Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 3. С. 76–84
doi:10.17759/psyedu.2016080307
ISSN: 2587-6139 (online)
Методические проблемы организации учебного модуля в области профилактики нарушений поведения и отклонений в развитии в рамках магистерской программы «Школьная психология»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: магистратура, учебный модуль, сетевое взаимодействие, практика, формирование компетенций, методические принципы, психологическая профилактика, девиантное поведение, деятельностный подход
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080307
Для цитаты: Богданович Н.В., Делибалт В.В., Чернушевич В.А. Методические проблемы организации учебного модуля в области профилактики нарушений поведения и отклонений в развитии в рамках магистерской программы «Школьная психология» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 76–84. DOI: 10.17759/psyedu.2016080307
Полный текст
Раскрываются методические особенности реализации учебного модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии» магистерской программы «Школьная психология» в рамках апробации. Магистерская программа была разработана в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Обоснована цель модуля, его место в программе.
Раскрываются основные пути формирования компетенций, которые заложены в образовательном стандарте, но выбраны в соответствии с профессиональными действиями профессионального стандарта. Предлагаются методические принципы построения учебного модуля практико-ориентированной подготовки, основной из которых – рефлексивно-деятельностный характер сетевого взаимодействия. Предложено деятельностное содержание учебного модуля«Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии», основанное на содержательном психологическом определении психопрофилактики как направления профессиональной деятельности психолога. Описаны те образовательные результаты, которыхдостигают магистранты в случае успешного прохождения данного модуля, отражены некоторые проблемы, выявленные в рамках апробации учебного модуля.
Цель разработки
Модуль «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии» является частью магистерской программы «Школьная психология» по направлению подготовки «44.04.02. Психолого-педагогическое образование» (педагог-психолог). Цель модуля – подготовка с использованием современных технологий и в соответствии с актуальными запросами практикиспециалистов-психологов системы образования, которые способны оказывать психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним с проблемами в поведении и отклонениями в развитии, влияющими на поведенческие особенности. Подготовка специалистов выстраивается на основе интеграции современных достижений науки и инновационных психолого-педагогических технологий, а также углубления практико-ориентированной направленности обучения как фундамента профессиональной позиции специалиста.
Методологические основания разработки
Методологическую основу модуля составляютдеятельностный и контекстный подходы, обеспечивающие проблемную практико-ориентированную и проектную направленность образовательного процесса. Новизной разработки является реализация принципиальных требований деятельностного подхода, воплощенных в методической схеме модуля: во-первых, реализация синтеза содержания дисциплин в рамках профессиональной деятельности, во-вторых, рефлексивная связь программирования профессиональной деятельности с реализацией программы. Контекстный подход задает в качестве обязательного требования непосредственное погружение магистранта в реальную производственную ситуацию, начиная от личного контакта с субъектом запроса на психопрофилактическую деятельность и завершая реализацией психопрофилактической программы и получением обратной связи от заказчика.
Дополнительно при подготовке магистров уделяется внимание все более актуальным клинико-психологическим проблемам девиантного поведения, методам и технологиям комплексной психолого-педагогической помощи, что расширяет репертуар профессиональных возможностей специалиста.
Предыстория разработки: содержание и принципиальная схема модуля
При разработке структуры модуля был системно обобщен уже имевшийся разнородный опыт.
Проблема практико-ориентированной подготовки, синтеза учебных предметов через рефлексию в нормы и практику профессиональной деятельности изначально решалась в образовательных программах факультета либо за счет сочетания практики и соответствующих учебных дисциплин (например, психодиагностических) [4], либо за счет синтеза учебных предметов между собой и с практической профессиональной деятельностью в рамках формирования проектных компетенций в процессе освоения технологий социального проектирования [5].
