормам, правилам. В психологии подчинение (submission) зачастую используется в значении «покорность». Выделение видов подчинения, предложенное в отечественной психологии, рассматривает «подчинение/ повиновение, как внешнюю и внутреннюю не конформность, внушаемость» [13, с. 176], а также «коллективистическое самоопределение (сознательная солидарность личности с коллективом, принятие и активное отстаивание его ценностей, норм и стандартов, убеждений, идеалов и установок)» [13, с. 163]. Исследователи выделяют осознанное, пассивное и вынужденное (по необходимости) подчинение [13].
В случае, когда воздействие со стороны взрослых осознается подростком как некая власть, например, в представлениях группы условной нормы, подчинение приобретает характер личностного выбора и подразумевает психическую активность, направленную на выполнение долга, обязанности, норм, правил и т. д. При отсутствии осознания подростками данной власти со стороны взрослых подчинение не является нормой поведения и подразумевает психическую активность, направленную на удовлетворение собственных желаний, стремлений, принадлежности группе, что приводит к противоправному или асоциальному поведению.
В силу проявления личностных особенностей подростков: незавершенность формирования личности, наличие специфических, часто неконструктивных способов разрешения трудных ситуаций, которые чаще проявляются у тех, кто состоит в ПДН, можно отнести эти особенности к внутренним причинам понимания представлений о девиантном поведении и недостаточном осознании последствий такого поведения.
Выводы
1. Изучены представления о девиантном поведении подростков двух разных социальных групп — подростков условной нормы (без признаков асоциального поведения) и подростков, состоящих на учете в ПДН. Представления двух групп подростков 15 лет отличаются конкретными характеристиками девиантного поведения. Подростки группы условной нормы и подростки, состоящие на учете в ПДН, выделили в представлениях об асоциальном поведении вредные привычки, нецензурную лексику, драки, грабежи и нарушения закона.
2. Оказалось, что подростки с нормальным поведением выделяют менее сложные проявления девиантного поведения (вредные привычки, нецензурную лексику), тогда как подростки, состоящие на учете в ПДН, связывают его с драками, грабежами и нарушением закона. Их представления более схожи с представлениями и характеристиками делинквентного поведения, а не девиантного.
3. Выявлены социальные факторы, определяющие развитие асоциального поведения у подростков, состоящих на учете в ПДН. К ним относятся следующие: вседозволенность либо заброшенность; излишний или недостаточный контроль со стороны взрослых; плохие взаимоотношения с близкими, особенно негативное отношение к матери; конфликты в школе, пренебрежение со стороны сверстников.
4. Окружение подростков состоит в основном из более взрослых ровесников с похожими поведенческими проблемами, которым подростки доверяют; их отличает неорганизованность отдыха и досуга. При этом отрицательное отношение подростков, состоящих на учете в ПДН, к подчинению, может провоцировать нарушения норм и правил и приводить к девиантному поведению.
Литература
- Коновалова А.М. Особенности уважения к родителям в младшем и старшем подростковом возрастах // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2017. № 1. doi: 10.18384/2224-0209-2017-1-794
- Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 116—130. doi:10.17759/sps.2017080208
- Кибирев А.А. Деятельность социального педагога по сопровождению семьи, находящейся в социально опасном положении // Педагогические аспекты профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних: сб. методических рекомендаций. Хабаровск: ХК ИРО, 2018. С. 23—38.
- Кибирев А.А. Эскалаторы успеха: учебно-методическое пособие по организации деятельности педагогов с детьми из социально-неблагополучных семей. Хабаровск: ХК ИРО, 2013. 75с.
- Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / Под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа». 2012. 256 с.
- Лаврешкин Н.В. Групповой тренинг как метод развития профессионального самоопределения юридического психолога // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 216. 339 с.
- Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам опеки и попечительства по реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей. М. 2013. 115 с.
- Пимонов В.А., Делибалт В.В., Дворянчиков Н.В., Малкин Д.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних. [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018(8). № 1. С. 95—109. doi: 10.17759/psylaw.2018080107
- Проект Пион-регион. «Общая информационно-технологическая платформа для оценки социальных результатов». Сборник кейсов. М.: АНО «Эволюция и филантропия». 2018. 125 с.
- Райкус Дж., Хьюз Р., Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: в 4 т. Т 4: Размещение и стабильные условия жизни. М.: Эксмо, 2009. 416 с.
- Ремеева А.Ф., Пальчиков И.А. Особенности иррациональных установок девиантных подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61028.shtml (дата обращения: 29.09.2019).
- Рябов М.П. Представления подростков о последствиях употребления наркотиков: автореф. … дисс. канд. психол. наук. М., 2016. 26 с.
- Раскумандрина М.Е. Типология индивидуальных стилей подчинения и их диагностика: дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 231 c.
- Стандарт доказательности практик в сфере детства. МГППУ. Версия № 2. 31 августа 2018 года.
- Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. psyedu.ru. 2013. № 2. С. 203—213. URL:http://psyedu.ru/jornal/ 2013/2/Shulga_Tatarenko.phtml (дата обращения: 27.07.2016).
- Шульга Т.И., Филатов А.В. Особенности отношения девиантных подростков к матерям.// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 3. С. 57—72.
- Meshkova N.V., Debolsky M.G., Enikolopov S.N., Maslenkov A.A. Features of сreativity in social interaction among convicts who have committed self-serving and aggressively violent crimes [Электронный ресурс] // Psikhologiia i pravo [Psychology and Law]. 2018(8). №. 1. Р. 147—163. doi: 10.17759/psylaw.2018080111
- Shulga T. Social and Psychological Problems of Orphanage Graduates and Children Left Without Parental Care // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 68—75.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1855
В прошлом месяце: 44
В текущем месяце: 36
Скачиваний
Всего: 1291
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 32