Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эмпатия, нравственные качества, отношение к другому, выбор профессии, каналы эмпатии
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бражникова А.Н. Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57040 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Нравственный кризис современного общества не может не вызывать беспокойства. Современная социальная действительность требует огромной работы государства, общества и каждого человека по восстановлению социально-правовой справедливости, повышению благополучия российского общества, его нравственной реабилитации. В этой связи высока потребность общества в таких профессионалах, которые не только владеют ключевыми квалификациями, но и обладают высоконравственными характеристиками.
Понимание высокой значимости нравственных характеристик для жизни и деятельности человека заложены в работах Л.С. Выготского, М. Вебера, И.А. Ильина, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, Э. Фромма и других ученых. Современными психологами (Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Е.Ю. Пустовалов, Н.А. Коваль, А.Ю.Трубецкой А.В. Юревич и др.) также доказывается, что нравственные факторы нельзя рассматривать как рядоположенные экономическим, политическим и т.д. Многие экономико-психологические феномены (мотивы, притязания, принципы, стратегии и т.д.) имеют нравственную природу, поскольку определяются базовыми отношениями субъекта к окружающему миру, людям, самому себе [10, с. 3]. Следовательно, личность современного профессионала следует рассматривать в единстве с его нравственными качествами.
Однозначного толкования понятия «нравственные качества» в отечественной науке не существует. Некоторые авторы, например, ÆM. Архангельский, считают, что нравственные качества личности не могут быть отнесены исключительно только к сфере или сознания, или деятельности, или отношений, поскольку характеризуют все эти сферы во взаимосвязи. Они не могут быть также сведены, по мнению ученого, ни к чувствам, ни к знаниям, ни к убеждениям, поскольку являются их функциональной характеристикой, их выраженностью в поведении [1, с. 11]. Наиболее полно нравственные качества представлены в определении Р.В. Петропавловского: «Нравственные качества личности - это вся в целом индивидуальная нравственность того или иного человека, то есть особый аспект личности, ее моральный склад» [14, с. 20].
Таким образом, нравственные качества человека обладают сложным, многогранным содержанием. Это не жестко выделенная и ограниченная группа личностных свойств, и нельзя составить некий определенный список качеств, которые могут быть названы безусловно нравственными, или с достаточной степенью уверенности определить принадлежность каждого конкретного качества к классу нравственных.
В данной статье мы остановимся на исследовании эмпатии как нравственного качества будущего профессионала.
В современной психологической науке эмпатия изучается в различных аспектах и направлениях. Рассматриваются вопросы, затрагивающие: 1) природу эмпатии как психического явления; 2) связь эмпатии с эгоистическими и альтруистическими тенденциями в поведении человека; 3) роль заражения, индукции, условных рефлексов, интуиции в проявлении эмпатии; 4) формы проявления эмпатии и способы их фиксации; 5) функции эмпатии в воспитании и развитии личности. В связи с этим существуют и различные трактовки самого понятия «эмпатия».
Под эмпатией понимают:
■ психологический процесс, позволяющий одному человеку понять переживания другого;
■ деятельность человека, которая позволяет особым образом строить общение;
■ особый вид внимания к другому человеку;
■ способность, свойство личности (эмпатия как характеристика человека, эмпатийность) [12, с.231].
Многими отечественными и зарубежными психологами эмпатия характеризуется как безусловно положительное отношение к другому. А.К. Бохарт, проведя сравнение представлений об эмпатии, разработанных в рамках ряда психотерапевтических школ, пришел к выводу, что термином «эмпатия» обозначается группа родственных понятий, в ряду которых большое внимание уделяется отношениям к другому (объекту эмпатии). Эмпатия в таком случае понимается как совокупность отношений признания, помощи, теплоты, понимания, близости, безусловной позитивности в адрес партнера по общению [4, с 27-29].
С определением эмпатии как безусловно положительного отношения к другому соглашается В.В. Знаков. Он также считает, что эмпатия раскрывается через положительное отношение к другому, предполагающее признание целостности его личности. Вместе с тем В.В. Знаков подчеркивает, что эмпатическое отношение может включать в себя негативную или нейтральную реакцию субъекта на то, что его партнер по общению переживает и чувствует в данный момент [8].