Модуль «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии» предусмотрен на II курсе магистратуры «Школьная психология» и не может проводиться раньше, чем магистранты пройдут предыдущие модули (что было заложено при проектировании данного модуля) и ими будут освоены психодиагностическая, консультативная, психокоррекционная и просветительская деятельность психолога. В модуль включены: ознакомительная часть производственной практики, дисциплина «Профилактика девиантного поведения», дисциплина «Практикум по разработке программ профилактики нарушений поведения», дисциплина практикума «Отклоняющееся развитие: девиантное поведение и дизонтогенез», дисциплина практикума «Онтогенез: проблемы аномального развития психики и нарушений поведения», производственная практика, НИРС.
Образовательные результаты освоения учебного модуля учитывали следующие требования Профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Апробация разработки
В 2014-2015 гг. проходила апробация модуля в МГППУ. В апробации приняли участие магистранты II курса. На подготовительном этапе проводилось вступительное тестирование, которое обнаружило недостаточно глубокие знания магистрантов в области девиантного поведения, отклоняющегося развития и профилактики данных феноменов как направления деятельности психолога. У двух третей магистрантов результаты были невысокими, уодной трети – ниже среднего. Большинство затруднений возникли с теми вопросами, которые касались определения специфики девиантного поведения и отклоняющегося развития, организационных моментов, а также относились к определению парадигмы проведения психопрофилактической работы. Таким образом, мотивация на прохождение апробации была обусловлена реальными пробелами в знаниях в данной области.
Апробацию в рамках модуля проходили следующие дисциплины: «Методология и методы организации научного исследования»; «Профилактика девиантного поведения»; «Практикум по разработке программ профилактики нарушений поведения»; практикум «Отклоняющееся развитие: девиантное поведение и дизонтогенез». Кроме того, магистранты проходили производственную практику (4 недели), результаты которой были проанализированы в ходе НИРС.
Открывала модуль дисциплина «Методология и методы организации научного исследования», в ее рамках магистранты систематизировали знания в области методологии современной психологической науки. После изучения данной дисциплины обучающиеся вышли на установочную конференцию, где им были представлены база образовательной организации, цели, задачи (т. е. программа), а также сообщалось, что практика состоит из двух больших частей, которые организационно разделяет и содержательно объединяет блок теоретико-методических дисциплин по теме модуля.
Выбор стажировочной площадки в рамках сетевого взаимодействия опирался на уровень и универсальность профессиональной подготовки психолога-супервизора базы и возможность практического участия магистрантов во всем цикле психопрофилактической работы. На этапе апробации модуля было отдано предпочтение средней общеобразовательной школе, поскольку у учреждения и его психологической службы уже имеется успешный опыт учебной работы по практической подготовке студентов [3].
Первая часть практики (на первой неделе) проводилась перед началом теоретических курсов и практикума по теме модуля. Основная ее цель – мотивация магистрантов к освоению теоретических и методических ориентиров в работе по психологической профилактике нарушений поведения и отклонений в развитии.
Магистранты ознакомились непосредственно с работой по психологической профилактике, которую ведут специалисты по разным запросам, с использованием разных методов и технологий работы. Интегральным итогом данного этапа практики выступало предварительное самоопределение магистранта относительно запроса на профилактическую работу, который он будет отрабатывать во второй части практики, и способов, используемых при этом.
После завершения первой части практики в учреждении магистранты на базе Университета получали теоретическую подготовку (по дисциплинам «Профилактика девиантного поведения», «Отклоняющееся развитие: девиантное поведение и дизонтогенез») и вырабатывали ряд практико-ориентированных умений (в рамках дисциплин «Профилактика девиантного поведения» и «Практикум по разработке программ профилактики нарушений поведения»). Все умения магистранты сразу же имели возможность отработать на базе образовательного учреждения в рамках практики.
Основой для данных дисциплин служит содержательное определение психологической профилактики (Н.В.Богданович, В.В.Делибалт и А.В.Дегтярев) как «направления деятельности психолога, целью которого является создание ресурсных условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам» [1, c. 4].
