Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 2. С. 228–240
ISSN: 2587-6139 (online)
Результаты реализации программы по изменению когнитивного компонента социальных представлений подростков о последствиях употребления наркотиков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профилактика наркомании подростков, информационный подход , социальные представления подростков о вреде наркотиков, когнитивный компонент социальных представлений, склонность к зависимости, смысложизненные ориентации
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рябов М.П. Результаты реализации программы по изменению когнитивного компонента социальных представлений подростков о последствиях употребления наркотиков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 228–240. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n2/61361 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Проблема профилактики наркомании подростков рассматривается многими
отечественными и зарубежными авторами. Можно выделить различные современные
подходы к ее решению: подход, основанный на эмоциональном обучении [3; 5];
подход, основанный на роли социальных факторов [7; 12]; подход, основанный на
формировании жизненных навыков [9; 13]; подход, основанный на
альтернативной употреблению наркотиков деятельности [2; 4]; подход, основанный
на укреплении здоровья [11; 14]; подход, основанный на предоставлении
информации о вреде наркотиков [1; 10]; интегративный подход, объединяющий все
перечисленные выше направления [6; 8]. Несмотря на многообразие подходов
проблема распространения подростковой наркомании остается до конца не решенной.
Анализ исследований по данной проблеме позволил выделить искаженность
социальных представлений подростков о вреде наркотиков в качестве одного из
аспектов, не получивших эффективного практического решения. Имеющиеся на
сегодняшний день подходы и программы профилактики наркомании способствуют
включению подростков в значимую и успешную для них деятельность, реализации
возрастных потребностей подростков, развитию их способностей и личностных
качеств, но вопрос о влиянии наркотиков на жизнь и здоровье человека зачастую
остается без внимания. В связи с этим молодые люди не осознают в полной мере,
чем так опасны наркотики, довольствуясь знаниями и объяснениями, принятыми в
среде подростков. Это делает любую профилактическую работу незавершенной и
может снижать ее эффективность. Несмотря на актуальность проблемы, многие
исследователи констатируют низкую эффективность профилактических программ,
основанных на предоставлении информации о вреде наркотиков, и стараются
больше внимания уделить другим аспектам проблемы распространения подростковой
наркомании [6; 8; 9; 13]. Данное противоречие на сегодняшний день не нашло
эффективного практического решения. Информационный подход к профилактике
подростковой наркомании зачастую реализуется в российских школах путем
проведения малоэффективных лекций для учащихся силами приглашенных
специалистов-наркологов. Учитывая эту ситуацию, нами была поставлена цель
разработать профилактическую программу информационной направленности,
повышающую знания подростков о вреде наркотиков, которая смогла бы
заинтересовать подростков и соответствовала бы их возрастным особенностям и
потребностям. Предметом воздействия выступил когнитивный компонент социальных
представлений подростков о вреде наркотиков, который рассматривается нами как
совокупность знаний, объяснений и убеждений подростков о том, какой вред
наносят наркотики человеку, возникающих в процессе межличностного
взаимодействия и под влиянием общественно-исторических условий. В рамках
исследования была разработана программа по изменению когнитивного компонента
социальных представлений подростков о вреде наркотиков, основу которого
составил авторский обучающий фильм, позволяющий подросткам увидеть реальные
последствия приема наркотических препаратов для здоровья человека и отследить
жизненный путь тех, кто сделал выбор в пользу употребления наркотиков. По
итогам просмотра фильма с учащимися проводилась беседа, помогающая обобщить и
уточнить информацию о вреде наркотиков, представленную в фильме. Целью
разработанной нами профилактической программы является развитие когнитивного
компонента социальных представлений о последствиях употребления наркотиков за
счет повышения качества знаний подростков о последствиях употребления
наркотиков для жизни и здоровья человека. Мы предположили, что развитие
когнитивного компонента социальных представлений подростков о проблеме
наркомании и о влиянии употребления наркотиков на жизнь и здоровье человека
может способствовать снижению риска формирования наркозависимости за счет
осознания подростками тяжести последствий употребления наркотиков. Замысел
эксперимента заключался в том, что на экспериментальную группу
оказывалось воздействие, направленное на формирование знаний о
последствиях употребления наркотиков и о их влиянии на жизнь и здоровье
человека. На контрольную группу такое воздействие не оказывалось. Для
проведения эксперимента был выбран экспериментальный план с рандомизацией,
экспериментальным воздействием и тестированием до и после воздействия.
