Стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением

2571

Аннотация

Статья посвящена исследованию стиля воспитания в семье и ценностных ориентаций у подростков с девиантным поведением, стоящих на сопровождении в отделении ГБУ «Городского центра «Дети улиц» в ЮВАО и на учете в КДНиЗП. Выборка исследования составляет 15 девочек и 15 мальчиков. В результате исследования были выявлены представления подростков о техниках, установках и методах воспитания, используемых их родителями. На основе полученных данных составлен рейтинг терминальных и инструментальных ценностей. В ходе исследования выявлены особенности распределения ценностных ориентаций в группах мальчиков и девочек, а также в группах подростков из полных и неполных семей. Результаты исследования выявили специфические для мальчиков и девочек корреляционные связи между стилем воспитания в семье и ценностными ориентациями.

Общая информация

Ключевые слова: девиантное поведение, подросток с девиантным поведением, стиль семейного воспитания, ценностные ориентации

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Коноплева И.Н., Лозовенко А.С. Стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n2/52034 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Человек на протяжении всей своей жизни часто сталкивается с различными ситуациями, когда приходится делать выбор между различными способами осуществления активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его среды, особенностей людей, с которыми он взаимодействует. В России в последнее время наблюдается возрастание численности подростков, основная цель жизни которых сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Ценность труда и учебы утратила свои главенствующие значение и значимость, стала носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Данная жизненная позиция подростков приобретает все более открытый и воинствующий характер, провоцируя волну потребительства, часто  приводящую к отклонению в поведении. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. Ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия «за компанию», чтобы не прослыть трусом и т. п. [5].

Подавляющее большинство отечественных и зарубежных исследований, направленных на изучение условий, способствующих нарушениям поведения у подростков, в частности асоциального и антисоциального, во многом связаны с недостатками семейного воспитания (М.В. Шакурова, Д.И. Фельдштейн, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.А. Галагузова, Н.С. Курек, И.А. Фурманов, Н.Д. Лакосина, Э.Г. Эйдемиллер,  А.Е. Личко, Р.Г. Илешева и др.).

Среди многих исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения подростков (Е.Г. Дозорцева, С.Н. Ениколопов,                     Н.П. Цибульский, Д.С. Ошевский, И.А. Горьковая, И.А. Комарова, Л.С. Печникова и др.). Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию социума и государства [2; 4].

С практической точки зрение данное исследование актуально, поскольку выявив особенности в стиле воспитания в семье и ценностных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению, возможно будет наметить основные направления психологической работы как непосредственно с подростками, так и с их родителями. Поэтому цель данной работы – исследование стилей воспитания в семье и ценностных ориентаций у подростков с девиантным поведением. Для этого необходимо решить следующие задачи.

  • проведение диагностики склонности к отклоняющемуся поведению у подростков;
  • эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и ценностных ориентаций у подростков, склонных к девиантному поведению;
  • рассмотрение гендерных различий в рейтинге ценностей у подростков с девиантным поведением, а также различий в рейтинге ценностей в полных и неполных семьях подростков с девиантным поведением;
  • выявление связи стиля воспитания в семье и ценностных ориентаций у подростков с девиантным поведением.

В качестве объекта исследования выступили 30 девиантных подростков, стоящих на сопровождении в отделении ГБУ «Городского центра «Дети улиц» в ЮВАО и на учете в КДНиЗП за совершение различных правонарушений. В группу выборки вошли 15 девочек и 15 мальчиков в возрасте 14–15 лет. 17 подростков данной группы воспитываются в полных семьях, 13 подростков – в неполных. Двоих подростков воспитывает только отец, 11 подростков воспитываются только матерями.

 

Предмет исследования: стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением.

Гипотезой исследования послужило предположение, что у девиантных подростков связь ценностных ориентаций и методов семейного воспитания проявляется по-разному. 