Соответственно после прохождения всех дисциплин на базе Университета, магистранты окончательно погружались в реализацию профилактических программ, т.е. во вторую часть практики. Здесь продолжалась профессиональная работа по психологической профилактике. В начале этого этапа магистранты посещали базу для уточнения запроса, проведения диагностики, консультаций со специалистами, участия в консилиумах и т.д.
Важно, что чем больше магистранты получали знаний и практических умений на базе Университета, тем больше они проводили времени в образовательной организации для реализации своих проектов и интеграции их в практику работы учреждения [2].Затем они возвращались в Университет для рефлексии собственной деятельности. Те частные случаи, с которыми они работали, должны были получить теоретическое осмысление. В частности, в ходе НИРС магистранты должны: обосновать актуальность и современное состояние проблемы; сделать анализ основных концепций, которые лежат в основе выбранной темы; сформулировать цели и задачи профилактической программы в рамках выбранной теоретической модели; реализовать программу профилактики на базе практики с последующей рефлексией (в первую очередь, здесь важно теоретическое осмысление данного опыта); провести оценку эффективности реализуемой программы профилактики (в том числе проанализировать оценку супервизора).
Итоговым и самым важным методом апробации является метод презентации проектов. Полученные результаты по всему модулю представлялись в виде презентаций на итоговой конференции, где магистранты демонстрировали как теоретическую подготовленность, так и практическую реализацию программ профилактики, а также владение всеми компетенциями по практике. Это – публичное действие, и на него приглашались как специалисты кафедр, так и специалисты баз образовательного учреждения. Магистранты, представляя свой проект, демонстрировали развитие всех компетентностей, а также практическую реализацию (в ходе производственной практики) и теоретическое осмысление (в ходе НИРС). Проводилась открытая защита на комиссии, где все участники имели возможность задавать вопросы.
В конце модуля проводилось также завершающее тестирование, которое позволило проконтролировать, как изменились знания у магистрантов. В целом все магистранты показали достаточный уровень усвоения знаний: две трети выполнили тестирование с результатами выше среднего, одна треть –с довольно высокими; практико- ориентированные задания (кейсовые ситуации) были выполнены всеми, из чего можно заключить, что основные компетенции были освоены.
Результаты апробации модуля показали, что учебно-методические комплексы не требуют существенной доработки, а предполагают внесение незначительных дополнений и корректировок, например, в части актуализации рекомендуемой литературы и интернет- источников. Также были выявлены проблемы в организации и проведении обучения и итогового квалификационного испытания, основная из которых – недостаточная согласованността по обеспечению взаимодействия с другими субъектами образовательного пространства (педагогами, линейными руководителями, классными руководителями, воспитателями, социальными работниками).ь требований базы и Университета в процессе обучения, что обусловлено, по нашему мнению, первым опытом такого плотного сотрудничества. Понимание этой проблемы открывает дальнейшие перспективы в совершенствовании модульной подготовки.
Вместе с тем апробация позволила уточнить систему требований, на которых строится модуль в системе деятельностной подготовки в магистратуре. С первого дня обучения в модуле должен быть обеспечен контакт магистранта с целостностью осваиваемой профессиональной деятельности и ее контекстом в организации –стажировочной площадке, это позволяет решить проблему самоопределения магистранта в образовательном пространстве. Особое внимание в рамках модульной организации обучения должно уделяться проблеме учебной и профессиональной мотивации.
Профессиональная мотивация обеспечивается за счет личного контакта студентов-психологов с субъектами запроса на психологическую помощь. Это – принципиальное положение модульной организации практической подготовки, поскольку разработанные программы профилактики предназначены для реализации с активным участием субъектов запроса. В учебных дисциплинах, сопровождающих практику, должна быть представлена вся полнота осваиваемой профессиональной деятельности (в данном случае – психологической профилактики нарушений поведения и отклонений в развитии), выраженная в цикле связанных в определенной последовательности видов деятельности, необходимых и достаточных для реализации психопрофилактической цели, определяемой запросом на психологическую помощь. Теоретические и практические учебные дисциплины должны быть содержательно, а именно рефлексивно- деятельностно, связаны с практикой. То есть дисциплина подключается к практике как нормирующая ее и как обеспечивающая критическую рефлексию уже полученного опыта для его осмысления. Следствием этого принципа является сложное переплетение дисциплин модуля с практическими опытами магистрантов на стажировочной площадке, отражающееся в учебном расписании.
