Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 2. С. 55–63
doi:10.17759/psyedu.2018100205
ISSN: 2587-6139 (online)
Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: квалификация, учитель, профессиональный стандарт, педагогические работники, педагогическое сообщество, профессионально-общественные механизмы, воспитатель, национальная система учительского роста
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100205
Для цитаты: Егоров И.А., Ямбург Е.Ш., Ахапкина М.Е., Волкова А.А., Катренко О.Н., Кочережко С.С., Одинцова Н.Н. Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 55–63. DOI: 10.17759/psyedu.2018100205
Полный текст
В статье описаны ход работы над проектом «Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников», реализованным Педагогической Ассоциацией «Педагог XXI века» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (№ 17-1-008266), и его основные результаты. На основе современных достижений отечественной и зарубежной педагогической науки и практики, в соответствии с профессиональным стандартом педагога (воспитатель, учитель) и с учетом осуществляемого в настоящее время формирования и введения национальной системы учительского роста разработаны предложения по оценке квалификации (трудовых действий) педагогических работников (воспитатель, учитель) в форме проекта нормативного правового акта и методических рекомендаций.
Обосновывается необходимость активного и широкого участия самого профессионального педагогического сообщества в организации и проведении оценки квалификации педагогических работников, как необходимое условие построения эффективной системы, обеспечивающей профессиональный рост педагогов.
Образование является одним из приоритетных направлений государственного и общественного развития в Российской Федерации. Высокое качество образования возможно только при достижении высокого уровня квалификации педагогических работников, в связи с чем необходимо особое внимание к вопросам профессионального развития педагогических работников, реального повышения престижа педагогической профессии - в том числе и на решение данных задач направлено создание национальной системы учительского роста. Профессиональными стандартами, в том числе профессиональным стандартом педагога (учитель, воспитатель) [11], устанавливаются требования к уровню образования и стажу работника, его знаниям, умениям и выполняемым трудовым действиям. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 02.01.2016 № Пр-15ГС[1] в настоящее время ведутся формирование национальной системы учительского роста (НСУР) и соответствующая актуализация профессионального стандарта педагога (воспитатель, учитель)[2], которые подразумевают необходимость разработки механизмов оценки квалификации педагогических работников для определения их соответствия предъявляемым требованиям, в том числе определения их уровня, и выработки для них рекомендаций по дальнейшему профессиональному совершенствованию. Такая дифференцированная оценка предполагает не только оценку знаний и умений как составляющих профессиональных компетенций, но и оценку самих профессиональных действий педагога, выполнения им его трудовых функций. Принятие профессиональным сообществом результатов такой оценки зависит не только от ее научной обоснованности, но и от того, кто выступает ее разработчиком (органы управления образованием или само профессиональное педагогическое сообщество - только в последнем случае такая оценка будет восприниматься не как еще один элемент бюрократического давления, но как инструмент, прежде всего, повышения качества и профессионального роста педагога).
Важно при этом не просто разработать новый механизм оценки квалификации педагогов, а придать ему изначально не контрольно-надзорный характер, «помогающий» педагогу. В этом контексте основной акцент должен быть поставлен не столько на оценивании как самоцели, а оценивании как элементе, необходимом для построения эффективной и персонифицированной траектории дальнейшего профессионального развития педагога (повышения его квалификации, методической помощи, сопровождения со стороны коллег).
Придание процедуре оценки квалификации (в том числе трудовых действий) педагогов объективного характера, позволяющего учесть несовершенство существующих подходов (оценивающих, прежде всего, результаты деятельности, которые, как известно, зависят от многих факторов и не могут быть построены на одном «единственно верном» подходе к оценке квалификации), направленного на установление более взвешенного понимания вклада квалификации при оценке результатов деятельности и выстраивание прямой связи между процедурой оценки квалификации педагога и его профессиональным развитием, является ключевой задачей в рамках построения НСУР. Однако построение системы, по сути, развивающего оценивания возможно только при широком участии самого профессионального педагогического сообщества в построении и функционировании такой системы. Ключевыми направлениями участия профессионального сообщества должны стать максимальное привлечение педагогических ассоциаций, союзов и объединений к разработке оценочных материалов, к самой процедуре оценивания педагогов теми представителями профессионального сообщества, чья деятельность фактически является примером лучшей практики, и к производству самой оценки непосредственно. Не менее важным представляется внедрение механизмов самооценки квалификации, позволяющих любому педагогу получить информацию о его профессиональных дефицитах с точки зрения требований профессионального стандарта, а также рекомендации по выстраиванию траектории совершенствования его квалификации.