Нами также были выдвинуты две частные гипотезы, что существуют различия в рейтинге ценностей у мальчиков и девочек с девиантным поведением и различия в рейтинге ценностей в полных и неполных семьях.

Методы исследования

В данном исследовании использовались методы и методики, с помощью которых можно было бы выявить у выбранной группы подростков склонность к девиантному поведению, выявить установки родителей, их поведение и методы воспитания девиантных подростков, а также рейтинг их ценностных ориентаций. Для обработки полученных в ходе эмпирического исследования данных использовался математико-статистический метод.

В исследовании использовались:

  • методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел);
  • опросник «Подростки о родителях» (ADOR);
  • методика определения ценностных ориентаций М. Рокича.

Результаты исследования

На первом этапе эмпирического исследования для подтверждения статуса подростков, стоящих на сопровождении в отделении ГБУ ГЦ «Дети улиц» в ЮВАО и на учете в КДНиЗП, нами была проведена диагностика склонности к отклоняющемуся поведению. Полученные результаты подтвердили наличие склонностей к девиантному поведению у данной выборки подростков.

 

Рис. 1. Показатели результатов диагностики склонности к девиантному поведению (СОП)

Исследование представлений подростков о родительских техниках, установках и методах воспитания, выявило, что подростки, прежде всего, отмечают непоследовательность воспитательной тактики своих родителей, причем это касается как отцов, так и матерей. Обращает на себя внимание и выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: и со стороны отцов, и со стороны матерей показатели автономности занимают второе место по численным значениям. На третьем месте стоит враждебность, затем – позитивный интерес, и на последнем – директивность.

Таблица 1.

Результаты исследования стиля воспитания в семье у подростков с девиантным поведением

Фактор

Средние значения

11

Позитивный интерес (POZ)

со стороны матерей (MPOZ)

со стороны отцов (OPOZ)

2,89

3,15

22

Директивность (DIR)

со стороны матерей (MDIR)

со стороны отцов (ODIR)

3,07

3,52

33

Враждебность (HOS)

со стороны матерей (MHOS)

со стороны отцов (OHOS)

2,89

3,26

44

Автономность (AUT)

со стороны матерей (MAUT)

со стороны отцов (OAUT)

3,07

3,26

55

Непоследовательность (NED)

со стороны матерей (MNED)

со стороны отцов (ONED)

3,32

3,52

66

Близость (POZ/HOS)

со стороны матерей (MPOZ/MHOS)

со стороны отцов (OPOZ/OHOS)

1

0,96

77

Критика (DIR/AUT)

со стороны матерей (MDIR/MAUT)

со стороны отцов (ODIR/OAUT)

1

1,07

Полагаем, что такие результаты характеризуют общую картину восприятия подростками своих взаимоотношений с родителями [1].

Автономность (отстраненность) родителей в сочетании с их непоследовательностью говорит о том, что взаимоотношения родителей и подростков в семьях в основном безразличные. Родители, видимо, не выделяют сферу общения со своими детьми как отдельную ценность, относясь к этому как бы «между делом», живя своей собственной жизнью и обращая внимание на подростков только когда они чем-то особенным привлекают их внимание. Этим, по-видимому, объясняется и непоследовательность воспитательной тактики родителей: в «благополучные» периоды дети живут сами по себе, им многое позволяется, уровень требований и контроля со стороны родителей невысок, как, впрочем, и интерес родителей к ним как к личностям. Но все меняется в «неблагополучные» периоды – вынужденные обратить на ребенка внимание родители решают «исправить» положение: возрастает контроль, строгость, усиливаются санкции.