Исследование проводилось с марта по апрель 2012 г. среди учащихся 9-х и 11-х
классов средней общеобразовательной школы № 1360 г. Москвы.
Экспериментальную группу составили учащиеся 9-го «А», 9-го «Б», 11-го «А» и
11-го «Б» классов, контрольную группу составили учащиеся 9-го «В» и 11-го «В»
классов. Процедура рандомизации предполагала случайный отбор учащихся в группы,
уравнивание групп по полу, возрасту и образованию. Таким образом, в
исследовании приняли участие 158 подростков в возрасте от 15 до 18 лет
(учащиеся 9-х и 11-х классов). Экспериментальную группу составили 107 человек:
52 учащихся 9-го класса в возрасте 15–16 лет (28
юношей и 24 девушки) и 55 учащихся 11-го класса в возрасте 17–18 лет (25 юношей
и 30 девушек). Контрольная группа состояла из 50 человек: 25 учащихся 9-го
класса в возрасте 15–16 лет (12 юношей и 13 девушек) и 25 учащихся 11-го класса
в возрасте 17–18 лет (11 юношей и 14 девушек). В экспериментальной группе были
проведены тестирование, просмотр и обсуждение фильма о последствиях
употребления наркотиков, контрольный срез через две недели после просмотра
фильма. В контрольной группе были проведены два диагностических среза с
интервалом в две недели. В исследовании использовались следующие методики:
авторская анкета для выявления знаний подростков о последствиях употребления
наркотиков, опыта употребления наркотиков и желания попробовать наркотики;
методика В.Д. Менделевича «Склонность к зависимому поведению» для определения
склонностей к формированию наркотической зависимости; методика Д.А. Леонтьева
«Смысложизненные ориентации» для выявления сформированности представлений о
жизни, осмысленности жизни и интереса к жизни. С целью снижения эффекта
социальной желательности анкетирование учащихся проводилось анонимно.
Фиксировались возраст, пол и индивидуальный номер каждого испытуемого. По
итогам реализации формирующей программы было установлено, что наиболее
существенно изменились знания подростков о последствиях употребления
наркотиков, желание подростков попробовать наркотики и иерархия значимых для
подростков последствий употребления наркотиков (рис. 1).
Рис. 1. Изменение желания подростков попробовать
наркотики под влиянием формирующей программы На рис. 1 показано
изменение желания подростков попробовать наркотики: в экспериментальной группе
процент учащихся, не желающих пробовать наркотики, повысился с 65 % до 92,5 %,
в контрольной группе изменился незначительно – с 63 % до
69 % (при помощи критерия хи-квадрат выявлены статистически значимые различия
при р<0,01). После проведения формирующего воздействия 7,5 % подростков
ответили, что сомневаются в решении попробовать наркотики. Подростков, желающих
попробовать наркотики, в экспериментальной группе при контрольном срезе не
выявлено. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности формирующей
программы в отношении снижения желания подростков попробовать наркотические
вещества. С помощью критерия хи-квадрат установлено, что формирующая программа
способствовала снижению желания попробовать наркотики у подростков обоих полов,
а также доказана эффективность ее воздействия на подростков разного возраста:
желание попробовать наркотики после просмотра обучающего фильма снижается в
равной степени, как у подростков в возрасте 15–16 лет, так и у подростков в
возрасте 17–18 лет. В результате реализации формирующей программы изменилась
значимость последствий употребления наркотиков для подростков (рис. 2).
Рис. 2. Изменение иерархии последствий употребления
наркотиков под влиянием формирующей программы На рис. 2 показано, что по
итогам реализации программы в экспериментальной группе возросла
значимость всех последствий употребления наркотиков. Наиболее существенно
повысилась значимость таких последствий, как риск летального исхода (с 43 % до
76 %), вред для будущего потомства (с 25 % до 62 %), тотальное разрушение
личности (с 30 % до 55 %). С помощью критерия хи-квадрат выявлены значимые
различия между группами по описанным последствиям употребления наркотиков
(р<0,05), что доказывает эффективность формирующего воздействия по данным
параметрам. Полученные результаты свидетельствуют о том, что после просмотра
обучающего фильма подростки стали лучше осознавать влияние употребления
наркотиков на все сферы жизни человека – здоровье, личностное развитие и
социализацию в обществе. С помощью критерия хи-квадрат было установлено,
что юноши после просмотра обучающего фильма в первую очередь обратили внимание
на влияние употребления наркотиков на личностное развитие человека и выделили
невозможность личностной самореализации и развития в качестве одного из
наиболее опасных последствий (p<0,05). Полученные результаты позволяют
предположить, что формирующая программа помогает подросткам-юношам
переосмыслить не только свое отношение к последствиям употребления наркотиков,
но и жизненные приоритеты, задуматься о значимости личностного развития. С
помощью хи-критерия было выявлено, что девушки, в отличие от юношей, выделяют в
числе наиболее значимых последствий вред для физического здоровья и для
будущего своих детей (р<0,05). Данная особенность обусловлена тем, что
девушки уже начинают задумываться о создании собственной семьи и рождении
детей и потому оказываются более восприимчивыми к данной теме, чем юноши.