Эмпатия рассматривается как эмоциональная особенность человека, которая играет большую роль в отношениях между людьми, в восприятии ими друг друга, в установлении взаимопонимания между ними, также в исследованиях Е.П. Ильина [9, с. 365-370]. Эмпатия в форме сочувствия, которое приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии, представлена в концепции Т.П. Гавриловой [7, с. 140-180]. В работе А.А. Бодалева и Т.Р. Каштановой подчеркивается, что высокий уровень развития эмпатии вызывает заинтересованность и отзывчивость в адрес объекта эмпатии, а также формирует боязнь обидеть других. Авторы указывают на несомненную связь эмпатичности с душевным и нравственным здоровьем людей. Следовательно, эмпатия, как, безусловно, положительное отношение к другому человеку, исключающее насилие и содержащее любовь, доверие, уважение, может выступать нравственным качеством человека.
Расширяет понимание эмпатии как позитивного отношения к другому, способности отражать нравственный уровень личности исследование Л.П. Выговской. Она выделяет пять возможных уровней проявления эмпатического отношения. К первому (низшему) уровню эмпатийного отношения психолог отнесла отношения индифферентности, игнорирования, нетерпимости, раздражения, враждебности, возникающие при восприятии переживаний объекта эмпатии. Второй уровень представлен пассивно-отрицательным отношением к чувствам другого. Третий - отношением сочувствия или пассивно-положительным отношением к другому. Для описания четвертого уровня эмпатийного отношения Л.П. Выговская использует понятие «ситуативно-положительное отношение к другому», выражающее внутреннее содействие ему в собственных переживаниях. Пятый (высший) уровень эмпатийного отношения означает устойчивое положительное отношение к другому, реальную помощь ему в проблемных ситуациях. Высший уровень эмпатийного отношения и характеризует высоконравственного человека [6, с.20-27].
Эмпатия как безусловно положительное отношение к другому означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем, когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания других людей безотносительно к собственному благополучию. Заложенное в эмпатии умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого отражает уровень нравственного развития личности. В свою очередь, неподдельный интерес к другому, понимание значимости и ценности личности другого, не допускающие отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого, выступают важнейшими характеристиками нравственных качеств. Таким образом, эмпатия как безусловно положительное отношение к другому является нравственным качеством личности, в том числе и будущего профессионала.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет исследование эмпатии у будущих профессионалов на стадии профессиональной подготовки. В ходе профессионального обучения как особой формы социального регулирования и сопровождения профессионализации личности происходит качественный скачок в развитии человека - он становится профессионалом, у него формируется системное качество «готовность к профессиональной деятельности». За время обучения в учебном заведении при наличии благоприятных условий у студентов (учащихся) развиваются все уровни психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. В этот период наиболее активно развиваются нравственные качества и чувства человека, формируется система ценностных ориентаций и т.д. Более того, психика молодых людей отличается особой пластичностью, и данный возраст является сенситивным для формирования нравственных качеств личности, в частности эмпатии.
Целью нашего исследования было изучение эмпатии как нравственного качества будущего профессионала.
В исследовании приняли участие 369 студентов и учащихся I курсов: 127 студентов Брянского государственного университета, 123 студента колледжей и 119 учащихся профессионального училищ, из них 191 девушка и 178 юношей.
Нами была использована методика эмпатических способностей В.В. Бойко, которая позволяет выявить как основной показатель уровня эмпатии, так и значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
Значимость конкретного параметра в структуре эмпатии выражают шесть шкал: «Рациональный канал эмпатии», «Эмоциональный канал эмпатии», «Интуитивный канал эмпатии», «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии», «Проникающая способность в эмпатии», «Идентификация в эмпатии». Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов.
По критерию ведущего компонента эмпатии В.В. Бойко выделяет следующие виды эмпатии: 1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем; 2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств); 3) интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне [3, с. 114-150].