Обращает на себя внимание отсутствие выраженной директивности со стороны родителей. На это указывают как средние значения полученных результатов, так и показатели отношения DIR/AUT: они демонстрируют преобладание автономности над контролем. Интересно, что такой воспитательной тактики придерживаются и отцы и матери, причем для отцов это более характерно. По нашим представлениям, полученные результаты действительно отражают распространенную в последнее время точку зрения на воспитание детей в семье. С одной стороны, занятые «добыванием денег» и выживанием родители попросту стали проводить с детьми гораздо меньше времени, чем раньше, с другой стороны, изменение общественного мнения и распространение психологических знаний среди населения приводит к отказу от принятых ранее жестко-авторитарных взглядов на воспитание ребенка. Заменой строгому родительскому контролю стало фактически безразличие и отстраненность. Примечателен тот факт, что предоставляемые подросткам свобода и независимость в поступках и действиях не оценивается ими ни как очень ценная, ни как недоступная, зато одно из первых мест в рейтинге ценностей занимает «счастливая семейная жизнь».

Рассмотрим теперь соотношение показателей враждебность и позитивный интерес со стороны родителей. У матерей отношение этих показателей равно единице, что говорит о том, что с точки зрения подростков матери их принимают и отвергают примерно в одинаковой степени. Что касается отцов, среди них враждебность, т. е. эмоциональное отвержение детей более выражены, чем искренний, безоценочный интерес к ним, хотя это отношение также близко к единице. Эти результаты можно объяснить следующим предположением: занятые своими делами отцы действительно как бы «не впускают» детей в свое поле зрения, озабоченные необходимостью выжить, они очень большое значение придают успешности и результатам своих детей, предполагая, что высокая результативность в учебе и соответствие их требованиям обеспечат подросткам более легкое вхождение во взрослую суровую жизнь. Именно поэтому со стороны отцов подростки (обоего, кстати, пола, в этом случае половые различия незначимы) испытывают оценочное отношение, игнорирование их потребностей и отсутствие интереса к содержанию их внутренней жизни и проблемам. Матери в этом смысле демонстрируют более благополучную картину, хотя у них позитивный интерес к детям не преобладает над враждебностью, а всего лишь равен ей.

На основе данных, полученных в результате исследования ценностных ориентаций девиантных подростков, можно составить рейтинг ценностей, первые места которого обладают для подростков более выраженной степенью важности.

В шестерку предпочитаемых подростками терминальных ценностей вошли: «наличие хороших и верных друзей», «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость». Среди отвергаемых оказались: «познание», «творчество», «счастье других», «свобода», «уверенность в себе», «красота природы и искусства».

Данное распределение приоритетов можно объяснить следующими предположениями. В подростковом возрасте группа сверстников становится для личности референтной группой, поэтому ожидаемо, что жизненная сфера «наличие хороших и верных друзей» занимает лидирующую позицию в рейтинге. Неожиданными стали показатели по сфере «материально-обеспеченная жизнь», в рейтинге данная ценность занимает 7-е место, а не 1–2 места, как предполагается многими взрослыми. Скорее всего, подростки хоть и предпочитают иметь «блага цивилизации»: модные вещи, компьютеры, телефоны и др., но это не определяет их стиль поведения и систему ценностей.

На всем этом фоне также неожиданно выглядит предпочтение подростками сферы «счастливая семейная жизнь», чему можно дать несколько объяснений:

  • во-первых, это связано с повышением ценности семьи в обществе в целом,
  • во-вторых, что более вероятно, это связано с проблемами, неблагополучием в семьях подростков

В целом значимых различий между мальчиками и девочками, а также подростками из полных и неполных семей в распределении ценностей не оказалось. Однако по U-критерию Манна-Уитни значимо различие (p=0,032) между девочками и мальчиками в сфере «уверенность в себе». Многие авторы, исследуя данную тенденцию, обнаруживают, что в последнее время для девочек повышение уверенности в себе является значимой сферой, и это является отражением общей позиции женщин в современном обществе [3].