Результаты исследования показали, что для учащихся 9-х классов более значимыми
являются последствия употребления наркотиков для здоровья. К одиннадцатому
классу для подростков возрастает значимость последствий, связанных с
самореализацией человека в обществе, с отдаленными жизненными
перспективами, рождением детей. Это может быть обусловлено существенным
развитием ценностно-смысловой сферы к 17–18 годам по сравнению с
15–16-летним возрастом. Результаты исследования показали значимое влияние
формирующей программы на знания подростков о последствиях употребления
наркотиков (рис 3).
Рис. 3. Изменение основных параметров исследования
под влиянием формирующей программы Было установлено, что знания о
последствиях употребления наркотиков у подростков экспериментальной группы
после формирующего воздействия возросли с 8,3 до 14,7, а в контрольной группе
остались практически без изменений (выявлено повышение среднего значения с 8,7
до 8,9). С помощью Т-критерия Стьюдента были выявлены значимые различия между
группами при контрольном срезе (р<0,01), свидетельствующие о существенном
повышении знаний подростков о последствиях употребления наркотиков под влиянием
программы независимо от их пола и возраста. Результаты исследования подтвердили
эффективность программы в отношении развития смысложизненных ориентаций
подростков. Наиболее существенно изменился у подростков интерес к жизни (см.
рис. 3): он повысился с 5,4 до 6,6. С помощью Т-критерия Стьюдента были
выявлены статистически значимые различия (р<0,05): более значимое повышение
интереса к жизни выявлено у юношей-подростков по сравнению с девушками и у
подростков в возрасте 15–16 лет по сравнению с 17–18-летними старшеклассниками
(р<0,05). Результаты исследования свидетельствуют о том, что программа
способствует повышению осмысленности жизни подростков. Как показано на
рис. 3, при контрольном срезе осмысленность жизни у подростков повысилась с 5,1
до 5,8. С помощью Т-критерия Стьюдента были выявлены статистически значимые
различия (р<0,05). Но данные изменения имеют также возрастные и гендерные
различия: они в большей мере выражены у юношей, чем у девушек, и у подростков в
возрасте 15–16 лет по сравнению с 17–18-летними учащимися (р<0,05). Наименее
существенные изменения в результате формирующего воздействия отмечены по такому
компоненту смысложизненных ориентаций, как представление о жизни. По итогам
реализации формирующей программы представление о жизни повысилось у
подростков незначительно – с 24,2 до 26,2 (статистически значимых различий при
оценке общей эффективности программы не выявлено). Однако более детальный
статистический анализ позволил установить, что представления о жизни повышаются
по итогам формирующего воздействия у более младшей возрастной группы подростков
и у юношей (р<0,05). На основе полученных результатов можно сделать вывод,
что формирующая программа эффективна в отношении развития смысложизненных
ориентаций старших подростков в возрасте 15–16 лет и в большей мере влияет на
юношей, чем на девушек. Более устойчивые показатели у девушек могут быть
связаны с опережающим развитием их ценностно-смысловой сферы (по сравнению с
юношами) и более развитой личностной рефлексией; девушки более адекватны при
оценке собственных жизненных достижений и ценностей. У учащихся в возрасте
17–18 лет способность к анализу своего жизненного пути также лучше развита по
сравнению с 15–16-летними учащимися, они имеют более осмысленные и устойчивые
жизненные взгляды и убеждения, поэтому формирующая программа не оказала особого
влияния на их смысложизненные ориентации. В целом ценностно-смысловая сфера
личности старших подростков крайне динамична и чувствительна к влиянию любого
рода информации. В связи с этим можно предположить, что выявленные у отдельных
категорий подростков изменения представлений о жизни, осмысленности и интереса
к жизни связаны с влиянием видеофильма, демонстрирующего последствия выбора
негативного жизненного сценария, связанного с употреблением наркотиков и
преступной деятельностью. Реализация программы не привела к значимым изменениям
в склонности подростков к наркозависимому поведению. В экспериментальной группе
она снизилась со 107 до 105,3, в контрольной повысилась с 107,3 до 107,7 (см.