В рамках проекта «Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников», реализованного Педагогической Ассоциацией «Педагог XXI века» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (№ 17-1-008266) на основании современных достижений отечественной [1-10, 12, 15-16] и зарубежной [1723] педагогической науки и практики, разработаны проект порядка оценки квалификации (трудовых действий) педагогических работников и методические рекомендации по проведению такой оценки3.
Подразумевается использование разработанного порядка как составной части аттестации педагогических работников в соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [13], а сама аттестация педагогических работников в силу требований Федерального закона «О независимой оценке квалификации» [14] и указанного Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» должна являться единственным механизмом оценки квалификации и профессиональной деятельности педагогических работников, имеющим юридические последствия для оцениваемых педагогов.
Также порядок может быть использован при разработке механизмов и содержания так называемого профессионального экзамена выпускников, оканчивающих обучение в вузах и ссузах по педагогическим направлениям подготовки, специальностям.
Оценка трудовых действий педагогических работников является прямой оценкой процесса осуществления ими трудовой деятельности, в отличие от проверки, к примеру, знаний педагогики, психологии, предмета и т.п. Разработанный Педагогической Ассоциацией «Педагог XXI века», проект порядка оценки квалификации (трудовых действий) педагогических работников конкретизирует оценку именно профессиональной деятельности, трудовых действий педагогических работников, потому что именно в данном виде оценки необходимо участие педагогических работников, педагогического сообщества на всех ее этапах - от разработки инструментария до собственно производства оценки и определения ее результатов, в отличие, к примеру, от оценки знаний, где участие педагогического сообщества на стадии собственно оценки и определения результата может быть минимизировано, вплоть до автоматизации процесса.
В рамках разработки указанных документов было проведено их профессиональнообщественное обсуждение[4], организованное на сайте Педагогической Ассоциации «Педагог XXI века». Информация о проведении обсуждения рассылалась в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой проинформировать подведомственные школы и детские сады о проводимом обсуждении, также информация была разослана непосредственно в некоторые школы и детские сады, другие организации. Для участия в обсуждении было зарегистрировано всего 56 пользователей, которыми были даны 15 замечаний и 28 предложений к разработанным материалам, которые были учтены при подготовке итоговых документов. По мнению Педагогической Ассоциации «Педагог XXI века», такая низкая активность связана с низким уровнем доверия педагогических работников к существующей системе образования - педагог не верит, что его голос (его мнение) кому-то нужен, не верит, что его голос может что-то изменить, опасается, что факт его участия в обсуждении будет использован «в массе» для оправдания навязанного сверху новшества, не верит в независимость ассоциации. Считаем, что повысить уровень такого доверия могут только сами педагоги (воспитатели, учителя и др.) своей профессиональной активностью, конструктивной критикой, формированием эффективных предложений, их отстаиванием на различных площадках. Наиболее эффективный, на наш взгляд, а может, и единственно возможный способ претворения этого в жизнь - работа профессиональных педагогических ассоциаций, союзов, общественных объединений, как действующих, так и вновь создаваемых.