Рис. 2. Различия в распределении терминальных ценностей у мальчиков и девочек

В полных и неполных семьях у подростков можно проследить различия в выборе ценностей – у девиантных подростков из неполных семей ценность «счастливая семейная жизнь» в рейтинге стоит на первом месте, когда у девиантных подростков из полных на первом месте «наличие хороших и верных друзей». Это можно объяснить тем, что для подростка, воспитывающегося в неполной семье, данная сфера из-за ее болезненности и несовершенства является более значимой.

Рис. 3. Различия в распределении терминальных ценностей в полных и неполных семьях

В шестерку предпочитаемых подростками инструментальных ценностей вошли: «воспитанность», «жизнерадостность», «аккуратность», «независимость», «ответственность», «образованность». Среди ценностей-средств подростки отвергают: «высокие запросы», «терпимость», «чуткость», «широта взглядов», «эффективность в делах», «непримиримость к недостаткам».

Значимых различий между мальчиками и девочками в распределении инструментальных ценностей выявлено  не было. В целом значимых различий в распределении ценностей-средств между подростками из полных и неполных семей не обнаружено, однако по U-критерию Манна-Уитни были выявлены значимые различия в полных и неполных семьях в сферах «непримиримость к недостаткам в себе и окружающих» (p=0,022) и «ответственность» (p=0,039). Ценность «ответственность» для подростков, воспитывающихся в полной семье, более значима, в отличие от подростков, воспитывающихся в неполных семьях. Данные различия можно объяснить тем, что такая ценность, как «ответственность», передается подростку через отца, которого в большинстве  случаев и не хватает в семейной системе.  Можно отметить, что на первом месте у подростков из неполных семей стоит ценность-цель «счастливая семейная жизнь», а средством достижения ее подростки видят ценность-средство «воспитанность».

Рис. 4. Различия в распределении инструментальных ценностей в полных и неполных семьях

Как нам кажется, данная тенденция может прослеживаться вследствие того, что подростки из неполных семей отмечают у себя отсутствие «воспитанности» из-за проблем в семейной жизни, одной из которых является отсутствие одного из родителей, и восполнение ценности «воспитанность» будет являться средством достижения ценности-цели «счастливая семейная жизнь» в будущей собственной семье.

В ходе исследования связей стиля воспитания в семье и ценностных ориентаций у подростков с девиантным поведением было выявлено, что существуют специфические для групп мальчиков и девочек корреляционные связи между стилем семейного воспитания и ценностными ориентациями.

В группе мальчиков ценность-цель «наличие хороших и верных друзей» связана с позитивным интересом со стороны отца и автономностью со стороны матери (r=0,836; r=0,694). Позитивный интерес со стороны отца имеет обратную связь с ценностью «здоровье» (r=-0,671). Ценность-цель «уверенность в себе» коррелирует с позитивным интересом со стороны матери и непоследовательностью со стороны отца (r=0,556; r=0,769). Ценность-средство «жизнерадостность» связана с директивностью со стороны матери (r=0,546). Автономность со стороны матери положительно коррелирует с ценностью «независимость» (r=0,757). Отрицательную  корреляцию имеют непоследовательность со стороны отца с ценностью «терпимость» (r=-0,738) и автономность со стороны отца с инструментальной ценностью «чуткость» (r=-0,769).

В группе девочек ценность-цель «интересная работа» связана с директивностью со стороны матери (r=-0,570). Выявлена положительная корреляция между позитивным интересом (r=0,672), эмоциональным принятием (r=0,742) со стороны отца и ценностью «активная деятельная жизнь», а также эта ценность имеет обратную связь с враждебностью со стороны отца (r=-0,636). Ценность «познание» связана с непоследовательностью со стороны матери (r=-0,618). Ценность-средство «аккуратность» в группе девочек является самой значимой и коррелирует с директивностью со стороны матери (r=-0,621) и отца (r=-0,739); враждебностью (r=-0,700), непоследовательностью (r=-0,679) со стороны отца; контролем в семье (r=-0,555; r=-0,652). Директивность со стороны матери (r=0,719) и отца (r=0,653), враждебность (r=0,825) со стороны отца, эмоциональное принятие со стороны отца (r=0,762), контроль со стороны матери (r=0,579) и отца (r=0,659) положительно коррелируют с ценностью «ответственность».