рис. 3). Статистически значимых различий выявлено не было. Отсутствие
изменений склонности к наркозависимости может быть связано с тем, что
данный параметр включает в себя особенности поведения и взаимодействия
подростков с окружающими, изменение которых возможно только при систематическом
и продолжительном воздействии. Обучающий видеофильм о последствиях употребления
наркотиков, который использовался как основной инструмент формирующего
эксперимента, не повлиял на поведение подростков, однако, как показали
результаты изучения смысложизненных ориентаций подростков, способствовал
повышению мотивации к изменению поведения. По итогам реализации программы
изменения когнитивного компонента социальных представлений подростков о вреде
наркотиков можно сделать следующие выводы. Изменения претерпело большинство
параметров: существенно повысились знания подростков о последствиях
употребления наркотиков, снизилось желание попробовать наркотики, спектр
значимых для подростков последствий употребления наркотиков расширился, они
стали более осмысленными; выявлены изменения в развитии смысложизненных
ориентаций подростков. Выявлены возрастные и гендерные различия во влиянии
формирующей программы: - знания подростков о последствиях употребления
наркотиков и желание попробовать наркотики изменились у подростков разного пола
и возраста в равной степени; - значимость последствий употребления наркотиков
изменилась в зависимости от пола и возраста учащихся. Для юношей более значимы
стали последствия употребления наркотиков в плане личностного развития, девушки
прежде всего обратили внимание на вред наркотиков для будущего потомства. В
возрасте 15–16 лет для подростков более значимы последствия употребления
наркотиков для жизни и здоровья человека, к 17–18 годам возрастает значимость
личностных и социальных последствий приобщения к наркотикам; -
смысложизненные ориентации претерпели изменения в соответствии с полом и
возрастом подростков. Формирующая программа способствовала развитию
смысложизненных ориентаций подростков в возрасте 15–16 лет и в большей мере
повлияла на юношей, чем на девушек. Склонность к наркозависимости как
устойчивая характеристика поведения и взаимодействия личности с окружающими не
изменилась под влиянием однократного формирующего воздействия. Программа
изменения когнитивного компонента социальных представлений подростков о вреде
наркотиков более эффективна для подростков 9-х классов (15–16 лет), по
сравнению с 17–18-летними школьниками, и является эффективным начальным
мотивационным компонентом в комплексной профилактической работе, побуждая
подростков пересмотреть свои взгляды на жизнь. Универсальность программы
позволяет включать ее в любое направление деятельности по профилактике
наркомании, что будет способствовать большей продолжительности эффекта от ее
воздействия.
Литература
- Вислова А.Д. Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков: Дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
- Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. М., 2002.
- Жарикова Т.П. Психологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 2011.
- Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Под ред. Л.Е. Курнешовой. М., 2006.
- Калуженина Т.А. Психологические детерминанты предрасположенности личности к наркозависимому поведению: Дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2005.
- Колесова JI.C. Профилактика рискованного поведения подростков // Педагогика. 2005. № 8.
- Курочкина Т. Н. Социально-психологические особенности первичной профилактики наркомании подростков: Дис. … канд. психол. наук. М., 2006.
- Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. М., 2004.
- Маркова И.И. Психолого-педагогические условия профилактики наркотической зависимости у подростков: Дис. … канд. психол. наук. Воронеж, 2007.
- Печёрский А.В. Интерсубъектная модель психолого-педагогической профилактики наркомании в подростковой и юношеской среде: Дис. …канд. психол. наук. Саратов, 2006.
- Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: Руководство для педагогов, психологов, социальных педагогов / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. М., 2004.
- Салагаев А.Л., Шашкин А.В. Наркотизация молодежи в группах риска: от изучения к профилактике. М., 2004.
- Симатова О. Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы: Дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2008.
- Синягина Н.Ю. Технологии диагностики при проведении антинаркотической профилактической работы: Метод. разработки. М., 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3427
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 893
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1