Каналы эмпатии, представленные во всем многообразии их взаимосвязей, выполняют вспомогательную роль в единой системе (или единой системы) основного показателя уровня эмпатии, который определяется суммой баллов, получаемой в результате сложения единичных баллов, набранных за каждый ответ испытуемого, совпавший с ключом.
Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов:
30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии;
29-22 баллов - средний уровень;
21-15 баллов - заниженный уровень;
менее 14 баллов - очень низкий.
Следует отметить, что лишь высокий уровень эмпатии отражает безусловно положительное отношение к другому и характеризует высоконравственного человека.
Данные, полученные с помощью методики эмпатических способностей В.В. Бойко, были затем подвергнуты дисперсионному анализу (ANOVA). Использовалась компьютерная программа «Excel».
Результаты и их обсуждение.
Прежде всего, проанализируем показатели шкал, указывающие на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Результаты представлены в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Средние показатели и дисперсия каналов эмпатии в различных учебных заведениях и
по всей выборке
Каналы эмпатии |
ПУ |
Колледжи |
БГУ |
По всей выборке |
||||
М |
D |
М |
D |
М |
D |
М |
D |
|
Рациональный |
2,571 |
1,500 |
3,32 |
1,463 |
3,016 |
1,386 |
2,964 |
1,511 |
Эмоциональный |
2,333 |
2,634 |
2,906 |
0,761 |
2,776 |
2,481 |
2,679 |
2,112 |
Интуитивный |
3,666 |
2,730 |
3,013 |
2,175 |
2,752 |
2,481 |
3,091 |
2,691 |
Установки |
2,809 |
1,601 |
3,386 |
1,916 |
3,512 |
1,735 |
3,271 |
1,823 |
Проникающая |
2,904 |
0,858 |
2,84 |
1,892 |
2,912 |
1,484 |
2,890 |
1,397 |
способность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Идентификация |
3,095 |
2,207 |
3,306 |
1,512 |
3,232 |
2,598 |
3,211 |
2,188 |
Примечание. Полужирным шрифтом выделены каналы эмпатии, выступающие в качестве ведущего компонента в структуре эмпатии для испытуемых представленной выборки
Из табл. 1. видно, что ведущим компонентом эмпатии у всей выборки испытуемых являются установки, способствующие или препятствующие эмпатии (М=3,271, D=1,823). Это означает, что диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия зависит в первую очередь от установок, способствующих или препятствующих эмпатии. Далее идут: идентификация в эмпатии (М=3,211, D=2,188), умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера и интуитивный канал эмпатии (М=3,091, D=2,691), позволяющий человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Средние значения немного менее 3 баллов имеет рациональный канал эмпатии (М=2,964; D=1,511), определяющий направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. Немного ниже оказались средние показатели по шкале «Проникающая способность в эмпатии» (М=2,890; D=1,397), говорящей об умении создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. И наименее значимым каналом в структуре эмпатии у обследуемой выборки оказался эмоциональный канал эмпатии (М=2,697; D=2,112).
Наблюдаются так же различия в структуре эмпатии между студентами Брянского государственного университета, студентами колледжей и учащимися профессинальных училищ г. Брянска. Ведущим компонентом эмпатии у учащихся профессиональных училищ выступает интуитивный канал эмпатии (М=3,666; D=2,730), самые низкие показатели у данной выборки испытуемых зафиксированы по эмоциональному каналу эмпатии (М=2,333; D=2,634). Студенты Брянского государственного университета и колледжей г. Брянска в качестве ведущего канала выделили установки, способствующие или препятствующие эмпатии (М=3,512; D=1,735 и М=3,386; D=1,916). Наименее значимым каналом в структуре эмпатии у студентов Брянского государственного университета оказался интуитивный канал эмпатии (М=2,752; D=2,481), а у студентов колледжей - проникающая способность эмпатии (М=2,84; D=1,892). Показатели дисперсии свидетельствуют о значительных индивидуальных различиях испытуемых данной выборки.