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза, что у девиантных девочек и мальчиков связь ценностных ориентаций и методов воспитания в семье проявляется по-разному, подтвердилась. У девочек со стилем воспитания связаны такие ценности как «интересная работа», «активная деятельная жизнь», «красота природы и искусства», «познание», «аккуратность», «ответственность», «смелость в отстаивании собственного мнения». У мальчиков со стилем воспитания в семье связаны такие ценности как «наличие хороших и верных друзей», «здоровье», «любовь», уверенность в себе», «свобода», «счастье других», «жизнерадостность», «независимость», «образованность», «высокие запросы», «терпимость», «чуткость», «развлечения».

Гипотеза о том, что существуют различия в рейтинге ценностей у мальчиков и девочек – не подтвердилась. В целом в распределении терминальных и инструментальных ценностей у мальчиков и девочек значимых различий выявлено не было, за исключением значимого различия в сфере «Уверенность в себе». Девочки данную ценность-цель ставят на более высокое место в рейтинге терминальных ценностей, чем мальчики.

Гипотеза о том, что существуют различия в рейтинге ценностей в полных и неполных семьях подростков с девиантным поведением, также не подтвердилась. В целом значимых различий между подростками из полных и неполных семей в распределении терминальных и инструментальных ценностей выявлено не было, за исключением различий между полными и неполными семьями в ценностях-средствах «непримиримость к недостаткам в себе и окружающих» и «ответственность». Ценность «ответственность» для подростков, воспитывающихся в полной семье, более значима, а ценность «непримиримость к недостаткам в себе и окружающих» менее значима, чем для подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

В результате данной работы было выявлено, что подавляющее большинство отечественных и зарубежных исследований, направленных на изучение условий, способствующих отклонениям в поведении у детей и подростков, во многом связаны с недостатками семейного воспитания. Ценностная сфера является важнейшим компонентом личности подростка, устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обусловливает развитие таких качеств личности, как целостность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, активность жизненной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма.

Исследование стилей родительского воспитания и ценностных ориентаций показало, что испытывая по отношению к себе, прежде всего, равнодушное, по сути, отношение, подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что, вероятно, является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. В то же время они испытывают высокую потребность в близких и психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях, на что указывает высокая ценность «счастливой семейной жизни». Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном этапе своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя, хотя, напротив, он приводит к негативным последствиям.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод об актуальности психологической работы с родителями подростков, причем основными направлениями этой работы могут быть:

  1. работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;
  2. повышение в глазах родителей ценности общения с детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жестокого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию;
  3. формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с подростками.

Столь же актуальна и психокоррекционная работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое число детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений. Основными направлениями этой работы могут быть следующие.

  • Поскольку родители вряд ли могут быстро и безболезненно изменить философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих родителей и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут способны помочь родителям понять своих детей, они смогут в будущем смягчить конфликты;
  • по-видимому, подростки нуждаются, чтобы им помогли осознать причины конфликтов с родителями и эти конфликты являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими объективно психологическими различиями между людьми разных поколений;
  • поскольку сами подростки оценивают свои отношения с родителями как имеющие те или иные особенности и «акценты», важно дать им способы продуктивного поведения в случаях, когда их родители, как им кажется, чрезмерно авторитарны и властны, отстранены и безразличны к ним и их заботам, непоследовательны и непредсказуемы, враждебны по отношению к ним.

Литература

  1. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие.  СПб.: «Речь», 2004.
  2. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М.: ГНЦ СПП им. В.П. Сербского, 2004.
  3. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997.
  4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Трикста, 2005.
  5. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

Информация об авторах

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Лозовенко А.С., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 8709
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 2571
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 12