Внедрение порядка оценки квалификации (трудовых действий) педагогических работников, разработанного Педагогической Ассоциацией «Педагог XXI века», т. е., по сути, широкое и активное привлечение профессионального педагогического сообщества к организации и проведению работы по совершенствованию квалификации педагогических работников, не только приведет к реальному повышению уровня квалификации воспитателей, учителей и совершенствованию механизма их профессионального роста, но также создаст условия для аналогичного роста квалификации педагогических работников других категорий (при условии создания подобного механизма), общего повышения эффективности профессиональной (профессионально-общественной) деятельности педагогического сообщества, развития государственно-общественного управления системой образования.
[1] «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными
компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов».
[4] http://обсуждение.педагог21века.рф
Литература
- Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Современные подходы к оцениванию квалификаций // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 100–106.
- Волкова А.А. Оценки для учителей [Электронный ресурс] // Липецкая газета. Итоги недели. 2017. № 36/470. URL: http://www.lpgzt.ru/aticle/64561.htm (дата обращения: 02.04.2018).
- Егоров И.А. Профессиональный экзамен как инструмент формирования траектории совершенствования квалификации работника [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 149–155. doi:10.17759/psyedu.2017090315
- Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы: этапы и перспективы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы. М.: МГППУ, 2016. С. 13–29.
- Иоффе А.Н. Под соусом ФГОС [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2018. № 2. URL: http://www.ug.ru/archive/73008 (дата обращения: 02.04.2018).
- Кочережко С.С. Современный урок: мифы и реальность [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2017. № 7. URL: http://www.ug.ru/archive/68734 (дата обращения: 02.04.2018).
- Куприянова Т.В. Формирование национальной системы учительского роста: правовые и социальные аспекты проблемы // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. С. 22-26. doi:10.17759/pse.2017220404.
- Малеванов Е.Ю. Перспективы и направления развития системы дополнительного педагогического образования // Сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании». М.: АПК и ППРО, 2017. С. 7–11.
- Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.
- Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 77–92. doi:10.17759/pse.2015200507
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (ред. от 05.08.2016) // Российская газета. 18.12.2013, № 285.
- Профессиональный рост учителя: оценка и ответственность // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. С. 5–6. doi:10.17759/pse.2017220401
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018) // Российская газета. 31.12.2012, № 303.
- Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» // Российская газета. 06.07.2016, № 146.
- Ямбург Е.Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 35–43. doi:10.17759/pse.2016210205
- «Ямбург: профессиональный стандарт даст учителям подход к каждому ученику» [Электронный ресурс] // МИА «Россия сегодня» 12.12.2016. URL: https://ria.ru/sn_edu/20161212/1483372325.html (дата обращения: 02.04.2018).
- Na W.U. The Implementation of the National Professional Standard for K-12 Teachers, 2012 (NPST) at Regional and Local Level in China: A Case Study of Regional Teacher Professional Development Standards Implementation in Qingyang District, Chengdu, China // Higher Education of Social Science. 2014. Vol. 7. № 3. P. 88–98. doi:10.3968/5759
- Evaluation of the implementation of the Australian Professional Standards for Teachers: Interim report on baseline implementation 2013 key findings: March 2014 / Australian Institute for Teaching and School Leadership, The University of Melbourne. Melbourne: AITSL, 2014. 34 p.
- Final Report – Evaluation of the Australian Professional Standards for Teachers: December 2016. Report 4 / Australian Institute for Teaching and School Leadership, The University of Melbourne. Melbourne: AITSL, 2016. 31 p.
- National Partnership Agreement on Improving Teacher Quality / Council of Australian Governments. [Canberra], 2008–2009. 28 p.
- O'Beirne C., Pyle K. Teachers’ Standards, appraisal regulations and pay reform: Research report: April 2014. [Slough]: The National Foundation for Educational Research, 2014. 37 p.
- Tuinamuana K. Teacher Professional Standards, Accountability, and Ideology: Alternative Discourses // Australian Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 36. № 12. P. 72–82. doi:10.14221/ajte.2011v36n12.8
- Sachs J. Teacher Professional Standards: Controlling or Developing Teaching? // Teachers and teaching. 2003. Vol. 9. № 2. P. 175–186. doi:10.1080/1354060032000089487
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1474
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 413
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0