Таким образом, в структуре эмпатии у будущих профессионалов преобладают установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Выделение данного компонента эмпатии в качестве ведущего указывает на значимость установок в эмоциональной отзывчивости и эмпатическом восприятии окружающих испытуемыми. Полагаем, что преобладание интуитивности, позволяющей обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне, у учащихся профессиональных училищ г. Брянска свидетельствует, скорее, о познавательной пассивности и о низком уровне интеллектуального развития испытуемых данной выборки.
В работах отечественных и зарубежных ученых доказывается, что доминирование эмпатии в форме сопереживания, сочувствия приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии. Низкие значения эмоционального канала в структуре эмпатии у обследуемой выборки свидетельствуют о неспособности или нежелании входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать, проявлять заботу, теплоту, поддержку.
Результаты исследования основного показателя эмпатии свидетельствуют о заниженном уровене эмпатии (М=18,066 при D=15,652) у обследуемой выборки испытуемых. В свою очередь, наблюдаются некоторые различия в показателях основного уровня эмпатии между студентами колледжей, учащимися профессиональных училищ г. Брянска и Брянского государственного университета (рис.).
Рис. 1 Распределение показателей основного показателя уровня эмпатии в учебных заведениях: 1- учащиеся ПУ; 2 - студенты колледжей; 3 - студенты БГУ
Рисунок показывает, что наименьший средний балл (17,333) - у учащихся профессиональных училищ, несколько выше (М=18,136) - у студентов Брянского государственного университета и наибольший средний балл (18,773) - у студентов колледжей.
Дальнейшие диагностические процедуры позволили определить, зависит ли уровень развития эмпатии от системы получения профессионального образования (начальная, средняя, высшая). В данном случае фактор получения профессионального образования имеет три градации: 1- вуз, 2 - колледжи, 3 - профессиональные училища. Результаты однофакторного дисперсионного анализа проведения методики диагностики эмпатии представлены в табл. 2.
Т а б л и ц а 2
Результаты однофакторного дисперсионного анализа методики диагностики эмпатии
Источник вариации |
Дисперсионный анализ |
|||||
SS |
df |
MS |
F |
P-значение |
F крит |
|
Между группами |
9,636 |
2 |
4,818 |
0,342 |
0,711 |
3,020 |
Внутри групп |
5166,169 |
366 |
14,115 |
|
|
|
Итого |
5175,805 |
368 |
|
|
|
|
Примечание. SS - сумма квадратов; df - число степеней свободы; MS - средние квадраты; F - фактическое значение; P-значение - вероятность ошибки; F крит - предельное значение
Из табл. 2 видно, что полученная нами величина F(0,342) не превышает F^mt^^O). Следовательно, незначительные различия в показателях общего уровня эмпатии в различных учебных заведениях носят случайный характер, другими словами система получения профессионального образования (высшее, среднее, начальное) не влияет на проявление эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия молодыми людьми. Полагаем, что на общий уровень эмпатии воздействуют другие факторы: индивидуальнопсихологические особенности личности, семья, опыт взаимоотношений приобретенный в школе, общественных организациях, а также в неформальных объединениях, половые различия и т.д.
В этой связи для нас представляют интерес показатели основного уровня эмпатии среди юношей (178) и девушек (191) обследуемой выборки. Полученные данные свидетельствуют о том, что средние значения общего уровня эмпатии у девушек (М=19,483 при D=17,575) выше, чем у юношей (М=14,805 при D=14,601). При этом у 44,93% девушек уровень эмпатиии заниженный, у 39,32% - средний, а у 15,75% - очень низкий. У наибольшего количества юношей - 51,42% - уровень эмпатиии очень низкий, у 45,73% - заниженный, а у 2,85% - средний. Доказано, что половые различия в показателях общего уровня эмпатии связаны, скорее, с врожденной чувствительностью и отзывчивостью у девушек и сдержанностью и невозмутимостью у юношей.