Поэтапный рефлексивный анализ реализации программы деятельности на базе практики позволяет поддерживать мотивацию магистрантов, создавая эффект опыта позитивных достижений на всех этапах модульной подготовки. Имеются в виду, прежде всего, два основных этапных результата – программа профилактической работы, оцененная участниками как соответствующая запросу, и завершенная, реализованная согласно программе профилактическая работа. Здесь снимаются проблема мотивации и проблема адекватности действий магистранта в образовательной среде на всех этапах его работы.
Обязательным для рефлексивной проработки является опыт установления контактов магистранта со всеми субъектами образовательного пространства, в котором разворачивается психопрофилактическая деятельность. Таким образом снимается проблема адекватного соучастия в профилактической работе субъектов образовательного пространства, проблема формального к ней отношения, поскольку именно формализм этого участия рождает множество в том числе организационных проблем. Магистрант вносит в образовательную среду свой проект, и чем он масштабнее, тем больше ресурсов должна занимать работа по обеспечению взаимодействия с другими субъектами образовательного пространства (педагогами, линейными руководителями, классными руководителями, воспитателями, социальными работниками).
Модульная организация обеспечивает трансляцию научных разработок кафедры через магистрантов в практическую деятельность специалистов базы практики. Снимается проблема разрозненности учебных предметов, имеющих существенно различный уровень обобщенности знаний, зачастую не деятельностно отформатированных. В рамках тематически нацеленного на психопрофилактическую деятельность модуля синтез разнопредметных знаний становится задачей не только магистранта, но и выпускающей кафедры, специалисты которой должны взаимодействовать на этапе включения в программы профилактики своих разработок и на этапе рефлексивной оценки их продвижения в практику базового учреждения.
Проблема индивидуализации подготовки решается за счет личных и ответственных контактов магистранта с заказчиком, поставщиком запроса, с первых дней прохождения практики.
Выводы
Разработка и апробация учебного модуля магистерской программы показали, что модульный принцип организации учебного процесса наилучшим образом соответствует компетентностному и деятельностному подходам. Однако обязательными условиями достижения образовательных результатов являются, во-первых, практико-центричность входящих в модуль учебных дисциплин, во-вторых, особая рефлексивно-деятельностная связь их с практикой и между собой. Обязательное условие успеха образовательной программы в целом и каждого учебного модуля в частности – преемственность формируемых профессиональных компетенций от модуля к модулю.
Литература
- Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. №2. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/2/2909.phtml (дата обращения: 06.04.2016).
- Богданович Н.В., Делибалт В.В., Чернушевич В.А. Принципы организации практики в условиях сетевого взаимодействия (на примере разработки модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии») [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Т. 5. № 4. С. 1–13. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/2/2909.phtml (дата обращения: 06.04.2016). doi:10.17759/psylaw.2015050401.
- Богданович Н.В., Делибалт В.В., Чернушевич В.А. Сетевое взаимодействие образовательных организаций в учебном модуле магистратуры // Педагогические чтения в ННГУ: Сб. науч. статей / Отв. ред. И.В.Фролов; Мин.обр.науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. Нижний Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 199–204.
- Бусарова О.Р. Формирование у студентов-психологов диагностических умений для работы с девиантными подростками на занятиях практикума по психодиагностике [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 4. С.22–32. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66190.shtml (дата обращения: 06.04.2016).
- Чиркина Р.В. Формирование управленческих компетенций в рамках обучения по ФГОС ВПО 3+ для психолого-педагогических специальностей: Учеб. пособие.М.: ИздательствоМИИГУим. П.А. Столыпина, 2014. 140 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2004
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 604
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2