Таким образом, данные, полученные по методике диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко, свидетельствуют о заниженном уровне эмпатии в исследуемой выборке испытуемых, о преобладании низкого уровня эмпатии у юношей. В ряде исследований (А.К. Бохарт, Т.П. Гавриловой, Е.П. Ильина, Л.Я. Морено и др.) доказано, что субъекты, имеющие низкий уровень развития эмпатии, предпочитают эгоистические стратегии взаимодействия с другими, включающие использование окружающих в собственных целях и ухудшающие общение и взаимодействие между людьми. И если уровень развития эмпатии соответствует примитивному уровню (субъект не способен к эмоциональному отклику на переживания других, к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии), то эмпатия, скорее, отражает негативное отношение к другому. Следовательно, возникает необходимость уже на начальном этапе профессиональной подготовки, формировать у будущих специалистов нравственный мотив действий в пользу другого человека, умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, т. е. культивировать развитие эмпатических способностей.
Заключение.
Нравственный кризис современного общества не может не вызвать беспокойства. Современная социальная действительность требует огромной работы государства, общества и каждого человека по восстановлению социально-правовой справедливости, повышению благополучия российского общества, по его нравственной реабилитации. В связи с этим высока потребность общества в профессионалах, обладающих не только ключевыми квалификациями, но и нравственными качествами.
Нравственные качества человека несут в себе сложное, многогранное содержание. Это не жестко выделенная и ограниченная группа личностных свойств, поэтому нельзя определить некий определенный список качеств, которые могут быть названы безусловно нравственными, или с достаточной степени уверенности определить принадлежность каждого конкретного качества к классу нравственных. Заложенное в эмпатии умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого отражает уровень нравственного развития личности. В свою очередь, неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускающие отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого, выступают важнейшими характеристиками нравственных качеств. Следовательно, эмпатия как безусловно положительное отношение к другому является нравственным качеством личности, в том числе и будущего профессионала.
Как показало наше исследование, для будущего профессионала характерен заниженный уровень эмпатии, что свидетельствует об ограниченном диапазоне эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Незначительные различия в показателях общего уровня эмпатии в различных учебных заведениях носят случайный характер, и фактор получения профессионального образования (начальное, среднее, высшее) не влияет на уровень развития эмпатии. Существенные половые различия в показателях общего уровня эмпатии обследуемой выборки связаны, скорее, с врожденной чувствительностью и отзывчивостью женщин и сдержанностью и невозмутимостью мужчин, а также с генетической предрасположенностью женщины к дружелюбию, согласию и со стремлением с пониманием относиться к проблемам другого человека.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости формировать у будущих специалистов нравственный мотив действий в пользу другого человека, умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, т. е. культивировать развитие эмпатических способностей.
Исследование эмпатии и других нравственных качеств будущего профессионала на стадии профессиональной подготовки позволит в условиях модернизации современного профессионального образования, предусматривающей возрастание социальной ответственности систем профессионального образования в целом и коллектива каждого учебного заведения за личностное и нравственное развитие человека, разработать пути и способы нравственного самосовершенствования и самореализации развивающейся личности.
Литература
- Архангельский Л.М. Моральные качества личности и основные аспекты их изучения. М., 1980.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и восприятие: Пер. с англ. М., 1986.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.
- Бохард А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологии // Иностранная психология. 1993. № 1.
- Бражникова А.Н. Психология нравственности профессионала. М., 2009.
- Выговская Л.П. Эмпатичные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4.
- Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. CПб., 2001.
- Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения личности и группы: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2010.
- Медведев Ю.В. Моральные качества субъекта // Моральные качества личности и основные аспекты их изучения. М., 1980.
- Мельник Е.В. Эмпатия как фактор успешной профессиональной деятельности// Психологическая безопасность, устойчивость, пстихотравма: Сборник научных статей по материалам Первого международного форума/ Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионесу, Л.А. Регуш. СПб., 2006.
- Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
- Петропавловский Р.В. Значение и ценность морали для личности // Мораль, сознание и поведение / Под ред. Р.В. Петропавловского. М., 1986.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
- Юревич А.В. Нравственное состояние современного Российского общества/ Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2942
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 29
Скачиваний
Всего: 5381
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5